Проект по русскому языку "Искажение норм литературного языка в виртуальной сети Интернет .Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части представлены нормы современного русского литературного языка. В практической части представлены результаты анализа блогов, Интернет-чатов, социальных сетей. Представлены результаты опросов учащихся 11-17 лет. В приложении дан краткий словарь искаженных слов, которые чаще всего встречались в сети. Проект выполнили учащиеся 8 класса МБОУ СОШ с. Покровка Долинского района Сахалинской области. Руководитель: Гусев Валерий Михайлович, учитель русского языка и литературы. Дата проведения анкетирования: ноябрь, 2016 года
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 164.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЩОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. ПОКРОВКА
ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ
Искажение норм русского языка в виртуальной сети Интернет
Авторы: Баркова Ольга, Жукова Виктория, Якимов Евгений,
учащиеся 8 класс
МБОУ СОШ с. Покровка
Долинского района
Сахалинской области
Руководитель:
Гусев Валерий Михайлович,
учитель русского языка и литературы
с. Покровка
2016 г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………… 18
Список литературы……………………………………………………..20
Приложения………………………………………………………………21
Введение
Русский язык, всегда был, есть и будет величайшей ценностью для всех народов России. Именно он породил, сохранил, и будет всегда хранить русскую культуру как основу устойчивого развития всего человечества.
Язык – явление развивающееся, поэтому мгновенно реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами, избавляясь от ненужных. Мы изменяем свой язык. Вопрос – в лучшую ли сторону? Лев Толстой говорил: «Кто на каком языке думает, тот к такому народу и принадлежит». Любопытно, к какому народу принадлежим мы?
Если мы не умеем грамотно говорить и писать, мы вряд ли умеем грамотно мыслить. А если и умеем, то донести свою мысль становится гораздо труднее.
Общаясь на «компьютерном жаргоне», мы совершенно забыли о нашем родном, богатом и прекрасном русском языке. Я постоянно задаю себе вопрос: «А что с нами станет потом? Какое будущее нас ждет?» Возможно, мы будем общаться жестами и, вообще, забудем о русском языке, не говоря уже о его чистоте. В этом и заключается актуальность данной работы.
Цель моего исследования - выявить особенности и характер специального искажения норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
Задачи:
1. Выявить происхождения и особенности «сетеяза», как стиля современного русского языка в виртуальном пространстве;
2. Определить причины распространения, характерные черты словообразования и использования «нового» языка;
3. Выяснить отношения подростков-пользователей к «новому» языку.
4.Анализ литературы по данной теме.
Объект исследования: нормы русского литературного языка.
Предмет исследования: отношение к новому сетевому языку пользователей виртуальной сети Интернет, учащихся нашей школы.
Методы исследования:
Гипотезы: я предполагаю, что:
1) для подростков «сетеяз» является одним из новых, модных, популярных веяний, имеющих распространение в сети Интернет;
2) большинство подростков сети Интернет положительно относятся к сетевому языку;
3) подростки предполагают в будущем использовать сетевой язык, как основной язык виртуального пространства.
Языковая норма – это правила употребления слов, их произношения и правописания. Это образцовое, общепринятое употребление слов, словосочетаний, предложений.
Норма обладает некоторым набором признаков:
1) устойчивость нормы;
2) распространенность языкового явления;
Выделяются следующие типы языковых норм:
– нормы письменной и устной речи;
– нормы письменной речи;
– нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
– лексические нормы;
– грамматические нормы;
– стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
– нормы орфографии;
– нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
– нормы произношения;
– нормы ударения;
– интонационные нормы.
Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.
Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по
значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).
Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения друг с другом, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
Стилистические нормы - это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.
Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации.
Свободный, сильный, изысканный русский язык является одним из самых красивых и богатых языков мира. Его достоинства выражаются в огромном словарном запасе, богатстве синонимов слов, подвижностью ударения, гармоничном синтаксисе и т.д. Однако и у этого великого и могучего языка есть ряд острых проблем. Например, тревогу вызывает
проникновение в нашу речь большого количества иностранных слов и выражений, а самое страшное нарочно допускаются орфографические и пунктуационные ошибки, сокращают слова, пропускают отступ между ними. Иными словами, происходит искажения норм русского языка.
1.2 Появление нового языка для общения в виртуальном мире, проникновение его в реальную жизнь.
К большому сожалению, русский язык изменяется не всегда в лучшую сторону. Следуя модным тенденциям, современные люди начинают вытеснять родной язык, все больше отдавая предпочтения иностранным словам или искусственно созданным. Так возник «сетеяз» - новый стиль, широко распространившийся в интернете в начале XXI века.
Интернет сегодня – это всемирная компьютерная сеть, которая предоставляет удобный способ связи, обмена информацией и публикации материалов. Современный Интернет – это самостоятельное явление культуры. Без него немыслима ни экономика, ни политика, ни наука, ни даже элементарное общение.
Живое общение заменили социальные сети, в которых появился новый язык для разговоров в виртуальном мире, хотя всё чаще подобную сокращённую речь встречаешь и в реальной жизни. Есть у него и свои новые названия: "сетеяз", "новояз", "падонкаффский" "албанский язык", "альтернативный язык", "аффтарский текст", "лингвистическая монархия".
«Сетеяз», то есть "сетевой язык" – это интернет-язык, который обладает своими характерными чертами. К чертам «сетеяза» относятся:
- невнимание к правилам грамматики и орфографии или сознательное их искажение;
- нерегулярная пунктуация;
- обилие ошибок и опечаток;
- неформальность обращений;
- использование сокращений: нра (нравится), оч (очень);
- использование особых графических символов (например, смайлики, знаки улыбки);
- отсутствие деления на абзацы;
- образование новых слов и другие.
Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
По мнению психологов: «Ничего удивительного в этом нет. У детей, подростков и ребят постарше всегда было стремление отгородиться от «взрослой», общепринятой культуры и чем-то выделиться». То есть школьники и студенты, пользуясь словарным составом «сетеяза», хотят подчеркнуть собственную продвинутость, современность, посвященность.
Ещё одной причиной появления и распространения «нового языка» исследователи считают бедность словарного запаса пользователей. Предполагается, что родоначальники «албанского» языка на различных форумах и конференциях высмеивали пользователей, которые пишут правильно (грамотно).
Существует мнение, что предпосылкой для появления «албанского», стала потребность в создании набора эмоциональных клише той части пользователей сети Интернет, которые не удовлетворены смайликами или эмотиконами.
Основой «албанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, это своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «албанский».
Во-первых, правило: «пиши, как слышишь», во-вторых, написание в конце слов тех согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо
«красавчик»), и, в-третьих, использование на месте буквосочетания «сч»
буквы «щ». Из способов записи выбирается тот, который не соответствует орфографической норме — употребление «а» вместо безударного «о» и наоборот, взаимозамен безударных «и», «е» и «я», «цц» или «ц» вместо «тс», «тьс», «дс», также «жы» и «шы», «чя» и «щя» вместо «жи» и «ши», «ча» и «ща», «щ» вместо «сч» и наоборот, «йа», «йо», «йу» вместо начальных я, ё, ю, взаимозамен глухих и звонких на конце слова, оглушение согласных перед глухими звуками (кросафчег), причём вместо буквы «эф» в этой позиции может употребляться «фф» (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу).
Важно отметить, что лексика «албанского языка» выходит за пределы Интернета – слова «превед», «зачот», «аффтар жжот» можно встретить и в СМИ, и в рекламе.
Распространение «сетеяза» неизбежно снижает грамотность. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «аццких» слов, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Человек, который уважает себя, людей, которые его окружают, страну, в которой живет, прошлое своих предков, должен уважать и свой язык… Все более переходя на виртуальное общение, мы можем разучиться красиво говорить, да и что там красиво – можно разучиться говорить вообще.
2.1 Анализ переписки в социальных сетях, на форумах, сайтах, блогах, в SMS-сообщениях
Проанализировав словарный состав «сетеяза» пользователей виртуального мира, я провела языковедческий анализ и на его основании сделала несколько выводов: наблюдается активное нарушение орфографии, сокращение, слияние слов и многое другое. В таблице можно увидеть примеры написания различных слов «сетеяза». (Приложение №1).
Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев лексика
«нового языка» – экспрессивная и эмоционально окрашенная.
По своей сути письменное общение в Интернете гораздо ближе к устному, чем к письменному «бумажному» общению. Налицо обилие разговорных конструкций, определенная небрежность стиля, отсутствие пунктуации.
Так же я провела опрос среди учащихся нашей школы. Вот некоторые из тех вопросов, которые я задавала ученикам:
– Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в сети Интернет?
– Используете ли слова из «сетеяза» при общении?
- Популярен ли «сетеяз» среди ваших друзей?
- Станет ли «сетеяз» основным языком виртуального пространства?
Изучив ответы сверстников, я пришла к выводу, что слова «сетеяза» употребляют не только в письменной, но и в устной речи, так как это «модно», «ярко», «быстро», «удобно». Однако очень радует, что большинство школьников, соблюдают правила русского языка. На третьем же месте по значимости был ответ «не знаю», из чего следует, что многие сами не понимают влияния «сетеяза» на их грамотность.
3.2. Результаты исследования
Интернет-сленг - это социалект людей 12-22 лет, который бытует в среде моих сверстников, отличается разговорной, иногда и грубо- фамильярной окраской.
Наши исследования проводились среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ с. Покровка методом анкетирования и опроса.
Некоторые сленговые выражения в сети Интернет, которые мы наблюдали в нашем исследовании, внесены в словарик
В ходе исследовательской работы выяснилось, что социальные сети отрицательно влияют на речь учащихся. Примером этому могут быть допущенные ошибки на уроках русского языка и литературы в данных классах. При работе над ошибками выяснились следующие факторы:
- типичными ошибками, которые допускают учащиеся, являются слова:
«компьютер», его пишут через «а», потому что в интернет-сленге это слово звучит «капм»;
«короче» - сленг «кароч»;
«конечно» - сленг «конеш»;
«пожалуйста» - сленг «пжлст»;
«спасибо» - сленг «спс»;
«сейчас» - сленг «щя» и т.д.
Это происходит потому, что в сети подростки пишут свои сообщения, используя слова не так, как они должны правильно писаться, а как они произносятся, так быстрее. Конечно же, правила по русскому языку все ученики учат и применяют их на практике, но не могут же они себе позволить отстать от времени, быть несовременными. Это неправильное написание слов настолько часто, что подростки уже не различают реальности и виртуальности, поэтому эти слова используют на уроках и допускают ошибки.
Конечно же, в такой форме общения есть и положительные черты (быстро, удобно, доступно, современно, норма), но проводить время в интернете опасно не только для речи, но и для здоровья, и для психики.
С появлением социальных сетей люди в целом вернулись на много лет назад – в то время, когда человек не мог нормально общаться с другими людьми, сделать что-то элементарное своими руками.
Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как культурного, умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей русской нации неизбежна. Поэтому мы разработали памятки для подростков и их родителей с рекомендациями (Приложения 2,3).
Проведённое анкетирование, показало, что чаще всего школьники посещают социальную сеть Вконтакте (42%), на втором месте – Одноклассники (20%), Майл.ру (17%), Инстаграмм (12%), Мой Мир (7%).
Дата: 14.11.2016
Опрошено: 30 человек
Возраст: 11-17 лет
Вывод: наибольшей популярностью среди опрошенных школьников является социальная сеть Вконтакте и Одноклассники.
Для регистрации в соцсетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства.
Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории.
Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (63%), для чтения новостей и прослушивания музыки (24%). 13% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей.
Дата: 16.11.2016
Опрошено: 25 человек
Возраст: 12-17 лет
О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 82% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки.
Дата: 21.11.2016
Опрошено: 30 человек
Возраст: 11-17 лет
Вывод: как видно из диаграммы, большая часть опрошенных проводит ежедневно время в социальных сетях до 3 часов в день.
Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 27% заявило об обратном.
Дата:23 .11.2016
Опрошено: 32 человек
Возраст: 11-17 лет
Вывод: большинство опрошенных школьников считают времяпровождение в соцсетях полезным.
Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.
Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.
Перечислим их:
1. Влияние интернета на человека, на психику человека.
Влияние интернета на человека изучается психологами и социологами и они в один голос говорят о том, что влияние интернета на человека исключительно положительно, ввиду массы новых возможностей, которые несет в себе развитие мировой сети и всех сторон жизни, которые развиваются благодаря сети Интернет.
2. Влияние интернета на общество.
Наиболее очевидным влиянием интернета на общество является его информированность, которая растет на фоне роста пользователей интернета. Сегодня количество пользователей интернета растет "не по дням, а по часам" и каждый из них сидя дома в спокойной обстановке может выяснить любой вопрос, узнать любую интересующую его информацию, начиная от глобальных вопросов - смысла жизни или глобального потепления, заканчивая вопросами поиска ближайших к дому аптек или магазинов одежды. В интернете есть сайты практически любых тематик и с появлением в обществе каких-либо новинок появляются и новые сайты на данную тематику. Интернет решил многие общественные задачи, такие как связь общества с властными структурами, и связь государственных учреждений и общественных организаций с обществом. Интернет решил вопросы поиска людей, например интернет знакомства или задачи поиска людей, таких как одноклассники или дальние родственники. Интернет повлиял на развитие многих цифровых технологий, каналы связи, видео и фото, ведь при помощи интернета люди стали обмениваться цифровой информацией и возросла потребность в улучшении её качества. Общество стало ближе само себе, интернет стёр расстояния и границы государств.
3.Влияние интернета на ребенка.
Для детей в интернете тоже много интересного мультфильмы, игры, головоломки. Утолить детское любопытство интернет способен очень даже неплохо. Кроме того, развивается моторика, ведь для хождения по интернету надо нажимать много разных клавиш, развивается способность читать и быстро усваивать прочитанную информацию, как следствие развивается память. Что говорить - интернет для детей просто находка, а вот если ребенок будет изучать интернет вместе с родителями, тогда результат будет еще лучше, ведь они всегда подскажут и всегда оградят от ненужной информации.
4.Влияние интернета на культуру, образование, процесс обучения.
Примерно каждые два года в разных сообществах меняется сленг. Меняются термины и даже значения некоторых слов. Влияние интернета в этом смысле, ускорило появление новинок и расширило спектр. Вот вам пример - падонковский язык - мальчег, пальчег, перчег, жопег и т.д. этот сленг рожден интернетом. Кроме того, в обычный язык из интернета внедряется много новых слов – Айтишники (специалисты информационных технологий), юзать (использовать), машинка (компьютер), девайс (устройство), клава (клавиатура), аська (ICQ программа для отправки коротких сообщений с компьютера на компьютер) и многие другие коих не счесть. Несмотря на такой информационный штурм русского языка, в интернете всегда можно проверить орфографию при помощи поисковиков или других специальных сервисов. Влияние интернета на культуру заключается в возможности хорошо и полно изучить любой предмет, страну или историю. Образованность благодаря интернету повышается, повышается и культура. Кроме того, Интернет создал свою веб культуру, которую можно увидеть в сетевых ролевых играх, и сетевом общении. У каждого своя роль, своя аватарка, свои фотографии, свои дневники и свои рейтинги. Это кибер культура.
5. Пагубное, отрицательное влияние интернета на человека.
В интернете, как и во всем, необходима мера и предосторожность. Достаточно длительное пребывание в интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.
Заключение
В нашем проекте мы выявили его особенности, и как избавится от зависимости социальных сетей.
Так же узнали, чем сленг полюбился молодежи, и хороши ли последствия привыкания к нему. Узнали, какие грамматические ошибки встречаются в «коверканных» словах.
В заключение нашей научно-исследовательской работы можно сделать вывод, что развитие современного молодёжного сленга крайне многогранно.
Молодежный сленг показывает, как развивается общество на данном этапе. Конечно, к большому сожалению, в настоящее время он переполнен словами, не отвечающими никаким нормам русского языка. И это тоже показатель развития общества. Трудно себе представить, что всё это можно искоренить и вся молодёжь резко заговорит на русском литературном языке.
Сейчас сленг уже не является противопоставлением системе, как было раньше, но он является неотъемлемым атрибутом современной молодёжи. И именно сленг во все времена показывал то, как меняется мир: от послереволюционной разрухи до господства интернета, от контроля со стороны власти до практически полной свободы слова.
Меняется мир, меняются люди, меняются идеалы, меняются мировоззрения. Какие-то этапы развития не только отечественной, но и зарубежной молодёжи, до сих пор находят отражение в сленге, а про какие-то уже давно никто и не помнит.
Поколение молодых сменяются через пять – семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок «потрясно», «железно» – хорошо или оценок типа "пшено" – плохо, так хорошо распространенных в 60 – 70 годах 20 – века.
Опираясь на материалы, полученные в результате исследования, мы пришли к следующим выводам:
• наибольшая степень воздействия Интернет-языка проявляется в разговорной бытовой речи;
• Интернет-язык действительно является языковым явлением, которое оказывает заметное влияние степени свободной от нормирования, чем письменная речь;
• несмотря на недавнее появление в русской речи, часть слов из Интернет-языка перестала восприниматься как неологизмы и перешла в разряд общеупотребительных или специальных слов (например, термины и профессионализмы);
• отдельные языковые модели Интернет-языка, в частности жаргон, способны оказывать негативное воздействие на речь и мировоззрение некоторых молодых людей;
• интернет-язык не является той силой, которая может разрушить внутренние законы развития национального русского языка, лишив его самобытности.
Новый или старый, сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых.
Остерегайтесь «зомбирования» социальных сетей. Не забывайте норм русского языка. И старайтесь даже в сообщениях с друзьями писать правильно.
Мы считаем эту проблему актуальной, поэтому помимо памяток, которые мы составили для детей и родителей с рекомендациями, мы сняли небольшой фильм, с которым познакомили всех участников данного проекта.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Приложение 1
Характерные особенности «сетеяза»
(анализ комментариев в социальных сетях и на форумах)
Намеренное нарушение норм орфографии русского языка | Примеры
|
Употребление «а» вместо безударного «о» и наоборот | Пака, вада, пазитив |
Взаимная замена безударных «и», «е» и «я» | Рика, бида, песатель |
«цц» или «ц» вместо «тс», «тьс», «дс» | Нравица, сница, интиресуеца |
также «жы» и «шы», «чя» и «щя» вместо «жи» и «ши», «ча» и «ща» | Жыснь, чяй |
«щ» вместо «сч» и наоборот, «ш» вместо «чт» | Щастье, што |
Взаимная замена глухих и звонких на конце слова или перед глухими | Превед, кросафчег, пазитиф |
Взаимная замена глухих и звонких не только на конце слова | Дафай, афтар |
Взаимная замена твёрдых и мягких | Медвед |
Сокращения и аббревиатуры | СПС (спасибо), нра (нравится), прив (привет),оч (очень), чел (человек) |
Слияние слов воедино без пробела | Ржунимагу, патамушта |
Используется русское написание иностранных слов | Хай (hi-привет), бай (bi-пока), плиз (please-пожалуйста), го (go-идти) |
Словообразование суффикс -к- суффикс -ух-, -юх- суффикс -ов- суффиксом -яш, -к- | Любимка, леталка, ходилка Видюха, игруха (игровые) Стрелялово, ходилово Полезняшки, вкусняшки, обнимашки |
Стремление дать общеизвестным понятиям экспрессивное обозначение | Ацтой (скука, ерунда), пакедова (пока) |
Использование целых фраз и выражений | Че творишь? Чем страдаешь? (чем занимаешься?), не мороси (поменьше говори) |
Возможно сочетание двух и более приемов | Каменты рулят, убейсебяапстену! |
Хризантема и Луковица
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сказки пластилинового ослика
Ласточка. Корейская народная сказка
Рукавичка