Проект "История русского костюма"
«По одежке встречают, а провожают по уму». Эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, из какой семьи происходит.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkogo_kostyuma.docx | 30.43 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №11»
НОМИНАЦИЯ
« Окружающий мир»
Проект
«История русского костюма»
Выполнили:
ученицы 3 а класса
Клинникова Софья
Нигай Мирра
Классный руководитель:
Верченко М.А.
Шарыпово - 2017
Актуальность выбранной темы
«По одежке встречают, а провожают по уму». Эта поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, из какой семьи происходит.
Проблема исследовательской работы: предположим, действительно ли, первое представление о человеке, его статусе, профессиональной или этнической принадлежности дает одежда, головной убор, обувь. Поэтому нам захотелось узнать:
- Какой была одежда на Руси сотни лет назад?
- Из чего её шили?
- Как украшали одежду наши предки?
- Что такое оберег?
Считается, что для славян одежда была своего рода "визитной карточкой", которая очень многое могла рассказать о человеке. Мы решили убедиться в этом. Это подтолкнуло нас к созданию этой работы.
Цель:
Изучить то, что носили наши предки (верхняя одежда, обувь, головные уборы), и насколько удобна и практична была старинная русская одежда.
Задачи:
• познакомиться с видами одежды, головных уборов, обуви, оберегов, существовавших на Руси;
• изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас;
• провести опрос по теме работы среди учащихся 3 классов;
• проанализировать материал и сделать выводы.
Предмет исследования: русский национальный костюм.
Гипотеза.
Действительно ли необходимо знать и изучать историю народного костюма, так как русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Методы исследования:
- поиск информации в разных источниках и изучение;
- анкетирование;
- анализ материалов о национальном русском костюме;
- беседы с классным руководителем, родителями;
- посещение библиотеки и городского музея.
Работа над проектом
1 этап - организационный
Анкетирование и анализ результатов.
В начале работы над проектом был проведен опрос среди учащихся 3-х классов, т.к. стало интересно, что они знают об одежде наших предков. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Из чего делали первую пеленку для малыша?
2. Почему рубаха называется рубаха?
3. Как одевали детей в Древней Руси?
4. Что такое оберег?
5. Самая распространенная обувь на Руси?
6. Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма?
В опросе участвовало 18 учащихся 3 в класса. Варианты ответов занесены в таблицу.
Вопросы | Ответы |
1. Из чего делали первую пеленку для малыша? | -не знаю 5 уч. (27,7%) -одеяло 3уч. (16,6%) - из ткани 7 уч. (38,8%) - из кожи 1 уч. (5,5%) - из травы и веревки 2 уч. (11,1) |
2. Народная русская женская одежда? | - не знаю 1 уч. (5,5%) - сарафан 14 уч. (77,7%) - кокошник 1 уч. (5,5 %) - платок 1 уч. (5,5 %) - юбка 1 уч. (5,5 %) |
3.От какого слова произошло слово рубаха? | - не знаю 6 уч. (33,3%) - рубить 12 уч. (66,6%) |
4. Что такое оберег? | - не знаю 1 уч. (5,5%) - талисман 3 уч. (16,6%) - оберегает 14 уч. (77,7%) |
5. Самая распространенная обувь на Руси? | - не знаю 1 уч. (5,5%) - лапти 11 уч. (61,1%) - валенки 6 уч. (33,3%) |
6. Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма? | -нет 1 уч. (5,5%) - да 17 уч. (94,4%) |
2 этап - теоретический
Мы нашли нужную информацию по теме проекта и изучили все имеющиеся источники о русском национальном костюме, прочли рассказ К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», посетили городской музей.
Благодаря этой работе мы много узнали о русском национальном костюме.
Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда крестьянина была скромная и бедная, одежда знатных людей - очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простых людей покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные. В древности русские называли одежду – одёжа. Рубаха – один из самых древних предметов одежды. Ученые считают, что слово «рубаха» происходит от слова «рубить» (отрезать, резать).
Лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты.
Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки – рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от плохих людей и болезней.
Детская одежда была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха, сшитая из полотна.
Одежда мальчиков и девочек – подростков различалась. Мальчик носил простые штаны и рубашку, а девочка – сарафан, сорочку и платье.
Русская мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская – женственность, скромность, мягкость и обаяние.
Мужская одежда
Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати нижней.
Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
Рубаху обязательно подпоясывали, поскольку без пояса выходить считалось неприличным. Простые люди – сплетенным из ниток шнурком, а богатые – кожаным ремнем с ажурной пряжкой. Кожаный ремень – дорогая вещь, он считался знаком хозяина, воина.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом разговоре. На ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека.
Как цари, так и крестьяне носили верхнюю одежду – зипун. Это узкое платье, наподобие камзола, короткое, до колен, реже – до икр. Зипун застегивался на пуговицы. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Путешествовали и ездили верхом в чуге – узком кафтане с рукавами по локоть. Чуга подпоясывалась, и за пояс закладывали нож и ложки.
Русские штаны или порты, шились без разрезов, с узлом, с помощью, которого можно было делать их шире или уже. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Бедные шили их из холста белого или крашеного, или из сермяги – грубой шерстяной ткани. Знать летом носила легкие шелковые штаны. Цвет штанов был разнообразный, но чаще красный.
Женская одежда
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Сарафан народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Другая отличительная черта русского национального костюма большое разнообразие женских головных уборов.
Женщинам не принято было ходить простоволосыми – это считалось неприличным. Замужние русские женщины носили волосники – шапочки из шелковой материи. Волосник воспринимался символом замужества и составлял необходимую часть приданого. Поверх волосника женщины надевали платок, белый, подвязанный под подбородком и с расшитыми жемчугом висячими концами. Такой платок назывался убрус.
Девицы носили на голове в форме теремов. Девичий венец верха не имел, так открытые волосы считались символом девичества. Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой – столбунцом.
Кокошник – это убор замужней женщины. Это был самый нарядный головной убор, его вышивали жемчугом.
Обувь
Самой распространенной обувью на сельского жителя были лапти. Для лаптей использовали лыко – кору молодой липы и других деревьев (березы, ивы).
Лапти были обувью деревенской, в городе с его булыжными мостовыми подошвы лаптей быстро протирались. Поэтому в городе носили обувь кожаную. Особенно были распространены (10 век) башмаки и сапоги.
Вышивка – «оберег»
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». Узор в виде орнамента «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Знаки - обереги волнистые линии - символ воды. Красные круги - символ солнца. Крест - это тоже символ солнца. Ромб - символ земли, плодородия, а цветы – символ богатства.
В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни.
3 этап – практический
Родители помогли сшить наряды для кукол в русском стиле и оформили книжку – малышку « Русская народная одежда».
Заключение (выводы и по пунктам задач)
Итак, мы познакомились и даже попробовали сшить виды одежды, существовавшие на Руси. Для этого мы изучили множество материалов и литературных источников по нашей теме. Во время проведения исследования мы значительно пополнили свой словарный запас, расширили свой кругозор и рассказали новое своим друзьям и знакомым. Пройдя все этапы исследования, мы пришли к выводу, что необходимо изучать историю своего народа и в частности русского народного костюма. Ведь костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная одежда это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. Наша гипотеза подтвердилась полностью.
Литература:
1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт Петербург, 2004 г.
2. Моисеенко Е. Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.
3. Русский народный костюм. Издательство « Мозаика синтез», М.,2006 г.
4. Шпикалова Т. Я В мире народного творчества М.,1998 г. 5. Ж-л «Народное творчество»
Рыжие листья
Воздух - музыкант
Знакомимся с плотностью жидкостей
Сказка об осеннем ветре
Рисуем подснежники гуашью