Работа рассказывает о самобытном поэте и композиторе Малой Родины автора, д.Дулесово, Сарапульского района Удмуртской Республики.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pevets_rodnogo_kraya.zip | 2.06 МБ |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
МКОУ Дулесовская ООШ
«Певец родного края»
( Исследовательская работа)
Автор:
Черных Дарина
ученица 9 класса
МКОУ Дулесовской ООШ
427985, Удмуртская Республика
Сарапульский район, д.Дулесово
Руководитель школьного музея:
Сухоплюева Л. В.
учитель I категории
Консультант:
Шарафутдинова Г.М
учитель информатики
I категории
Содержание
Цель.
Задачи.
Методы исследования.
3. Заключение
1.Введение
Во всех концах России есть заветный край,
Что любит каждый россиянин с детских лет,
Где жаворонки свищут звонче – испытай,
И только каждый скажет: «Звонче наших нет».
Встанет солнце над стройными соснами-
Залюбуешься камскими плёсами!
Тебе пою я, в сердце гордость, не тая,
Мой край родной, моя прикамская земля.
Красноперов В.А.
За что Человек любит свой край? На этот вопрос не каждый сможет ответить. Для меня это место, где я родилась, выросла, река, на которой мы с друзьями купались с малого детства. Наши матери и бабушки с младенчества рассказывали нам истории, произошедшие здесь давным-давно. Лично я люблю свой край за свойственную только ему природу. Его речушки, родники, поля, луга, - которым не видно конца. Как хорошо встать рано поутру, пойти на Каму, посидеть, тишина, покой, и тогда ты понимаешь, что где бы ты ни был, твоё сердце всегда будет принадлежать тому месту на карте, где ты родился и вырос. ( Слайд№1)Приложение 1
Человеку присуще чувство любви к Родине. Оно начинается с любви к родному краю, с маленькой деревушки или большого города, с отчего дома, в котором родился, с любви к родителям, друзьям, окружающим тебя людям.
С годами это чувство любви и уважения приобретает всеобъемлющий характер, хочется больше узнать не только о настоящем, но и прошлом своего края. Уроки истории, краеведения расширяют и углубляют наши знания. Находясь в нашем школьном музее, мне хочется узнать об экспонатах, представляющих памятники материальной и духовной культуры. Прочитать легенды, узнать о людях, их судьбах, связанных с тем или иным экспонатом. Ведь они – экспонаты, живые свидетели прошлого. Вести из прошлого в настоящее.
Краеведческий поиск – увлекательное, но и трудное путешествие в полную или относительную неизвестность.
Цель.
Свою работу я посвятила самобытному поэту и композитору нашего села Краснопёрову В.А.( Слайд№2)
Задачи:
1.Собрать материал о Краснопёрове Викторе Афанасьевиче .
2. Рассказать о творчестве самобытного композитора.
3. Оформить стенд в краеведческом музее о нем.
Методы исследования:
сбор и изучение литературы, опрос коллег по работе, сбор фотодокументов, изучение биографии, интервью с родственниками.
2.Основная часть.
Человеческая жизнь состоит из самых разных вещей: шелеста берёз и трав из встреч и разлук, шороха и грохота, любви и ненависти, глобальных мировых проблем и будничных, мелких забот. Есть в ней снега и дожди, слёзы и смех, надежды и разочарования, стихи и песни… Она невероятна, эта огромная жизнь. И всё- таки, как ни странно, жизнь вмещается в маленькое человеческое сердце целиком, со всеми буднями и праздниками, днями и ночами, дорогами, фактами и домыслами, с миром и военным лихолетьем.
Виктор Афанасьевич родился 28 июля 1936 года в селе Чернушка Пермской области в семье военного. (Слайд № 4,5,6,)
В семье было три сына и дочь. Отсчёт участия в художественной самодеятельности начался с далёкого 1941 ода, когда он вместе с председателем колхоза – участником гражданской войны, инвалидом - пел сочиненные им частушки о том что мы обязательно разгромим Гитлера и его фрицев и гансов. Концерт был 7 ноября в холодной избе- читальне для солдат, солдатских вдов, для детей, которые раньше времени становились взрослыми. И аккомпанировал на русской гармонии шестилетний мальчик Витя Краснопёров. Годы детства пришлись на войну. Ее удары пропускались через сердце и душу. И как результат впоследствии родился цикл песен о войне, об армии.
Самодеятельность прошла через всю его жизнь, где и кем бы он ни работал. Жили и на Украине, и в Белоруссии, а потому Витя еще мальчиком владел украинским и белорусским языками.
После войны семья переезжает в город Полоцк. Школу он заканчивает там и подаёт документы в Крымский институт, на отделение виноградарства. (Слайд № 7,8,9)Учится блестяще и уже в студенческие годы занимается научной работой. Его статьи по плодоводству публиковались даже в иностранных журналах, а профессор Болдырев подарил ему свою книгу с дарственной подписью и пожеланиями творить дальше на этом поприще. В городе Тернополе, куда после окончания института прибыл по распределению подающий большие надежды молодой специалист, его ждала научная работа на научной станции, с которой и могла бы начаться карьера учёного. Но судьба распорядилась иначе. Умер после военных ран отец, и забота об овдовевшей матери побудила Виктора бросить всё и уехать на Урал, к маме и бабушке. В 1955 году заканчивает институт и возвращается на Родину. Работает учителем биологии в школе. Позднее назначается директором Есаульской школы. ( Слайд№10)
Здесь же, в городе Чернушке Пермской области, он встретил Тамару. Молоденькая пионервожатая, похожая на Эллину Быстрицкую, стала его женой, одарила двумя детьми – дочкой и сыном.
Сделав крутой вираж, судьба привела Виктора Афанасьевича в школу.
В Сарапульском районе, куда семья Краснопёровых с годами перебралась, Виктор Афанасьевич вёл историю в Дулесовской средней школе до ухода на пенсию. Одновременно вел уроки музыки и не переставал участвовать в художественной самодеятельности. Сам играл на гармошке, в школе организовал оркестр гармонистов, а вокальный ансамбль «Элегия», (Слайд № 11,12,13,14.) руководителем которого он был, выступал не только в домах культуры Сарапула и Сарапульского района, но и в Алнашах, Киясово, на сценах Ижевска. Знают Виктора Краснопёрова в округе и как самодеятельного поэта – песенника. Им написано более ста песен. Творчество Виктора Афанасьевича Краснопёрова, учителя Дулесовской средней школы, довольно широко известно не только у нас в районе, городе, но и в республике. Бывая на семинарах в институте усовершенствования учителей в г. Ижевске, слушатели часто спрашивали: «Не писал ли Виктор Афанасьевич что-нибудь новенького? Уж очень любят дети его песни».
Много лет проработал Виктор Афанасьевич в школе, поэтому тема детства, пожалуй, главная в его творчестве. Особенно тесная дружба связывала его с хоровым коллективом детской музыкальной школы №2. (Слайд 15).
В программу этого хора входят уже многие произведения самодеятельного композитора.
Палитра произведений В.А.Краснопёрова очень разнообразна. Причём, песни он писал чаще всего на свои стихи. Многие из них посвящены родному краю, любви, миру. Есть песни о Великой Отечественной войне, об афганцах. Не случайно и взрослые коллективы домов культуры с удовольствием включают его песни в свой репертуар.
В 1987 году большой концерт из его произведений проходил во Дворце культуры радиозавода. В 1988 году в районном Доме культуры в Сигаево был проведён вечер, посвящённый 30-летию творческой деятельности самодеятельного поэта и композитора. Этому юбилею посвятило свою передачу и республиканское радио. Наиболее известны «Край прикамский», «Камская лирическая», «Родное поле», «Камская хозяюшка», «А весна бывает раннею», «Веснушки», «Катя-Катерина», «Дороги войны», «Фронтовая гармонь». Песни Виктора Афанасьевича, проникновенные и мелодичные, исполняют солисты вокальные и хоровые коллективы музыкальных и общеобразовательных школ, сельских и городских Домов культуры. В 1997 года республиканский научно-методический центр народного творчество Министерства культуры УРП выпустил сборник песен «Когда душа поёт…» Сборник выпушен небольшим тиражом всего 170 экземпляров. (Слайд № 16)
Туманом курится река,
Плывут густые облака,
Как будто небо обхватила безысходная тоска.
Давно уж осень у ворот,
А в жизни - новый поворот
А в жизни - новый неизвестный, неизвестный
поворот.
Эта одна из последних песен Виктора Афанасьевича.
Он много писал о Каме, о её величавой красоте и силе. ( Слайд № 17,18)
И она, Кама взяла его. Отправившись однажды на рыбалку по тонкому апрельскому Камскому льду, он не вернулся.… Говорят, многие творческие люди предчувствуют свой уход. Вот и Виктор Афанасьевич за несколько недель того рокового утра в поздравительной открытке, адресованной дочери, обращался к родным и близким с такими словами:
…Бог рассудит, скажет
«Время пришло!…»
Подошли минуты горького прощанья.
Вспомнится добро, простится зло,
И уж не сказать нам больше:
«До свиданья!»
А пока сегодня вместе мы,
Радуйтесь вот этой райской
благодати…
Воспоминания односельчан
Виктор Афанасьевич был жизнерадостным человеком. Очень любил землю и охотно работал на своем участке. В его саду можно было найти уникальные растения, кустарники и деревья.
Из воспоминаний соседки Беляевой В.И.
Заядлый рыбак очень часто его можно было увидеть с удочкой на берегу реки Камы. Он вставал рано утром и приходил на берег, чтобы отдохнуть, подумать, написать новую песню, или сочинить стихотворение.
Житель д. Дулесово. Рыжков В.С.
В школе Виктор Афанасьевич сразу нашел любовь и уважение учеников. Под его руководство был создан школьный хор. Этот хор выступал по окрестным сёлам и деревням. В художественную самодеятельность вошли почти все учащиеся школы.
Бывший организатор школы Виноградова Т.В.
Человек, преданный музыке, любящий свой край, свою деревню только такой человек может так ярко, проникновенно написать такие замечательные слова:
Встанет солнце над стройными соснами-
Залюбуешься камскими плесами!
Тебя пою я, в сердце гордость, не тая,
Мой край родной, моя прикамская земля.
Он работал аккомпониром в клубе, создал сельский хор, который ездил с выступлениями по району и за пределами района. Хор под руководством Виктора Афанасьевича выступал и на удмуртском телевидение.
Из воспоминаний директора клуба Фоминых Е.А.
Учась в 7классе, я и мои одноклассницы Мерзлякова Катя, Шайхалиева Олеся были приглашены Виктором Афанасьевичем в школьный ансамбль «Элегия» мы разучивали и пели его песни, Виктор Афанасьевич требовал душевного исполнения, чёткого произношения. Иногда чтобы донести песню до слушателя работа над песней продолжалась несколько недель. Он был требовательным и строгим.
3.Заключение
На мой взгляд, никто не может так любить Родину, как любит русский человек. Сколько русский народ претерпел за все годы, но никогда не отступил перед лицом опасности, потому что любовь к родине даёт силы и жажду к жизни. Так было, и так будет всегда, пока мы существуем. Хотя вряд ли человек задумывается над таким вопросом, но в душе, в самой глубине, в закоулках и углах ещё сохранилось, то доброе и светлое чувство, которое даёт жизнь и продолжение рода человеческого: любовь к родине.
Можно было бы многое написать об этом замечательном человеке – настоящем патриоте, певце родного края. Но в скупые строчки не вложить те чувства, которые испытываешь, когда читаешь стихи написанные сердцем. Не одно поколение моих односельчан будут петь песни, написанные этим самобытным поэтом. «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя», – говорил римский философ Сенека. Я люблю своё село и горжусь им. И, поверьте, мне есть чем гордиться.
Я уверена, что история без людей мертва. Её творцы – люди. Но люди, к сожалению, смертны, поэтому надо успеть сохранить для нынешних и будущих поколений бесценные знания, опыт. Люди, которые меня окружают, стали мне родней, ближе и дороже.
Такие люди, как Виктор Афанасьевич внёс яркую страницу в историю древнего прикамского села Дулесово, Сарапульского района, России.
(Слайд № 20, 21).
Литература:
жительница д. Дулесово.
Приложение 1
Презентация «Певец родного края»
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Сказка об одной Тайне
Сказочные цветы за 15 минут
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем пшеничное поле гуашью