Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день Габдулле Тукаю посвящены множество картин и скульптур. Интересно узнать, какие чувства и эмоции хотели показать авторы этих работ.
Вложение | Размер |
---|---|
gabdulla_tukay_v_izobrazitelnom_iskusstve_2.docx | 30.51 КБ |
Исследовательская работа по теме:
Габдулла Тукай в изобразительном искусстве
Выполнила:
Нигматуллина Диана,
ученица 6 «Л» класса
лицея №9 им.А С Пушкина
Научный руководитель:
Бадретдинова Дина
Салимовна,
учитель татарского языка
Зеленодольск – 2017
Содержаниие:
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основная часть………………………………………………………………….4
3. Заключение……………………………………………………………………...6
4. Список литературы……………………………………………………………..8
Введение
Детство Габдуллы Тукая
Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырех-летний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».
Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.
В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.
В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем.
Выбор темы моего доклада обуславливается тем, что на уроках татарского языка Дина Салимовна знакомит нас с татарскими поэтами, писателями, художниками и другими известными людьми. В пятом классе наш класс ездил в Кырлай, где было много поделок, игрушек, книг и картин, а также скульптуры, посвященные великому татарскому писателю – Габдулле Тукаю. И поэтому я решила узнать, какой же «след» оставил Тукай в изобрази-тельном искусстве.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день Габдулле Тукаю посвящены множество картин и скульптур. Интересно узнать, какие чувства и эмоции хотели показать авторы этих работ.
Цель работы:
-показать роль поэзии Тукая в изобразительном искусстве; -раскрыть, какие снимки послужили в дальнейшем отправной точкой к созданию портретных произведений; - определить, что послужило источником вдохновения и написания множества лирических, эпических пейзажей.
Основная часть
Тукай в изобразительном искусстве.
Мир поэзии Тукая способствовал созданию произведений изобрази-тельного искусства, разнообразных по жанру и стилю. Изображения Тукая дошли до нас в немногих сохранившихся фотографиях — задумчив и печален его взгляд на красивом, тонком лице... Вот он среди друзей; здесь его окружает театральная труппа "Сайяр"; а это его последние дни - Тукай в больнице... Именно эти снимки послужили в дальнейшем отправной точкой к созданию портретных произведений. Одним из самых первых живописных обращений к Тукаю стал портрет "Маленький Тукай" Х.-М. Казакова, напи-санный в 1948 году. Малыш, сидящий на домотканом татарском коврике сакэ и смотрящий в мир ясными глазами, неизменно вызывает у зрителя чувство нежности и печали. 1950-1960-е годы в жизни страны были временем послевоенного созидания, героизации образов в искусстве. В личности Тукая художников прежде всего привлекала его гражданственность. И эта сторона отражения поэзии Тукая дала множество сюжетных линий и повествований в раскрытии образа. Среди них выделяется портрет кисти Е. Симбирина, в котором автору глу-боко и проникновенно удалось создать адекватный силе духа поэта образ. Строгость колорита, лаконичность композиции усиливают эффект его зна-чимости. Чёткость и ясность рисунка, упругость, энергичность объемов, кон-трасты цвета создают запоминающийся характер. В триптихе X. Якупова "Памяти Габдуллы Тукая" звучит иная, лирическая интонация, гармонично перекликающаяся с осенним пейзажем. В 1950-е годы скульптура в Республике Татарстан переживает период расцвета. Непревзойдённым стал портрет Тукая Б. Урманче, выполненный в мраморе в 1959 году. Это одновременно и светлый, и трагический образ. Строгая, лаконичная моделировка объёмов, классически отточенная и завер-шённая, представляет образ творца. В "Тукае" В. Маликова запечатлен образ мыслителя и публициста, который передан через крупную лепку, стройность и цельность форм, пластическую ясность, монументальное звучание. К середине 1970-х годов в татарском изобразительном искусстве прояв-ляются линии символического обобщения, декоративности, философской метафоричности. А. Абзгильдин в произведениях "Тукай и Шурале", "Влас-тители умов", "Сон Тукая" предстаёт как импровизатор многоплановой трактовки сюжетов и образов. Ш. Шайдуллин в триптихе "Народный поэт" отразил все грани восхождения Тукая к поэтическому Олимпу — это и одиночество, и яркая публицистика, и трагедия. Экспрессией формы и цвета, контрастным колоритом художник передаёт мятежность, божественность духа поэта. Образу Тукая в контексте его биографии созвучна пейзажная живопись. Тукаевские места послужили источником вдохновения и написания множества лирических, эпических пейзажей. С. Лывин восславил поэта серией "Ты в памяти и сердце, родная сторона", изобразив живописные уголки природы как лирик. "Часто на траве лежал я и глядел на небеса. ("Шурале", 1907) В Казанском метрополитене есть станция, украшенная мозаичными панно с сюжетами сказок Габдуллы Тукая. Станция «Тукаевская» производит неизгладимое впечатление. Она обус-троена следующим образом: по центру проходит ряд колонн под потолок, окруженный деревянными скамейками. Он как бы разделяет пространство на две части – правую и левую. Отделка станции выполнена из гранита и мрамора зеленых и серых тонов. Стены украшены мозаичными картинами по мотивам сказок Габдуллы Тукая. Всего 22 панно, которые выложены из итальянской смальты. Из маленьких разноцветных плиточек собраны изоб-ражения Шурале, Алтынчеч, скачущих коней, солидной «четы» козлов и другие. Каждый, кто читал сказки тукая, узнает любимых с детства героев. Эти картинки придают станции вид красивой и радостной детской комнаты. |
Заключение
Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для ко-торого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая.
Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии. В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.
На протяжении ХХ века создано много произведений изобразительного искусства, вдохновленных личностью великого поэта и его произведениями. Каждое творение художника, обратившегося к Тукаю, пронизано искренним чувством, каждое отражает свой взгляд и свое прочтение Тукая. Все они обогатили национальное изобразительное искусство , придав ему особый аромат, открыв в нем особую страницу…
Список литературы:
1. Биография Габдуллы Тукая / Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/national/gabdulla_tukay/
2. «Габдулла Тукай» альбом, © Татарское книжное издательство, 1977-1978 гг., /Раиса Даутова/Эрота Зарипова/ фотографии: Ф. АКЧУРИНА, М. АМИРГАЛИНА, М. МУХУТДИНОВА, Н. СЕДОВА, С. ТАГИРОВА, Р. ЯКУПОВА. Редактор / Художественный редактор / Технический редактор / Корректоры : М. Зарецкий, Г. Трифонов, С. Ахметзянова, Р. Хамидуллина, В. Лащенова. ИБ № 1243 .
3. Интернет портал, посвященный Габдулле Тукаю, Габдулла Тукай в изобразительном искусстве, / Поэт и мир вокруг него/, режим доступа: http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=611&Itemid=58
4. Фотогалерея /Планета Тукая/, режим доступа: http://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=62&func=viewcategory&catid=33
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Шелковая горка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Мороз Иванович
Два морехода