Работа, подготовленная к научно-практической конференции учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_v_rabotah_krylova.docx | 54.98 КБ |
МОУ Гимназия
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РАБОТАХ И. А. КРЫЛОВА»
Выполнила:
ученица 5«А» класса
МОУ Гимназия города Малоярославец
Калужской области
Дерябкина Екатерина Дмитриевна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия города Малоярославец
Калужской области
Лустина Нина Владимировна
г. Малоярославец, 2017 г
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
(слайд 2) Я люблю читать. Читаю много и всегда обращаю внимание на красочность языка. Сейчас, знакомясь с баснями Ивана Андреевича Крылова, заметила, что в каждой из прочитанных мною басен есть фразеологические обороты, которые украшают речь человека.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
(слайд 3) Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, люди используют многие лексические приемы, в частности, фразеологизмы. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже не замечая, что они имеют литературное происхождение – ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства.
Я подумала, может быть, моя работа поможет ребятам в изучении басен Ивана Андреевича Крылова и привьет им любовь к чтению. В своей работе я поставила перед собой ЦЕЛИ (слайд 4) :
Для достижения указанных целей я поставили перед собой следующие ЗАДАЧИ ( слайд 5) :
В ходе исследования мною была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА (слайд 6) :
В работе использовались следующие МЕТОДЫ (слайд 7) :
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ( слайд 8)
№ этапа | Содержание этапа | Срок выполнения |
I этап | Изучение научной литературы (и интернет сайтов)по заинтересовавшему меня вопросу | июнь – сентябрь 2016 г. |
П этап | Научное исследование по вопросу: анкетирование учащихся | октябрь 2016 г. |
Ш этап | Анализ полученной в ходе анкетирования информации и написание проекта | ноябрь-декабрь 2016 г. |
IVэтап | Представление проекта | январь 2017 г. |
БИБЛИОГРАФИЯ ( слайд 9)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ ( слайд 10) :
ОПИСАНИЕ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА (слайд 11).
Источники фразеологических выражений различны. Одни из них, такие как пословицы и поговорки, возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями; третьи вошли в нашу жизнь из песен, сказок, загадок.
Часто мы употребляем так называемые крылатые выражения (фразеологизмы, пословицы, поговорки), не подозревая об их происхождении. Многие крылатые выражения стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся над вопросом о том, кто же произнес их первым.
Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух», или: «Аппетит приходит во время еды»? (слайд 12) И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем богаче его багаж крылатых слов и выражений. Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или удачным оборотом, люди часто смущенно оговариваются: «Не помню, кто это сказал...»
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор (вполне определенный человек — философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.
И это очень интересно— получить точные ответы на следующие вопросы: кто это сказал, когда, по какому поводу; и узнать, что, собственно, автор имел в виду. И тут возможны интересные открытия.
(слайд 13) В 19 веке некоторые строчки, созданные писателями, сразу становились устойчивыми выражениями. Много таких выражений пришло из басен Ивана Андреевича Крылова.
(слайд 14) Какие-то басни он придумал сам, какие-то являются переводами басен Эзопа и Лафонтена. Вся Россия хохотала над героями басен Крылова. Первые басни были написаны в 1788 году. Крылов написал более 200 басен. Поразительно широк тематический охват басен Крылова - вся Россия, от мужика до царя, представлена в них. Острие сатиры направлено против дворян-тунеядцев, вельмож, бюрократов и взяточников, чиновников и судей.
Крылов выражал не только мудрость народа, но и его нравственный идеал. В своих баснях он высмеивал и разоблачал все враждебное и чуждое нравственным представлениям русского человека.
В своей работе я хотела бы проанализировать некоторые басни Ивана Андреевича Крылова и определить, какие фразеологические выражения не потеряли актуальность и используются в современной речи.
Прежде чем начать анализ фразеологических оборотов, используемых в баснях И.А. Крылова, я хотела бы уточнить, что (слайд 15) басня – это малый эпический жанр, основанный на иносказании, или аллегории. Басня состоит из 2 частей: повествовательной и поучительной (мораль).
(слайд 16) Басня основана на:
(слайд 17) Из басен И.А. Крылова вышли крылатые выражения, которые впоследствии превратились во фразеологические обороты:
(слайд 18) Я выяснила, что многие фразеологизмы и фразеологические выражения до сих пор актуальны в нашей речи. Среди всех найденных к таким относятся следующие фразеологические выражения:
Такое большое количество фразеологических единиц, актуальных до сих пор в нашей речи, можно объяснить характерной особенностью языка басен Крылова – использованием разговорной лексики. В языке его басен словно растворились народные выражения.
Мною было проанализировано 26 басен. В таблице вы сможете увидеть фразеологические обороты из этих басен. (слайды 19-56)
Название басни | Крылатое выражение | Значение | ||
«Ларчик» | «Вертит его со всех сторон и голову ломает…» | Ломать голову – напряженно думать, размышлять. | ||
«А Ларчик просто открывался». | дело ясно, не требует долгих размышлений. | |||
«Лисица и виноград» | «На взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьёшь». | «набивать оскомину»- предельно надоедать, приедаться. | ||
«На взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой….» | «Зелен виноград» – «ну и ладно, не больно-то и хотелось, оно совсем плохое и мне не нужно». | |||
«Отколь и как она к ним не зайдёт, хоть видит око, да зуб неймёт…» | «видит око, да зуб неймёт» - о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно. | |||
«Демьянова уха» - чрезмерное, навязчивое гостеприимство | «А то во здравье: ешь до дна!» | «во здравье» - доброе пожелание при угощении или в ответ на благодарность за угощение. | ||
«Тут бедный Фока мой… скорей без памяти домой» | «без памяти» - в состоянии сильного испуга, аффекта. | |||
«Зеркало и обезьяна» | «Их кумушек моих таких кривляк пять-шесть: я даже их могу по пальцам перечесть». | «по пальцам перечесть» - о небольшом числе, так что легко перечесть, назвать. | ||
«Белка» | «Ну, некогда ни пить, ни есть, ни даже духу перевесть». | «перевести дух» - начать ровно дышать, сделать передышку, перерыв. | ||
«Он, кажется, из кожи рвётся, да только всё вперёд не поддаётся…» | «рваться из кожи» прилагать огромные усилия. | |||
«Да только всё вперёд не поддаётся, как Белка в колесе». | «как белка в колесе» - быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах (иногда без видимых результатов). | |||
«Кот и Повар» | «А Васька слушает, да ест». | один говорит, а другой не обращает на него внимания. | ||
«Крестьянин и Лисица» | «И станешь у меня как в масле сыр кататься». | «как в масле сыр кататься» - до излишества, в полном довольствии. | ||
«Лебедь, Щука и Рак» | «Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу». | «из кожи вон лезть» - усердствовать, стараться изо всех сил. | ||
«Да только воз и ныне там». | «Да только воз и ныне там» - дело не двигается, стоит на месте. | |||
«Кукушка и петух» | «Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку». | говорят о лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений. | ||
«Щука и Кот» | «А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот…» | «чуть жива» - кто-либо очень устал, измотан, измождён. | ||
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». | оборот обозначает человека, берущегося не за своё дело. | |||
«Слон и Моська» | «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!» | о чьих-либо бессмысленных наскоках на кого-то, кто заведомо превосходит своего критика, хулителя, агрессора. | ||
«Обоз» | «Пустился конь со всех четырёх ног на славу…» | «со всех ног» очень быстро, стремительно. | ||
«Слон на воеводстве» | «А с умыслу он мухи не обидит». | «мухи не обидит» - безобидный, добродушный, кроткий. | ||
«Ворона и Лисица» | «Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит». | «не сводить глаз»- пристально, внимательно, неотрывно смотреть. | ||
«И говорит так сладко, чуть дыша» . | «чуть дыша» - замирая от чего либо. | |||
«Какие пёрышки, какой носок!» | комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих. | |||
«Ворона каркнула во всё воронье горло…» | «во всё горло» - очень громко (кричать, петь). | |||
«Волк и Ягнёнок» | «У сильного всегда бессильный виноват». | незаслуженные обвинения старшими младших (по возрасту или по должности). | ||
«За дерзость такову я голову с тебя сорву». | «сорвать голову» - убить. | |||
«Мартышка и Очки» | «Мартышка к старости слаба глазами стала». | близорукость, необходимость носить очки. | ||
«Стрекоза и Муравей» | «Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». | так говорят о человеке, который лентяйничал. | ||
«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!» | употребляется как упрек беззаботному человеку. | |||
«Собачья дружба» | «Стоять горой за дружню шерсть…» | стоять горой - всячески защищать, отстаивать кого-либо или что-либо. | ||
«С Пиладом мой Орест грызутся, - лишь только клочья вверх летят». | «клочья вверх летят» - сильная драка. | |||
«Две Бочки» | «От ней по мостовой и стукотня, и гром, и пыль столбом» . | «пыль столбом»- шум, суматоха, беспорядок. | ||
«Свинья» | «Ну, право, порют вздор». | пороть вздор – говорить пустяки, глупости. | ||
«Квартет» | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». | чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание. | ||
"Ворона" | Героиня басни "Ворона" отстала от ворон, а к павам не пристала. Мораль - «когда не хочешь быть смешон, держися звания, в котором ты рожден». | Ворона в павлиньих перьях - | ||
«Обезьяна» | В басне "Обезьяна" Мартышка не получила ожидаемой похвалы за то, что, выбиваясь из сил, бесполезно катала чурбан. | «Мартышкин труд» - бесполезный труд, на который затрачены большие усилия. | ||
«Пустынник и медведь» | Медведь, охраняя сон Пустынника, убил камнем муху, сидящую на лбу друга. | «Медвежья услуга» - неумелая, неловкая помощь, причиняющая только вред. | ||
«Лжец» | В басне дворянин, вернувшийся из путешествия, рассказал, что в Риме есть огурец величиной с гору. | «Римский огурец» - чрезмерное преувеличение чего-либо | ||
«Тришкин кафтан» | Герой одноименной басни чинил старый кафтан: чтобы зашить дыры на локтях, укоротил рукава, а потом, удлиняя их, отрезал полы. | Частичные, внешние исправления, только вредящие делу. |
ВЫВОД
(слайд 57) Басни Крылова - образец словесного мастерства. В них как бы сконцентрирован весь его творческий опыт как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца.
Каждая его басня – это кладезь крылатых выражений, из которых вышли фразеологические обороты. Я решила сравнить, насколько хорошо знают работы И. А. Крылова учащиеся среднего звена.
Для этого я провела анкетирование учащихся 5-го, 6-го и 7-го классов.
(слайд 58) Практически 100% опрашиваемых учащихся указали басни, которые они учили на уроках литературы.
Назвать басни, которые ученики читали сверх школьной программы, смогли 51% учащихся 5 класса, 71% - 6 класса и 64% учеников 7 класса.
Я полагаю, что количество учащихся седьмого класса, которые смогли вспомнить басни, прочитанные дополнительно, уменьшилось, потому что в 7 классе произведения И.А. Крылова не изучаются.
Несмотря на то, что фразеологизмы изучались на факультативных уроках в начальной школе, практически никто из учеников 5 класса не объяснил правильно все заданные фразеологические обороты. Но в то же самое время, я должна отметить, что некоторые ребята объяснили большую их часть.
К сожалению, ученики 6 и 7 классов также мало обращают внимание на фразеологические обороты. Дополнительно написать фразеологизмы к уже указанным смогли только 21% учащихся 6 класса и 36% семиклассников.
Вспомнить фразеологизмы из басен Крылова в дополнение к указанным практически никто не смог ни в 5-м, ни в 6-м, ни в 7-м классах.
Назвать басни Крылова по указанным отрывкам смогли 49%, 39% и 46% опрошенных учащихся 5-го, 6-го и 7-го классов (соответственно).
Исправить ошибки в названиях басен Крылова смогли 74% пятиклассников, 86% шестиклассников и такой же процент семиклассников.
Определить, в какой басне были сказаны определенные слова, смогло приблизительно одинаковое количество учащихся как в пятом, так и в шестом классах - 35-36 % соответственно. В седьмом классе 54% учеников ответили на этот вопрос.
Определить, кто из героев басен произнес определенные слова, смогло узнать только 4% учащихся шестого класса и 7% семиклассников. Пятиклассники не смогли ответить на этот вопрос.
(слайд 59) К сожалению, моя гипотеза о том, что знание фразеологических оборотов, используемых в баснях И.А. Крылова, зависит от количества прочитанных басен, НЕ ПОДТВЕРДИЛАСЬ.
Я обнаружила, что, несмотря на то, что дети читают басни, они в основном обращают внимание на то, о чем говорится в них, но не обращают внимания на красочность языка.
Если в этом произведении и встречаются какие-либо незнакомые для них обороты или слова, то они не обращают на них никакого внимания и не ищут их значения в специализированных словарях и интернет ресурсах.
Несмотря на это я могу с уверенностью сказать, что говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова являются средством донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, но “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
(слайд 60) А завершить свое выступление я хочу словами поэта Максима Исаковского:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Приложение № 1
Класс _____
Какие басни И.А. Крылова вы изучали на уроках литературы ___________
Какие басни И. А. Крылова вы читали дополнительно__________________
Как вы понимаете следующие фразеологическим оборотам:
Вертеться как белка в колесе | |
Перечесть по пальцам | |
Мчаться со всех ног | |
Не поминать лихом | |
Не сводить глаз | |
Лезть вон из кожи | |
И мухи не обидеть | |
А воз и ныне там | |
Набить оскомину | |
Видит око, да зуб неймет |
Какие фразеологизмы из басен И.А. Крылова вы можете вспомнить. Назовите их__________________________________________________
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду… По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
А проку на-волос нет в них.
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремиться.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ваши ответы:
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваши ответы:
3. В какой басне:
а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” ___________________________
б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” _____________________
в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” _______________
г) “По улицам Слона водили…” ____________________
д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” ________________________
4. “Кто сказал?”
а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” ___________________
б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” ___________________
в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” _________________
Почему Уран и Нептун разного цвета
Четыре художника. Осень
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Весенняя сказка