Проект " Особенности описания исторической действительности в романе, стихах А.С. Пушкина " Евгений Онегин". Цель- раскрыть особенности описания исторической действительности в романе в стихах «Евгений Онегин» Задачи: 1. изучение и осмысление исторических событий, описываемых в романе « Евгений Онегин». 2. сравнение описаний исторических событий между основным текстом романа и записями в черновиках.
Слайд 1
ГБОУ «Мензелинская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза генерал-полковника В.Н. Гордова» Исследование (по творчеству А. С. Пушкина) Направление: Доклад Особенности описания исторической действительности в романе в стихах «Евгений Онегин» Шаяхметов Тимербулат Салаватович 7 класс Руководитель - Белякова Лариса Николаевна учитель истории и обществознания.Слайд 2
С каждым годом исследования по творчеству А. С. Пушкина становятся все обширнее, но большие монографии, к сожалению, недостаточно объясняют историческую эпоху, о которой так много говорил писатель. Современному человеку с каждым годом становится труднее понимать то, что происходило в «золотой век» литературы. Ведь чем дальше в прошлое уходит эта эпоха, тем шире становится пропасть между нами и XIX веком, культурой, языком, зодчеством, бытом. Только с помощью собственного изучения и осмысления можно понять исторические события, о которых говорилось писателем в произведениях. Цель : раскрыть особенности описания исторической действительности в романе в стихах «Евгений Онегин» Задачи: 1. изучение и осмысление исторических событий, описываемых в романе«Евгений Онегин». 2. сравнение описаний исторических событий между основным текстом романа и записями в черновиках. .
Слайд 3
А. С. Пушкина по истине можно считать историком. Так достоверно и точно не писал ни один прозаик. В основном тексте и черновиках одного «Евгений Онегин» упоминаются китайский мудрец Конфуций, фламандская школа живописи, Гомер, варяжский князь Рюрик, римский папа Пий VII , «вино кометы» — шампанское из винограда сбора 1811 года. Этот роман в стихах смело можно считать историческим .
Слайд 4
Строфа IV главы 6 начинается со слов: «Вперед, вперед, моя исторья». Называя «Евгений Онегин» историей, Пушкин имеет ввиду не только движение сюжета, но и нечто сложное. Неспроста критик В. Г. Белинский назвал произведение «энциклопедией русской жизни». Хотя вплоть до середины седьмой песни нет никаких намеков на историзмы, позже начинают появляться мотивы и отголоски 1812 года.
Слайд 5
Описание исторического быта В романе существуют все образы исторического быта, которые сформировались на начало XIX века. В Петербурге онегинские часы монотонно отсчитывают те же дни и часы, которые для Татьяны проходят быстро и не заметно, так как отсчитывают дни до взросления, до замужества. Так жили все обеспеченные франты и юные девушки до замужества. Сам по себе Онегин, как объективно описывается в первой главе, — разновидность светского «умника» дворянского общества часто встречающегося в модных домах того столетия .
Слайд 6
Еще одним показателем прошлого в той современности является ночной диалог Татьяны с няней. Этот разговор можно охарактеризовать как беседа двух эпох, когда взрослое поколение передает обычаи и традиции молодым.
Слайд 7
Писатель ощущает великую несобытийность отечественной жизни. Не даром Пушкин в своих дневниковых записях отмечает: «Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. « Изба, мельница, забор — даже эта елка, это печальное тавро северной природы — ничто, кажется, не изменилось». Все описания России в «Евгении Онегине» совпадают этому мнению.
Слайд 8
Ход русской истории намног о шире,судьба человека, чья жизнь которого могла пройти без революционных в сплесков оказывается масштабнее. Таков Онегин , Татьяна, Ленский , Ольга — все они относятся к бытописанию русской земли, но в этот же момент, по авторской задумке, проходят «мимо» текущей истории. Ведь за долгие восемь лет написания романа Пушкин не раз сталкивался на и важные реалии масштабного исторического свойства. Но этих компонентов мы не находим на восьми главах романа в стихах. Все историзмы остались на черновиках
Слайд 9
Строка «Хранить молчание в важном споре» ( V , 1) в наброске отсутствовала, зато содержание так называемого «спора» раскрывается с абсолютной исторической точностью: … о, Манюэле, О карбонарах, о Парни, Об генерале Жомини . ( VI , 217) Ни французский политик, адвокат в наполеоновской армии Жак- Антуан Манюэль (1775-1827), ни швейцарец по происхождению на русской службе Генрих Жомини (1779-1869) в оригинальный текст не включаются. Не говорится и о движении итальянской кампании Н. Бонапарта (1796) — поход французских революционных войск в итальянские земли. Данные военные походы были очень популярны и обсуждаем в российском обществе, ни один салон не обходился без восхваления французской армии, Пушкин сам очень интересовался этими событиями. Но в беловом тексте «Евгения Онегина» нет ни единого упоминания, исторически конкретные случаи при списании с черновика на оригинал исчезают, становятся обобщенными, незаметными.
Слайд 10
Строки из IV строфы второй главы: В своей глуши мудрец пустынный Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил… Звучали в черновике совсем иначе: Свободы сеятель пустынной Ярмо боярщины старинной… В данной трактовке стихи выбивались из содержания романа своей прямой причастностью к современности. Эти строки явно перекликались со стихотворение м «Свободы сеятель пустынный».
Слайд 11
В оригинальный вариант не переписывается отрывок «В сраженьи/смелым/быть похвально», который по смыслу исследователи относят к XXXIV строфе песни шестой: О, страх! О горькое мгновенье О Строганов когда твой сын Упал сражен, и ты один. Забыл ты славу и сраженье. В строках отображается конкретное историческое событие, речь идет о П. А. Строганове — генерале-лейтенанте. Во время Французской революции он был член якобинского, членом Негласного Комитета. Сын Строганова погиб зимой 1814 года, потрясенный этим событием во время битвы при Кране, сложил с себя полномочия командовать дивизией. Предполагается, что гибель Строганова-сына подразумевалась автором как параллель гибели Ленского.
Слайд 12
Исторический потенциал романа «Евгений Онегин» переходит главным образом за пределами основного сюжета — он остается в примечаниях, в «Отрывках из путешествия Онегина» и в предполагаемой «десятой главе», где романное описание переходит в историческую хронику (зарождение тайных организаций декабристов ). Тут в полной мере автор начинает обращаться к прошлому. Выведение хроники и исторического хода времени за рамки фабульного единства говорит о том, что роман под конец меняется, обретает иной окрас. Одним из главных показателей данного перелома служит иной историзм, альтернативный подход к конкретным историческим событиям.
Слайд 13
Главный герой Евгений Онегин исчезает примерно на половине отрывков из своего путешествия, а в «десятой главе» не появляется вовсе. Это означает, что на восьмой главе заканчивается один роман, и начинается другой, исторический. Обе части неразрывно связаны между собой, но кардинально отличаются друг от друга.
Слайд 14
Исторический фон восьми песен нейтрален, ход мировых событий вынесен за скобки, историзмы остаются на черновике. Формула «свободный роман», к которой относят «Евгений Онегин» включает в себя свободу от необходимости включать исторические факты. Движение онегинской фабулы надо понимать как естественное движение с исходной точкой «смерть дяди», продолжается линией дружбы, любви, ревности… В данном случае разыгрывается высокая драма среди обычных лиц, выстроенная как аналог исторического действия.
Слайд 15
Этический подход к исторической личности, который был введен Н. М. Карамзиным, явным образом отражен в романе в стихах «Евгений Онегин» и продолжает использоваться до сих пор современными писателями. Неоднозначность исторического описания подчеркивает гениальность А. С. Пушкина. Через призму романа читатель получает возможность реконструировать весь тысячелетний путь России от патриархального язычества до Нового времени.
Слайд 16
Список литературы: Дневник. Автобиографическая проза, Пушкин, А. С., М.: Сов. Россия, 1989; Мастерство Пушкина, Сломский, А, М.: Гос. изд. худ. литер., 2014; Новое о Пушкине, Листов, В.С., М.: Стройиздат, 2000; Полное собрание сочинений в двух томах, том второй, Пушкин, А. С., М.: Москва, 1999; Пушкин-прозаик. Жизнь — Творчество — Произведение., Гей, Н. К., М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2008;
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Весенние чудеса
Агния Барто. Сережа учит уроки
А теперь — мультфильм
Два Мороза