С работе описана роль православной Церкви в деле победы над врагом.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.63 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
станица Приазовская
Приморско-Ахтарский район
« Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»
подготовил ученик 9 класса
МБОУ СОШ № 6
Некрасов Игорь Сергеевич
Научный руководитель:
Лагутина Альбина Алибековна – преподаватель ОПК
Секция: Религия и патриотизм в истории российской государственности: эпохи, события, подвиги.
Мы выбрали данную тему, потому что проблема духовно-нравственного воспитания является важной задачей в воспитании подросткового поколения.
Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Наша проблема сейчас актуальна, так как духовно-нравственное воспитание связано с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Изменения в российском обществе, его ценностная переориентация, а также отсутствие условий для становления духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией требуют возрождения механизмов передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям. В реферате мы даем четкое толкование смысла и значения таких ключевых категорий, как «Отечество», «Родина», «патриотизм».
Отечество - это социокультурное понятие, которое отражает представления человека о родном доме, о малой Родине, о родной стране. Содержание этого понятия, на наш взгляд, предполагает особую связь личности на уровне эмоций и чувств со своей Родиной, осознание этой личностью своей исторической духовной принадлежности к ней. Наше понимание понятия Отечества близко к позициям славянофилов (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков). Сущность понятия «Отечество» славянофилы раскрывали с помощью таких духовных категорий, как религиозно-нравственный идеал, смирение, духовная мудрость, соборность, любовь к Богу и ближнему.
Понятие «Отечество» неразрывно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм (от греч. латрштпс; — соотечественник, латрц — отечество) олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, составляющими духовно-нравственную основу
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это то же самое, что бездомный человек»
«Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. В православном вероучении известны слова Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением...» .
Опираясь на изложенное, можно заключить, что понятия «Отечество» и «Родина» неразрывно связаны с понятием «патриотизм». Истинный патриотизм - это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. По своей сущности он гуманистичен, так как предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Духовность, православная вера - подлинные и действенные основы патриотического воспитания молодых россиян. Для подтверждения этой мысли обратимся к примерам из истории нашего Отечества.
На протяжении веков Русская православная церковь была хранительницей патриотических традиций народа, смотрела на несение воинского долга как на добродетель, которая требует высочайшего духовного напряжения. Слово «Бог» и произошедшее от него слово «богатырь» - не случайно однокоренные слова. Представители церкви, высказываясь о воинском служении, говорят немало поучительного. Так, один из главнейших принципов, которые должен соблюдать православный воин, - «крепко держаться православной веры».»
Церковь содействовала духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. К примеру, эффективным способом поддержки боевого
духа русской армии были полковые священники. О мужестве и подвигах полковых священников в дореволюционной России рассказывал журнал «Вестник военного духовенства», выходивший в период с 1890 по 1917 г. Если случалось попасть в окружение, погибал командир или начиналась паника, «полковой священник становился на самом опасном и ответственном участке, с крестом в руке останавливал бегущих, призывал к мужеству.
Покровительницами войск считались иконы. Неоднократно для спасения Москвы от набегов татар православные прибегали к помощи Владимирской иконы Божией Матери . С Тихвинской иконой Божией Матери, как и с Богородицей Казанской, связаны успехи русского оружия в Смутное время . Во время Отечественной войны 1812 г. в действующей армии находилась Смоленская икона Божией Матери. Всю войну она была при войсках 3-й гренадерской дивизии, а накануне Бородинского сражения перед ней молился М.И. Кутузов . К помощи Казанской иконы Божией Матери обращались и в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня вновь настали времена, благоприятные для сотрудничества церкви и армии. На территории ряда сборных пунктов России появились часовни. Принятие присяги новобранцами все чаще происходит с участием священнослужителей, с их благословения и начинается служение Отечеству. В 2009 г. в армии России начали службу штатные священники. Первых батюшек «призвали» на службу в расположенные за пределами России соединения и на базы: в Армении, Таджикистане, на Украине, в Киргизии, Абхазии и Южной Осетии. Православное христианство предлагает рассматривать вопросы воинского служения с точки зрения духовного опыта, глубинных духовно-нравственных оснований. Считается, что воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Основанием для применения оружия должны быть не только требования воинского устава, но и нравственные ориентиры воинов, особенно тех, которые считают себя православными христианами. Это не только способствует укреплению воинской дисциплины, повышению ответственности воинов, но и придает армейской службе высоконравственный характер.
Православная вера - важнейший фактор, обеспечивающий духовное единство народа. Именно поэтому защита русской земли на протяжении многих веков приравнивалась к защите православия, и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
Православная вера и любовь к Отечеству едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. Вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации (слова С. Михалкова):
Россия - священная наша держава
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
А сохранить процветание Родины возможно. Нужно только возродить механизмы передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям. В гимне есть слова: «Предками данная мудрость народная!». В современных условиях нужно лишь возродить эту мудрость народную! Единственный путь к величию нашего Отечества - это созидание святости в себе, стремление к праведной жизни.
Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играют литература, исторические науки. По словам педагога А.А. Мусина- Пушкина, только на почве любви к Отечеству через восприятие величавых образов литературы, русской истории «... возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения». Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Все мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, которые строили Россию и созидали ее. Необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к Родине с наших великих предков.
Важно отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. «Каждый культурный человек должен знать, что история нашей страны тесно связана с 1000-летней историей христианства на Руси», - говорил Патриарх Алексий II на
церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» . Следует активнее привлекать священнослужителей к ведения (по желанию) пасторских бесед, изучения Закона Божьего в образовательных учреждениях. С весны 2010 г. в школах России введен предмет ОПК, мы считаем это очень важным посылом для развития патриотических чувств молодежи, а следовательно, для духовно-нравственного возрождения российского народа.
Молодежь не увлечешь обобщенно-отвлеченными разговорами, инструкциями в области морали. Ей нужны живые примеры из истории и современной жизни, способные пробудить интерес к духовному опыту наших славных предков и героев-современников.
Резюмируя, отметим, что воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине верой и правдой, есть первостепенная задача РФ. Православная вера и духовность должны стать опорой в этой деятельности.
Истинный патриотизм с православной точки зрения - это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. Однако ошибочно полагать, что Русская православная церковь является идеологическим инструментом в патриотическом воспитании молодежи. Она не представляет собой никакой политической силы.
Русская православная церковь - хранительница патриотических традиций народа. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого и праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова, великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - должны вечно жить в памяти потомков.
Потребуется много усилий, чтобы возродить во всей полноте всю систему патриотического воспитания в России, чтобы воинская доблесть и честь, любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества вновь стали святыми понятиями.
В заключение вспомним слова святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные на встрече с московскими студентами 23 мая 2009 г.: «Я глубоко убежден - а как Патриарх я говорю не только о России, но о всей исторической Руси, о святой Руси, - что если весь наш народ, народ исторической России сможет сопрягать небесное и земное, Божественное и человеческое, веру и знания, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем очень сильными»
Горка
Рисуем акварельное мороженое
Сказка об осеннем ветре
Мастер-класс "Корзиночка"
Как Дед Мороз сделал себе помощников