Октябрьская революция 1917 года и гражданская война круто изменили весь строй жизни в стране. Большевистское правительство последовательно проводило антирелигиозную политику. Разрушались храмы, отбиралась и уничтожалась церковная утварь, были запрещены все требы (крещение, венчание, отпевание и другие), колокольный звон. Священно- и церковнослужители, просто верующие люди подвергались гонениям.
22 июня 1941 года в день всех святых, в земле Российской просиявших, армия нацистской Германии напала на Россию. В первые же дни войны казалось, что Красная армия будет разгромлена. Огромные потери в живой силе, потеря значительной части территории – все это уже не оставляло надежды на благоприятный исход. Война, горе подвигли даже закоренелых атеистов вновь с покаянием обратиться к Богу в молитвенном плаче о спасении Отечества.
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_v_gody_vov.docx | 19.7 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска
Лабинского района
Краевая научно-практическая конференция
«Патриотизм российской молодежи: традиции и современность»
Секция: «Религия и патриотизм в истории российской государственности: эпохи, события, подвиги»
Религия в годы Великой Отечественной войны: победа патриотического сознания народов СССР над атеистической пропагандой
Выполнил:
Балаба Алексей Алексеевич,
Обучающийся 8 А класса
МОБУ СОШ №11 города Лабинска
Лабинского района
Научный руководитель:
Карунина Ирина Владимировна,
Учитель иностранного языка
МОБУ СОШ №11 города Лабинска
Лабинского района
Лабинск 2016
Религия в годы Великой Отечественной войны: победа патриотического сознания народов СССР над атеистической пропагандой
Октябрьская революция 1917 года и гражданская война круто изменили весь строй жизни в стране. Большевистское правительство последовательно проводило антирелигиозную политику. Разрушались храмы, отбиралась и уничтожалась церковная утварь, были запрещены все требы (крещение, венчание, отпевание и другие), колокольный звон. Священно- и церковнослужители, просто верующие люди подвергались гонениям.
22 июня 1941 года в день всех святых, в земле Российской просиявших, армия нацистской Германии напала на Россию. В первые же дни войны казалось, что Красная армия будет разгромлена. Огромные потери в живой силе, потеря значительной части территории – все это уже не оставляло надежды на благоприятный исход. Война, горе подвигли даже закоренелых атеистов вновь с покаянием обратиться к Богу в молитвенном плаче о спасении Отечества.
Начало Великой Отечественной войны вызвало в стране волну патриотизма. Общеизвестно обращение Сталина к народу в первые дни войны со словами: «братья и сестры». Возвращается интерес к родной истории, так как в 1920-1930 гг. гонениям подвергалась не только Церковь, но вместе с ней и история собственного народа. На киностудиях снимаются фильмы на исторические темы, создаются литературные произведения о русской истории.
С первого дня войны РПЦ выступила с осуждением гитлеровцев как захватчиков и с призывами помощи фронту. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к русскому народу. Во всех приходах начался сбор средств (денег и вещей) на поддержку бойцов, на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи боевых самолетов имени Александра Невского. Прихожанами Свято-Успенского храма станицы Лабинской были собраны средства на танковую колонну «Лабинский колхозник», на нужды Красной Армии. Храм ежегодно отчислял деньги в фонд обороны страны. Для размещенного в станице Лабинской госпиталя № 5446 производился сбор вещей и продуктов. Все четыре года войны не прекращалась молитвенная помощь собственной стране со стороны духовенства и прихожан. Тысячу дней и ночей стоял на камне преподобный Серафим Вырицкий.
За Россию молились и в других православных странах. Известен молитвенный подвиг за нашу страну митрополита гор Ливанских Илии. Иеромонах Филадельф так пишет об этом в своей книге «Заступница Усердная»: «Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, Владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие для этой страны. Если же это определение не будет выполнено, Россия погибнет. Для спасения России должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена. Тогда Владыко связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божие…».
В 1941 году, когда немцы были уже под Москвой, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин приказал вынести из Владимирского собора и обнести крестным ходом список чудотворной иконы Казанской Божией Матери вокруг стен блокадного Ленинграда, осажденной Москвы, а затем и Сталинграда. Враг везде был остановлен и разбит.
Как следует из воспоминаний фронтовиков, многие воины перед сражением и во время его молились. Имеются свидетельства охранников о том, что И. В. Сталин перед наступлением 19 ноября 1942 года в Сталинграде ночью молился перед иконой Богородицы (Документальный телесериал «Вторая мировая война день за днем, русская версия», 2005, реж. Виктор Правдюк). Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерей, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую маршал Жуков отбил у фашистов.
Один священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну – три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день.
Сразу после войны, узнав о бедственном положении храма в Лейпциге, Жуков многое сделал для его восстановления. Целые саперные бригады по его указанию работали там. Маршал приехал на открытие храма, возжег в нем лампаду. Эти свидетельства говорят о многом…
Откуда Жуков черпал уверенность в Победе? Когда многие пали духом, он не колеблясь, сказал: «Москву мы не сдадим». Кто же был тем Сергием, который шепнул в страшные дни 1941-го: «Ты победишь». Недавно стало известно, что этим Сергием был последний оптинский старец Нектарий.
Как приезжал к старцу Жуков, тогда командир полка, рассказала дочь хозяина дома, у которого жил отец Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина. Напутствовавший Георгия Константиновича старец Нектарий благословил Жукова, сказав, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
Сталин реализовал широкую программу духовно-государственных мероприятий по возрождению церковной жизни в СССР. В 1943 году он, по своей инициативе, организовал историческую встречу с тремя ведущими иерархами РПЦ. Через несколько дней после этой встречи состоялся Архиерейский собор, на котором митрополит Сергий (Старогородский) был избран патриархом Московским и всея Руси. В 1943 году на Кубани было воссоздано патриаршее епархиальное управление. Епископ Фотий (Топиро) был назначен преосвященным Краснодарским и Кубанским. К январю 1945 года в Лабинском районе действовали 6 церквей патриаршей ориентации. Всего в то время в стране открыли 22 тысячи храмов. Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры. Наступило возрождение веры на Руси.
Кто-то может сказать, что в годы войны на оккупированной территории повсеместно открывались монастыри, храмы и катехизаторские курсы, крестилось и венчалось население, в школах преподавался Закон Божий. Станица Лабинская – не исключение. Единственным канонически законным пастырем на весь огромный предгорный район в годы оккупации был настоятель Николаевского молитвенного дома протоиерей Николай Езерницкий, пожилой, уважаемый священник. Отец Николай был непререкаемым авторитетом для верующих тихоновцев». Несмотря на покровительственное отношение оккупационных властей к Православной Церкви, идеология фашизма была совершенно несовместима с христианством. После завоевания мира нацисты надеялись насадить в христианских странах культ личности фюрера с элементами язычества и тибетского оккультизма. В своей книге «Миф XXвека», уступавшей в авторитетности только «Майн кампф», Розенберг писал: «Нельзя быть одновременно немцем и христианином. Мы обнаружим религию, свойственную нашей расе... Мы сможем уничтожить христианство».
Великая Отечественная и в целом Вторая мировая война для России были, прежде всего, сражением духовным, где русский народ защищал свою Родину как хранительницу Православия. Эта брань имела внешнее, вооруженное выражение, но самый главный, глубинный смысл остался религиозным. Мистический характер всего происходящего подчеркнуло и то, что война закончилась в день Святого Георгия Победоносца 6 мая 1945 года. Этот день в том историческом году совпал с самым главным и радостным православным праздником – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Это было не простое совпадение, а проявление того, что Великая Победа Жизни над Смертью была дарована нам свыше Господом Богом – «Источником Жизни и Бессмертия».
Библиографический список:
1 О.Н. Яшина. История Русской Православной Церкви. - Москва: 5 за
знания, 2007.
2 Г. Андреева. Исторические очерки о Лабинском районе.– Краснодар:
Конти-Пресс, 2014.
3 Т. М. Гальцова. 170 лет Лабинску. Исторические очерки 1841-2011. -
Краснодар: Кубань-Книга, 2011.
4 Т. В. Грачева. Память русской души. – Рязань: Зерна, 2011.
5 О. Сотников. Цивилизация Святой Руси. – Москва: Сурож, 2003.
Рисуем космос
Музыка космоса
Серебряное копытце
Пока бьют часы
Волшебная фортепианная музыка