Вложение | Размер |
---|---|
zemlyaki_vy_-_nasha_.docx | 35.37 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МКУ Управление образования Джидинского района РБ
МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция учащихся, посвящённая
100-летию Героя Советского Союза Г.А.Гармаеву
Секция «Почетные граждане Джидинского района»
Земляки, вы – наша история, наша гордость!
Автор:
Семёнова Валентина
ученица 7 класса
МБОУ «Джидинская СОШ»
Руководитель:
Морозова Оксана Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Джидинская СОШ»
Джида
2016
Оглавление
Введение 3
Ядыкин Василий Александрович 4
Белоплотов Филимон Дмитриевич 6
Логинова Людмила Ивановна 7
Семёнова Фарзана Сафиновна 9
Заключение 10
Приложения
Введение
Как правило, живя в большой стране, человек изучает историю страны и всего народа в целом, но очень часто ничего практически не знает об истории своей малой родины, о людях, которые жили в твоем селе, на твоей улице, чем они занимались, в каких исторических событиях они принимали участие.
Но история страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом приумножали богатство и мощь своей Родины. Они не думали о том, что о них узнают, и будут помнить, передавать их имена из поколения в поколение, они просто работали на благо людей, живущих рядом.
Село Джида – одно из самых больших сел Джидинского района, но у нас нет ни одного жителя, имеющего звание «Почётный гражданин Джидинского района». Чтобы устранить эту несправедливость, мы решили провести исследование и собрать как можно больше информации о людях, которые жили и живут в нашем селе и которые, по мнению наших односельчан, являются достойными этого звания.
Гипотеза исследования заключается в том, что в нашем селе есть люди, достойные звания «Почётный гражданин Джидинского района».
Цель нашей работы: собрать как можно больше сведений о жизни выдающихся жителей нашего села.
Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи:
1. выяснить у односельчан, кого из жителей села, они считают достойными звания «Почетный гражданин Джидинского района»;
2. собрать сведения о жизни и деятельности выдающихся жителей нашего села;
3. зафиксировать и обобщить сведения;
4. изготовить проектный продукт (мультимедийную презентацию);
5. сделать информацию об этих людях достоянием общественности и сохранить её для будущих поколений.
Объектом исследования стал жизненный путь выдающихся жителей нашего села.
Предметом исследования стала трудовая и общественная деятельность выдающихся жителей нашего села.
Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: получение и сбор информации, опрос, интервью.
Практическое значение работы. Результаты исследования могут применяться на уроках истории, краеведения, классных часах в школе.
Ядыкин Василий Александрович
Родился 30 января 1921 года в селе Утёвка Утёвского района Куйбышевской области. Отец умер, когда Василию было около десяти лет. Мать – Елена Дмитриевна, - чтобы прокормить детей, «завербовалась» на Дальний Восток на рыбные промыслы. В 1933г. семья переехала. Мать устроилась на консервный завод, а дети учились. Денег на жизнь не хватало, и, закончив 5 классов, Василий пошел работать на тот же завод.
В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Проучившись в «учебке», был отправлен в 1942-м году на Западный фронт, участвовал в боях под Белоруссией и Варшавой.
На подступах к Варшаве бойцы 260 саперной дивизии узнали от перебежчика о том, что фашисты согнали в костел более трехсот поляков, и готовятся к их уничтожению. В операции по освобождению заложников принимал участие Ядыкин Василий.
«Мы прошли по болоту незамеченными. В городке без особого труда нашли костел, смотрим, охрану несет один часовой. Бесшумно сняли его, сломали замок, открыли дверь, и говорим полякам: «Выходите, только тихо, без шума», - вспоминает ветеран.
Очень хорошо помнит ветеран первый бой, было очень страшно. Летали самолёты, била артиллерия, вся граница была озарена вспышками взрывающихся снарядов. Победу Василий Александрович встретил в Польше (Варшава) в звании сержант, командир боевого орудия, радости не было предела.
За освобождение Польши отдали жизнь около 600 тысяч советских воинов. В боях на территории Польши Ядыкин Василий Александрович был награжден медалью «За освобождение Варшавы». В боях за освобождение Варшавы был ранен в поясницу и левую руку. Демобилизовали в конце 1944 года.
В 1953-м году по призыву партии приехал в с. Боргой на освоение целины.
Василий Александрович устроился сначала в совхоз «Боргойский» заправщиком горючего сельскохозяйственных машин. Здесь познакомился со своей будущей супругой – Тетриной Валентиной Ивановной, тоже приехавшей по комсомольской путевке и работавшей в совхозе чабаном. Молодая семья решила переехать из села на овцеводческую ферму, затерянную в бескрайней Боргойской степи. Так оба супруга стали чабанами, выращивали племенных боргойских овец, чье мясо славилось далеко за пределами республики.
«Отрадным было то, что в степи уже стоял почти достроенный руками первых целинников дом. Дом достраивали все живущие в нем семьи. Жили дружно. Не голодали. Все время проводили в работе», - вспоминает старый ветеран. На вопрос: «Попробуйте вспомнить, как вы отдыхали, чем занимались после работы?» прямо ответил нам: «Некогда нам было отдыхать. Мы работали и работали, поднимая колхозы и своих детей».
В 1960-м году переехал вместе с семьей в районный центр – с. Петропавловку и работал до самой пенсии электриком в «Бурятсельэнерго». Затем переехал к сыну в с. Джида Джидинского района, где проживает до сих пор (Приложение 1).
За боевые заслуги Василий Александрович награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейными медалями, медалью Жукова. Его добросовестный труд отмечен медалью «За освоение целинных земель», званием «Ветеран труда». (В. А. Ядыкин, интервью. 2006 г.).
Белоплотов Филимон Дмитриевич
Родился 27 декабря 1923 года в с. Алентуй Читинской области. Отец был строителем, и семья переезжала с места на место к новому месту работы отца. В 1939 году отец был мобилизован и отправлен на Халхин-Гол, где вскоре и погиб. Семья Филимона осталась без кормильца, и он, закончив 7 классов, пошел работать в геолого-поисковую экспедицию, искавшую, как выяснилось уже много позже, месторождения урановых руд.
23 февраля 1942 года был призван в армию и отправлен на Урал в пехотно-минометное училище, эвакуированное к тому времени из Ленинграда. В сентябре 1942 года, получив военную специальность «минометчик-пулеметчик», был отправлен на фронт под Сталинград, в самое «пекло» войны. Был контужен, но вскоре встал в строй. Принимал участие в битве под Курском, в освобождении Белоруссии и Литвы. Войну закончил в Восточной Пруссии. (Приложение 2)
После войны Филимон Дмитриевич переехал с матерью в Бурятию, женился, появились дети. Демобилизовавшись из армии в 1947 году, Белоплотов Ф.Д. в поисках работы обратил внимание на объявление в газете «Бурятская правда», в котором говорилось, что при Кяхтинском сельхозтехникуме создаются годичные курсы бухгалтеров. Решил попробовать свои силы. В техникум отправился вместе с молодой женой. Директором и завучем техникума были бывшие фронтовики. Увидев перед собой абитуриента, одетого в военную форму (Филимон Дмитриевич прекрасно помнит, что в этой форме ходил более года, так как никакой другой «приличной» одежды просто не было) очень обрадовались, обнялись, разговорились – было о чем поговорить трем ветеранам сражений. Говорит, что, несмотря на задушевную беседу, сдавать экзамены по русскому языку, арифметике и «по Конституции» все же пришлось. Все сдал успешно, отучился и приехал в Джидинский район, работал главным бухгалтером в Бургалтайской МТС и на Желтуринской мельнице, с 1963 г. - главным экономистом в ПМК «Сельхозстрой» в п. Джида, откуда и ушел на пенсию в 1983 году.
За боевую и трудовую доблесть Филимон Дмитриевич награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу в Сталинградской битве», юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда». (Ф. Д. Белоплотов, интервью.2014 г.)
Несмотря на солидный возраст, ветеран и сегодня не сидит на месте. Его можно встретить на большинстве мероприятий, он часто выступает в школах и детских садах. (Приложение 3)
Логинова Людмила Ивановна
Школьные годы – годы незабываемые. Это целая эпоха в жизни каждого, время взлетов и падений, первых удач и первых ошибок, время, когда ты начинаешь понимать, что такое дружба, предательство, взаимопомощь и поддержка. Для многих она является самым ярким и светлым воспоминанием из детства. В стенах школы мы проводим много времени, даже больше, чем дома, здесь мы учимся, общаемся со сверстниками и учителями, от которых на протяжении всех лет учебы мы получаем огромное количество бесценных знаний, опыта и житейской мудрости, которые нам потом очень пригодятся в жизни. А самое главное - своими делами преподают нам главную науку - быть людьми. Перед учителями стоит нелегкая задача, а такие качества как ум, доброжелательность, открытость и понимание способствуют их верному решению. Я с гордостью могу сказать, что в моей родной и любимой школе много таких учителей, и об одном из них я хочу рассказать подробнее. Ещё Л.Н.Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель»,- эти слова с уверенностью можно отнести к учителю начальных классов Логиновой Людмиле Ивановне. (Приложение 4) Родилась Людмила Ивановна 23 сентября 1941 года на станции Селендума Селенгинского района, в семье железнодорожника. В 1958 году закончила Селендумскую среднюю школу. В родном селе не хватало рабочих рук. Людмила Ивановна, как человек ответственный, решила остаться поработать, хоть как-то помочь своим односельчанам. Один год она проработала токарем на Селендумском заводе, ещё один год - стрелочником на железной дороге. После ей предложили поступить в железнодорожный институт, но у неё была мечта – стать учителем начальных классов. В 1960 году «по воле своего сердца» поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище, которое окончила в 1962 году и была направлена в школу №38 города Улан-Удэ. (Приложение 5) Позже переехала в село Баян, где работала с первым классом. В 1965 году переехала в село Джида. (Приложение 6) Тридцать четыре года она учила сельских ребятишек, из них двадцать восемь лет в селе Джида, где живет уже пятьдесят лет. (Приложение 7) За годы своей деятельности была награждена благодарностями, грамотами администрации школы, районным отделом народного образования. Людмила Ивановна не только сама находилась в постоянном творческом поиске, но и всегда стремилась поделиться достижениями с коллегами. За высокие достижения в педагогической работе она была направлена Джидинским районным отделом образования на седьмой съезд учителей Бурятии в город Улан-Удэ. Все годы работы Людмила Ивановна была примером для молодёжи и коллег по работе. Она отмечена знаком «Отличник народного просвещения» и за добросовестный многолетний труд получила звание «Ветеран труда». Людмила Ивановна – мастер педагогического труда. Не одно поколение прошло через добрые руки и щедрое сердце этой женщины, и каждый ребенок был обласкан ее вниманием. Она постоянно следила за учебой и взрослением своих птенцов и в среднем звене, и в старших классах, была активным участником в жизни выпускников, с материнским напутствием провожая их в большую жизнь; интересовалась и дальнейшей судьбой своих воспитанников. Выпускники помнят её как человека чистой и солнечной души. Всегда была приветливой, энергичной и доброжелательной. На уроках её мягкий голос, добрые глаза обогащали учеников идеями, заряжая их оптимизмом и верой в свои силы. В каждом из своих учеников она видела целый мир, каждого изначально считала умным и талантливым. А взамен они отвечали ей любовью и повышенным интересом к получению знаний. Многие её ученики уже давно дедушки и бабушки, живут с ней в селе. И все говорят: «Людмила Ивановна – настоящий учитель и заслуживает самых красивых слов и высоких наград».
Семёнова Фарзана Сафиновна
9 мая 1929 года в деревне Кочелино в крестьянской многодетной семье родилась Фарзана. (Приложение 8) Родители моей бабушки Фарзаны трудились в колхозе. С 10 лет Фарзана доила корову, занималась хозяйством, даже сама строила изгородь. Летом ей приходилось трудиться в колхозе, в остальное время она посещала школу. У неё было 3 брата. Жили трудно. Работали от темна до темна. Но дети росли помощниками.
В 1941 году началась война, а ей было всего 12 лет. В 1942 году семья переехала в Бурятию и она работала в подсобном хозяйстве. Жили на полустанке, двое братьев работали на железной дороге, а самого младшего забрали в армию. В 1954 году шестнадцатилетнюю Фарзану перевели на железную дорогу.
За отличное содержание путей и работу награждена Всесоюзном вымпелом. Вымпел после ухода на пенсию подарила рабочему отделению. Будучи на пенсии она продолжила работать на железной дороге.
Она вырастила и воспитала шестерых детей. Трое дочерей получили высшее образование – врача, инженера, экономиста. Трое сыновей пошли по её стопам - на железную дорогу.
А сейчас бабушка помогает воспитывать внуков. Бабушку любят, уважают, ценят за её доброту, трудолюбие и терпимость. Мы все рады, что она среди нас. Всегда ласковым словом обогреет, и добрый совет даст.
Моя бабушка — удивительный человек. Несмотря на её годы, она энергична и неутомима, без работы не сидит ни минуты. Любимое занятие моей бабушки - огородничество. (Приложение 9)
-Наша бабушка всегда любит рассказывать истории из детства и молодости, мне очень интересно послушать, как они жили раньше. Бабушка любит побаловать внуков сладостями, напевает весёлые прибаутки-частушки! Бабушка очень добрый и справедливый человек Сталинской закалки, она очень трудолюбивая с самого детства всю жизнь она работала на железной дороге и до сих пор не сидит на месте. Моя бабушка Фарзана Сафиновна , это мой кумир и наставник!(К. Семенова, интервью 22.11.2015)
Моя бабушка ветеран труда, награждена многими юбилейными и правительскими медалями. (Приложение 10)
Заключение
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующему выводу. В жизни Ядыкина Василия Александровича, Белоплотова Филимона Дмитриевича, Логиновой Людмилы Ивановны и Семёновой Фарзаны Сафиновны главными ценностями были и остаются патриотизм и гражданственность, служение обществу. Это смысл их жизни. Не вызывает сомнения, что наши односельчане – истинные патриоты своего села, района, Родины. Они много сделали для развития и процветания нашего района. Они участвовали в спасении нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, вложили свою душу в воспитание молодого поколения.
На основе изученных материалов можно сделать следующие выводы: гипотеза нашего исследования подтверждена - в нашем селе есть люди, достойные звания «Почётный гражданин Джидинского района». Исследование позволило нам раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриот», «гражданин» и «гражданственность».
Гражданственность – это состояние души, высокие нравственные ориентиры, любовь к Родине, активная жизненная позиция.
Настоящий гражданин просто каждый день старается сделать хорошее для окружающих его людей, для страны.
Деятельный гражданин – это, прежде всего, человек, активно участвующий в общественной жизни.
Патриотизм - это почитание места своего рождения, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
Быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколения в поколение.
Думаем, что своим исследованием мы попытались внести определённый вклад в изучение истории своего села и района, и сумели открыть для других ранее неизвестные страницы.
В ходе работы мы не только расширили знания по истории своего села и района, но и приобрели новые исследовательские и коммуникативные навыки.
Материалы нашего исследования будут переданы в администрацию нашего села, библиотеку и будут использованы в учебно-воспитательной работе школы. И самое главное – мы продолжим наше исследование по выявлению выдающихся жителей нашего села. Своей работой мы хотим сказать: мы помним, мы гордимся, мы сохраним и расскажем своим детям. Связь поколений не прервется!
Есть в осени первоначальной...
Учимся ткать миленький коврик
Рисуют дети водопад
Фильм "Золушка"
Снежная сказка