Слово - не единственный способ общения между людьми. Существует вид общения без использования слов. Это невербальное общение.
Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rab_yazyk_zhestov_kak_eff.sp-b_vzaimopon.doc | 347 КБ |
Управление образования администрации муниципального образования
«Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
Научно – исследовательская работа
по теме: «Язык жестов как эффективный способ достижения взаимопонимания"
Работу выполнила
ученица 6 класса
Гороховская Александра
Руководитель:
Гуфайзен Елена Александровна.
Республика Бурятия, Баргузинский район,
п.г.т Усть-Баргузин
2016-2017 уч.год
Содержание
Введение.
I. Теоретическая часть............................................................................ 5
1. Историография вопроса. .......................................................................... 5
2. Классификация и особенности основных жестов
2.1. Жесты-иллюстраторы..............................................................................7
2.2. Жесты-регуляторы................................................................................... 7
2.3. Жесты-эмблемы(символы)......................................................................9
2.4. Жесты-адапторы .....................................................................................10
2.5. Жесты-аффекторы ..................................................................................10
II. Практическая часть ..........................................................................11
1. Опрос и результаты опроса. .......................................................................11
2. Выводы ........................................................................................................12
Приложение 1 «Результаты опроса" ..............................................................14
Приложение 2 " Жесты, проявляющие некоторые черты характера
и отношение к ситуации" ..............................................................................15
Приложение 3 "Соотношение по результатам опроса" ................................16
Литература ........................................................................................................17
Цель исследования:
выяснить степень влияния невербального общения на коммуникативность человека в обществе.
Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
1) дать историческую справку по изучению данной темы
2) исследовать классификацию жестов;
3) Провести опрос среди учащихся на предмет использования невербальных способов общения и выявления их пользы.
4) Проанализировать, сделать выводы.
Актуальность: В наше время вопрос общения является актуальным. Человек по своей природе социальное существо. Ему необходимо находиться среди людей и общаться с ними. Общение, порой, находится на одном уровне с основными потребностями, такими как сон, пища и вода. С самого своего рождения человек учится общению: изучает язык; культуру общества, в котором он живет; устанавливает новые контакты; сознательно экспериментирует со своими стратегиями поведения. Не всегда человеку удаётся выразить словами то, что хотелось, или понять, что хотел донести до тебя твой собеседник. Взлохматить волосы, сложить руки на груди или отвести взгляд – все эти жесты имеют определенный смысл, а расшифровать их – значит получить в руки главнейшее средство для того, чтобы быть готовым к любым непредвиденным ситуациям.
Опираясь на данную информацию, можно сформулировать следующую гипотезы:
Неречевое общение оказывает помогает и упрощает общение.
Неречевое общение оказывает усложняет общение.
Неречевое общение является неотъемлемой частью речи.
Практическая значимость исследования:
Просветительская - материалы исследования дают возможность расширить круг знаний подростков в области влияния невербальных приёмов для общения со сверстниками.
Ориентирующая – материалы исследования помогут сформировать собственное отношение к влиянию невербальных средств в общении;
Формирующая - помогает вырабатывать у учащихся навыки обдумывания и оценки поведения, помогает в выработке умелого ведения диалога.
Основная проблема, которую мы попытаемся решить - зачем людям нужен язык жестов. А сделаем мы это при помощи исследовательских методов. Первоначально мы обработаем источники и литературу по нашей теме. Затем составим вопросы для опроса и проведем его. Нами было решено опросить поколение подростков возраста 11-15 лет и старшее поколение (от 30 и старше). Обработав результаты опроса, мы постараемся сделать вывод и ответить на проблемный вопрос.
Использовались следующие методы исследования:
Поиск информации, изучение.
Анкетирование учащихся, родственников и знакомых.
Сравнение и анализ информации и формулировка выводов.
Обобщение статистическим и аналитическим методами.
Введение
Слово - не единственный способ общения между людьми. Существует вид общения без использования слов. Это невербальное общение.
Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по языку телодвижений А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.
К неречевым средствам общения относятся: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.
В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства.
1.Историография вопроса.
Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагалось держать голову высоко поднятой. Женщинам и детям, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности.
Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, был известен еще древним римлянам. Таким образом император давал знать после окончания поединка, оставляет он гладиаторам жизнь или нет.
В риторике, начиная с Цицерона, один из ее разделов посвящался внешнему выражению в поведении оратора.
Во времена Эразма Роттердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало не уважать собеседника. Руки в боки толковались как мужественный жест, допустимый в обществе военных. Гражданским же лицам этого жеста следовало избегать. Ученый советовал остерегаться тех, кто покашливает во время разговора. Он считал их лжецами.
На протяжении многих веков считалось, что если человек в чьем-то присутствии чешет голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает к собеседнику пренебрежение. Даже случайное соприкосновение с собеседником могло быть истолковано как грубое нарушение приличий.
Не случайно поэтому в ХVII-XVIII вв. в западных странах издавались книги, посвященные правилам хорошего тона. Например, в 1735 г. вышла в свет книга С. Ван Пара «Большая церемониальная книга о добронравии» объемом 500 страниц.
Первой книгой, полностью посвященной жестам, была работа Д. Балвера «Хирология: или естественный язык руки и хирономия, или искусство риторики рук». А Френсис Бэкон предложил даже создать науку о жестах. В конце XIX в. жесты стали изучать антропологи и психологи. В. Бунд, например, видел в жестах более примитивную форму самовыражения, чем язык, но имеющую с ним существенные общие черты. В 70-х гг. ХХ в. было издано несколько монографий о жестах (Эфрон [D. Efron, 1972]; Моррис с соавторами [D. Morris et al., 1979] и др.).
В России первой работой, посвященной языку тела, является сочинение С. Волконского, в котором автор излагает свою точку зрения на семиотику жестового общения как выражение внутреннего состояния человека.(http://lektsii.org/3-74754.html)
2. Классификация и особенности основных жестов
Существует несколько классификаций видов жестов. Автор многих книг о невербальных компонентах общения Дэвид Левис выделяет пять групп жестов в зависимости от их предназначения:
- жесты-иллюстраторы;
- жесты-регуляторы;
- жесты-эмблемы или символы;
- жесты-адапторы;
- жесты-аффекторы.
2.1.Жесты-иллюстраторы.
С их помощью поясняются сказанные слова, усиливаются ключевые и в результате лучше запоминаются моменты. Наиболее типичный пример - указание направления рукой. Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента и когда она сильно различается, собеседники чувствуют неловкость, хотя часто не могут понять причину такого состояния.
Применение жестов-иллюстраторов культурно обусловлено. Главное различие заключается в интенсивности использования жестов. Так, жители Средиземноморья активнее пользуются жестами, чем народы Центральной или Северной Европы.
2.2.Жесты-регуляторы играют очень важную роль в начале и в конце беседы. Одним из таких жестов является рукопожатие - традиционная и древнейшая форма приветствия. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку "видимой частью мозга".
Рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком вялые руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатии, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.
С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту особые значения. Когда ваша рука, захватывая руку другого человека, оказывается повернутой вниз ладонью, это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.
Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, это покорное рукопожатие. Оно бывает эффективным в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом положении, означает, что они оба испытывают друг к другу чувство уважения и доверия.
Пожатие прямой, не согнутой в локте, рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
Пожатие кончиками пальцев, когда вместо руки в ладонь партнера "вкладываются" только пальцы, идентично предшествующему жесту. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.
Пожатие с применением обеих рук (жест, называемый "перчаткой") означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям и выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.
Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера. Если она кладется на локоть партнера, то это выражает больше чувств, чем при захватывании запястья, если на плечо - больше, чем когда она находится на предплечье.
2.3.Жесты-эмблемы или символы используются для выражения физического или душевного состояния человека, но имеют вполне определенное значение, специфичное для каждой страны. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все хорошо", "все в порядке" и передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву "о". Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать "ноль", а в Японии - деньги.
Жест из указательного и среднего пальцев, обозначающий букву V – победа – в Европе воспринимается однозначно, но только не у англичан. У них имеет значение, какой стороной кисть повернута к собеседнику. Если этот жест сопровождается поворотом ладони к говорящему собеседнику, то он означает «заткнись». В европейской культуре человек, сообщающий о постигшем его горе, сделает скорбное выражение лица; вьетнамец же в этой ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать собеседнику свою скорбь и избавляет его от притворного выражения этого состояния. Арабы при общении стараются смотреть собеседнику прямо в глаза; японца же с детских лет приучают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи.
Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко.
Во-первых, для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть один символ, в то время как в другой - подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей.
Во-вторых, национальная специфика проявляется в том, что в разных культурах используются разные жесты-символы для обозначения одних и тех же или близких понятий. В частности, для того чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения и т.п., американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая тем самым пистолет. В аналогичной ситуации жители Папуа и Новой Гвинеи проводят рукой по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, сжатой в кулак.
В тех случаях, когда значение жестов не совпадает, могут наблюдаться курьезные случаи.
Русский бизнесмен, гостивший в Японии, желая показать хозяину, что он наелся, сделал жест "сыт по горло" (указательным пальцем правой руки слева направо провел под подбородком). Хозяин побледнел и опустился на стул. В японской культуре этот жест означает "Вы уволены", и японец решил, что русский сообщает ему плохую новость.
К жестам символам можно отнести различные салюты- жесты, означающие принадлежность к той или иной политической или общественной организации. Иногда жестом можно обозначить национальную принадлежность.
2.4.Жесты-адапторы сопровождают обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных случаях - почесывать затылок.
2.5.Жесты-аффекторы выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жалости, радости, открытости, искренности). Жесты, выражающие внутреннее состояние человека, как правило, не контролируются и выражаются у большинства людей сходным образом. Понимание этого языка называют "Чтением партнёра". (http://studme.org/181007137229/etika_i_estetika/klassifikatsiya_osobennosti_osnovnyh_zhestov).
II. Практическая часть.
Я подробно изучила все виды жестов и обнаружила, что я и мои одноклассники очень часто используют различные жесты в общении между собой, но никогда не придают этому особое значение. А насколько важно их использование? Можем ли мы вообще обойтись без них? Все ли ребята правильно понимают те жесты, которые они используют, умеют ли их расшифровывать, осмысливать? Отличаются ли жесты моих сверстников от тех, которые используют взрослые?
У меня накопилось много вопросов. Чтобы ответить на них, я решила провести исследование. Для этого я подготовила ряд вопросов и провела анкетирование среди учащихся возраста 11-15 лет и среди взрослых (знакомых и родственников).
Опрос и результаты опроса.
Отметь жесты, которые ты часто используешь "+", не используешь "-"
1. раскрытые руки ладонями вверх
2. пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук
3. расстегивание пиджака
4. скрестил на груди руки
5. руки, сжатые в кулаки
6. жест "рука у щеки".
7.почесывание головы
8. наклонённая голова
9. щёлканье колпачком авторучки.
10. машинальное рисование на бумаге.
11. рука прикрывает рот
12. взгляд в сторону
13. ноги или все тело обращены к выходу
14. потрагивание или потирание носа указательным пальцем
15. переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга;
16. указываете пальцем;
17. медленное поднятие руки к шее.
18. пальцы соединены наподобие купола храма
19.жесты приветствия - объятия, поцелуй, рукопожатие.
20.крутишь пальцем у виска
21. показываешь сердечко с помощью рук
22.два пальца руки в виде V
23. два пальца руки в виде "коза рогатая"
24. перечисли (нарисуй) жесты, не найденные тобой в списке, но используемые среди друзей
(используешь ли ты их при общении со взрослыми)
25.Как жесты помогают тебе в общении:
а)упрощают понимание б) чувствуешь себя увереннее
в) помогают выразить речь более эмоционально г) не помогают
г)помогает понять настроение собеседника и предсказать его дальнейшие действия
26. Считаете, ли вы что умеете распознавать язык жестов?
Результаты опроса в приложении 1.
Выводы.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы (их видно на диаграмме):
во-первых, язык жестов активно используется среди подростков. Причем чаще всего это жесты-адапторы, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движением рук (машинальное рисование на бумаге, щелканье колпачком авторучки, жест "рука у щеки", почёсывание головы); используются жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении, например, поднятый вверх большой палец, два пальца руки в виде V, сердечко с помощью рук, крутить пальцем у виска и т.п.). Ребята назвали также ряд используемых жестов, не вошедших в список вопросов: «машу рукой», «подмигиваю»переминаю пальцы, показываю кулак)
во-вторых, взрослыми чаще всего используются жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленное движения руками, рукопожатие и т.п.) и жесты-иллюстраторы - жесты-сообщения, образные картины сообщения ("вот такого размера", "вот такой формы", движения руками, соединяющие воображаемые предметы);
в-третьих, большинство представителей разных поколений на вопрос "Как жесты помогают тебе в общении?" ответили "Упрощают понимание", что говорит о важности использования языка жестов человеком в обществе, дальнейшего исследования данной темы, её анализа для улучшения способов коммуникации и достижения взаимопонимания между различными людьми.
Поскольку слово не единственный способ нашей связи с внешним миром, важно осознать значимость «невербального» общения. Тогда вы сможете распознавать сигналы, которые помогут вам составить правильное впечатление от нового знакомства, а также отслеживать реакции, которые вы сами вызываете при первой встрече. Вы поймете, какую роль играет «невербальный» язык в отношениях между людьми, в общественной жизни. Наконец, у вас появится возможность оценить собственные способности манипулирования языком, которым говорит ваше тело, и попробовать осознанно пользоваться им.
Невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Приложение 1. Результаты опроса:
№ вопроса | Подростки(65) | Взрослые (15) | ||
Кол-во "+" | % | Кол-во "+" | % | |
1 | 21 | 32 | 13 | 86 |
2 | 43 | 66 | 9 | 66 |
3 | 13 | 20 | 2 | 13 |
4 | 36 | 55 | 7 | 46 |
5 | 31 | 47 | 4 | 26 |
6 | 48 | 73 | 9 | 60 |
7 | 19 | 29 | 3 | 20 |
8 | 6 | 9 | 1 | 6 |
9 | 35 | 49 | 1 | 6 |
10 | 32 | 49 | 2 | 13 |
11 | 22 | 34 | 4 | 27 |
12 | 31 | 47 | 7 | 47 |
13 | 14 | 22 | 3 | 20 |
14 | 16 | 24 | 3 | 20 |
15 | 17 | 26 | 4 | 26 |
16 | 8 | 12 | 14 | 93 |
17 | 21 | 32 | 4 | 26 |
18 | 20 | 31 | 4 | 26 |
19 | 27 | 41 | 15 | 100 |
20 | 17 | 26 | 1 | 6 |
21 | 21 | 32 | 0 | 0 |
22 | 23 | 35 | 0 | 0 |
23 | 6 | 9 | 4 | 26 |
25(а) | 41 | 63 | 11 | 73 |
(б) | 16 | 24 | 3 | 20 |
(в) | 28 | 43 | 9 | 60 |
(г) | 3 | 5 | 1 | 6 |
Приложение 2.
Таблица 1 Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации
Жесты | Возможная интерпретация |
Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь | Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ |
Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр. | Ощущает неполный контакт |
Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди | Человек замкнут |
Ладони рук в поле зрения партнера по общению | Человек открыт для общения |
Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак | Внутренний монолог, скука |
Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот | Подозрительность, скрытность, недоверие |
Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками) | Негативно подавленное отношение к ситуации |
Скрещенные руки и ноги у сидящего человека | Нежелание вступать в контакт, демонстративность |
Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол) | Властность, психологическое давление на партнера |
Закладывание рук за голову | Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование |
Приложение 3.
Соотношение по результатам опроса.
Влияние использования жестов на коммуникативность общения.
Используемые ресурсы:
1. http://gesture.kiev.ua/index.php
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
4.http://studme.org/181007137229/etika_i_estetika/klassifikatsiya_osobennosti_osnovnyh_zhestov
5.http://lektsii.org/3-74754.html
Список литературы
Подарок
Рисуем крокусы акварелью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)