Цель: изучение быта детей России в разные временные периоды
Гипотеза: я предполагаю,
- есть существенные отличия в воспитании и обучении детей в разных временных периодах;
- игры детей прошлых поколений отличаются от игр современных детей.
В своей работе я рассмотрю быт с точки зрения повседневного уклада жизни детей, а именно особенности их воспитания и обучения, и игровую деятельность. В ходе своего исследования я выяснила, что воспитание и обучение детей разных временных периодах отличается. Это связано с особенностями того или иного отрезка времени. Потребности общества влияют и на характер детских игр.
Вложение | Размер |
---|---|
byt_detey_rossii_v_raznye_vremennye_periody.docx | 64.28 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Обоснование выбора темы
- Цель и задачи
- Объект и предмет исследования
- Метод исследования
- Гипотеза исследования
- Российское государство
- Дети в СССР
- Современная Россия
- Игры в Российском государстве
- Советский период ( СССР)
- Игры в современной России
- Компьютерная презентация
- Таблица
- Анкеты
- Диаграммы
Обоснование выбора темы
Я как современный ребенок часто слышу от людей старшего поколения разные оценки и сравнения. Одни хвалят нас и удивляются нашим навыкам информационно-компьютерной грамотности, способности «ловить знания на ходу», развитой логики. Другие критикуют нас в том, что мы менее любознательны, подвижны, много времени проводим за экранами компьютеров. Мало гуляем, меньше общаемся, меньше помогаем родителям, менее воспитаны.
У меня возникли вопросы: чем отличается моё детство от детства детей других поколений? В какие игры играли раньше дети, когда не было компьютеров, планшетов, смартфонов развитого телевидения?
Эти вопросы определили тему моего исследования: «Быт русских детей в разные временные периоды».
Цель: изучение быта детей России в разные временные периоды
Задачи:
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: литературные источники об играх, особенностях воспитания и обучения.
Предмет исследования: признаки быта детей в разные временные периоды
Метод исследования: изучение теоретического материала, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.
Гипотеза: я предполагаю,
- есть существенные отличия в воспитании и обучении детей в разных временных периодах;
- игры детей прошлых поколений отличаются от игр современных детей.
Что же такое быт? Чтобы найти значение этого слова я обратилась в Большой энциклопедический словарь. Быт - уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности. [1] Я рассмотрю быт с точки зрения повседневного уклада жизни детей, а именно особенности их воспитания и обучения, и игровую деятельность.
В своей работе я рассмотрю детство детей трёх временных периодов :
По итогам своего исследования я составила сравнительную таблицу. (Приложение 1)
Российское государство
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. «У кого детей много, тот не забыт у Бога». В русском обществе образцовой семьей была многодетная семья. Дети воспринимались как основное богатство семьи. Иерархия отношений соблюдалась строго. Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей того времени. Детям надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается." Наши предки были достаточно строги в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. [ 7]
С 5-летнего возраста девочки начинали более толково заниматься домашним хозяйством, помогали с огородничеством, домом, бытом, познавали основы приготовления вкусного обеда и мать постепенно учила их верности и истинно женским ценностям, которые так ценились в то время. Мальчики по истечению 5-6 лет отдавались на обучение главе семейства, который выдавал им посильную работу, как правило, своего профиля. Если глава семейства был хорошим мастером, то мальчики могли помогать ему в самых несложных и мелких поручениях, а если охотником или же торговцем, то мальчики помогали еще больше, так как физического труда в этих занятиях почти не требовалось. [4 ] Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса – это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование. Основное направление воспитания четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям". Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.
Таким образом, до 5-6 лет ребенка растили, как «не разумного младенца». После 5 лет начиналось строгое воспитание. Главной ценностью была семья. Главными качествами, которые воспитывались в ребенке было трудолюбие, физическая сила, любовь к близким. Высоко ценилась и грамотность. Обучением детей занималась мать. (Приложение 1)
Советский период (СССР)
Воспитание в коллективе — основа основ. О том, что человек – существо коллективное, рассказывалось советским детям чуть ли не с рождения. И не только рассказывалось, но и подкреплялось общепринятой схемой «ясли – детский сад – школа». Воспитали детей в духе коммунизма, где на первый план ставились общественные интересы. Это было частью государственной программы.
Не обходилось и без массовых детских организаций: октябрятами и пионерами в СССР за редчайшим исключением были практически все. Стать октябренком, а затем и пионером, было почетно. Приучали школьников к будущему ударному труду: дежурство в классе по графику, сбор макулатуры и металлолома, обязательные субботники по уборке пришкольной территории – все это воспитывало уважение к коллективной трудовой деятельности. Все эти мероприятия не были ненавистными для советских детей, а воспринимались ими позитивно, как возможность внести разнообразие в школьный быт. За хорошую учебу и активное участие в делах школы дети награждались почетными грамотами, а классы – переходящими вымпелами. Правда, были и более интересные поощрения. Например, лучший по каким-либо промежуточным показателям класс награждался билетами в кино, театр или цирк, а по итогам года лучшие ученики и даже целые классы оправлялись в бесплатное путешествие по городам Советского Союза. Детский досуг также был под пристальным вниманием государства. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции вносили свой вклад в воспитание и обучение детей.
Таким образом, большую роль в воспитании и обучении детей в этот период играло государство. В ребенке воспитывались такие качества:
- доброта, честность, уважительное отношение к старшим, забота о слабых, справедливость;
- любовь к Родине;
- трудолюбие, самостоятельность;
- развитый интеллект (каждый ученик стремился хорошо учиться, кроме школьных занятий посещал разные развивающие кружки, занимался спортом, наукой, много читал).
Современная Россия
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. Дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытом подрастающего поколения. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что изменились требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный трудолюбивый человечек, то теперь таким считается умный и независимый человек. Современные российские дети активно ходят в садики, школу, кружки, студии, спортивные секции, участвуют в различных мероприятиях, заканчивают высшие учебные заведения. Общество и родители настроены на успех ребенка.
Таким образом, современное воспитание детей предполагает восприятие ребенка родителями как равноценного (не равноправного), а значит имеющего право на свою точку зрения и свои ошибки. Основные ценности в воспитании и обучении – это лидерские качества, конкурентоспособность, развитый интеллект.
Игры
Важной частью уклада жизни детей является игра. Что же такое игра? Я нашла значение слова «игра» в словарях русского языка. Игра – это занятие, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для заполнения досуга, для развлечения. [6] Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. [ 3 ] Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. [ 1 ]
Игры в Российском государстве
Игры этого периода можно подразделить на:
пальчиковые – это игры в которых заставляют активно работать кисти рук ребенка, при этом движение пальцев сопровождается короткими ритмичными стишками. В них играли взрослые с младенцами (до 5- 6 лет ребёнок считался младенцем);
хороводные – это игры включающие в себя песню, хореографические движения, диалог. Хороводные игры считались в основном девочковыми. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с 14-15 лет;
драматические – игры в которых дети по определенному, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. Дети выбирали себе роли, приносили необходимые для развития действия предметы. В игре дети как актеры в театре, перевоплощались, воображая себя действующими лицами в придуманной обстановке;
орнаментальные – игры во время которых участники двигались в определенном порядке под песню. Игра строилась так, чтобы участники изображали какие- либо архитектурные формы: ворота, мост – либо природное явление метель, шум ветра. Эти игры близки к хороводным и исполнялись в основном девочками;
состязательные – это игры направленные в основном на развитие физических и умственных способностей детей. Это соревнование в силе, ловкости , быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие четко сформулированных правил игры и установка на победу.
Анализируя игры этого периода, я пришла к выводу, что они были направлены в основном на развитие физической силы, выносливости.
Игры детей в СССР
Детство моих прабабушек и прадедушек проходило в 20- 40 годы СССР. Основное время дети проводили, помогая взрослым по хозяйству, а иногда и за них выполняли всю домашнюю работу. Родители очень много работали в колхозах. В минуты отдыха дети играли в основном в подвижные игры развивающие ловкость, быстроту реакции, смекалку. Это такие игры как «лапта», «пристенок», «кости-бабки», «баня горит», прятки, жмурки, догонялки.
После Великой Отечественной войны игры стали очень патриотичные. Предпочтение отдавалось командным играм: пионербол, из круга вышибаю, футбол. Особенно популярной была игра «Зарница».
В 60-70е годы и СССР, заканчивается период индустриализации и начинается эпоха научно-технического прогресса. Появляются первые механические игрушки, говорящие игрушки, игрушки на батарейках. У детей также появляется новое развлечение - телевизор. И детские телепрограммы, и мультики в детское время, в эти часы, дворы, как правило, пустели, но только заканчивались детские передачи, дети начинали играть в глухой телефон, четыре угла, у девочек появляется – «резиночка», но и игра в классики или пятнашки, остается актуальной, а вот у мальчиков соловьи-разбойники переименовываются в космонавты. И все подвижные игры с мячом остаются востребованные. Зимние забавы хоккей, царь-горы, догонялки на катках.
Я провела анкетирование среди взрослых (родителей, дедушек и бабушек моих одноклассников). В анкетировании приняли участие 42 человека. (Приложение 2) В целом отмечу, что наши родители знают большее количество игр. Ответы родителей были разнообразнее, чем у моих сверстников. В основном это подвижные игры на улице – из наиболее часто называемых: «резиночка», «казаки-разбойники», «12 палочек», «прятки», «из круга вышибаю»,» лапта», «секретики», «классики», «чепуха».
Больше всего наши родители в СССР любили играть в:
1 –подвижные игры
2- настольные
3 – интеллектуально-развивающие
4 – спортивные игры.
Для наглядного представления полученных данных мной составлена диаграмма (Приложение 3)
Вывод: игры детей этого периода способствуют интеллектуальному развитию (шашки, шахматы) и физической силе (активные, подвижные уличные игры).
Игры в современной России
Чтобы выявить в какие игры играют мои сверстники, я провела анкетирование. (Приложение 4) Мной было опрошено 46 учащихся 3-х классов. Результаты анкетирования показали, что большинство детей в свободное время предпочитают гулять (27 ответов), играть (19 ответов), заниматься творчеством или рукоделием (13 ответов).
Менее популярными ответами оказались читать (7), смотреть телевизор (6), помогать родителям (5).
Для наглядного представления полученных данных мной составлена диаграмма (Приложение 5).
На второй вопрос «Какие игры тебе нравятся?» Большинство ответили – подвижные (22), спортивные (19), компьютерные (16 ответов). Меньшее количество набрали настольные (12) и интеллектуальные (10).
Самой популярной игрой на улице оказались «догоняшки» (21 ответ), спортивные игры (футбол, волейбол, пионербол, бадбинтон т пр.)- 16 ответов, прятки (13), отдельно можно выделить зимние игры (снежки, катание с горки, лыжи, коньки, снеговик)-14 ответов. Также 11 ребят ответили, что любят просто лазить и играть на детской площадке. В целом можно отметить, что ответы разнообразные, дети знают и играют в разные игры : «из круга вышибаю», «царь горы», «выше земли», «шалаш», «заморозки», «съедобное не съедобное», «войнушка» и другие.
Игры дома. Ребята одинаково часто называли компьютерные игры и прятки (по 18, 19 ответов), от 4 до 10 ответов набрали такие игры как: конструктор, «жмурки», куклы, «домики», настольные игры, «шахматы», «путешествие», «творчество», «дочки-матери».
Вывод: с помощью анкетирования я выявила, что главными и любимыми играми для детей остаются подвижные и спортивные. Такие игры развивают в детях физическую силу, выносливость и ловкость, что по прежнему необходимо растущему детскому организму для здоровья. Популярными среди моих сверстников являются и компьютерные игры.
Предположенная мною гипотеза подтвердилась частично. Воспитание и обучение детей разных временных периодах отличается. Это связано с особенностями того или иного отрезка времени. Потребности общества влияют и на характер детских игр. Ведь игра – это своеобразная подготовка к будущим жизненным ситуациям. Но некоторые игры «пришли» к нам со времен Древней Руси. Например, «жмурки», «ручеек», «царь-горы». А многие игры наших родителей популярны и среди современных детей: «из круга вышибаю», «выше земли», «заморозки».
Практическая значимость работы. Я познакомилась с интересными играми, в которые играли наши предки. Мне хочется разучить их со своими одноклассниками и играть на переменах или на улице.
Приложение 1
Сравнительная таблица.
Древняя Русь | СССР | Современная Россия | |
Воспитание | До 5-6 лет ребенка растили, как «не разумного младенца» После 5 лет начиналось строгое воспитание. Отец- воспитывал сыновей. Мать- дочерей. | Большую роль в воспитании играло государство. Воспитание в коллективе: ясли - детский сад – школа. | Семья и государство. |
Обучение | На дому детей обучала мать | общепринятая схема «ясли – детский сад – школа» | Ребенок также посещает детский сад-школу. Часто с раннего детства занимается в развивающих студиях и дополнительных секциях |
Ценности | Главная ценность- это семья | любовь к Родине; приучение к коллективному труду | Главная ценность – быть успешным. |
Качества, которые воспитывались в ребенке | Трудолюбие Физическая сила Любовь к близким | Трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь, развитый интеллект | Лидерские качества, высокая самооценка, конкурентоспособность, развитый интеллект |
Приложение 2
Анкета
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Для исследовательской работы Веронике Шамониной нужны данные об играх, в которые Вы играли в детстве. Прошу заполнить эту анкету. Спасибо.
Приложение 3
Приложение 4
Анкета
На улице | В помещении |
1. | |
2. | |
3. |
Приложение 5
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Какая бывает зима
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Одеяльце
И тут появился изобретатель