В работе описаны результаты учебно- исследовательской работы на тему " Церковь Архангела Михаила". Учащаяся 10 класса использовала архивные сведения для проведения исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_arhivist.docx | 99.64 КБ |
Курская область, Медвенский район
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема: Церковь Архангела Михаила
Автор:
Зазаренко Мария Сергеевна, учащаяся 10-го класса
Адрес проживания автора : 307041, Курская обл, Медвенский р-н,
с.1-я Гостомля, д 28
Тел:8 (47146)4-61-38
Руководитель: Коренева Надежда Николаевна- учитель математики
E-mail: n.koreneva2012@yandex.ru
Тел: 8-906-573-53-31
1-я Гостомля
2017
Оглавление
Введение Стр.2
Глава 1. Деревянная церковь Архангела Михаила Стр.3
Глава 2. Каменная церковь Архангела Михаила Стр .4-5
Глава 3.Церковь в годы советской власти. Стр. 5-6
Заключение Стр. 6
Список литературы Стр. 8
Приложение Стр.9
Введение
Для исследовательской работы я выбрала тему «Церковь Архангела Михаила», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей, родителей, студентов и других людей, проживающих и не проживающих на территории села Гостомля, интересующихся краеведением. В моей работе собраны и описаны сведения о первой (деревянной) и второй ( каменной) церквях в селе Гостомля Медвенского района Курской области.
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время в нашей стране придается большое значение духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения. Произошло это после того, как над духовными ценностями стали преобладать материальные, а духовные оказались утерянными.
Проблема исследования. Провести исследование и передать материал в школьный краеведческий музей.
Объект исследования - церковь Архангела Михаила.
Предмет исследования - история церкви.
Цель исследования: познакомиться с историческими сведениями о строительстве церкви, периодах работы, закрытии церкви.
Задачи исследования:
Гипотеза. Если изучить исторические и архивные документы, касающиеся церкви, а затем передать соответствующий материал в школьный музей, то у молодого поколения появится возможность соприкоснуться с еще одной страницей малой родины.
Методы исследования: работа с историческими документами, архивными данными, источниками устной истории, их анализ и обобщение.
2
Глава 1. Деревянная церковь Архангела Михаила
Первое упоминание о церкви Михаила Архангела в селе Гостомля встречается в документах 4-й ревизии ( переписи податного населения) за 1782 год. В это время село относилось к Суджанской округе Курского наместничества.1 В архивном документе - рапорте священника о состоянии церкви за 1845 год сообщается, что Архангельская церковь с. Гостомли однопрестольная, деревянная, построена в 1688 году.2
Из рассказов старожилов села известно, что находилась деревянная церковь там, где посажен парк возле сельского ДК, а точнее, между парком и соседним огородом. Почти из-под этой церкви бил ключ, где люди брали воду. Даже еще в 80-е годы прошлого столетия он существовал. В великие праздники около него бывало много народу, люди приходили за святой водичкой.
Согласно «Топографическому описанию Курской губернии» за 1784 год селение находилось в Обоянском уезде, вдоль дороги, соединяющей Суджу и Курск. Церковь в селе деревянная во имя Архистратига Михаила, при которой церковно и священнослужительских дворов три.3
Без малого два столетия прослужила верующим людям села Гостомля деревянная церковь. За такой большой период здание церкви обветшало, стало тесным для увеличившегося числа прихожан, к которым относились кроме жителей села Гостомли, государственные крестьяне деревни Свидной. Вот и решились жители Гостомли и Свидной подать прошение преосвященнейшему Сергию, Епископу Курскому и Белгородскому с просьбой построить новую каменную церковь.4 Благочинный Илья Зеленин проверил информацию, указанную в прошении, и в рапорте в духовную консисторию подтвердил необходимость постройки новой каменной церкви на вновь избранном месте.
На 1845 год прихожан числилось 1102 души м.п., из них дворян-2, государственных крестьян- 1079, помещичьих крестьян-21. Военных нижних чинов – 38, помещичьих крестьян-3.5
3
Глава 2. Каменная церковь Архангела Михаила
В очерках из истории Медвенского района6 говорится о том, что очень давно все церковные приходы нашего района принадлежали Белгородской епархии, учрежденной в 1667 году. В 1787 году наша епархия была переименована из Белгородско- Обоянской в Белгородско- Курскую и только в 1789 году епархиальным городом вместо Белгорода стал Курск. В эти годы на Курской земле развернулось активное строительство храмов с целью надзора за православными христианами. Много храмов было построено и на Медвенской земле. Представленная в книге «Наш Медвенский край» таблица, дает нам сведения о 23-х храмах, существовавших на территории района. Среди них- Михаило- Архангельский, построенный в 1875 году в селе Гостомля.
Согласно «Метрики для получения верных сведений о древне- православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах»7 церковь во имя Архистратига Михаила основана 22 июня 1868 года, а окончено ее строительство в 1875 году. Она - каменная ( Приложение 1 ) . Строительством занимался суджанский купец Иван Степанович Ванеев. Церковь устроена на ровном выгонном месте. Число престолов- 1, число душ в приходе 1572, раскольников и сектантов- нет. Верст от губернии- 40, от уезда- 40. Почта- Александровское п/о, железная дорога – Рышково.
После завершения строительства новый храм 13 октября 1875 года был освящен священником местного прихода Михаилом Четвериковым, Спасской церкви с. Спасского Петром Сахаровым, с. Высокого Архангельской церкви Николаем Дьяконовым , с. Каменева Петром Недригайловым и заштатным Алексеем Недригайловым; Суджанского уезда с. Белый Колодезь Николаевской церкви Федором Соколовым, дьяконами: приходским Иоанном Булгаковым и с. Спасского Спасской церкви Михаилом Вишневским.8
С левой стороны от храма находится глубокий котлован. По рассказам старожилов, в нем брали глину и мешали раствор для изготовления кирпича на строительство церкви. В этом же котловане и печи стояли для обжига кирпича. Раствор был необычный, в него входили глина, песок, известь, а для особой
4
крепости, говорят, туда добавляли куриные яйца. Помогли они или нет, неизвестно,
но церковь пережила две мировые войны, гражданскую, период разрушения храмов- и до сих пор стоит прочная, крепкая, красивая, радуя жителей села.
Глава 3. Церковь в годы советской власти
После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г Михаило- Архангельский храм продолжал действовать в соответствии с договором , составленным в 1920 году.9
Согласно декрету ВЦИК от 23.02.1922 г из Михаило- Архангельской церкви
с. Гостомля Курского уезда изъято 8 предметов общим весом 1ф.68 зол., в том числе риза с 1 иконы, углы и середина с евангелия- 5 шт.10
По сведениям о действующих молитвенных и религиозных объединениях на 1-е июня 1937 года по Медвенскому району в с. Гостомля Гостомлянского сельсовета Михаило- Архангельская церковь занята под ссыпку хлеба.11
По рассказам местных жителей, когда на территории села 1-я Гостомля был создан колхоз «1 Мая», недалеко от церкви находился колхозный двор. В один из дней к церкви пригнали технику, чтобы сломать ее. Нужен был кирпич для строительства медвенского моста. В то время председателем колхоза являлся Пономарев Павел Ильич. Увидев технику, председатель вскочил на коня- и в Медвенку! Очень просил оставить здание, потому что колхозникам некуда было ссыпать зерно, не было склада. И выпросил - таки. Церковь ломать не стали, а сделали в ней зерносклад.
По сведениям облисполкома, на основании постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года церковь была закрыта 25 июля 1940 года. Здание передали исполкому райсовета для использования под культурные цели. 12 По словам жительницы села Скурлатовой Екатерины Павловны, в здании церкви сделали клуб. По вечерам там играла гармошка, но никто в этот клуб идти не хотел.
В 194213 году община вновь начала функционировать, в бессрочное пользование здание и имущество церкви было передано в 1946 году.14
5
При осмотре технического состояния церкви в 1951 году, ее здание было
признано аварийным15. Исполком Курского областного Совета депутатов трудящихся в сентябре 1960 года решил расторгнуть договор с религиозной общиной Русской православной церкви и передать здание Медвенскому райисполкому под культурно- просветительское учреждение16. По данным на 1962 г каменное здание недействующей церкви вновь использовалось под зерносклад.17
В соответствии с Законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990г зарегистрирован храм Архангела Михаила Курской епархии Русской Православной церкви в с. Гостомля Медвенского района (3 августа 1992 года, № 158), а в 1997 году возобновлена регистрация религиозной организации. С тех пор и до настоящего времени церковь работает и реставрируется.
Заключение
В начале исследовательской работы я поставила проблему: провести исследование и передать материал в школьный краеведческий музей. В ходе изучения соответствующей литературы, исторических и архивных документов, я узнала, когда была построена первая ( деревянная) Михаило- Архангельская церковь, а также вторая (каменная), и кто занимался ее строительством.
Из устных источников я узнала, где стояло деревянное здание церкви, как изготавливали кирпич для строительства второго , каменного, здания и как удалось последнему сохраниться в годы коллективизации.
Практическая направленность работы заключается в том, что собранный материал может быть использован на уроках краеведения и занятиях краеведческого кружка, а также на классных часах в школе и занятиях краеведения в Вузах и Ссузах.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема достигнута.
Примечания:
1 Ф.184. Оп.2.Д.171. Л. 438.
2 Ф.20.Оп.2.Д.230.Л.11об,12.
3 Ф.Р-30.Оп.1.Д.183.Л.36.
4 Ф .20.Оп.2.Д.344.Л.1-2.
6
5 Ф .20.Оп .2.Д.230.Л.11 об. 12.
6 «Наш Медвенский край» , с 123-128
8 Ф .20.Оп .2.Д.344.Л.39,40.
9 Ф.Р-323.Оп.1.Д.339.Л.106.
10 Ф.Р-323.Оп.1.Д.683.Л.170,171.
11 Ф.Р-3322.Оп.4.Д.4.Л.133.
12 Там же. Д.47.Л.57.
13 Ф.Р-5027.Оп.4.Д.48.Л.1.
14 Там же. Л.6.
15 Ф.Р-5027.Оп.4.Д.48.Л.25.
16 Ф.Р-5027.Оп.4.Д.48.Л.67.
17 Ф.Р-5027.Оп.5.Д.31.Л.227.
7
Список литературы
8
Приложение 1.
Фото 1. Каменная церковь Архангела Михаила в селе Гостомля.
9
Кто должен измениться?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Ветер и Солнце
Мальчик и колокольчики ландышей
Бабочка