На протяжении нескольких десятилетий наш народ испытывал антирелигиозные гонения со стороны советской власти. И когда процесс демократизации в государстве и повсеместно шел бурный рост национального самосознания, последовавшее за этим новое осмысление национальной жизни, возрождение религии и интереса к историческому прошлому. Общественно, что народ без прошлого не имеет будущего.
Целью настоящей работы является стремление рассмотреть историю возрождения и развития Ацагатского дацана «Гандандаржалинг» и кто стоял у его истоков.
Вложение | Размер |
---|---|
atsagatskiy_datsan.doc | 58.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования Заиграевского района
МБОУ Ацагатская СОШИ им. Агвана Доржиева
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Тема:
«Ацагатский дацан «Гандандаржалинг»: возрождение и развитие»
Выполнила: Намдакдоржиева Ольга, 10 кл.
Руководитель: Раднаева Е.Б., учитель истории
Нарын-Ацагат
2017
Введение
На протяжении нескольких десятилетий наш народ испытывал антирелигиозные гонения со стороны советской власти. И когда процесс демократизации в государстве и повсеместно шел бурный рост национального самосознания, последовавшее за этим новое осмысление национальной жизни, возрождение религии и интереса к историческому прошлому. Общественно, что народ без прошлого не имеет будущего.
Целью настоящей работы является стремление рассмотреть историю возрождения и развития Ацагатского дацана «Гандандаржалинг» и кто стоял у его истоков.
В соответствии свыше названной целью решены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть процесс возрождения бурятского буддизма среди ацагатцев и жителей близлежащих сел; во-вторых, выявить роль населения в данном процессе. При проведении данного исследования были использованы следующие методы:
Основная часть
Сегодня складывается новые отношения к взаимосвязи церкви и государства на принципах социального обновления и демократизации. После долгих лет религиозного забвения народ возвращается к своим истокам духовного мира. Начался процесс восстановления повсеместно дацанов, церквей и монастырей. Для нас, бурят, дацан является высшим учебным заведением он поистине народный университет, который изучает – буддизм. Это не только центр изучения религии, здесь изучаются древнейшие языки человечества: санскрит, хинди. Тибетский язык. Старомонгольское письмо, астрологию, философию, медицину, варджияну (тантризм).
О необходимости строительства нового дацана взамен разрушенного, говорили между собой наши старейшие земляки: Дондуков Гунга Галсанович, Цыренов Юндун Цыренович, Дондуков Мижит-Доржи Цыдыпович, Цырендоржиев Рыгзен Галсанович и другие. Для того чтобы возродить утраченное, надо было создать буддийскую общину на селе.
И в мае 1990 года жители Ацагата собрались в клубе для создания этой общины, написали заявление о желании стать ее членами.
Буддийская община проводила немало инициативных работ по строительству и возрождению Ацагатского дацана. Стали выбирать место для строительства нового храма. Несколько лет выбирали место, даже перечень этих мест, то есть список имеется в Гомон дацане, в Индии. Хотели построить дацан в Хотогоре, недалеко от места старого дацана, но отдаленность от центрального сообщения не позволяло этого.
О необратимости ушедшего вопрошает где-то удод. «Было - не было?» Ушло прошлое как вода сквозь песок и стоит ли роптать, метать молнии, искать виновных? «Иных уж нет, а те далече…» Все в этом мире подобно миражу учит буддизм, но вечно лишь колесо учения.
По буддизму, зло рождает лишь зло, а одно непотребство влечет за собой другое – выпивки, дебош, неуважение к старшим и страсть к наживе. Другого и не будет, пока лежат в развалинах храмы. Путь к спасению лежит лишь через благодеяние и милосердие. Идея о возрождении старого дацана принадлежит группе инициаторов села. Среди них особо выделялся, несмотря на свою молодость, большой знаток родного края, хранитель его обычаев и культуры, аспирант, ныне кандидат философских наук, заслуженный деятель культуры РБ Тарба Доржиевич Доржиев. В феврале 1992 он закончил аспирантуру и по просьбе своих земляков становится председателем Ацагатской буддийской общины. С апреля месяца начали строительство дацана, тогда завхозом был местный житель Сангалов Бальжин-Доржо Дамбадугарович. Начало строительства нового дацана совпадало с празднованием 250 –летия признания буддизма в России.
Прибывший на торжества по случаю этого события Далай лама XIV – глава буддистов мира, лауреат Нобелевской премии посетил село Ацагат как родину Агвана Доржиева. Кстати, Агван Доржиев был учителем Далай-ламы XIII. Поэтому, нынешнее его воплощение - Далай лама XIV, считал Цанид хамбо Агвана Доржиева своим учителем, приезжал поклониться этому святому дважды в 1991, и 1992 годах. Освятил строящийся дацан уже на новом месте, на склоне горы Тамхитын дабаан и выразил удовлетворение тем, что «бурятский народ возвращается к своим истокам, возрождает духовные традиции, культуры, религию, восстанавливает дацаны».
По его пожеланию летом 1992 года был построен, а в 1994 году увеличен субарган памяти Цанид-хамбо – монументальное, красивое сооружение недалеко от места рождения Агвана Доржиева в с. Хара-Шибирь.
6 ноября 1992 года был снова открыт и освящен буддийский храм «Ганданжарлинг». В конце ноября - в начале декабря в стенах нового дацана впервые был проведен Зула хурал «своими силами» при участии первых хувараков: Жаргал амбай, Жанчип амбай, Аюша амбай во главе со старейшиной села Ацагат - Гунга баабай (бывшим в молодости хувараком Шолотского дацана). В 1993 году настоятелем Ацагатского дацана «Ганданжарлинг» был назначен Туван-Доржо Цыремпилов, который организовал традиционные молебны, посвященные Сагаалгану – бурятского нового года по лунному календарю.
Дацан возвышается на западной стороне Ацагата на склоне горы Тамхита.
Трехэтажное красное здание величественно встречает прихожан и мирян со всей Бурятии и даже за ее пределами.
По сравнению с Шолотским дацаном он намного уступает ему. Но, несмотря на это, Ацагатский дацан «Ганданжарлинг» полностью удовлетворяет надеждам верующих. Дацан возрожден и растет число приверженцев от хурала к хуралу, от молебна к молебну.
При восстановлении Ацагатского дацана многие руководители района, жители близлежащих сел помогали денежными средствами от тысячи до сорока тысяч рублей. Так же снабжали недостающими стройматериалами, рабочей силой, посильную лепту внесли учащиеся Ацагатской средней школы при покраске дацана и уборке. Спонсорами были: Заиграевский аймачный совет во главе с А.К.Вершининым, Дабатуйский сомонный совет во главе с В.Д.Бошектуевым, совхоз «Унэгэтэйский» - директор Д.В.Пруидзе, руководство организаций «Онохойлес», «Хандагатайлес», «Челутайлес», совхозы «Талецкий», «Дружба», а также совхоз «Ацагатский» во главе с Бальчиндоржиевым Б.С. и многие, многие другие. Колоссальную работу проделали бывший председатель местной буддийской общины Мижит-Доржо Цыдыпович Дондуков, в юные годы видевший Агвана Доржиева, удостоившийся его благословения, настоящий подвижник, бывший учитель, а ныне управляющий делами дацана Тарба Доржиевич Доржиев, ширетуй дацана Туван-Доржо лама, фермер Булат Чимитов и другие.
Традиции бурятского буддизма на территории района очень крепки и земляки их свято соблюдают. Немало сделал для этого аспирант БИО, заслуженный работник культуры Республики Бурятии Тарба Доржиевич Доржиев.
После того как он оставил школу и принял сан, он провел и проводит огромную работу по возрождению и развитию Ацагатского дацана. Именно по его инициативе был создан фонд Агвана Доржиева в 1994 году из-за трудных времен того периода, из-за нехватки финансовых, материальных ресурсов, для оказания помощи при восстановлении дацанов.
При фонде создается музей Агвана Доржиева при поддержке правительства РБ во главе с Л.В. Потаповым. 1 марта 1999 года музею был придан статус республиканского государственного музея. Память выдающегося нашего земляка, просветителя, гуманиста, философа, богослова, дипломата была увековечена. Фонды музея насчитывают 1430 единиц хранения. На территории музея находится музей восковых фигур буддийских иерархов. Двери музея Агвана Доржиева всегда открыты для всех желающих.
Интересны следующие факты: Тарба Доржиевич лично привез из Тибета двух ритуальных оленей и колесо сансары, которые украшают крышу дацана, собрал тысячу статуэток Будды, стольких нет ни в одном другом дацане. По его инициативе были созданы восковые фигуры великих буддийских иерархов и деятелей России, Тибета, Монголии, аналогов которых нет в России. По словам Тарба ламы, создание музея восковых фигур сопровождалось разными мистическими курьезами. Фигуры создавались в Монголии, и при перевозке одной из них на таможне монголы потребовали предъявить им еще один паспорт, приняв фигуру в машине за живого человека. Другая странность: при создании восковой фигуры Далай ламы XIII по его фотографиям монголы каким-то образом умудрились сделать копию другого - ныне здравствующего Его Святейшества Далай-ламы XIV. "Это весьма символический курьез,- заметил Тарба Доржиев. - Эту дорогую фигуру дацану в итоге просто подарили". В музее еще есть одна фигура - Хамбо-ламы Юролтуева - соратника и близкого друга Агвана Доржиева. Он был знаменитым по тем временам врачом тибетской медицины, легендарной фигурой в Бурятии. Буряты утверждают, что есть свидетельства того, что этот врач сумел пересадить легкие молодого волка представителю царской семьи, Михаилу Романову. Сейчас еще в процессе создания фигура Агвана Нимы Цыдыпдоржиева, свидетеля той первой в истории мировой медицины трансплантации. В свое время Хамбо-лама Юролтуев совершил множество врачебных подвигов.
Тарба лама утверждает, что целью создания музея восковых фигур было то, чтобы люди воспринимают их как живых. После увиденного человек получает умиротворение и успокоение души, будто лично получил от них благословение.
На протяжении долгих лет ширетуем дацана был Баир Бадмацыренович Цындыжапов, также выходец нашего села. Именно он является инициатором продолжения обучения хувараков Ацагатского дацана в Индии. На сегодняшний день в Гоман дацане обучается 12 лам, 9 из которых – выходцы из села Ацагат.
Более двадцати лет обучался в Гомон дацане нынешний ширетуй Инкеев Эрдэм лама. Он закончил полный курс тибетского монастыря университета Дрепунг Гоман в Индии с защитой степени доктора буддийской философии — геше кабчу. Геше Эрдэм Инкеев стал третьим российским геше, успешно защитившим эту высокую научную степень. Тибетское имя буддийского монаха Эрдэма Инкеева — Дамба Дондуп. Эрдэм лама находится в тесной взаимосвязи со студентами-ламами, курирует, делится опытом, является для них настоящим учителем.
Сегодня наш дацан живет полнокровной жизнью. На прилежащей территории дацана возведены ступы, статуя Будды, Белой и Зеленой Тары. Все эти сооружения возводятся нашими земляками. В некотором отдалении возведена еще одна статуя Будды. Эту статую так же на свои средства возвел наш земляк, предприниматель Шагдаров А.Д.
Именно такие люди оставляют неизгладимый след в истории.
Выше дацана на горе из камней выложена фраза, с которой каждый день начинается буддийская молитва, религия разума, света и добра: «Да будет благословенно все живое на Земле!».
Заключение
Таким образом, в результате исследования нами установлено: во-первых, возрождение дацана напрямую связано с историческими процессами перестройки и демократизации общества; во-вторых, тягу к духовности и духовному самосовершенствованию невозможно убить никакой диктатурой; в-третьих, в связи с возрождением духовности вновь возродилась национальная культура, большее развитие получила сознание этической самобытности, национального самосознания; в-четвертых, наше общество возвращается у изначально гуманистическим ценностям, на первый план выдвигается общечеловеческие, морально-этические идеалы. В связи с этим одно из важнейших становится гуманнизация всех сфер общества, утверждение морально-этических норм поведения, чувство долга и ответственности за духовное развитие человеческой личности; в-пятых обращение к истокам буддизма открыла широкому и межнациональному общению и взаимовлиянию культур. Итак, цитирую «если собрать все сочинения буддизма и сократить до минимума, то можно выразить единственной фразой «Реализуй себя посредством Учителя»».
Литература
Список информаторов
Два петушка
Рисуем пшеничное поле гуашью
Золотая хохлома
Одна беседа. Лев Кассиль
Весёлая кукушка