Исследование влияния интернет-коммуникации на изменения,происходящие в современном русском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние интернет-коммуникации на изменения, происходящие в современном русском языке | 110.59 КБ |
XXII Городская научно-практическая конференция школьников
г. Искитима
Секция: лингвистика
«Русский язык на грани нервного срыва-2»
( Влияние интернет-коммуникации на изменения в современном русском языке)
Автор: Бородина Алина, ученица 10 класса МБОУ - СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Руководитель проекта: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Контактный телефон руководителя: 8(383)43-2-05-17
г. Искитим, 2017
Оглавление
Глава 1. Интернет как особое коммуникативное пространство 5
1.1. Основные функции веб-пространства. 5
1.2. Основные характеристики коммуникационной среды Интернета 5
Глава 2. Сущность и специфика Интернет-коммуникации. 6
2.1. Особенности Интернет-коммуникации. 6
2.2. Жанровые характеристики Интернет-коммуникации. 7
Глава 3. Языковые особенности жанров сетевого языка. 8
3.1. Структурирование сетеязыка. 8
3.2. Основные лингвостилистические особенности коммуникации 10
Глава 4. Результаты практических исследований 11
Глава 5. Влияние интернет-коммуникации на изменения в современном русском языке. 16
Данная работа является продолжением исследования, которое мы начали 3 года назад. Тема прошлого проекта «Влияние Интернета на речевую компетентность современного школьника». На основе исследовательского материала был сделан вывод: интернет-общение негативно влияет на речевую компетентность подростка. Прошло время. Интернет, как особая коммуникативная пространство и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принес с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. В данной работе нас интересует влияние Интернет-коммуникации на изменения, происходящие на разных уровнях в современном русском языке.
Являясь универсальным средством общения, поиска, хранения и передачи информации, Интернет стал неотъемлемым элементом нашей жизни. С высоким темпом развития компьютерных технологий формы интернет-коммуникации постоянно видоизменяются и совершенствуются в соответствии с потребностями пользователей. Меняются и языковые особенности оформления интернет-коммуникации. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет-общения, отличительными признаками которого являются письменное произношение, гиперинтертекстуальность и запечатленная разговорность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в лингвистике наблюдается значительный интерес к новым формам коммуникации, в частности к интернет-коммуникации, которая является чрезвычайно динамичной сферой бытования языка. Изучение коммуникации в сети Интернет, её влияния на развитие русского языка – предмет исследования многих лингвистов, ведущих педагогов и просто неравнодушных людей, которых волнует будущее родного языка.
Цель данной исследовательской работы заключается в изучении особенностей интернет-коммуникации и её влияния на изменения в современном русском языке.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
Методы исследования:
Объект исследования: интернет-коммуникация.
Предмет исследования: влияние интернет-коммуникации на современный литературный язык.
Выдвинутая нами гипотеза: «Если Интернет является активным коммуникативным пространством, значит, он оказывает определенное влияние на изменения, происходящие в современном русском языке».
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы выделили три основные функции Интернета:
1.2. Определили основные характеристики коммуникационной среды Интернета:
пр.)
Вывод по первой главе: Интернет – активное коммуникативное пространство, в котором происходит интересная трансформация языка - наряду с письменной и устной формами, появилась новая. Технически это письменная речь, а с точки зрения структуры – устная.
Понятие интернет-коммуникации имеет несколько интерпретаций в статьях Н. А. Ахреновой, О.В. Лутовиновой. Считаем, что более доступное и полное определение дает в своей работе Е.И. Горошко: «Это коммуникативное взаимодействие в глобальной компьютерной сети интернет-пользователей с различным культурным уровнем и уровнем образованности, то есть функционирование языка в интернет-пространстве».[1]
Веб-пространство необходимо рассматривать как новую сферу функционирования русского языка во всей его многоаспектности. Коммуникация в этой сфере, будучи полифункциональной, имеет ряд особенностей:
Л.Ю. Иванов разделил все жанровое многообразие языка глобальной сети на две группы – жанры, «исконно сетевые», например блог, форум, чат, и жанры, заимствованные из других сфер коммуникации, например, аннотации научно-технических статей. При этом исследователь отмечает, что изучение особенностей языка Интернет наиболее эффективно на основе именно сетевых жанров, поскольку отдельные заимствованные жанры могут почти не отличаться друг от друга в виртуальной и «бумажной» версиях.[2] Поэтому материалом нашего исследования послужили контексты различного объема и содержания в чатах, форумах, микроблогах (флэш-моб), соцсетях.
Обзор литературы и практическая работа в сетевых жанрах коммуникации, перечисленных выше, позволили по второй главе сделать выводы:
1. Исконно сетевыми жанрами сети Интернет являются чаты, форумы, блоги, социальные сети.
2. Данные исконно сетевые жанры обладают целым рядом характерных языковых особенностей, а именно: обнаруживается наличие двух основных форм литературного языка – разговорной и книжной, что обусловлено сочетанием неофициального характера общения и письменной формой речи.
В Третьей главе работы необходимо было исследовать языковые жанры и особенности сетеязыка. Нужно сказать, что существует несколько определений Интернет-языка. Мы предлагаем свою интерпретацию, включив в его состав сленг геймеров, считая, что компьютерные игры в настоящее время активно завоевывают интернет-пространство и являются популярными в среде подростков. Таким образом, в составляющую сетевого языка вошли: сленг геймеров, олбанский язык, компьютерный сленг и интернет-сленг.
Интернет-язык
3.1.1. Сленг геймеров. С развитием игровой индустрии и увеличения числа людей, так или иначе вовлеченных в нее, игровой сленг становится все более распространенным явлением.
Основная цель создания тех или иных игровых терминов – максимально быстрая и понятная передача определенной информации игрокам. Киберспорт уже давно перестал быть простым увлечением. Сегодня – это сложная работа, приносящая лучшим из лучших неплохой достаток. Из чего можно сделать вывод о том, что сленг геймеров в скором времени займет свое, на наш взгляд, вполне законное место в рядах профессионального сленга. Изучение сленга геймеров представляет большой интерес не только в этимологическом, но и в общепереводческом плане.
3.1.2. Олбанский язык. Почти десять лет в русском интернете был необычайно популярен так называемый язык падонков. Именно он уже позже, распространившись по всему разговорному интернету, стал называться олбанским языком. Чтобы разобраться в сути этого языка нам пришлось посетить сайты Луркоморье, Живой журнал, Абсурдопедию, Википедию и прочитать книгу М.Кронгауза «Самоучитель с олбанского».[3]
Падонки – это сетевая контркультура, сформировавшаяся на нескольких сайтах, многих из которых уже не существует. В основе ее лежал именно текст, в котором нарушались всевозможные табу, языковые и культурные. В жаргоне появилось специальное слово для такого рода текстов – криатифф (то есть искаженное креатив). Первым таким сайтом стал fuck.ru. Потом открывались и закрывались сайты idiotru, fackru.net, down.ru. Сегодня падонковских сайтов существует довольно много, но наиболее известным и влиятельным считается udaff.com.
Таким образом выглядит их манифест:
1. В нарачитомкаверканьирусскайарфаграфии.
2. Ф шырокомупатриблениининармативнайлексеги.
3. В упатриблении клише – устойчевых выражений и слоф в извесном только ускаму кругу лиц значении.
4. В языкавой игре со словообразованийем.
5. Ф цытировании и пародированиифрас из извесныхтекстаф и кинафильмаф.
3.1.3. Компьютерный сленг – узконаправленный коммуникативный жанр, который используют как профессионалы (IT-специалисты), так и обычные пользователи компьютеров. Бурный рост появления терминологии начался во второй половине XX века во время стремительного развития и массового внедрения компьютерных технологий, что является первой причиной возникновения сленга. Второй причиной можно назвать то, что многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Третья причина – увлечение молодежи компьютерными играми, и наконец, четвёртая заключается в новизне и желании коммуникатора быть оригинальным.
3.1.4. Интернет-сленг. Всемирная паутина Интернета давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным стилем общения, особенно в среде молодежи. Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернета потребовал новых языковых средств коммуникации:
3.2. Изучив работы ведущих лингвистов по данному вопросу: М.Кронгауза, Дубининой Л.В., Литвиненко Ж.М., мы выявили основные лингвостилистические особенности коммуникации в исконно сетевых жанрах.[4]
1) тенденция к употреблению в речи пользователей единиц, характерных для разговорного языка. Это мы наблюдали на фонетическом уровне, на уровне лексики и морфологии, а также в анализе синтаксиса присутствовал эффект разговорности.
2) вторая особенность – экспрессивность. Преследуя определённые цели в общении, коммуникаторы стремятся сделать свою речь более яркой, выразительной, сильно действующей. Экспрессивность прослеживается на всех уровнях языка. Особенно в разделе Лексика. М.Кронгауз отмечает, что активно экспрессивность сопровождается еще смайликами и различного рода мемами. [5]
3) третья особенность связана с поликодовостью текста, который соткан из многих различных элементов (языковые элементы, графическое, шрифтовое, визуальное цветовое оформление), существенно влияющих на его восприятие.
4) одной из негативных особенностей, связанных с функционированием языка в сети Интернет, является нарушение норм речевого этикета, то есть снижение и огрубление речи. Это явление объясняется уровнем личностно-психологического развития участников коммуникации и, конечно, относительной анонимностью общения.
Работа по материалам третьей главы завершена следующими выводами: использование единиц разговорного стиля и экспрессивность языка проявляются на уровне лексики, фразеологии и морфологии в равной степени, меньше наблюдается в фонетике и синтаксисе. Поликодовость и снижение и огрубление речи заметно только на уровне лексики и фразеологии.
Следующим самым интересным этапом работы был опрос респондентов, ими стали учащиеся 9,10, и 11 классов. Чтобы понять, насколько наш материал является актуальным, а предположения верными, учащимся были предложены следующие вопросы:
I.
1. Как долго Вы общаетесь в сети Интернет?
Результаты ответов были таковы:
2. С помощью таблицы оцените достоинство и недостатки интернет-коммуникации.
Характеристики | Достоинство интернет- коммуникации | Не имеет отношения к интернет- коммуникации | Недостаток интернет- коммуникации |
Можно общаться с несколькими людьми одновременно | 73% | 25% | 2% |
Общение с людьми, недоступными в реальной жизни | 92% | 5% | 3% |
Общение, не выходя из дома | 54% | 19% | 27% |
Простота и легкость общения | 63% | 35% | 2% |
Легко и быстро найти друзей и единомышленников | 62% | 35% | 3% |
Общение с незнакомыми людьми | 48% | 46% | 6% |
Можно подурачиться | 38% | 58% | 4% |
Простота языка (можно не соблюдать правила орфографии, грамматики) | 34% | 12% | 53% |
Можно стать известным, знаменитым | 32% | 63% | 5% |
Простые, несерьезные темы | 30% | 61% | 9% |
Общение в сети – игра, нереально | 24% | 48% | 30% |
Можно не стесняться в выражениях (нецензурная лексика и т.п.) | 18% | 40% | 42% |
Не видно истинных чувств | 27% | 9% | 64% |
Можно выплеснуть накопившуюся агрессию, раздражение | 17% | 54% | 29% |
Отсутствие невербальных средств общения | 15% | 38% | 47% |
Можно обманывать, притворяться | 14% | 35% | 51% |
Отсутствие моральных норм и каких-либо ограничений | 13% | 32% | 55% |
Разговоры на откровенные темы | 25% | 66% | 9% |
Отсутствие визуального контакта | 16% | 5% | 79% |
Трудно передать все эмоции | 4% | 12% | 84% |
Результаты первого опроса показывают, что Интернет - активная коммуникативная площадка для подростков.
II.
1. «Какими коммуникативными жанрами сети Интернет Вы пользуетесь?»
Соцсети | 41% |
Форумы | 19% |
Блоги | 11% |
Чаты | 29% |
По результатам опроса социальные сети оказались безусловным фаворитом, так как они предоставляют пользователю более разносторонние возможности, которые блоги, чаты и форумы включить в себя не могу. Также можно отметит, что границы коммуникации на 3 года значительно расширились: наши подростки активно посещают чаты, форумы и блоги.
III.
1. В третьем опросе мы определили, каким преимущественно жанром интернет-языка пользуются ребята. Были предложены опросные таблицы, в которых включена лексика разных жанров.
Интернет-сленг | Использую | Знаю, но не использую | Никогда не слышал |
Lol, facepalm, epic fail, кек, 100500 | 42% | 52% | 6% |
Зашквар, треш, хайп, бомбит | 65% | 35% | 0% |
Прив, щас, спс, ИМХО | 62% | 38% | 0% |
Хейтер, бро | 37% | 60% | 3% |
Приффет, как делиффки, аффторжжот | 0% | 94% | 6% |
Привед, медвед!, кРеВеДкО | 0% | 69% | 31% |
2. На вопрос: «Используете ли вы при общении интернет-сленг?», мы получили следующие ответы:
Данные результаты показывают, что 86% подростков хотя бы иногда используют интернет-сленг. Сравнивая результаты с нашей прошлой работой, можно отметить, что за 3 года количество учеников, пользующихся сленгом, значительно возросло.
По результатам опроса можно заметить, что некогда популярный олбанский язык (язык падонкафф) в настоящее время неактуален. Компьютерный язык и сленг геймеров, в большинстве случаев, являются узконаправленными жанрами, поэтому ими пользуется небольшая аудитория учащихся. Интернет-сленг является самым распространенным и общеупотребительным жанром, так как отражает в себе все изменения, происходящие в мире и в сети Интернет.
IV. В последнем опросе подростки оценивали влияние интернет-коммуникации на нормы русского языка и на их практическую грамотность. 1. Вопросы звучали следующим образом: «Как Вы считаете, интернет-коммуникация влияет на нормы современного языка?», «Как вы думаете, общение в виртуальном пространстве влияет на вашу практическую грамотность?»
Влияет – 38%, не влияет – 28% , никогда не задумывался –34%
Результаты последнего опроса показывают, что современный подросток, вступая в интернет-коммуникацию, не задумывается о будущности своего родного языка. И это должно волновать всех неравнодушных людей.
2. Опросная таблица (IV).
Употребление жанров интернет-языка – это… | Согласен | Затрудняюсь сказать | Не согласен |
личное дело каждого | 70% | 2% | 28% |
свидетельство снижения интеллектуального уровня | 48% | 9% | 43% |
хорошо, но лишь в рамках интернета | 63% | 5% | 32% |
дополнительные языковые барьеры между разными социальными группами | 53% | 2% | 45% |
лучший способ сэкономить время | 38% | 36% | 26% |
шаг к разложению родного языка | 37% | 27% | 36% |
модное средство сближения с другими интернет-пользователями | 34% | 3% | 63% |
Таким образом, опрос респондентов показал, что интернет-пространство - активная коммуникативная площадка для подростка, влияние интернет-коммуникации на изменения в системе русского языка – актуальная тема, требующая изучения в будущем.
В пятой главе на основе предыдущих мы смогли систематизировать вышесказанное и найти признаки влияния интернет-коммуникации на разные уровни языковой системы современного русского языка.
Можем констатировать, что влияние имеется, хотя разные уровни языка оказываются затронуты в разной степени.
1. В области фонетики и графики - это влияние может проявиться весьма ограниченно, например в «озвучивании» интернеттрансформ, таких как «креатифф», «аффтар», «щазз» (гл.2, олбанский язык, интернет-сленг) с акцентуацией искажения. Языковой системой такие формы могут быть приняты наряду с литературным просторечием как стилистические маркированные лексические единицы.
2. Воздействие ошибочного написания на орфографию и пунктуацию языка не является значительным, так как сознательные искажения слов (язык падонков) и экспрессивная нагруженность эрративных написаний не позволяют воспринимать их как образец (это подтверждено результатами опроса)
3. Больше всего изменений происходит в лексике, в связи с появлением новых слов и новых значений, изменением частотности сочетаемости и ассоциативных связей. Так, слово «аватар», прежде имевшее очень узкий смысл применительно к философии индуизма, теперь прочно приобрело новое значение «изображение человека, представляющее его в Сети» и широко используется в новом качестве.
В настоящее время мы наблюдаем интернетизацию лексики. Считаем, что данное явление должно пройти испытание временем, прежде чем стать частью языковой традиции.
4. Наименьшее внимание привлекают изменения в области грамматики, в особенности синтаксиса, хотя и здесь есть повод для беспокойства. Интернет развивает привычку к быстрому «диагональному» чтению, в результате которого улавливается общий смысл, а усвоения синтаксической конструкции не происходит. Отсюда возросшее число ошибок на согласование. Наблюдается утрата конструкций с косвенной речью. В перспективе может произойти упрощение синтаксической системы, вытеснение сложных конструкций.
5. Происходят изменения в области стилевой дифференциации языка. Можно предполагать, что смешение стилей не ограничится рамками виртуального дискурса и может привести к трансформации функциональных стилей языка и появлению новых.
Таким образом, наблюдаемые тенденции развития языка заставляют задуматься, но не дают оснований для пессимизма. Русский язык в условиях интернет-коммуникации может приобрести новые формы и средства выражения или утратить часть старых, но он останется русским языком во всем богатстве его возможностей.
На основе вышеизложенного материала можем заявить, что наша гипотеза нашла своё подтверждение: интернет-коммуникация оказывает определенное влияние на разные уровни языка, но затронуты они в разной степени. Также можно утверждать, что это влияние не затрагивает основы литературного языка.
Русский язык - живой язык, а поэтому все время развивается. Мы живём в век активно совершенствующихся технологий, поэтому появление неологизмов, обозначающих какие-то новые изобретения, неизбежно. Интернет как глобальная коммуникативная площадка помогает им распространяться с большой скоростью, пополняя язык новыми непривычными словами. А время является хорошей проверкой пригодности новых слов и явлений в системе языка.
М.Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва» пишет: «Язык – вещь удивительно тонкая, саморазвивающаяся и самовосстанавливающаяся. Сегодняшняя языковая ситуация всего лишь временная». [6] Согласны со словами современного лингвиста и можем только добавить, что будущее языка за нами!
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями русского языка и литературы и классными руководителями при проведении уроков, направленных на повышение уровня культуры речи школьников; внеклассных мероприятий, посвященных значимости родного языка в жизни подрастающего поколения, а также учащимися школ для самостоятельного речевого развития.
1. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: настоящее и будущее. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008.
2.Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. Саратов: Наука, 2009. – Вып. 6.
3.Горошко Е. И. Современная Интернет- коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монография / науч. ред. Т. Н.Колокольцева, О. В. Лутовинова. – М.: Флинта: Наука, 2012.
4. Дубинина Л.В. Тенденции развития русского языка в коммуникации. Вестник ТГПУ. 2013.
5. Иванов Л. 2000 – Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 20 13.
6. Иванов Л. 2003 – Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М.: Флинта: Наука, 2014.
7. Колокольцева Т. Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка // Грани познания. – № 4. Волгоград, 2014.
8..Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.:Астрель, 2013.
9.Кронгауз М.А Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013.
10. Литвиненко Ж.М. Современная Русистика о жанрах интернет-коммуникации. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016.
11. https://piter-trening.ru/kak-internet-menyaet-nashu-rech/
12. https://infourok.ru/material.html?mid=20535
14. http://absurdopedia.net/wiki
15. http://www.livejournal.com/
16. https://ru.wikipedia.org/wiki/
А) Почти целый день В) Менее часа
Б) 1-4 часа Г) Почти туда не захожу
Характеристики | Достоинство интернет- коммуникации | Не имеет отношения к интернет- коммуникации | Недостаток интернет- коммуникации |
Можно общаться с несколькими людьми одновременно |
|
|
|
Общение с людьми, недоступными в реальной жизни |
|
| |
Общение, не выходя из дома |
|
| |
Простота и легкость общения |
|
|
|
Легко и быстро найти друзей и единомышленников |
|
|
|
Общение с незнакомыми людьми |
|
|
|
Можно подурачиться |
|
|
|
Простота языка (можно не соблюдать правила орфографии, грамматики) |
|
|
|
Можно стать известным, знаменитым |
|
|
|
Простые, несерьезные темы |
|
|
|
Общение в сети – игра, нереально |
|
| |
Можно не стесняться в выражениях (нецензурная лексика и т.п.) |
|
| |
Не видно истинных чувств |
|
| |
Можно выплеснуть накопившуюся агрессию, раздражение |
|
| |
Отсутствие невербальных средств общения |
|
| |
Можно обманывать, притворяться |
| ||
Отсутствие моральных норм и каких-либо ограничений |
| ||
Разговоры на откровенные темы | |||
Отсутствие визуального контакта |
| ||
Трудно передать все эмоции |
|
| Пользуюсь | Не пользуюсь |
Социальные сети |
|
|
Форумы |
|
|
Блоги |
|
|
Чаты |
|
|
Интернет-язык | Использую | Знаю, но не использую | Никогда не слышал |
Lol, facepalm, epic fail, кек, 100500, ИМХО |
|
|
|
Зашквар, треш, хайп, бомбит |
|
|
|
Апгрейдить, баг, коннект, ОЗУ, отлаживать |
|
|
|
Читер, геймплэй, левел, шутер, фпс |
|
|
|
Приффет, как делиффки, аффторжжот |
|
|
|
Привед, медвед!, кРеВеДкО |
|
|
|
А) Да В) Никогда не задумывался
Б) Нет
Как Вы считаете, интернет-коммуникация влияет на нормы современного языка?
А) Влияет В) Никогда не задумывался
Б) Не влияет
Употребление жанров интернет-языка – это… | Согласен | Затрудняюсь сказать | Не согласен |
личное дело каждого |
| ||
свидетельство снижения интеллектуального уровня |
| ||
хорошо, но лишь в рамках интернета |
| ||
дополнительные языковые барьеры между разными социальными группами |
|
| |
лучший способ сэкономить время |
| ||
шаг к разложению родного языка |
|
| |
модное средство сближения с другими интернет-пользователями |
|
Правила общения в Интернете
Если все пользователи Интернета будут придерживаться таких правил поведения при коммуникации в Интернете, то такое общение станет проще, дружелюбнее, приятнее, а главное результативнее.
[1] Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: настоящее и будущее. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008.
[2] Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 20 13.
[3] Кронгауз М.А Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013.
[4] Литвиненко Ж.М. Современная Русистика о жанрах интернет-коммуникации. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016.
Дубинина Л.В. Тенденции развития русского языка в коммуникации. Вестник ТГПУ. 2013.
[5] Кронгауз М.А. Словарь языка интернета.ru. «АСТ-Пресс», 2016.
[6] Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.:Астрель, 2013
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пока бьют часы
Бабочка
Как зима кончилась
Сказка "Морозко"