Цель: создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения.
создание и совершенствование банка материалов методического, учебного и развлекательного характера;
обеспечение доступа к информационным ресурсам всех субъектов образовательного процесса;
систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям;
повышение интереса школьников к школьному предмету «Литература».
создание школьного банка электронных образовательных и информационных ресурсов;
организация доступа к информационным ресурсам, размещенным в глобальной региональной и локальной компьютерных сетях для всех субъектов образовательного процесса;
умение учащихся ориентироваться в информационном потоке: отбирать, систематизировать и использовать необходимую информацию;
создание условий для развития творчества и инициативы учащихся;
использование дистанционного информационного обмена;
увеличение количества читающих ребят, повышение у большинства из них интереса к чтению.
Объектом исследования являются биографии русских писателей, произведения, изучаемые в рамках школьной программы.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_larets.doc | 86 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25 с
углубленным изучением отдельных предметов
Управление образования городского округа Орехово-Зуево
Московская область
Исследовательский проект
«Медиапроект «Литературный ларец»
Авторы проекта: Анастасия Дзекунова, Маргарита Квашнина, Карина Кожанова, учащиеся 8 «А» класса Руководитель проекта : Платонова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы |
г.о. Орехово-Зуево
2016 год
Оглавление
Введение …...................................................................................... 3
Основная часть
Школьная медиатека ......................................................................5
Что такое «медиапроект»................................................................ 6
Содержание медиапроекта «Литературный ларец»......................7
Краткое содержание видеороликов.................................................12
Выводы …..........................................................................................17
Заключение …....................................................................................17
Библиографический список…..............................................................................................19
Приложение …...................................................................................20
Введение
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению. Нечтение – как «болезнь» современных школьников. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ, видеорядом и игрушками на сотовых телефонах и другими подобными интересами. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Но современный школьники не представляют своей жизни без всех этих современных устройств и ресурсов.
Наш проект направлен на продвижение и популяризацию литературы среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что литература – это увлекательно, познавательно, любопытно. Мы рассказываем о интересно и доступно о великих писателях и поэтах, проводим викторины и конкурсы, литературные вечера и экскурсии на собственном канале на платформе YouTube. Материалы данного канала могут стать началом школьной медиатеки, работать с которой современным школьником будет интересно и удобно.
Цель: создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Объектом исследования являются биографии русских писателей, произведения, изучаемые в рамках школьной программы.
Школьная медиатека
Медиатека – это основное звено в построении единого информационного пространства, что является концепцией информатизации образования для нашей школы. Сбор информации, накопление знаний, обмен и использование их – эти направления деятельности упрощают и обогащают учебно-воспитательный и социальный процесс школы. Главным критерием оценки качества обучения в наше время должно быть не количество приобретенных знаний, а умение самих учащихся добывать нужные ему знания. Эти широчайшие возможности и сможет предоставить школьная медиатека.
Медиатека - это организованный набор информационных объектов. Построенная с использованием современных мультимедиа-технологий, система предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения. Использование электронных информационных объектов медиатеки активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения. (медиа - совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации, тека - различные оболочки).
Медиатека, являясь частью единого информационного образовательного пространства, представляется инструментом, способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Ее программа предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.
Медиатека должна иметь значительно более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса. Информация на небумажных носителях важна тем, что она дает возможность применения иных технологий в обучении, кроме традиционной – получение в готовом виде, усвоение и воспроизведение знаний и связанных с ними умений и навыков. Небумажные носители информации дают возможность сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий.1
Что такое «медиапроект»
Медиапроекты приравнивают к телевизионным проектам, если этот вид медиа-продукции подготовлен непосредственно для трансляции на телевидении. Как правило, проект носит роль информационно-познавательного, социально-культурного и развлекательного характера.
Понятие медиапроекта также можно рассматривать как качественный коллективный блог культурной и социальной тематики, предоставляющий аудитории уникальный контент авторских программ, репортажей и видеосюжетов. Кроме того, это средство массовой коммуникации, которое представляет площадку для ведения диалога с аудиторией по наиболее актуальным проблемам современного общества.
Для того чтобы проект был актуальным, успешным и эффективным, необходимо выделить характеризующие его структурные признаки:
Содержание медиапроекта «Литературный ларец»
Медиапроект «Литературный проект» содержит биографические сведения, исследовательские материалы, фотографии о различных представителях русской литературы 19 века, фрагменты произведений в исполнении учащихся школы, иллюстрации к произведениям, литературные композиции. Работа может быть полезна на уроках литературы и при подготовке школьников к урокам, так как содержит исследования, проведённые учениками.
Проект "Литературный ларец" является долгосрочным. Он рассчитан на 2 учебных года (2015-2016 и 2016-2017 учебный год). По итогам реализации проекта ожидаются следующие результаты:
Предполагаемые рубрики медиапроекта (https://www.youtube.com/playlist?list=PLbxHsgqi56-4Tgu6EhLZEW3-ZgUil6GDC):
«Кратко о ...» – содержит краткие сведения о писателях (поэтах), творчество которых входит в учебный план.
«Мы читаем классику...» - выразительное чтение учащимися отрывков из изучаемых произведений, иллюстрации к прочитанным произведениям.
«Литературная гостиная» - запись реальных внеклассных мероприятий по литературе.
«Литературное путешествие» («Поедем - посмотрим») - заочные экскурсии по мемориальным литературным местам России (предполагаемая страница).
В 2015-2016 учебном году (с сентября по февраль) снято 5 видеороликов: «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…» (рубрика «Литературная гостиная» );
«А.С. Пушкин» ,
«М.Ю. Лермонтов»,
«Н.В. Гоголь» (рубрика «Кратко о ...»),
«И.С. Тургенев. Рассказ «Муму» (рубрика «Мы читаем классику...»).
Данный материал изучается по программе «Литература» в 5 классе.
Краткое содержание видеороликов
1. «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…» (к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина)
Звучит песня на стихи С. Есенина “Под окном черемуха колышется…”. Демонстрируются слайды: портреты Есенина разных лет, фрагмент документального фильма «Есенин на открытии памятника А. Кольцову».
Ведущий 1: 1918 год. Чудо кинематографа сохранило для нас «живого» Сергея Есенина. Мы видим его молодым и красивым.
Чтец 1:
Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.
Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”
(Татьяна Смертина)
Ведущий 1: Что мы знаем о Сергее Есенине? Его стихи – это вся его жизнь и его биография. Понимаем ли мы ее? Знаем ли мы ее? О бурной жизни, о романах поэта говорят и пишут очень много. А что мы знаем о детстве Есенина? Мудрые люди говорят, что все наши удачи и поражения корнями уходят именно туда, в детство. Так что же мы знаем о детстве великого русского поэта?
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб» были страной его детства.
Чтец 2 «Край ты мой заброшенный...»
Демонстрируются слайды видеофильма «Родина С. Есенина»
Ведущий 2: «У меня отец — крестьянин, ну а я — крестьянский сын», - не без гордости писал поэт в 1925 году. О своих родовых крестьянских корнях Есенин с достоинством говорит в автобиографиях. «Я сын крестьянина», - читаем мы в начале автобиографии, написанной им в 1922 году. «Сын крестьянина Рязанской губернии», - сообщает поэт о себе в незавершенной автобиографии, относящейся к 1923 году. «Я родился, - писал Есенин в 1924 году, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уезда. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово».
Ведущий 1: Детство без родителей оставило в душе Есенина глубокую травму. Пережитое в детстве отозвалось не одной грустной, тревожной нотой в юношеских стихах поэта.
Догадался и понял я жизни обман,
не ропщу на свою незавидную долю.
Не страдает душа от тоски и от ран,
Не поможет никто не страданью, ни горю, -
писал шестнадцатилетний Сергей Есенин в стихотворении «Моя жизнь».
Ведущий 2: О жизни в доме деда и бабки, где прошло детство поэта, кое-что он поведал сам.
Чтец 3 «Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя...»
Ведущий 2: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе...
Нянька, старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».
Звучит русская народная песня
Ведущий 1: И в стихах, и в автобиографиях Есенин подчеркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Федор Андреевич Титов:
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело...
Ну, а если тянет -
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.
Ведущий 2: Трое взрослых неженатых сыновей Федора Андреевича Титова каждый по-своему занимались «воспитанием» Есенина. Ребята они были, как говорил поэт позднее, озорные и веселые. Они сажали трех-четырехлетнего мальчугана на лошадь и пускали ее в галоп или «учили» его плавать, бросая из лодки в воду чуть ли не на середине Оки.
Ведущий 1: Заботилась о Есенине в доме Титовых бабушка Наталья Евтеевна. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», - признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд.
Чтец 1 «Под окнами Костер метели белой...»
Ведущий 2: Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением от рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». «Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин.
Чтец 4 «В зимний вечер по задворкам...»
Ведущий 1: Так рос маленький Есенин под присмотром бабки и деда. Но его жизнь за стенами дома Титовых была иной. «Уличная же моя жизнь, - писал поэт в 1924 году, - была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, начала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало».
Ведущий 2: Привольно чувствовал себя будущий поэт в константиновских лугах. Особенно любил бывать Есенин в лугах во время сенокоса. В эти дни село как бы вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьей в шалашах, привольно, весело, шумно. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки...
Чтец 5 «Но люблю тебя, родина кроткая!»
Ведущий 1: Часто вместе с деревенскими ребятами Есенин отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. «Ночью луна, - вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
Ведущий 2: Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.
Чтец 2 «Все живое особой метой...»
Ведущий 1: «За озорство, - вспоминает Есенин, - меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его на трожь. Он так будет крепче».
Ведущий 2: В автобиографии 1923 года Есенин писал, что его «детство прошло среди полей и степей».
Чтец 6 «Усталый день склонился к ночи...»
Ведущий 1: Подрастая, Есенин чутко воспринимал этот радужный мир земной красоты. Вспомним, как любовался он зарей, которая, подобно котенку на крыше, «моет лапкой рот»; как переживал, что лошади на Оке чуть было «не выпили» луну; как однажды был удивлен, увидев, что «словно яйцо, расколовшись, скользнул месяц за дальним холмом»...
Ведущий 2: Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняли они его музу чувством любви к Родине.
Чтец 3 «До сегодня еще мне снится...»
Звучит песня на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая...”
Вступление
Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Карина. Поэт, о котором сегодня мы будем говорить, знаком каждому человеку в нашей стране. Его зовут Александр Сергеевич Пушкин. А какие его произведения вы знаете?
Биография
А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта-Надежда Осиповна. Она была внучкой Ганнибала-любимца Петра l. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве Александр Сергеевич имел возможность приобщиться к литературе. В московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений: Карамзин, Жуковский, Батюшков и другие. Поэтом-любителем был дядя Пушкина-Василий Львович. Ключевую роль в жизни поэта сыграло его зачисление в открывшийся 19 октября 1811 года Царскосельский Императорский лицей-привилегированное учебное заведение для мальчиков. Там он нашел настоящих друзей-Пущина, Дельвига, Кюхельбеккера, Вяземского. В лицее они осваивали разнообразные науки. Там сформировались их свободолюбивые взгляды. К лицейским годам относятся первые поэтические опыты Пушкина. Друзьям посвящены многие лирические произведения А.С. Пушкина. Им он посвятил знаменитые строки из стихотворения "19 октября" 1825 года. Еще в лицее Пушкин отметился первой дуэлью. Поэт был вызван на дуэль больше 90 раз. Памятники Пушкину есть почти в каждом городе России, но есть они и в других странах, континентах. В восемь лет А.С. уже сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы. Пушкин знал 9 языков: английский, немецкий, греческий, испанский, итальянский, некоторые славянские языки.
Каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковкий и Пушкин, Лермонтов и Гоголь, Одоевский и Толстой.2
Викторина
Далее откроем учебник на странице 92 и прочитаем произведение "Няне".
Вопросы к стихотворению "Няне":
Вступление
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Карина. Сегодня мы поговорим о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Биография
Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. Мать Лермонтова умерла преждевременной смертью. После смерти Марии Михайловны отец уехал жить в свое поместье, а мальчик остался жить со своей бабушкой.
В 1828 году Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 году. Вскоре после столкновений с реакционной профессурой был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 году по окончанию школы был назначен в лейб-гвардию гусарский полк. В 1837 году за гневные обращенные против правящих кругов Николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ. За дуэль с сыном французского посланника Баранта Лермонтов был сослан на Кавказ вторично в Тенгинский пехотный полк.2
Интересные факты
Михаил Юрьевич не только был поэтом, а также хорошо разбирался в математике и любил рисовать. Он вообще был талантливым и развитым человеком.
Так как Лермонтов погиб в очень молодом возрасте 27 лет, при его жизни был выпущен один сборник стихотворений.
Детские годы, да и вся его жизни тесно связана с его бабушкой Елизаветой Арсеньевой. Она обожала своего внука.
15 июля 1841 года состоялась дуэль, во время которой поэт был убит.3
Вступление
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Карина. Сегодня мы будем говорить Николае Васильевиче Гоголе.
Николай Васильевич родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы. Василий Афанасьевич-отец писателя, мать-Мария Ивановна.
В августе 1818 года Гоголь отправляется учиться в Полтавское уездное училище. В 1819 году он оставляет училище из-за смерти брата, которому посвящает произведение "Две рыбки". В мае 1821 года был принят в Нежинскую гимназию высших наук. Здесь он пробудет до конца июля 1828 года, приезжая в Васильевку два раза в год - на Рождество и летние каникулы. В 16-18 лет появляются первые произведения Гоголя: стихотворение "Новоселье" и трагедия "Разбойники". Николай Васильевич в 1834 году назначен адъютант-профессором при университете. Но он все же оставляет университет и полностью отдается литературному творчеству. Он написал комедию "Ревизор". Первое его представление, состоявшееся в 1835 году в Петербургском Александрийском театре, стало общественным событием.
Уехав за границу, Гоголь работает над "Мертвыми душами". Вновь приехав в Россию в 1845 году, Гоголь добился того, что первый том "Мертвых душ" напечатали. После 1848 года Гоголь безвыездно живет в России и продолжает работать над вторым томом "Мертвых душ". "Мертвые души"- это наиболее полное и широкое сатирическое разоблачение помещичьего класса и крепостнического режима.
Во время работы над вторым томом "Мертвых душ" здоровье Гоголя ухудшилось. 4 марта 1852 года Н.В. Гоголь скончался.2
В этом проекте учащиеся 5 классов школы читают фрагменты из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Чтение сопровождается демонстрацией иллюстраций, выполненных также учащимися 5 классов.
Выводы
Реализация проекта «Литературный ларец»
Заключение
Проект «Литературный ларец» на данный момент находится в самом начале своего развития. У нас еще очень много идей. Еще не снят ни один ролик из рубрики «Литературное путешествие», еще не смонтированы ролики о великих русских писателях 19 века... Мы в начале пути.
Что дал нам этот проект? Мы научились систематизировать информацию, думать о красоте снимаемого кадра, о звуке, о фоне для съемки... Мы много узнали о поэтах и писателях, об их произведениях, о курьезных фактах из жизни великих соотечественников. Но важнее всего то, что мы научились слышать и слушать друг друга, говорить с разными людьми и договариваться с ними. Мы думаем, что это очень важно в современном мире. Проект «Литературный ларец» не заканчивается. Мы в начале пути.
Предполагаемые темы видеороликов в 2016-2017 учебном году:
Библиографический список:
Ссылка на медиапроект «Литературный ларец»:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLbxHsgqi56-4Tgu6EhLZEW3-ZgUil6GDC
Приложение
https://www.youtube.com/playlist?list=PLbxHsgqi56-4Tgu6EhLZEW3-ZgUil6GDC
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
И тут появился изобретатель
Учимся ткать миленький коврик
Два петушка
Лиса-охотница