Тема моей работы посвящена исследованию истории села Шалы. Почему именно Шалы? – возможно, спросите вы. Когда ты гуляешь по этим заброшенным местам, где в недавнем прошлом стояло большое село, слышишь шум ветра, дышишь этим воздухом, который вдыхали люди сотни лет – это и есть история.
А.В. Шахматов – известный русский певец и публицист, сказал однажды: «Россия нуждается не в возрождении, а - в очищении и восстановлении». В моём понимании это обращение к предкам, к духовному нашему наследию.
В 2004 году благодаря инициативе иеромонаха Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря отца Мефодия (Канайкин Г.Е) и иерея Николая, жителей с. Атюрьева И. Неяскина и Ю. Петяйкина в Шалах установили два поклонных креста (один на месте церкви, другой – на могиле отца Василия (В. Светлов). У отца Мефодия зародилась идея строительства мужского монастыря на месте бывшего села.
Вложение | Размер |
---|---|
shaly_-_selo_kanuvshee_v_letu.doc | 779.5 КБ |
shaly_-_selo_kanuvshee_v_letu.pptx | 2.11 МБ |
МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа № 2»
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Шалы – село, канувшее в лету…»
Выполнила: ученица 9 «А» класса
Николаева Людмила Михайловна
Руководитель: учитель истории и
обществознания Мозгунова К.С.
Атюрьево
2017 г.
Цель и задачи научно-исследовательской работы:
Цель исследовательской работы: исследование истории села Шалы: период расцвета, упадка и начало духовного возрождения в XXI веке.
Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
Проблема: выявить и описать культурные особенности развития села Шалы в дореволюционный и современный период.
Объект исследования – село Шалы
Методы исследования: поиск информации; изучение литературы, исторических источников, источников сети Интернет; интервьюирование; наблюдение.
Хронологические рамки данного исследования с конца XVIII до 1917 года и начало XXI века.
Научная новизна работы состоит в том, что до настоящего времени мало исследована историческая и духовная преемственность села Шалы.
Научная значимость исследования в том, что в работе отводится внимание значительному периоду в истории села, особое внимание уделяется культуре и быту.
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, при оформлении музейной экспозиции. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории сёл и деревень района, к судьбам их уроженцев, к истории малой родины.
Название моей работы описывает ситуацию, сложившуюся не только в нашем родном Атюрьевском районе, но и по всей России. Сотни тысяч покинутых, обезлюдевших деревень в которых когда-то кипела жизнь: развивалось хозяйство, семьи растили детей, берегли и приумножали богатства родного краю в наследство будущим поколениям. Эта нить, которая связывает поколения, вечна, как и бессмертна память человеческая. Связь, однако, не всегда прочна, в силу ряда причин она прерывается.
В Атюрьевском муниципальном районе численность населения на 2017 год составляет 8650 человек. В районе 50 населённых пунктов и 11 сельских поселений: Аргинское, Атюрьевское, Большешуструйское, Дмитриево-Усадское, Каменское, Кишалинское, Курташкинское, Мордовско-Козловское, Новочадовское, Перевесьевское, Стрельниковское. Многие деревни перестали существовать: Базарная Дубровка, Зимовка, Куриловка, Сафаровка, Гремячево, Шалы.
Актуальность темы
Тема моей работы посвящена исследованию истории села Шалы. Почему именно Шалы? – возможно, спросите вы. Когда ты гуляешь по этим заброшенным местам, где в недавнем прошлом стояло большое село, слышишь шум ветра, дышишь этим воздухом, который вдыхали люди сотни лет – это и есть история.
А.В. Шахматов – известный русский певец и публицист, сказал однажды: «Россия нуждается не в возрождении, а - в очищении и восстановлении». В моём понимании это обращение к предкам, к духовному нашему наследию.
В 2004 году благодаря инициативе иеромонаха Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря отца Мефодия (Канайкин Г.Е) и иерея Николая, жителей с. Атюрьева И. Неяскина и Ю. Петяйкина в Шалах установили два поклонных креста (один на месте церкви, другой – на могиле отца Василия (В. Светлов). У отца Мефодия зародилась идея строительства мужского монастыря на месте бывшего села.
Шалы в прошлом село необычное, история его богата и насыщена. Заброшенное село отличается красочной природой, спокойствием и особой душевностью. История страны, города, села – это история человеческих судеб. Это давно забытое село знаменито своими уроженцами: на этой прекрасной плодородной земле располагалось имение богатого помещика Ф.Ф. Андронова, по его приглашению выступал знаменитый русский оперный певец А.П. Хохлов, родом из этого села мученица Мавра (Моисеева), протоиерей Василий Светлов, родились генерал – лейтенант Великой Отечественной войны П.И. Авдонин и его брат краевед, инвалид I группы, тоже участник войны Н.И. Авдонин, ещё один участник войны рядовой Иван Сергеев, обретший покой на родине лишь в 2014 году.
Сегодня мы мало знаем о сёлах нашего родного края, их культуре, истории и вкладе в процветание района и страны. Историческая наука не стоит на месте, она предлагает новые варианты методологии исследования. Министерство образования и науки РФ предложило новый историко-культурный стандарт. Простым языком говоря, историю можно и нужно изучать через культуру, характер и быт народа.
Актуальность данной проблемы несомненна. Во-первых, в 2007 году из учётных данных было исключено село Шалы Аргинского сельсовета и мы должны сохранить как можно больше информации, сведений о нём, во-вторых, идут работы по восстановлению духовных святынь села. Проведённое исследование направлено на восполнение пробела знаний об этих колоритных местах. Работа посвящена быту, культурному и духовному наследию Шал.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. История одного забытого села……………………………….6
1. 1 Дореволюционное прошлое села………………………………….6
Глава 2. Шалы – будущий духовный центр Мордовии…………….11
2.1 Отец Мефодий и его духовная миссия…………………………...11
2.2 Паломничество в святую обитель………………………………...14
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………....17
Приложения…………………………………………………………….18
Глава 1. История одного забытого села.
1. 1 Дореволюционное прошлое села.
Шалы в недавнем прошлом было богатое, русское село, окружённое лесами. Сейчас на его месте огромное поле, раскинувшееся в изгибе рек Яваса и Лячи. Село граничило с четырьмя района Республики Мордовии: Атюрьевским, Торбеевским, Темниковским и Зубово-Полянским, уютно расположившись меж ними.
Наша республика славится своей уникальной природой, которая питает её жителей и заряжает энергией. Место, где располагалось село и по сей день привлекает внимание человека яркими природными красками, чистым воздухом, лесными богатствами.
С чего начинается изучение истории села, города, страны? Конечно, с названия, которое раскрывает нам прошлое населённого пункта, как открывает имя человека его характер. Топонимика по-разному даёт характеристику названия села.
По версии старожилов, которые пересказали старинное предание, на склоне горы около речки протекал родник, который был со всех сторон обложен дубовыми пластинами, напоминавшими чашу больших размеров. Чаша на мокшанском языке звучит «шава». Со временем название трансформировалось в Шалы, возможно, из-за ошибок подьячих, написавших топоним на новый лад. Эта гипотеза подтверждается и историческим источником, одноимённое село в Ельниковском районе встречается в письменных источниках 17 века, как «Шава». Ещё одно доказательство можно найти в лексике кишалинской мордвы. Старое поколение жителей Кишал произносят «Шава» вместо Шалы.
Сохранилась и другая версия топонима «Шалы». В этой местности в древности в лесах «пошаливали» разбойники, которые грабили богатых проезжих - купцов, помещиков, служилых людей.
Известный мордовский краевед И.К. Инжеватов предложил следующую гипотезу, что два названия Кишалы и Шалы имеют общее происхождение – «кешаляй» (Кишалы). Он относит наименование Шалы к мокшанскому словосочетанию «кешаляй» - дегтярный овраг.
Основание села Шалы (Шава) произошло примерно в конце XVIII – начале XIX века. Почему называется эта дата?
Если спросить современного человека: «Чем отличается село от деревни?» В ответ можно услышать многое, например, что в селе больше домов, или есть больница и школа. Лет 100-200 назад на данный вопрос ответили бы просто и лаконично: «В селе есть церковь».
Наличие церкви было главным отличительным признаком села. Следовательно, можно сделать вывод, что село строилось вокруг церкви. Можно, но нет, церковь возводили уже после основания села. Но откуда же тогда взялось утверждение, что годом возникновения села считается год открытия в нём церкви? Потому что сельский народ был преимущественно неграмотным, читать и писать могли только священнослужители и монахи. Они делали записи в церковных метрических книгах по годам, в которых писали имена, родившихся детей, указывали фамилию и имена родителей, духовных восприемников (крёстных), указывали сословие, из которого происходила семья, национальность, их возраст, место жительства; имена и фамилии жениха и невесты, сочетавшихся браком, сословие, возраст, место жительства; имена и фамилии, возраст, сословие, место жительства и причину смерти умерших. Служители церкви и монастыря вели также учёт церковных построек и монастырей.
По вышеназванной причине, период строительства церкви совпадает с началом летописи села Шалы.
В конце XVIII – начале XIX века в селе на средства помещицы Улыбшевой была возведена кирпичная холодная трёхпрестольная церковь, получившая имя в честь святого мученика Иоанна Воина, великого помощника в скорбях и обстояниях. В 1812 году была завершена последняя постройка. После 1870-х годов действовала как самостоятельный приход (раньше приписана была к Никольской церкви в Кишалах).
По сохранившейся фотографии 1950-х годов (см. приложение 1), попробуем дать характеристику этого архитектурного памятника. Для начала нужно определить стиль, в котором выполнена церковь.
В конце XVIII – начале XIX века в культуре Российской империи на смену пафосному, вычурному барокко приходит новый стиль в искусстве – классицизм (ампир). Одной из важнейших черт данного архитектурного стиля является обращение к античному зодчеству (архитектура Древней Греции и Древнего Рима). Вспомните знаменитый храм Парфенон, построенный в честь богини Афины, покровительницы главного города области Аттики и всей Эллады. Перед глазами всплывает образ фасада храма, который венчают величественные колонны, постройка имеет чёткие геометрические формы. Именно строгость и чёткость форм, арки, колонны нашли своё воплощение в памятниках стиля классицизма.
Шалинская церковь подходит по периоду возведения ко времени царствования в архитектуре стиля ампир, с его классическими канонами. Если мы посмотрим на фотографию Иоанновоининской церкви (см. приложение 1), то обнаружим, что храм венчает купольная ротонда с прямоугольным портиком, характерная для классицизма. Во-вторых, центральная часть здания эффектно выделена (на переднем плане церкви можно увидеть четыре колонны, на которых лежит антаблемент – верхняя горизонтальная часть сооружения) и выдвинута вперёд, что тоже является характерным признаком данного стиля. В целом все постройки церкви выдержаны в строгих геометрических формах (высокие прямоугольные окна в арочных нишах и арочные дверные проёмы). Неслучайно, именно церковь в стиле классицизма была построена на средства помещицы Улыбшевой, этот стиль очень полюбился русской аристократией.
Шалинские, оброчнинские и перевесьевские земли были пожалованы императрицей Екатериной II за службу отставному поручику Павлу Николаевичу Хрущёву (1733(34)- 1788(?)). В начале 19 века шалинские земли купили дворяне Жилинские.
После крестьянской реформы 1861 года имение в Шалах приобрёл кадомский купец третьей гильдии Филипп Фёдорович Андронов (1806-1875). Купец Андронов, как человек знающий своё дело, опытным глазом оценил, как выгодно использовать местные природные богатства. Огромные запасы леса стали сырьём для построенных Андроновым бондарных и столярных мастерских. Он наладил в этих краях пчеловодство, используя рамочные улья. На привольных лугах устроил пастбища для крупного рогатого скота. Крестьяне работали на земле, получали хороший урожай ржи и картофеля, несмотря на то, что почвы в этой местности были песчаные и подзолистые, их удобряли ежегодно. Богатейшие купцы Темниковского уезда Андроновы построили два винокуренных завода. Андронов Филипп Фёдорович был похоронен на сельском кладбище посёлка Кадома Рязанской области (см. приложение 2), где находится фамильный склеп купеческой семьи (см. приложение 3). После его смерти дело его продолжили двое его сыновей – Фёдор и Иван (третий сын Михаил умер раньше отца в возрасте 22 лет). Оба брата умерли в 1895 году и похоронены в п. Кадом Рязанской области. На массивном гранитном кубе высечены имена Андронова Филиппа Фёдоровича и трёх его сыновей. Иван (см. приложение 4) и Фёдор (см. приложение 5) названы купцами, а Михаил купеческим сыном (см. приложение 6).
Перед первой русской революцией 1905-1907 года бедняки Шалинской волости возили дрова по 20 коп. за 1 м3 на своих лошадях на заводы Андроновых. В эти годы Андроновы эксплуатировали трудоспособное население ни только Шал, но и Арги, Васильевки, Чудинки и Лавовки. Во время первой русской революции крестьяне устали от кабалы и подняли восстание, требуя улучшения условий труда, повышение оплаты труда. Один из наиболее смелых участников волнений в Шалах Фатейчиков Филипп Никифорович был арестован и посажен в темниковскую тюрьму. Его освободили только благодаря двум Георгиевским крестам, которые он получил в знак верной службы царю и Отечеству. 2 ноября 1905 года был сожжён дом стрельниковской помещицы Кулунчаковой. Крестьяне села Шалы готовились к погрому имения Андроновых, но помещики успели вызвать отряд казаков, которые остановились в с. Стрельниково.
В 1911 году в Шалах побывал знаменитый оперный певец конца XIX века Павел Акинфиевич Хохлов, друг Ф.И. Шаляпина. Во время охоты на крупного зверя он случайно забрёл в шалинские леса, где Хохлова встретил помещик Д.Ф. Андронов и пригласил его погостить у себя в имении. Певец в знак признательности выступил с балкона барского дома Андронова. Он с большим воодушевлением исполнял русские народные песни и романсы перед жителями, собравшихся окрестных сёл и деревень. По воспоминаниям старожила В.А. Совцова (см. книгу «Земля Атюрьевская»), выступление слушали не только шалинцы, но и крестьяне Арги, Васильевки и Чудинки. Это был последний концерт П.А. Хохлова, после он уже не выходил на сцену Большого театра и не давал частных выступлений.
В народной памяти знаменитые купцы и помещики Андроновы закрепились, как обладатели огромного богатства. «Андронофонь капиталоц» («Андроновский капитал») – это старое мордовское выражение до сих пор используется в лексиконе атюрьевцев. Смысл устойчивого мордовского выражения - богатство небывалых размеров.
На 1862 год в селе Шала (Ляча) насчитывалось 65 дворов, 590 жителей, среди которых лиц мужского пола 300 чел., женского пола 290 чел. В документе учтены следующие постройки – православная церковь, мельница, винокуренный завод, базар (см. приложение 7). К 1914 году численность населения возрастает до 1 тыс. 316 чел., из общего числа населения лиц мужского пола 640 чел. и женского пола 676 (см. приложение 8). В данном документе упомянуты два престольных праздника села – 30 июля (День Иоанна Воина) и 21 ноября (Собор святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных бесплотных сил). Согласно народным поверьям, праздник этот ознаменовал начало посевных работ – особое внимание земледельцев заслуживала рожь. В Михайлов день принято было переводить домашний скот на зимний корм, заканчивались сельскохозяйственные работы, и крестьяне в течение недели гуляли. Престольные праздники села Шалы характеризуют основной вид хозяйственной деятельности крестьян – земледелия. Праздники посвящены периоду сельскохозяйственных работ. Если говорить о земле, село владело 623 десятинами земли (примерно 679 гектарами). По причине безземелья крестьяне вынуждены были работать на заводах Андроновых. В селе была земская школа.
Наступает 1917 год – переломный в истории страны.… После Октябрьской революции в селе устанавливается советская власть. Безусловно, жизнь продолжалась в селе. Люди по-прежнему радовались удачам, переживали невзгоды. Одним из таких горестей оказалось – закрытие храма, его отняли у верующих и постепенно разрушили, а священнослужители подверглись гонениям.
Глава 2. Шалы – будущий духовный центр Мордовии.
2.1 Отец Мефодий и его духовная миссия.
Страна наша славится не только природными богатствами (нефть, газ, драгоценные камни), истинная слава заключается в широкой, как река Енисей, душе русского человека. Русский дух не удалось победить ещё никому – ни поляку, ни французу, ни немцу. В чём же наша сила? Обращаясь к русской классике, народным преданиям и легендам мы находим ответ на поставленный вопрос. Сила в правде, а, правда - это Бог. Человек всю жизнь задаёт себе вечный вопрос – в чём смыл жизни? В любви…Любовь – это Бог. Он во всём. Все наши мысли, поступки, чувства пронизаны этим великим чувством. Любовь Божья помогает нам находить ответы на многие волнующие нас вопросы. Ни случайно в трудной жизненной ситуации мы идём именно к нему. Он вдохновляет нас на подвиги – ратные и мирские.
«Уроженец Атюрьева задумал основать отшельническую обитель много лет назад. Говорит, идея была послана Свыше, но реализовать ее долгое время не удавалось» - пишет в своей статье корреспондент газеты «Столица С» Ольга Старостина, посетившая Шалинскую обитель в 2015 году.
Исчезнувшее некогда богатое село Шалы сейчас окружено густым непроходимым лесом, на его месте идут работы по строительству святой обители. В жаркое засушливое лето 2010 года пустырь был выжжен, сейчас на нём возведены домовой храм и гостевой домик. Сейчас пока там никто не живёт, но в ближайшем будущем в скит планирует поселиться иеромонах Мефодий (Г.Е. Канайкин) из Иоанно-Богословского Макаровского монастыря (см. приложения 9, 10).
Почему именно это место выбрал отец Мефодий?
В конце XIX века в 1875 году в селе Шалы Темниковского уезда Тамбовской губернии родилась мученица Мавра Моисеева. Родителями её были крестьяне-середняки. После 1917 года Мавра часто ходила молиться в храм в селе Шадыме (Ковылкинский район) и начала сбор средств для ремонтных работ в храме. После завершения работ она была арестована. Её назвали «участницей религиозной контрреволюционной организации», обвинили в предоставлении дома для нелегального сбора священнослужителей. Приговор привили в исполнение 10 августа 1937 года. Жертву «ежовщины» реабилитировали в 1989 году. В 2000 году Мавру причислили к лику святых новомучеников.
Последним священником Иоанно-Воинской церкви был Василий Светлов (см. приложение 11), приехавшим в Шалы из Тамбова. Слава об отце Василии разнеслась по всей мордовской земле и далеко за её пределами. Старец обладал даром предвидения. Протоиерей Василий исцелял больных, прогонял бесовщину из человека. Он помогал всем, никого не прогонял. Отец Василий работал в приходской школе, преподавал все предметы сам. Священник был талантливым человеком, обладал музыкальным слухом. Именно по этой причине он руководил церковным хором, играл не нескольких музыкальных инструментах.
У отца Василия была большая крепкая и дружная семья: трое сыновей и пятеро дочерей. Все дети получили хорошее образование. Дочери окончили гимназии, две из них стали учителями. Сын Дмитрий стал военным инженером на заводе в городе Иваново. На долю детей, однако, выпало немало бедствий. Особенно тернистая судьба была у сыновей Пантелеимона и Владимира, избравших отцовский путь и ставших священниками.
Пантелеимон, старший сын, служил в эскадрильи лётчиком-инструктором на Дальнем Востоке. После Октябрьской революции вернулся в Мордовию и стал служить священником в церкви святого Андрея Стратилата в селе Морд. - Козловка. В 1930 году его арестовали, семью выгнали из дома. Из семерых детей: двое умерли, двоих забрали родственники. Семья осталась нищей, без средств к существованию. В 1937 году Пантелеимон вернулся с Севера, где отбывал наказание в лагере. В 1938 году его вторично арестовали и расстреляли.
Младший сын Владимир вместе с отцом служил в Шалах в 30-е годы. Его отца, больного и слепого старика, приехали арестовывать сотрудники НКВД. Увидев его состояние, расценив, что старец может не доехать, забрали его сына. В 1935 году Владимир погибает при невыясненных обстоятельствах.
У Владимира осталось двое детей: сын Анатолий и дочь Юлия. Дочь Юлия, которая проживала в Зубово - Полянском районе поведала монаху Мефодию историю их семьи, передала ему фото из семейного архива.
После ареста Владимира семью священнослужителя выселили из дома деда Василия. Им впоследствии предоставили пустующую избу, где вся семья (10 человек) ютилась в небольшой комнате. Они вынуждены были питаться грибами, ягодами, дикими яблоками, щавелем и лебедой, т.к. на работу их принимать было запрещено. В осеннюю пору семья собирала на вскопанных пустующих огородах мелкую картошку, листья капусты. Попавшим в опалу людям помогали жители близлежащих деревень. Люди продолжали приходить к наставнику за благословением.
В 1934 году умирает отец Василий. Проводить старца в последний путь пришли жители окрестных сёл и деревень. Органы НКВД отгоняли народ от дома священнослужителя и не разрешали выносить гроб. На четвёртый день после слёзных прошений старшей дочери покойного, Серафимы, народ отошёл от избы, но люди спрятались недалеко в лесу. Гроб разрешили вынести лишь ночью. Люди, несмотря на запреты, вышли проводить священника.
«Перед смертью священник попросил, чтобы его похоронили не возле церкви, как полагается по чину, а на сельском кладбище, — говорит монах Мефодий. — Предвидел, что возле храма устроят силосную яму…».
Иеромонах Мефодий объясняет, почему именно в заброшенном селе Шалы должна быть пустынь. В 2010 году пожар поглотил все деревянные постройки (избы, заборы). Местность покрыта зарослями, ни намёка на присутствие человека не было. Образовалась настоящая пустыня. Густой лес, бескрайние поля, небо, чистый воздух - тишь и благодать. «Сам Господь огнём очистил место для монастыря» - утверждает монах.
По рассказам старожилов, в селе жила благочестивая женщина, которой было чудесно знамение, что в селе откроется пустынь. В ските этом поселяться 12 монахов…
Свою роль в исполнении желания Господа иеромонах объясняет словами внучки отца Василия Юлии Владимировны, которая сказала, что в роду их священников больше нет, а Мефодий станет их наследником. Несколько лет назад иеромонах получил благословение на строительство монастыря от предыдущего митрополита Варсонофия.
А началось всё с того, что 61-летний монах вспомнил рассказы старожилов о священнике Василие Светлове, чья могила находится на сельском кладбище. Вспомнились ему и рассказы о дарах прорицания и исцеления у отца Василия. Как одна женщина из Атюрьева, решившая замолить свой тяжкий грех (убийство мужа), на коленях прошла почти 30 км до Шал к протоиерею Василию. Рассказы эти он, конечно, услышал ещё в советские атеистические времена, когда работал в райисполкоме, но не придал им значения. Лет 12 назад Мефодий вспомнил их и решил отыскать могилу прозорливого старца. Благодаря помощи лесника, могилку обнаружили (см. приложение 12). Среди высоких зарослей виднелся чугунный крест. Могилу расчистили, теперь к ней идёт тропа.
2.2 Паломничество в святую обитель.
Добраться до Шал достаточно сложно, дороги нет, асфальт обрывается у д. Степановки и дальше лесная дорога. Но эти трудности нисколько не мешают людям посетить святое место.
5 сентября 2014 года иерей Николай Еремкин посетил место захоронения протоиерея Василия Светлова, где отслужил панихиду.
Отец Мефодий при активном содействии своего друга Василия Полькина построил купель на лесном источнике, келью для монаха, совмещённую с храмом, гараж и дровник, провёл водопровод и установил канализацию. Около здания бывшей библиотеки был построен гостевой домик для паломников.
Однажды побывав в этих местах зимой, я с интересом для себя открыла для себя и наличие купели, часовни, сельское кладбище и захоронение старца, чьё имя и историю его семьи я узнала, только начав исследовать историю создания Шалинской обители.
Когда входишь в дом, видишь комнатку, в которой располагается у окна стол, несколько стульев, аккуратно в буфете расставлена посуда, съестные припасы, которые привозят люди, посетившие скит. Во второй комнате построена печь. Поднявшись на второй этаж, можно увидеть две кровати. В доме на подоконнике лежит тетрадка, в ней записаны фамилии паломников и их слова благодарности и признательности.
В социальной сети «Одноклассники» создана группа, которая объединяет выходцев семей, ранее проживавших в селе Шалы. Они совершают поездки в родные места своих предков. Преимущественно многие из них живут в Зубово-Полянском районе. Я думаю то, что в заброшенном месте возрождается жизнь их, несомненно, радует. В этой группе я обнаружила ряд фотографий их поездок в Шалы. На одном из снимков (см. приложение 13) паломники сфотографированы с отцом Мефодием.
Жители Атюрьевского района также едут, чтобы поклониться святому месту. Сначала люди молятся перед крестом, который возведён на месте разрушенного Иоанно-Воинского храма, а затем другому, расположенному на могиле настоятеля храма отца Василия (см. приложения 14,12).
Инициатива иеромонаха Мефодия нашла отклик в сердцах многих. Работы продолжаются. На фоне богатой сочными красками природы, чувствуется благодатный дух этого места. Горькая судьба духовного пастыря Василия Светлова не омрачает светлую память о нём. Тропа к его могиле теперь не зарастает. Если народная память жива, будет и вторая жизнь у этих мест.
Заключение
В моей научно-исследовательской работе систематизирована имеющаяся информация об истории исчезнувшего села Шалы, раскрыты новые подробности об истории Иоанно-Воининского храма, судьбе настоятеля храма Василия Светлова и его семьи, связь прошлого и настоящего на основе связующей нити, тянущейся из прошлого семьи священнослужителя и знакомства иеромонаха Мефодия и внучки отца Василия, которая поддержала идею о возведении Шалинской святой обители.
Во-первых, располагавшаяся в русском селе Шалы церковь была построена на средства богатой помещицы Улыбшевой. Постройка сооружена в стиле классицизма. Период сооружения храма конец XVIII - начало XIX века является датой возникновения села. На основании записей метрической книги 1862 года можно судить о численности мужского и женского населения (300 м.п и 290 ж.п), количестве дворов (65), наличие построек – православной церкви, базара, мельницы и винокуренного завода. Адрес-календарь Темниковского уезда Тамбовской губернии раскрывает данные о престольных православных праздниках села – День Иоанна Воина (30 июля) и Михайлов день (21 ноября). Праздники свидетельствуют о роде занятий населения – крестьян, сезоне сельскохозяйственных работ. Записана общая численность жителей села – 1316 чел., 640 м.п и 676 ж.п. и размер земли – 623 десятины (679 гектаров).
Во-вторых, в историю села вошла богатая купеческая семья Андроновых, на заводах которых работали крестьяне Шалинской волости. В наше время имя Андроновых всплывает в лексиконе – «Андронофонь капиталац» (богатство небывалых размеров). Была обнаружена информация о месте захоронения купца Филиппа Фёдоровича Андронова и его сыновей Ивана, Фёдора и Михаила. Сравнительно недавно на сельском кладбище посёлка Кадома Рязанской области был найден фамильный склеп кадомского купца Ф.Ф. Андронова. На фотографиях можно увидеть гранитный куб, на гранях которого написаны имена покоившихся, годы жизни, а также род занятия. Андроновы способствовали духовному и культурному развитию жителей села. Они жертвовали деньги храму, в котором располагалась начальная школа, в которой преподавал настоятель храма отец Василий. Фёдор Филиппович Андронов организовал также выступление знаменитого русского оперного певца, артиста Большого театра, П.А. Хохлова.
В-третьих, судьба настоятеля Иоанно-Воининского храма отца Василия Светлова отражает духовную миссию праведного человека, отдавшего свои силы служению Богу и людям. Последний священнослужитель шалинской церкви слыл в народе старцем, обладавшем даром исцеления недугов и прорицания будущего. Человек от природы талантливый, отец Василий занимался культурно-просветительской деятельностью: обучал крестьянских детей в школе при храме и руководил церковным хором. В 30-е годы старец вместе с сыном Владимиром продолжал служить в храме. Его старого больного старика приехали арестовывать органы НКВД, видя его немощь, решили забрать лишь сына. Судьба сыновей Пантелеимона и Владимира, которые продолжили путь отца – стали священниками была тернистой, как и всех служителей церкви, они умирают в 30-е годы. Отец Василий умер в 1934 году. Органы НКВД не допускали людей, пришедших проститься со старцем. Но народ всё равно, прячась, но шёл за гробом покойного.
В-четвёртых, родом из Шал мученица Мавра Моисеева, которая стала жертвой репрессий, направленных в отношении церкви. Святая Мавра (причислена к лику в 2000 году) была расстреляна в 1937 году, в приговоре её обвинили в «религиозной контрреволюционной деятельности».
В-пятых, иеромонах Иоанно-Богословского Макаровского монастыря отец Мефодий (Канайкин Г.Е), вспомнив рассказы старожилов села о последнем священнослужителе храма Василие Светлове, рассказах о его делах: исцелении больных, изгнании бесовщины и т.д., пришёл к мысли о строительстве обители на месте заброшенного села.
Старожилы когда-то рассказывали, что в Шалах жила благочестивая женщина, которой было чудесно знамение, что в селе откроется пустынь. В ските этом поселяться 12 монахов…
Изучив историю села и его духовных пастырей, сомнений в правильности выбора места для будущего монашеского скита не возникает.
После того как не осталось ни одного жителя, при пожаре в 2010 году сгорели практически все постройки, место это стало пустыней. По-мнению, отца Мефодия: «Сам Господь огнём очистил место для монастыря» - утверждает монах в интервью газете «Столица С». Отец Мефодий нашёл заброшенную могилу и к ней теперь идут поклониться паломники. Юлия, внучка старца Василия и дочь священника Владимира в беседе с иеромонахом, назвала его наследником их семьи, т.к. больше никто семье Светловых не пошёл по духовной стезе.
Таким образом, село Шалы, словно птица феникс возрождается из пепла, правда уже в ином обличие. В будущем на месте опустевшего русского села будет стоять мужской монастырь. Благословение отец Мефодий получил от предыдущего владыки митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия. Надеемся, в скором будущем его духовная миссия реализуется, и Шалы станут одним из духовных центров Мордовии.
Список использованных источников:
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложения 9,10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Слайд 1
научно-исследовательская работа МБОУ «Атюрьевская СОШ №2» ученица 9 класса Николаева Людмила руководитель: учитель истории и обществознания Мозгунова К.С . « Шалы – село, канувшее в лету…»Слайд 2
Цель работы: проследить историю села Шалы: период расцвета, упадка и начало духовного возрождения в XXI веке. «Россия нуждается не в возрождении, а - в очищении и восстановлении» А.В. Шахматов
Слайд 3
выявить и описать культурные особенности развития села Шалы в дореволюционный и современный период Проблема
Слайд 4
Актуальность данной темы несомненна. Во-первых, в 2007 году из учётных данных было исключено село Шалы Аргинского сельсовета и мы должны сохранить как можно больше информации, сведений о нём, во-вторых, идут работы по восстановлению духовных святынь села. Актуальность
Слайд 5
Проведённое исследование направлено на восполнение пробела знаний о быте, культурном и духовном наследии села Шалы. Данная работа должна способствовать повышению интереса школьников к истории сёл и деревень района, к судьбам их уроженцев, к истории малой родины. Изучение истории и культуры села поможет сформировать условия для нравственного и патриотического воспитания учащихся. Гипотеза
Слайд 6
В конце XVIII -начале XIX века на средства помещицы Улыбшевой был построен храм Иоанна Воина в селе Шалы На снимке : Иоанновоининская церковь в 50-е годы XX века
Слайд 7
Послереформенный период (1862 г.)
Слайд 8
Предреволюционные годы (1914 г.)
Слайд 9
Купеческая семья Андроновых
Слайд 10
На винокуренных заводах Андроновых работали крестьяне Шалинской волости
Слайд 11
Андроновы способствовали духовному и культурному развитию жителей села На снимке: П.А. Хохлов на сцене Большого театра.
Слайд 12
Фамильный склеп купеческой семьи Андроновых
Слайд 14
Последний священнослужитель Иоанно-Воининского храма – Василий Светлов
Слайд 15
Святая мученица Мавра (Мавра Моисеева – родом из Шал)
Слайд 16
Иеромонах Мефодий – идейный вдохновитель и созидатель святой обители в Шалах
Слайд 17
«Сам Господь огнём очистил место для монастыря» - утверждает монах в интервью газете «Столица С»
Слайд 18
На снимке: могила отца Василия (Василия Светлова)
Слайд 23
Вторая жизнь села
Прекрасное далёко
Сказка об одной Тайне
Солнечная система. Взгляд со стороны
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Заяц-хваста