Исследование фронтового пути прадеда
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 87.19 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Фронтовой путь моего прадеда
Константина Владимировича Оцимика».
Выполнила:
Надеждина Екатерина
ученица 10 «А» класса
МОУ «Усть-Баргузинская СОШ»
Научный руководитель:
Кокорина Л.Н.
учитель истории и обществознания
п. Усть-Баргузин, 2010-2011 учебный год
Структура работы:
1. Введение.
2. Основная часть.
Глава 1. «Без памяти прошлого невозможно понять настоящего…»
1.1 Подвиг моего прадеда.
3. Заключение
4. Список литературы.
5.Презентация
Ветеранам.
У ветерана по щеке слеза скатилась,
Когда про «журавлей» со сцены донеслась.
Простая и щемящая сложилась
Та песня, в память вдруг оборотясь.
Что вспомнилось седому ветерану?
Кровавый бой иль смерть друзей в аду?...
Я тоже носовой платок достану
И на колени, молча, припаду.
Спасибо вам, за подвиг ваш высокий.
Простите, что ничем не помогли,
Но эту память старины глубокой
Мы в сердце через годы пронесли.
Мы всех вас нынче поимённо вспомним.
Когда придёт уж наш последний час,
Быть может тоже список тот пополним.
Но только не сегодня, не сейчас!
Не надо нам ни подвигов, ни славы,
Не надо нам ни слёз и ни смертей.
Не надо больше нам войны кровавой.
Пусть будет мир на всей земле моей!
Введение.
Война – это самое страшное событие в истории каждого народа, но, несмотря на это в истории человечества произошло много войн, которые несли смерть, разрушения, страдания миллионов людей. В Великой Отечественной войне советский народ одержал победу, понеся огромные потери. Несколько десятков миллионов человек погибли, сотни городов были разрушены, нанесен огромный экономический ущерб. Но, несмотря на все трудности, наши деды и прадеды смогли отстоять независимость нашей Родины. Каждый человек внес свой вклад в эту победу. Кто–то трудился в тылу, кто–то лицом к лицу с врагом сражался на поле боя.
Огромное количество произведений написано о Великой Отечественной войне, о подвигах наших солдат, но много есть и неизвестного. Невозможно проследить судьбу каждого воина. Все дальше и дальше уходит от нас война 1941 -1945 года. Но в нашей семье об этом будут помнить всегда. Эта память священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности. Но сейчас многие люди начинают забывать эту страшную войну…
Я с самого раннего детства знала о том, что мой прадед воевал на войне, но только эти рассказы я слышала не от него самого, а от отца.
Когда я родилась, прадеда уже не было в живых, но моя семья с гордостью хранит все его воспоминания, документы военных лет. Поэтому я решила исследовать его фронтовой путь в рядах Советской Армии. Ведь это вклад моих предков в победу над фашистами.
Данная тема выбрана мной не случайно, так как в 2010 году наша страна празднует 65–летие победы над фашистской Германией.
Передо мной встала цель : проследить фронтовой путь прадеда по семейному архиву и материалам, найденным в исторической литературе.
Объектом исследования является: знания современных школьников о ВОВ.
Предметом исследования является: фронтовой путь моего прадеда К.В.Оцимика.
Методы исследования: научно-поисковый, социологический опрос учащихся Усть-Баргузинской СОШ. Раннее о прадедушке рассказывали мои тётя Надеждина Настя и двоюродная сёстра Надеждина Ксения.
Новизна работы заключается в том, что был проведён анализ комплекса проблемы, связанных с патриотическим воспитанием учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть применены в преподавательской деятельности (классные часы).
Своё исследование я начала с того, что мы изучали улицы нашего посёлка, в честь кого они названы. Меня заинтересовало, а знают ли учащиеся нашей школы кто такой К.В.Оцимик (мой прадед). И провела опрос в школе у учащихся 5-11 классов. Вот что получилось.
Был проведён опрос:
1. Кто такой К.В. Оцимик?
2. Какой подвиг он совершил?
5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы
10 классы.
11 класс.
И мы пришли к выводам, что большая часть учеников незнают кто такой К.В. Оцимик. Конечно, мне немного обидно, что они незнают ничего о моём прадедушке. И я решила исправить это. Хочу рассказывать сама о своём прадедушке, Герое Бурятии, Константине Владимировиче Оцимике.
Глава 1.
«Без памяти прошлого невозможно понять настоящего…»
1.1 Подвиг моего прадеда.
Всю Великую Отечественную войну мой прадед, Оцимик Константин Владимирович был артиллеристом (Слайд 1). Прошел свой боевой путь с 1941 по 1945 год. Но сначала я хотела бы рассказать о том, кем он был до войны.
Родился мой прадед в 1919 г. в небольшой деревеньке Карбаиновка Заиграевского района Бурятии. Его отец Владимир Станиславович и мать Мария Федоровна (мои прапрадедушка и прапрабабушка) занимались мелким крестьянским хозяйством. Он был внуком поляка, участника Лодзинского восстания рабочих в 1864 г. в Польше, сосланного в Забайкалье, по рассказам моей бабушки. В 1927 году Константин Оцимик поступил в школу, а после окончания восьми классов работает учетчиком в колхозе «Красный партизан».
В октябре 1936 года по решению общего собрания колхозников сельскохозяйственной артели «Красный партизан» мой прадедушка командирован на курсы бухгалтеров в город Улан-Удэ, после окончания, которых с мая 1937 года по сентябрь 1939 года работал в родном колхозе бухгалтером материальной группы. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что мой прадед был человеком с активной жизненной позицией, старался улучшить жизнь общества.
В сентябре 1939 года родители, провожая сына в армию, наказывали: «Костя, будь достойным защитником Родины». Он всегда помнил наказ родителей. С оценкой «отлично» оканчивает полковую школу 64-го отдельного пулеметного батальона, а затем в этой же части назначается комсомольским организатором.
Командование укрепрайона заметило молодого и старательного командира. В 1941 году он назначается заместителем командира роты по политчасти 64-го отдельного батальона. В этой должности он прослужил с начала Великой Отечественной войны и до 1943 года.
В 1943 году К. Оцимик становится слушателем курсов артиллерийского училища, которые успешно окончил в начале 1944 года.
В апреле 1944 года он направляется на Ленинградский фронт в качестве командира батареи 641-го армейского истребительного противотанкового артиллерийского полка 21-й армии 3-го Прибалтийского фронта.
В составе 641-го артполка он получает боевое крещение. О мужестве, отваге и хладнокровии командира батареи 641-го - истребительно-противотанкового артиллерийского полка говорит, в частности, такой случай.
Наши передовые части штурмовали немецкий город Гинденбург, завязав бои с противником на окраине города. Однако под губительным огнем фашистских танков и артиллерии советские воины несли большие потери и вынуждены были залечь и окопаться. Командир полка подполковник Угрюмов вызвал к себе лейтенанта Оцимика:
— Пехота несет большие потери. Приказываю: выдвинуть орудия батареи на прямую наводку и уничтожить танки противника!
—Есть прямой наводкой уничтожить фашистов! — последовало в ответ.
Выдвинуть орудия на прямую наводку — дело сложное и опасное. Если ты можешь стрелять по танкам в упор, то и сам открыт со всех сторон для противника и на тебе сосредоточат огонь все виды оружия врага. Здесь не последнюю роль играют слаженность расчетов, быстрота действий и меткий огонь. И действительно, как только батарея Оцимика выдвинулась на прямую наводку, танки противника, за которыми шла цепь контратакующих фашистов, сосредоточили огонь по советским артиллеристам.
Однако батарея быстро и дружно открыла огонь по танкам врага.
— Огонь! Огонь! Огонь! — только успевал командовать К. Оцимик. Поле боя покрылось дымящими кострами — это горели подбитые фашистские танки. Единицы их повернули назад, а пехота, на которую перенесли стрельбу наши артиллеристы, в панике бросилась врассыпную и отступила на исходные позиции, понеся крупные потери. Наши пехотные части на плечах противника ворвались в город, захватив при этом большие трофеи и несколько тысяч пленных гитлеровцев.
Противник решил начать контратаку. На опорный пункт одного из взводов батареи Оцимика, где в это время он находился, вышли два танка и до роты гитлеровцев. Перевес в силах был явно на стороне противника. Однако К. Оцимик и его бойцы не растерялись. От меткого огня из двух орудий оба танка, как свечи, загорелись, и дым от них потянулся в сторону врага. Продолжая вести огонь, артиллеристы уничтожили свыше 40 фашистов и захватили полковое знамя противника.
Чем ближе к Берлину, тем яростнее огрызались фашисты, тем упорнее они шли в контратаки. Советские солдаты забыли о сне и отдыхе, все были в невероятном напряжении. Враг, отступая, цеплялся за каждый бугорок, сопку, упорно дрался за каждый город, дом, превращенные им в долговременные оборонительные позиции. Сопоставляя даты, я пришла к выводу, что только в боях 19 и 20 марта 1945 года противотанковая батарея, которой командовал старший лейтенант Оцимик, отбила шесть контратак танков и пехоты противника, уничтожив при этом несколько танков и до 180 гитлеровцев. В рукопашной схватке старший лейтенант Оцимик лично уничтожил свыше 20 гитлеровцев, а его батарейцы взяли в плен 67 немецких солдат и офицеров.
Близился день окончательного разгрома гитлеровского рейха.
Советские войска добивали немецко-фашистских захватчиков в их собственном логове.
Часть, в которой служил К. В. Оцимик, двигалась дальше на запад, с боями занимая города и села фашистской Германии. 6 мая 641-й Одерский истребительно-противотанковый артиллерийский полк, входящий в 1-й Украинский фронт, получил задачу поддержать пехотные и танковые части в атаке для овладения городом Цобтен, основательно укрепленным фашистами и имеющим гарнизон в несколько десятков тысяч человек.
В наградном листе, который хранится у нас в школьном музее, на присвоение звания Героя Советского Союза об этом бое говорится так:
«...При овладении городом Цобтен 6 мая 1945 года старший лейтенант Оцимик с одним орудием первым форсировал водную преграду и выкатил орудие на прямую наводку на западную окраину Цобтена.
В этом бою батарея отбила семь контратак противника, уничтожив более 120 солдат и офицеров противника. Когда батарея была окружена фашистами, старший лейтенант Оцимик вызвал огонь на себя, что способствовало выходу из окружения. Будучи ранен в живот и ноги, не ушел с поля боя, командовал до тех пор, пока положение батареи не было восстановлено полностью».
Из рассказа моего отца я узнала, что прадед День Победы встретил в госпитале, куда он был направлен после боя за взятие города Цобтен. Здесь он узнает радостную весть: Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 июня 1945 года ему присваивается звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за героизм и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Эти награды свидетельствуют о том, что мой прадед был отважным воином и, принимая участие в каждом сражении, он вносил свой вклад в победу над фашистами. Эти два важных события были лучшим лекарством для его ран. Он быстро поправляется и в августе 1945 года вместе со своей частью—1628-м пулеметно-артиллерийским полком прибывает на восток, на Забайкальский фронт. Верные союзническим обязательствам, советские войска вступили в войну против милитаристской Японии и нанесли поражение миллионной Квантунской армии. В этих боях принимает участие и командир дивизиона Герой Советского Союза старший лейтенант К.В.Оцимик.
Долгие 4 года длилась война. Трудным был путь наших солдат к долгожданной Победе. А сколько их погибло, сколько пропало без вести. До сих пор поисковые отряды находят останки наших воинов в местах, где когда-то велись боевые действия. Благодаря им, многие семьи узнают о судьбе своих родственников.
После демобилизации в течение года он работает на руководящей должности в Улан-Удэ0нском тресте столовых, а с 1947 года — в системе Министерства внутренних дел БурАССР.
В июне 1963 года Константин Владимирович Оцимик после продолжительной болезни скончался в возрасте 44 лет и похоронен в городе Улан-Удэ. Его семья проживает в п. Усть-Баргузин.
Бурятский народ свято хранит память о Герое Советского Союза К. В. Оцимике. Одна из улиц города Улан-Удэ и посёлка Усть-Баргузин названа его именем.
Выполняя свою работу, я открыла для себя и для других фронтовой путь моего прадеда Оцимика Константина Владимировича.
Заключение.
Всматриваясь в прошлое России, видишь, что несколько раз в своей истории она стояла на грани исторического небытия. Но не было для неё испытания более страшного, трагического, чем война, в которую ввергли наш народ 22 июля 1941 года. Враг пришёл не для того, чтобы просто ограбить и подчинить. Он пришёл, чтобы истребить нашу страну, наш народ, истребить навсегда. Страдания и жертвы, понесённые народом, не поддаются уразумению и холодному анализу. Как такое можно было одолеть, пережить, вынести? И только несгибаемость советского воина, его мужество и героизм остановили захватчиков.
Мой прадед был одним из тех, кто не жалея своей жизни, боролся с фашистами. Я и моя семья гордимся, что он с честью выполнил свой долг перед Родиной. Благодаря ему, всем советским солдатам мы остались свободным народом.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть применены в преподавательской деятельности (классные часы). И мы бы хотели организовать патриотический клуб «Память» в нашей школе, где учащиеся могли бы узнать много нового о событиях, людях прошедших лет.
Выполняя свою работу, я открыла для себя и для других фронтовой путь моего прадеда Оцимика Константина Владимировича.
Список литературы:
1. Семейный архив.
2. Мой Улан-Удэ. Виртуальный город Улан-Удэ.
www.horlib.narod.ru/raion/Doc/ulitsy.htm
3. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945. Краткая история М.; 1969 г.
4. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь – справочник. Под общ. ред. М.М. Кирьяна. М.; Политиздат, 1988.
5. ru.wikipedia.org/wiki/.../Опалев—Ощепков
6. ОЦИМИК КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - Герои Бурятии
sites.google.com/site/geroiburatii/home/
8. Военная Литература. Мемуары., ч. 4,Вперёд на Запад! 2009 г.
9. Материалы школьного краеведческого музея
Рецензия на научно-исследовательскую работу.
В работе исследован фронтовой путь К.В.Оцимика, проведён опрос учащихся, что они знают о герое СССР.
Выбранная тема весьма актуальна на сегодняшний день, т.к. 2010 году мы отмечали 65 летие со дня Победы над фашистской Германией. И поэтому мы обязаны знать, свято хранить всё, что с этим связано.
Екатерина полностью самостоятельно провела все исследования, проанализировала материал.
Источниковая база исследования: документы, письма, воспоминания бабушки, родителей.
Работа построена последовательно, оформлена в соответствии со всеми требованиями.
Учитель истории и обществознания: Кокорина Л.Н.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Н. Гумилёв. Жираф
Философские стихи Кристины Россетти
Юрий Визбор. Милая моя
Как нарисовать портрет?