Автор определяет проблему взаимоотношений учителя и ученика в современной школе, основывалась на исследовательских методах. Сопоставляют позиции учителя и ученика, выведенные ею из содержания интереснейшей книги Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel-uchenik.docx | 63.94 КБ |
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
факс (41145) 52-5-16, sh5len@rambler.ru
Районная научно – практическая
конференция «Шаг в будущее»
Исследовательская работа
Тема: «Учитель-Ученик. Открытие друг друга.»
Выполнила: | Масленникова Надежда Ученица 10 класса МБОУ «СОШ №5 п. Ленинский» |
Руководитель: | Масошина Людмила Валентиновна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5 п. Ленинский» |
Алдан – 2016 г.
Содержание работы:
1. Учитель-ученик. Проблема взаимоотношений.
2.Результаты анкетирования в 9 классе.
3.Взаимоотношение между учителем и учеником за три временных периода.
7.Великий педагог А.С. Макаренко.
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
факс (41145) 52-5-16, sh5len@rambler.ru
Аннотация.
Автор определяет проблему взаимоотношений учителя и ученика в современной школе, основывалась на исследовательских методах. Сопоставляют позиции учителя и ученика, выведенные ею из содержания интереснейшей книги Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Во второй части работы ученица указывает причины существования проблем во взаимоотношениях учителя и ученика.
Автор использует различные материалы для анализа проблемы (данные социологического опроса, интервью, художественные произведения и т.д.).
Она предлагает свои пути гармонизации взаимоотношений, создавая самостоятельно схему взаимодействия взрослых и детей, «Клятва учителя» и «Советы моим друзьям».
Тема:
«Учитель-ученик. Открытие друг друга».
Актуальность темы
Мы все учителя и ученики (в широком смысле).И каким будет наш учитель, такими будем мы сегодня и завтра.
Цель работы
Найти возможные пути гармонизации взаимоотношений в позиции «Учитель-ученик» в современной школе.
Задачи:
1 .Определить существование им отсутствие проблемы на основе анкетирования, социологического опроса учеников.
Методы исследования:
Вступление:
В своей научной работе я хотела не только провести анализ взаимоотношений учителя и ученика, но и отдать дань уважения величайшей в мире профессии-профессии Учитель. Об Учителе, о его созидающей и сущностной функции говорили великие люди:
Проблема взаимоотношений учителя и ученика остается самой острой проблемой нашего времени. Конфликты между учителями и учениками, нежелание учиться, трагедии и суицид - яркие примеры нашего времени, освященные в программах телевидения и периодической печати. Об этом сейчас много пишут и говорят в телепередачах «Пусть говорят», «Специальный корреспондент», «Честный понедельник» и еще во множестве документальных фильмов.
Увидела я такие проблемы и у нас в лицее. Вот результаты анкеты, проведенной мною
В 10 классе, где я учусь, оказывается, конфликты существую и частые. Я провела исследование в 10 классе с целью определить характер взаимоотношений между учителем и учеником. Одноклассникам были заданы следующие вопросы:
Результаты исследования:
1. | Важно-13чел | Неважно-6чел | Средне-6чел |
2. | Да-17чел | Нет-8чел | |
3. | Часто-4чел | Редко-18чел | Никогда- З чел |
4. | Учитель-5чел | Ученик-5чел | Одинаково- 10чел |
5. | Да-15чел | нет-10чел | |
6. | да-11чел | Нет-9чел | По мелочи-5чел |
Из 25 человек только трое отметили, что у них никогда не было конфликтов с учителями. 15 человек сказали, что хотя бы один раз учитель обидел их, столько же говорят, что учитель очень помог им в жизни.
В ходе социологического исследования, в котором участвовали учителя, родители, работники лицея, мои родственники, соседи (25чел). Были заданы следующие вопросы:
Оказалось, что те, кто учились раньше, сохранили в памяти больше уважительное, доброе отношение к учителю. И конфликтов они никаких не помнят. Моя бабушка вспомнила чудное чтение стихов учительницы, бабушкина подруга - веселый смех педагога. Только один опрашиваемый вспомнил о незначительном конфликте с учителем математики.
Результаты у тех, кто учился позже практически не изменилось. Появилось лишь некоторое равнодушие к школе - учителем (4 человека из 12). И, наконец, обучающиеся в 2015/2016 годах.
Я определила, что в 1960\70 годах ученики испытывали чувство благодарности к учителям, помнят их, и конфликтов во взаимоотношениях практически не наблюдалось. Во втором временном периоде (это 2000е годы)-положение изменяется. % положительного восприятия отношений падает, отличаются конфликты, несогласия.
И третий период-2015/2016 год показывает значительное ухудшение взаимоотношений между учителем и учеником. % положительного восприятия составляет лишь 40% и даже меньше. Будет ли этот процент уменьшаться? Что будет дальше?
1960-70 1990 2015/2016
Как видно из графика, процент взаимопонимания обучающихся и учивших ранее гораздо выше, чем сейчас. Вложение практически не меняется. А вот в 2015/2016 по результатам опроса взаимоотношения учителя и ученика входят в новую фразу. Об этом говорят и учащихся в анкетах, и газетные статьи, и телевизионные передачи. Проблемы есть и достаточно серьезные. В этом числе и суицид.
Существование несогласий, противоречий, неприятия между Учителем и учеником подтверждают и мысли известного педагога, русской по происхождению - Бел Кауфман в ее книге «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
В ходе работы я познакомилась с удивительной книгой американской писательницы, русской по происхождению, Бел Кауфман, в книге которой отразилась яркая мысль об идеальном (но трудном) установлении внутренней связи между учителем и учеником. Ее книга, изданная в Москве в1889 году, приобрела не только широкую известность, но и стала шедевром педагогической литературы. Я прочла ее за два дня и очень была удивлена и шокирована, поскольку впервые посмотрела на проблему учитель - ученик с точки зрения Учителя, а не ученика. Оставаясь ученицей, я постаралась многое в книге Бел Кауфман осознать, применить к себе, как к ученику, и, по сути, не согласна с ней, что можно идти по «лестнице, ведущей вниз». Я надеюсь на лучшее, верю в него, но тем не менее положения интересной, значимой книги очень заинтересовали меня. Говоря о взаимоотношениях учителя и ученика, я попыталась составить сопоставительную таблицу по вопросу взаимоотношения, взаимодействия учителя и ученика в современной школе. Основные идеи книги представлены мною в следующей таблице, где темным шрифтом обозначена проблема, а светлым - взаимоотношения со знаком плюс.
Ученик | Учитель | ||
Хочу делиться чувствами и мыслями | Вымещает зло на учениках | ||
Боюсь грозного крика | Я сегодня не в настроении | ||
Я так хочу с вами поговорить | Загнанные, вечно занятые | ||
У меня дома плохо | У меня тоже много проблем | ||
Я рад этому | Хочу помочь им | ||
Мне интересно | Рождаю мысль | ||
Рад видеть | Я нужна им | ||
Боюсь, не хочу, молчу | Нервный психопат | ||
Не смогу вынести | Учитель-мучитель | ||
А вы для нас образец | Мы чувствуем себя ниже других людей | ||
Не поддамся | Удовольствие - мучить | ||
И Я тебя понимаю | И я тебя понимаю | ||
Я стану лучше | Увидеть во мне хорошее | ||
Я смогу сделать сам | Не говори все сама | ||
Я вас боюсь | «Я вам покажу» | ||
А сможешь? Будет ли интересно? | Расскажу что-то интересное | ||
Главное в вас - уже эмблема | Мы - эмблема?! Но ничего!!! | ||
Не давайте нам мусора | Программа сложная и, надо успеть | ||
Я не верю в вашу озабоченность | Вы на нас плюете (по сути) | ||
Я ничего не боюсь | Во всем помогу тебе | ||
Все мы разные | Хочу, все чтобы понимали одинаково | ||
Я рад | Ваше приветливое лицо | ||
Хочу нового | Делаем все старое, надоедливое | ||
Я к вам приду | Не жалею времени для вас | ||
Мне радостно! Мне приятно! | Смейтесь, шутите! | ||
Хочу чего-то достичь, что-то изменить | Ради чего учу? - главный вопрос | ||
А как же я? (слабый ученики) | Хорошие учителя требуются для снятия сливок! | ||
Я хочу говорить свое очень давно, но меня | Пусть говорят «свое» | ||
не спрашивали | |||
Я вас не боюсь. Мне все равно. Или... | Я здесь хозяин | ||
Нам приятно | Я вами интересуюсь! | ||
Я - иногда | Я вас всегда уважаю | ||
Благодарю! | Вы - значимость, вы - важны! | ||
Устали слушать | Много говорю | ||
Пришел зря - ничего не «взял» | Конец урока - смысл встречи! | ||
Радуюсь, горжусь собой | Отмечаю успехи! | ||
Непонимание-трагедия | Непонимание - неудача! | ||
Не люблю вас за то, что вы учитель | Я - учитель! | ||
Мне скучно | Дисциплина - проблема! | ||
Ты просто не умеешь | Не могу установить контакт с тобой! | ||
Заинтересуй меня! | Я не хочу равнодушия! |
Из анализа представлений Бел Кауфман делаю вывод, что проблемы школы Америки для нас современны.
Причины существования проблемы:
И все-таки мы любим, уважаем и благодарим наших учителей в большинстве случаев. Сколько удивительных примеров дружбы, взаимопонимания наблюдаем мы в жизни и в литературе.
В рассказе Юрия Яковлева «Сережа» маленький герой безвозмездно помогает учителю, как-то по матерински. Над ним смеются, даже унижают, но он остается, верен себе, верен той силе, что связывает его с Учителем-другом. («И дождь утешает его»). Ученик помогает учителю
- и это здорово. Особенно, если он не боится насмешек («ведь над ним смеялись»).
Итог рассказа - мысль о соединении ученика и учителя, об их духовной близости. Таким учеником, как Сережа, учителя вправе гордиться. Основа взаимоотношений учителя и ученика в этом рассказе, по-моему, дружба, взаимопонимание.
Взаимоотношения учителя и ученика. Об этом и рассказ А.Алексина «Третий в пятом ряду». В нем главный герой, прозванный «злым гением» действительно портит жизнь учительнице, которая хотела сделать его иным. Но ведь люди-то разные!!! Отстаивание своей точки зрения, несогласие пугает учительницу - но это отчаянность и отвага героя! Ведь так? И самопожертвование (в эпизоде с закрытием математически, и стремление - не обидеть).
Ваня Белов, принимая чужую вину на себя. Он не мог лгать. Он говорил учителю правду и брал чужую вину на себя. И учитель понял это.
Тут возникает главная мысль: Учитель должен так строить взаимоотношения с учеником, чтобы не испортить дух Отечества, его дух, не искалечить судьбу человека, дух учения Одним из ярких произведений является рассказ В.Распутина «Уроки французского». Главная героиня рассказа - учительница французского языка Лидия Михайловна, которая, желая помочь ребенку, играет с ним в непристойную игру -пристенок, когда все иные способы помочь мальчику, оказалось бездейственным. Поразительно, что учитель идет на должностное преступление, чтобы спасти ребенка, Ее внимание, «остановка на ученике», ее посылки», ее нераскрытость в делании добра восхищает. И ученик помнит учительницу (потому и пишет рассказ) и еще долго-долго будет помнить ее, поскольку она дала ему главное-урок добра, а не только уроки французского.
Лучшими учителями в истории были Сократ, ломоносов, Аристотель, Л.Толстой, А.Чехов. В них был дух. А Монтель говорил, что «если у вас есть дух, значит, у вас есть Бог и Любовь». Поэтому, я думаю, главное в Учителе (как я его себе его представляю) есть Любовь Духовность.
В истории есть много примеров самоотверженного учительского труда. Всей России известны имена Антона Семеновича Макаренко, Яноша Корчака, Льва Толстого, которые были лучшими учителями детей. Что мы знаем о них?
Историческая справка:
Антон Семёнович Макаренко. (13 марта 1888 — 1 апреля 1939). Советский педагог и писатель, автор "Педагогической поэмы» Работал учителем. Стал широко известен в начале 1920-х гг., когда предложил решение проблемы беспризорников. До этого проблему беспризорников было поручено решить ВЧК, которая шла по проверенному пути создания детских колоний. В 1926-1928 гг. возглавлял трудовую колонию имени М. Горького, в 1927-1935 - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Теперь его ждала иная должность - помощника начальника отдела трудовых колоний в Народном комиссариате внутренних дел.
Идеи А.С. Макаренко:
"Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением".
"Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива".
"Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать".
Слово об учителе:
Сколько прекрасных строк сложили поэты об учителе! Сколько мудрых мыслей высказали!
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят, И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед.
И радуются каждый раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей!
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гете
Китайская пословица гласит: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму.
Что же делать? Как привести к идеалу взаимоотношений учителя и ученика? Как достичь гармонии в отношениях?
Об этом, наверное, много написано в педагогической литературе, но я предлагаю 3 основных пути достижения гармонии в отношениях Учитель-ученик:
Что же это значит?
Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно приклонить колени... Если бы учителя давали Клятву, как врачи и судьи, на свете было бы больше счастливых и ответственных за свою судьбу людей. Если бы я выбрала профессию педагога, какие слова стали бы основой Клятвы Учителя?
Клятва Учителя.
Я, Масленникова Надежда , перед своей совестью и людьми, которые любят меня и верят мне, выбирая самую благодарную профессию на свете - профессию Учителя, торжественно клянусь, что никогда: ни в злобе, ни в гневе - не пожелаю и не причиню зла ребенку. Клянусь!
Никогда: ни в пылу страсти, ни в пылу раздражения - не обижу ребенка. Клянусь! Никогда: ни в скуке, не в неудовлетворенности - не обижу ребенка. Клянусь! Всегда: и в горе, и в радости - я буду с ним, и мы будем рядом. Клянусь! Все тепло своей души, пламень сердца я отдам ему, ребенку. Я помогу ему постичь Истину. Клянусь!
Знание жизни, мой трезвый ум и благородные стремления я отдам ему, ребенку. Клянусь! Я научу его всему лучшему из того, что знаю сама. Клянусь!
Ребенок - цветок жизни, и я буду садовником, бережно охраняющим хрупкую душу его от лжи, ненависти и порока Я подарю ему Добро, Свет и Надежду. Клянусь!
Гармоничные взаимоотношения между учителем и учеником я изобразила в виде схемы.
Схема гармонизации отношений.
Мировосприятие и миропонимание друг друга.
Это и есть открытие друг друга!
Делая вывод о путях гармонизации между учителем и учеником в школе, я отобразила довольно простую схему взаимоотношений учителя и ученика.
Два круга - два мира: Мир Учителя и Мир Ученика. Место наложение кругов -взаимопонимание, взаимоосознание друг друга. Чем это пространство больше, тем больше и Взаимопостижение друг друга.
А это уже путь к успеху: исключение конфликтов, прощение, доброта, и если не любовь, то хотя бы принятие друг друга...
Цвет в схеме значим. Мир Учителя я изображаю цветом голубовато-коричневым, потому что учитель это цвет нежности и одновременно цвет строгости. Он меняется, ведь нет ничего постоянного.
Цвет Ученика - персико-розовый. Я моложе и, наверное, не так умна, как учитель. У меня все впереди. Точка в центре кругов - душа. К сожалению, учитывая сегодняшнюю ситуацию в образовании, вечную проблему «отцов» и «детей» соединение кругов никогда не пройдет через точки центра. А как бы мне этого хотелось.
От имени ученика мне хочется сказать важные слова своим друзьям об отношении к учителю.
Обращение к моим друзьям.
Интересно, что никогда и нигде я не читала стихов об ученике, его душе, его способностях. Кроме одного стихотворения, которое называется «Ленивый ученик», и автор его - Самуил Маршак.
«Нет», говорит он губами.
«Да» говорит он сердцем.
Говорит он «да» тому, что любит.
«Нет», - говорит педагогу.
Он отвечает стоя,
Ему задают вопросы,
Предлагают ему задачи.
Вдруг, охваченный смехом безумным,
Все он с доски стирает,
Стирает слова и цифры,
Стирает имена и даты,
Стирает фразы и ловушки.
И, несмотря на угрозы педагога,
Под громкий вопль «вундеркиндов»
Кусками разноцветного мела
На черной доске несчастья
Он рисует лицо счастья.
Мы не все ленивые, и хотим изучать, узнавать новое и быть в этом успешными. Кто поможет нам в этом? Вы, Учитель!
Вывод: Проблема взаимоотношений Учитель-Ученик всегда будет вечной. Чем меньше будет непонимания, конфликтов в этой сфере, тем более счастливы будут люди, потому что, чему нас научат и как научат, станет непременно основой нашей жизни. Какими мы будем, чего добьемся - на 80% зависит от учителя. И если он не только даст нам знания, а научит жить и быть счастливым, если он откроет нам свою душу и мы откроемся ему, тогда и будет это взаимное постижение - открытие друг - друга.
Два петушка
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Пятёрки
Одеяльце