Программа «Земляки»
Тема: «В. Е. Искорнев – кавалер трёх Георгиевских крестов»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_hovantsevoy_viktorii.doc | 69.5 КБ |
Областной конкурс исследовательских работ
туристско- краеведческого движения «Отечество».
Программа «Земляки»
Тема: «В. Е. Искорнев – кавалер трёх Георгиевских крестов»
Хованцева Виктория, 8 класс
МБОУ СОШ №2 п. Добринка
Добринского муниципального района
Научный руководитель
Симонова Людмила Вячеславовна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 п. Добринка
Добринского муниципального района
-Добринка-
2014 год.
-2-
Оглавление.
1. Введение. 3
2. Экскурс в историю Первой мировой войны. 4
3. Под грохот пуль и свист снарядов. 6
4. Удостоен высоких наград. 7
5. Заключение. 9
6. Источники. Литература. 10
7. Приложения.
-3-
Введение
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Война. Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.
Выросло не одно мирное поколение, но память о Первой мировой войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Первой мировой. Каждый человек, пропуская эту тему через себя, осмысливает и воспринимает ее по- своему.
2014 год является юбилейным. В этом году исполнилось 100 лет со дня Первой мировой войны, о которой написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом документальных свидетельств становится все больше, открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.
Актуальность исследования обусловлено возросшим интересом к обнаруженным документам, фотоматериалам времён Первой мировой войны, пробуждением интереса к истории родного края в годы Первой мировой войны. Значимость работы обусловлено желанием пополнить архив школьного музея «История школы» своей работой.
Цель: проанализировать события Первой мировой войны; познакомиться с героем – земляком Искорневым Василием Емельяновичем, участвующим на фронтах войны, имеющего высокие награды за подвиги; рассмотреть подвиги героя.
В ходе написания работы использовались источники. Вся работа основана на воспоминаниях участника Первой мировой войны – Искорнева Василия Емельяновича. Кроме этого, неоднократно встречалась с внуком Василия Емельяновича - Искорневым Вячеславом Кузьмичом, который в полном объёме осветил события, связанные с послевоенной жизнью Василия Емельяновича.
-4-
Экскурс в историю Первой мировой войны.
Первая мировая война 1914-1918 гг. буквально потрясла мировое общественное сознание, явилась психологическим стрессом для всей современной цивилизации, показав, что весь достигнутый людьми научный, технический, культурный и якобы нравственный прогресс не способен предотвратить мгновенное скатывание человечества к состоянию кровавого варварства и дикости. 1914 год открыл дорогу войнам новой эпохи, в которой проявилась «невиданная до тех пор массовая и изощренная жестокость. Людей травили газами, втихомолку подкравшись, топили суда и корабли из-под воды, топили и сами подводные лодки, а их экипажи, закупоренные в отсеках, живыми проваливались в морские бездны, людей убивали с воздуха и в воздухе, появились бронированные машины – танки, и тысячи людей были раздавлены их стальными гусеницами, словно люди эти и сами были не людьми, а гусеницами. Такого, да еще в массовом масштабе, не происходило в любых прежних войнах, даже самых истребительных» В результате Первой мировой войны карта Европы оказалась полностью перекроена. Возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Противоречия между новыми государствами, сохранившийся промышленный потенциал Германии и ее ущемленное положение делали новую мировую войну неизбежной. В 1918 году орудия смолкли, но политическая конфронтация и порожденная вражда между народами не исчезла, что привело к еще более разрушительной Второй мировой войне. Обе войны - звенья одной цепи. Несмотря на то, что Первая мировая война велась в цивилизованных рамках, она нанесла сильнейший удар по европейской цивилизации и государственности.
Как известно из истории, поводом для нее стало убийство сербским студентом австро-венгерского наместника. Ясно, что теракт нельзя было прощать. Вопрос только в том, что следовало предпринять. В те времена, как и сейчас, сильные государства под знаком борьбы с терроризмом могли пойти на любые, в том числе неадекватные действия.
Сербия являлась формально независимым государством. Но более сильная Австро-Венгрия считала возможным диктовать ей свою волю. Она потребовала, чтобы Сербия допустила австро-венгерскую полицию для расследования инцидента. Потребовала произвести чистку чиновничьего аппарата. То есть, вмешалась во внутренние дела другого государства. На этой почве возник конфликт. Австро-Венгрия объявила Сербии войну, в которую втянулись другие страны.
Симпатии России были на стороне Сербии как славянского государства. Однако царь Николай Второй пытался избежать войны. Он послал письмо поддерживавшему Австро -_Венгрию германскому кайзеру, предложив урегулировать конфликт на международной конференции. Однако письмо осталось без ответа.
Россия, опасаясь, что Германия попытается захватить ее некоторые окраинные регионы, в которых проживало много немцев, объявила всеобщую мобилизацию. Кайзер по этому поводу предъявил ультиматум,
-5-
потребовав отменить мобилизацию. Россия не отменила, не желая быть застигнутой врасплох нападением германских войск. И кайзер объявил России войну. То есть, агрессором являлась Германия. Именно в этой войне пришлось участвовать и нашему земляку Василию Емельяновичу Искорневу, который родился в 1883 году. Перед Столыпинской реформой проживал в селе Замарай-Боровское Тихвинской волости. Это в 12 километрах от Добринки. Благодаря названной реформе получили довольно большие участки земли на новом месте. Ее выделили в 3 километрах от Чуевки (ныне – часть Добринки). Вместе с ними там поселились еще несколько семей. Так образовалась деревня Чуевские Отруба, вошедшая в приход Никольского храма села Чуевка. На строительство жилья, на приобретение сельхозинвентаря, другие нужды семье Искорневых , как и другим жителям Чуевских Отрубов была выделена ссуда.
-6-
Под грохот пуль и свист снарядов.
К началу Первой мировой войны Василию Емельяновичу исполнилось 31 год. Он воевал с первых дней мировой войны, с 1914 года. Неоднократно в беседе с Искорневым Вячеславом Кузьмичём Василий Емельянович рассказывал « если бы не империалистическая война, жизнь была бы очень хорошей. Накануне этой войны страна была на подъеме. Было принято правительственное решение о всеобщем начальном образовании. Росла сеть школ. Ликвидация безграмотности являлась делом времени. Большие средства выделялись на развитие здравоохранения. В уезде появилось большое количество новых врачебных участков. Набирала размах Столыпинская реформа, цель которой – осуществить давнишнюю крестьянскую мечту, обеспечить селян в достаточном количестве землей. Но грянула война».( 1)
Василий Емельянович, как и другие сельские жители, узнал об объявлении войны в церкви. Именно там был зачитан царский манифест, в котором были такие слова: «Господь, содержащий в Своей Деснице судьбы царств и народов в мире и брани, призывает ныне Россию ополчиться на брань».
Василия призвали. Было много слез близких. Был молебен в церкви. Священник в своем напутствии говорил:
«Православные воины! Приблизился роковой момент. Пред вами открылась неведомая даль. Но эта даль есть путь великого подвига, великой славы…. Еще час, другой – и вы уже не увидите этого храма, в котором вы стоите, в котором находили отраду и утешение в дни вашей скорби и печали. Еще час, другой – и вы не увидите вашего села, в котором вы радовались, в котором протекало ваше светлое беззаботное детство, ваша беззаботная юность, и может быть, более половины вашей многотрудной жизни. Но в ваших взглядах, в выражениях ваших лиц я вижу твердую решимость принять эту жертву…»(1)
Своевременная мобилизация сыграла свою роль. Боевые действия велись либо на окраине России, либо в глубине вражеской территории. Центральные районы России не были разорены.
Как действовали наши войска? По словам Василия Емельяновича « были и удачи, и поражения. Были и бездарные командиры, и очень талантливые. В целом в первый год войны общий итог сражений был в пользу России. Но так как воевать она не собиралась, то запасы боеприпасов быстро кончились, а для перестройки промышленности на военный лад требовалось время, и в 1915 году нашей армии пришлось нелегко. Сказывалась нехватка снарядов, а без артиллерии воевать было очень трудно» (2) Но затем военная промышленность заработала в полную силу, и снабжение боеприпасами полностью восстановилось. Был осуществлен знаменитый Брусиловский прорыв, показавший всю силу русской армии. Василий Емельянович много и с восхищением о нем говорил.
-7-
Удостоен высоких наград.
Георгиевский крест- это высокая награда. Георгиевский крест был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить его можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою, войти первым в крепость противника, захватить вражеское знамя, спасти жизнь командиру.. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия. Именно этой награды был удостоен и наш герой.
Первый Георгиевский крест «Василий Емельянович получил после наступления наших войск в предгорьях (каких именно – запись не сохранилась). Огневые точки врага располагались на удобных позициях. Огонь пулемета прижал наших солдат к земле, и в тот момент, когда казалось, что атака захлебнется, и уже понесенные жертвы окажутся напрасными, Василий Емельянович поднялся, и за ним поднялась вся цепь. Атака увенчалась успехом.» ( 4)
Второй Георгиевский крест он получил за спасение жизни командира. « Было очень ожесточенное сражение. Наша часть оказалась под угрозой окружения. Василий Емельянович был ранен, но легко. Его командир получил ранение в ногу. Нога оказалась перебита, и он не мог передвигаться. Угроза смерти без оказания медицинской помощи была реальной. Василий, сам будучи раненым, посадил его на плечи, и долго нес, выходя из окружения. Он вспоминает, что это был для него самый кошмарный эпизод войны. Кровоточит собственная рана. На плечах – непомерная тяжесть. Раненый командир буквально плачет, умоляя не бросать на растерзание врагу. И не бросил. Донес до своих» (2)
«Третий Георгиевский крест был вручен лично царем Николаем Вторым вскоре после того, как тот занял пост Верховного Главнокомандующего, что, по словам Василия Емельяновича, очень подняло боевой дух солдат. Теперь – об обстоятельствах награждения. Было жесточайшее сражение. И было много раненых. Василий попал в госпиталь. Вскоре после этого туда приехал сам Николай Второй. Хотел подбодрить раненых, посмотреть, каков их боевой дух. Когда он подошел к кровати Василия, тот, несмотря на ранение, вскочил с койки, вытянулся по стойке смирно и выпалил: «Готов хоть сейчас снова идти в бой!». Растроганный царь повесил на грудь солдата третий Георгиевский крест.»(1)
Тогда же произошел еще один памятный эпизод. Царь подошел к кровати солдата, у которого были оторваны ноги, и тоже наградил его Георгиевским крестом, а тот попросил дать его брату земли побольше. Царь сказал, что походатайствует об этом. Такой ответ раненого задел. Царь – и не может приказать дать землю, а лишь походатайствует. У него началась истерика. Он сорвал с культяшек ног бинты, упал на пол. Из обнажившихся ран хлынула кровь, и раненый умер. Царь заплакал, положил крест на тумбочку и вышел.
Василий Емельянович вспоминает, что очень поднимали бойцам настроение подарки девушек. Тогда появилась такая традиция. Девушки что-либо вязали
-8-
или шили, украшали вышивкой и посылали солдатам с указанием, от кого подарок. Василий Емельянович часто растроганно вспоминал, как получил вышитый кисет и носовой платочек с красивой вышивкой от девушки из нашего Усманского уезда, из села, в котором он бывал. Постоянно носил эти подарки в нагрудном кармане шинели.
«Много вспоминал Василий Емельянович о событиях 1917 года. В армии в достатке боеприпасов. Но – повальное разложение дисциплины под влиянием партийной агитации. Командир, например, должен был советоваться с выборными комитетами от солдат, идти или не идти в бой. Агитаторы стали организовывать братание с германскими солдатами. Такие братания расхолаживали.»(3)
Потом начались революционные события в Петрограде. Полк Василия Емельяновича сняли с фронта и направили в Петроград для восстановления порядка. Василия Емельяновича поставили охранять Путиловский завод. Тысячи людей бросили работу и собрались на митинг. Увидев Василия Емельяновича с винтовкой на посту, схватили его и чуть не устроили самосуд. Спас знакомый солдат из его полка, который перешел на сторону революции. Он поручился за солдата, и самосуд отменили. Толпа после митинга хлынула на улицу. Началась революция. Так окончилась для Василия Емельяновича война.
-9-
Заключение.
В процессе поисков достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересным человеком - нашим земляком Искорневым Вячеславом Кузьмичом, увидеть и прочитать документы времён Первой мировой войны, послевоенного времени, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени.
Исследовательская работа позволила получить подробную информацию о нашем земляке – участнике этой войны. Благодаря воспоминаниям, записанным Вячеславом Кузьмичом, удалось узнать о великих подвигах Василия Емельяновича, за которые он был удостоен высоких правительственных наград – Трёх Георгиевских крестов.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибли миллионы людей. Народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
После написания работы стало ясно, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы.. Мы с уважением относимся к этим людям, которые отдали свои жизни за спасение своей Родины, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
-10-
Источники. Литература.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Какая бывает зима
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как нарисовать ветку ели?
Воздух - музыкант