Сегодня в период всеобщей модернизации одной из актуальных проблем, стоящих перед российским обществом, является сохранение исторической памяти, духовных ценностей, приумножение нравственного потенциала. Вместе с тем, невозможно строить будущее, не переосмыслив прошлое. Цель данной работы – дать комплексный анализ причин политических репрессий против Русской Православной Церкви в период с 1917 – по 1939 гг. Ответ на вопрос - почему некогда оплот Православия Кубань стала территорией воинствующего атеизма, проливает свет на многие проблемы современной истории, позволяет избежать повторения ошибок прошлого. Проведенное исследование показало: возрождение кубанского казачества немыслимо без обращения к духовным истокам. Материалы исследования можно использовать при проведении классных часов.
.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovnye_prichiny.docx | 210.97 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: История
Тема: Духовные причины политических репрессий против Православной Церкви на Кубани в период с 1917 по 1939 гг.
Автор: Мелентьева Анна Григорьевна
муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
города Лабинска муниципального образования
Лабинский район Краснодарского края, 9 класс
Научный руководитель: Карунина Ирина Владимировна, учитель иностранного языка и ОПК
муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
города Лабинска муниципального образования
Лабинский район Краснодарского края.
Лабинск, 2017 год
Духовные причины политических репрессий против Православной Церкви на Кубани в
в период с 1917 по 1939 гг.
Мелентьева Анна Григорьевна
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 9 класс.
Краткая аннотация
Сегодня в период всеобщей модернизации одной из актуальных проблем, стоящих перед российским обществом, является сохранение исторической памяти, духовных ценностей, приумножение нравственного потенциала. Вместе с тем, невозможно строить будущее, не переосмыслив прошлое. Цель данной работы – дать комплексный анализ причин политических репрессий против Русской Православной Церкви в период с 1917 – по 1939 гг. Ответ на вопрос - почему некогда оплот Православия Кубань стала территорией воинствующего атеизма, проливает свет на многие проблемы современной истории, позволяет избежать повторения ошибок прошлого. Проведенное исследование показало: возрождение кубанского казачества немыслимо без обращения к духовным истокам. Материалы исследования можно использовать при проведении классных часов.
.
Духовные причины политических репрессий против Православной Церкви на Кубани
в период с 1917 по 1939 гг.
Мелентьева Анна Григорьевна
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 9 класс.
Аннотация
Предоставленная работа посвящена теме политических репрессий против Русской Православной Церкви на Кубани в период с 1917 по 1939 гг.
Актуальность исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты обоснуют наше предположение, что репрессии против Русской Православной Церкви на Кубани в период с 1917 по 1939 гг. были вызваны прежде всего духовно-нравственными причинами. Чтобы подобное больше никогда не повторилось, необходимо обратиться к вере, своим духовным истокам.
Цель исследования: показать, что именно потеря духовности стала причиной репрессий против Православной Церкви на Кубани в период с 1917 по 1939 гг.; доказать невозможность возрождения кубанского казачества без обращения жителей Кубани к традиционным духовно-нравственным ценностям, без укрепления их духа.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
4. 08.12.2016 г. провести социологический опрос среди участников группы казачьей направленности МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района о том, какое качество, по их мнению, в первую очередь характеризует настоящего казака.
5. 14.12.2016 г. провести социологический опрос среди участников группы казачьей направленности МОБУ СОШ №11 города Лабинска Лабинского района, изучающих курс «Основы православной культуры» с целью выявить, что, по их мнению, поможет в первую очередь возродиться кубанскому казачеству.
В ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы исследования: изучение теоретических источников, анкетный опрос, сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: репрессии против Русской Православной Церкви на Кубани в период с 1917 по 1939 гг. были вызваны прежде всего духовно-нравственными причинами.
Объект исследования: обучающиеся 11 А класса МОБУ СОШ № 11 города Лабинска Лабинского района, участники группы казачьей направленности этого же образовательного учреждения.
Предмет исследования: необходимость возрождения кубанского казачества прежде всего на основе воцерковления жителей Кубани.
Полученные данные: в ходе первого анкетного опроса было выявлено, что обучающиеся 11 А класса МОБУ СОШ № 11 города Лабинска Лабинского района считают: причины февральской революции 1917 года - прежде всего экономические и политические [Приложение I]. В ходе второго социологического опроса выяснилось, что главное качество настоящего казака, по мнению большинства участников группы казачьей направленности МОБУ СОШ № 11 города Лабинска Лабинского района, - Православная вера [Приложение II]. Результаты третьего социологического опроса, проведенного среди участников этой же группы, показывают, что воцерковление жителей Кубани – необходимое условие для возрождения кубанского казачества [Приложение III].
Выводы: политические репрессии против Русской Православной Церкви на Кубани периода 1917 – 1939 гг. были вызваны прежде всего духовно-нравственными причинами.
Новизна исследования и его значимость в том, что результаты исследования доказывают необходимость обращения жителей Кубани к своим духовным истокам – Православной вере.
Практическая значимость: материалы исследования можно использовать для проведения классных часов, других внеклассных мероприятий.
Содержание:
1 Введение 1
2 Основная часть
Глава 1
Духовный кризис – основная причина национальной катастрофы
1917 года в Российской Империи.
а) Слом русского цивилизационного кода в результате февральского 2
государственного переворота 1917 года.
б) Духовное состояние российского общества в 18-ом веке. 3-4
в) Духовное состояние российского общества в 19-ом веке. 4-5
г) Духовное состояние российского общества на начало XX века. 5-6
Глава 2
Революционные настроения в российском обществе и, в частности, 6-9
на Кубани.
Глава 3
Позиции Православной Церкви на Кубани к началу XX века. 9
Глава 4
Политические репрессии против Православной Церкви на Кубани 9-12
в 1917-1939 гг.
Глава 5
Три основных периода в антицерковной деятельности большевиков на Кубани. 12-17
Глава 6
Новомученики земли Кубанской. 17-21
Глава 7
Результаты социологических опросов. 21-22
Глава 8
Результаты исследовательской деятельности о жителях Лабинска, 22-27
пострадавших от политических репрессий против Православной Церкви.
3 Заключение 27-29
Список использованной литературы. 30-31
Приложения
1
Духовные причины политических репрессий против Православной Церкви на Кубани
в период с 1917 по 1939 гг.
Мелентьева Анна Григорьевна
Россия, Краснодарский край, город Лабинск,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Лабинска муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, 9 класс.
Введение
Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа» [1],- так говорили запорожские казаки. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской. Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя Веры, царя и Отечества, черпали свою силу в Православии. В начале прошлого века эта традиция была насильственно прервана. Как и по всей России, на территории Кубани проводились жестокие политические репрессии в отношении Русской Православной Церкви, ее служителей.
Сегодня в период всеобщей модернизации одной из актуальных проблем, стоящих перед российским обществом, является сохранение исторической памяти, духовных ценностей, приумножение нравственного потенциала. Вместе с тем, невозможно строить будущее, не переосмыслив прошлое. Это прекрасно понимали наши предки. Неслучайно, окончанию Смутного времени предшествовал годичный пост, когда вся Россия не только молилась, но и просила прощения за те злодеяния, которые вершились в нашей стране в эпоху лихолетья. Тогда русское общество извлекло урок. Ответ на вопрос – почему некогда оплот Православия Кубань, стала территорией воинствующего атеизма, проливает свет на многие проблемы современной истории, позволяет избежать повторения ошибок прошлого.
2
Глава 1
Духовный кризис – основная причина национальной катастрофы 1917 года в Российской Империи
а) Слом русского цивилизационного кода в результате февральского государственного переворота 1917 года.
В этом году исполняется 100 лет государственному перевороту, который разразился в феврале 1917 году и который в итоге привел к краху Российской Империи. Говоря о катастрофе 1917 года, мы должны осознавать, что речь идёт фактически о гибели традиционного российского государства, о гибели всего тысячелетнего русского жизненного уклада. Речь идёт о сломе русского цивилизационного кода. Русский народ утратил осознание своего предназначения в этом мире. Об этом прозорливо писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня"[2]. Ведь сила и предназначение русского народа заключались в служении Божьей правде. Однако в феврале 1917 г. русский народ, прежде всего его городская, "образованная" часть, вместо воли Божьей стал руководствоваться своей волей, стремиться не к духовному совершенствованию, а к материальному благополучию, ради которого стали считаться возможными насилия и убийства. Как писал видный русский философ Иван Ильин, "большинство соблазнилось о вере, о Церкви, о родине, о верности, о чести, о совести, пошло за соблазнителями, помогло им замучить, задавить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями"[3]. Россия не вдруг пришла к февральскому клятвоотступлению. Одним из первых анализов причин разразившейся в русском обществе катастрофы был сделан М. А. Новоселовым (1864-1938?). Являясь непосредственным очевидцем русской трагедии XX в., он дал ответ на вопрос о том, почему же столь страшная трагедия постигла Россию. Ответ Новоселова был лаконичен и прост: "Богохульства революционных лет – это всего лишь естественное следствие всеобщего духовного недуга…"[4]. Это – жесткий ответ, который нелегко принять. Однако Новоселов не был голословен. Свои выводы он подкрепил суждениями русских святых, предупреждавших о близящейся катастрофе еще тогда, когда, как казалось большинству, ничто не давало сколько-нибудь серьезных поводов для беспокойства и тревоги.
3
б) Духовное состояние российского общества в 18-ом веке.
Россия росла и укреплялась. Русская Церковь выглядела незыблемым монолитом – и обилие монастырей и храмов, и миллионы верующих, и широкая благотворительная деятельность, и отлаженная система духовного образования, и блестящая церковная наука – все, казалось бы, свидетельствовало об этом. Но за всем этим блеском и величием обостренному зрению святых тайновидцев виделись признаки сильно запущенной болезни. Одним из таких тайновидцев был святитель Тихон Задонский. Так, уже в далеком 18-ом веке он смог увидеть, казалось бы, незаметные для постороннего глаза болезненные симптомы, которые со всей очевидностью проявились позднее: «Православие незаметно удаляется от людей, – писал он, – остается одна внешность, одно лицемерие» [5]. Святитель Димитрий Ростовский в том же 18-ом веке произносит проповедь в Неделю жен-мироносиц и вспоминает слова, сказанные ангелом женам при гробе воскресшего Спасителя: «Возста, несть зде!»: «Где же Христос по Своем воскресении? Конечно, везде, как Бог, но не везде Своею благодатию... Не в храмах ли Он, воздвигнутых в Его честь? Нет, Его дом святой сделался разбойничьим вертепом. Соберутся люди в церковь, будто на молитву, а между тем празднословят о купле, о войне, о пиршествах, осуждают других, ругаются над ближними, разбивают хульными словами их доброе имя. Иные, стоя в храме, будто и молятся устами, а в уме своем помышляют о семье, о богатстве, о сундуках, о деньгах. Иной дремлет стоя в церкви, а иной помышляет о воровстве, убийстве, прелюбодеянии или замышляет месть ближнему. Нет, не храм это Божий, а вертеп разбойников: благодать Божия отгоняется от святого места, как пчела, гонимая дымом... Многие крещены и просвещены истинною верою, но мало таких, в которых бы Господь обитал, как в Своем храме: и вор крещен, и тать, и разбойник и прелюбодей, и всякий злодей просвещен правоверием, но Христа в нем не спрашивай: несть зде… Иной на вид кажется добродетельным, благочестивым, он богомолец, постник, нищелюбец, подвижник... Но все это лицемерие. Не ищи в нем Христа. Несть зде! Трудно сыскать драгоценный жемчуг в морской глубине, золото, серебро в недрах земли; а еще труднее – Христа, обитающего в людях. Многие из нас только по имени христиане, а живут по-скотски, по-свински. Крестом Христовым ограждаемся, а Христа на кресте распинаем мерзкими делами». Описывая нравы христианского общества своего времени, святой Тихон Задонский сетует: «Нынешние христиане по большей части противятся Христу, а не учатся от Христа. Христос учит от зла уклонятися, но многие христиане зло делают. Христос учит трезво жить, но многие христиане пиянствуют. Христос учит чисто жить, но многие христиане блудодействуют.
4
Христос учит милосердными быть; но многие христиане, видя бедного, говорят бесстыдно: что мне до него нужды? Видя нагого, не хотят одеть; видя алчущего, не хотят накормить... О! как у многих христиан в презрении находится Христос! О, как час от часу
умаляется плод семени слова Божия, как умножаются плевелы, как возрастает нечестие! Оскудевает истинное благочестие и изобилует лицемерие, оскудевают христиане и умножаются лицемеры!.. Не смотри, что нынешние христиане делают, но что слово Божие
проповедует и учит. Понеже един от другого пример берет и соблазняется, и оскудевают истинные христиане, и входит лицемерие!» [6].
в) Духовное состояние российского общества в 19-ом веке.
В 19-ом веке ситуация еще более усугубляется. Так, если в предшествующем столетии мы можем найти лишь отдельные цитаты святых людей, говорящие о том, что в русском общественно-религиозном сознании назревает серьезный духовный кризис, то в 19-ом веке подобных высказываний можно найти уже десятки, если не сотни. Причем сложившаяся ситуация становится настолько очевидной, что о ней говорят уже не только святые, но также и многие иерархи Церкви, да и просто духовно опытные и переживавшие за судьбы страны люди.
В XIX столетии российское образованное общество начало отходить от традиционных духовных ценностей, и процесс этот к концу века принял форму отречения элиты от исторической России. Этот процесс стал отражением общего мирового процесса дехристианизации европейской цивилизации. Привнесённые с Запада идеи свободы, равенства, братства, социализма предлагали русскому народу путём революции перенести "отсталую и тёмную" Россию в "светлый" рай на Земле, отбросив при этом всё, что носители этих идей считали пережитками прошлого, но что на самом деле составляло душу русского народа. Таким образом, западничество вскормило в своих недрах идеологию социальной революции и воинствующего атеизма. Обличая эту идеологию, Ф. М. Достоевский писал: "Всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, они его отрицают"[7]. Охота террористов на Александра II, Освободителя и его злодейское убийство 1 марта 1881 г. не вызвали потрясения в среде российской интеллигенции. Цареубийц "старались понять", им находили оправдание. Такое же "понимание" вызовут у русской интеллигенции эсеры и поначалу даже большевики. Эта позиция русского интеллектуального слоя привела к тому, что на историческую арену России вышел новый тип человека: революционер - террорист. Эти люди начисто вытравили из себя христианскую мораль, преодолели в себе любовь, сострадание, милосердие, подчинили жизнь одному – убийству во имя революции. Достоевский
5
напрямую увязывал появление этих "бесов" в жизни России с прозападной и антихристианской ориентацией русской интеллигенции. Атеизм русской интеллигенции оторвал её от реальной жизни, от реальной России, привёл к ложному ощущению будто
она – единственная часть общества, знающая, что "нужно народу", и отсюда – её стремление к насильственному перевороту в обществе. О грядущей великой беде с духовной прозорливостью предупреждали такие светильники православия, как, святитель Филарет (Дроздов), великие Оптинские старцы, святитель Игнатий Брянчанинов. Святитель Феофан Затворник также предупреждал об истоках опасности, которая грозила России: "У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства – выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции"[8]. К концу ХIХ века русское общество больше не было едино в своём понимании добра и зла, блага и вреда. В нём проросли побеги иной морали, которая была враждебна православию и традиционной государственности. В России наблюдался глобальный раскол, который привёл к национальной катастрофе. Как отмечал И. Ильин, "сущность катастрофы гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры"[9] .
г) Духовное состояние российского общества на начало XX века.
Уже в первом десятилетии ХХ в. отречение "образованного" российского общества от русской духовности и традиций достигло таких масштабов, что можно смело говорить об её отречении от исторической государственности. В этих условиях русский царь, как помазанник Божий становился непонятным и ненужным. Тем более такой царь как Николай II. Бог даровал России удивительного по своим духовным и человеческим качествам императора. Он сочетал в себе непоколебимую преданность Христу и России с государственной прозорливостью. Это непонимание, неприятие именно такого царя создавало условия для распространения различных измышлений о профессиональных и человеческих качествах государя. Всё это вполне объяснимо: царь, говоря современным языком, оставался в православном поле, а его оппоненты из политической и интеллектуальной элиты давно это поле покинули.
В ходе исследовательской деятельности мы в частности узнали, что 27 августа 1906 года в станице Лабинской за Лабой состоялся митинг, на котором присутствовали до
6
двух тысяч человек. Здесь выступали ораторы с призывом к свержению царского самодержавия. После митинга все участники пошли по мосту с пением «Марсельезы». Полиции удалось арестовать участников митинга. 3 сентября у станичного правления собралось до трех тысяч человек с целью освободить арестованных. Для разгона народной демонстрации была вызвана местная команда… Атаман Лабинского отдела был настолько напуган происходившими в станице Лабинской революционными событиями, что на следующий же день направил рапорт на имя самого Николая II [10, с. 85]. В феврале 1917 г. русский народ в своей значительной части, и прежде всего его элита, отверг дарованного ему Божьего помазанника, предал своего царя. В этом предательстве виновны не только самые радикальные враги России – революционеры, но и либеральная оппозиция, представители буржуазии, купечества, духовенства и высшего генералитета русской армии. Чудовищное злодейство 17 июля 1918 г. – убийство большевиками в Екатеринбурге царской семьи – было последней точкой отречения так называемой русской общественности от России. Таким образом, в феврале 1917 г. рухнули государственные и духовные опоры русского народа, произошёл серьёзный надлом его традиционного национального кода, окончательно сломленного всеми последующими событиями. Главной целью Февральской революции была замена русской православной цивилизации на западную, так называемую демократическую с её прагматизмом и либеральной идеологией. Гибель самодержавия неминуемо привела к гибели России и к распаду единого государства. Об этом ещё в 1905 г. предупреждал будущий первоиерарх Русской православной церкви за рубежом епископ Антоний (Храповицкий): "После отмены Самодержавия, – говорил он, – Россия перестала бы существовать как целостное государство, ибо, лишённая своей единственной нравственно-объединяющей силы, она распалась бы на множество частей. Такого распадения нетерпеливо желают наши западные враги, вдохновляющие мятежников, чтобы затем, подобно коршунам, броситься на разъединённые пределы нашего Отечества, на враждующие его племена и обречь их на положение порабощённой Индии и других западноевропейских колоний"[11]. Февраль 1917 г. привёл наш народ к большевизму, Гражданской войне, Соловкам и ГУЛАГу.
Глава 2
Революционные настроения в российском обществе
Большевизм – особое явление не только в русской, но и во всемирной истории. Ни один режим ни до, ни после большевистского не возводил богоборчество и ненависть к национальному началу в ранг главных приоритетов своей политики. По существу, основой большевизма были антимораль и человеконенавистничество. Кредо большевизма
7
заключается в словах Ленина: "Нравственно всё то, что идёт на пользу революции" [12]. Эта "нравственность" позволяла разрушать храмы, сжигать иконы, глумиться над честными мощами святых, убивать священников. В этой связи, как набат, предупреждающий грядущую катастрофу, звучат предсмертные дневниковые записи святого Иоанна Кронштадтского, сделанные им в самом начале 20-го века: «Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России. Маловерие, неверие или потворство ему пронизало все слои русского общества – саму императорскую власть, министров, чиновников, офицеров, высшую церковную иерархию, профессоров академий, университетов и всех высших, средних и низших заведений вместе с их учениками» [13]. Впрочем, в связи со всем вышесказанным может возникнуть вполне справедливый вопрос: а как же тогда быть с теми фактами, что на протяжении всего этого периода в Православной Церкви появилось целый сонм великий святых, таких как свт. Дмитрий (Ростовский), преподобный Серафим Саровский, св. Филарет (Дроздов), св. Феофан (Затворник), св. Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы и т.д.? Как быть с тем, что история того времени знает сотни тысяч богомольцев, из года в год посещавших святые места и монастыри? Как быть с тысячами и тысячами христиан, принявших мученическую смерть во время большевистских гонений на Церковь (многие из которых были впоследствии канонизированы)? И потом, как быть с результатами переписи 1937 года, когда большинство сельского населения России и значительная часть городского населения явно признали себя верующими людьми, чем и засвидетельствовали провал большевистской политики насильственного насаждения безверия и воинствующего атеизма? К сожалению, несмотря на все вышеперечисленные факты, вряд ли можно утверждать, что описанная нами трагедия пришла откуда-то извне, со стороны и т.д. Как это ни прискорбно признать, но она зрела внутри российского общества (о чем и предупреждали своих современников цитируемые нами святые). Причем зрела она практически во всех его социальных слоях, от простолюдинов до высшего сословия.
Так, например, после отмены в армии обязательного причащения военнослужащих (результат февральской революции 17-го года) к добровольному причастию приступило всего около 10% личного состава (и это в условиях военного времени, когда смерть наиболее близка и каждая минута в жизни солдата или офицера может стать последней минутой его жизни). После той же февральской революции в провинции простой (номинально – православный) народ бросился разграблять дворянские усадьбы и поместья (в том числе, не брезгуя и убийством лиц дворянского сословия). Так что тысячи
8
паломников и переполненные по праздникам Церкви не есть еще показатель верности христианским идеалам, любви ко Христу и Его Церкви.
Безусловно, в то страшное время, были среди людей тысячи и тысячи тех, кто не поддался общему психозу революции, кто сумел сохранить в чистоте свою веру и человеческое достоинство, кто без тени смущения шел на смерть за Веру Христову и т.д., и т.д. И все-таки, даже большинство из тех, кто всегда старался строить свою жизнь по Евангелию, жить в соответствии с основными христианскими истинами, фактически не проявляли, да и не могли проявить сколь-нибудь заметной социальной активности, достаточной для того, чтобы остановить надвигающуюся угрозу. Да и в среде духовенства, наряду с тысячами исповедников веры Христовой, нашлось немало таких, чья жизнь и деятельность была не примером истинной христианской жизни, а соблазном для ближних и поводом к тому, чтобы возненавидеть все, что связано с христианством и православием. К началу XX века затянувшийся кризис во взаимоотношениях между государством и Русской Православной Церковью достиг своего апогея. «Синодально-петербургский» (по А. В. Карташеву) период привел к падению престижа Церкви как института, росту антицерковных настроений в обществе. Вместе с тем революционные настроения зрели и внутри самой Церкви. Еще в 1905 г. демократически настроенная часть духовенства подняла знамя «обновления» Церкви. В обществе витали идеи отделения Церкви от государства, школы – от Церкви, полной свободы совести. Февраль 1917 года придал новый импульс этим тенденциям. Не была исключением и Кубань. Так, весной 1917 года Екатеринодарский съезд в числе других съездов епархиального духовенства высказался за выборность епископата духовенством и мирянами из числа не только монашеского, но и белого духовенства. Многие духовные отцы, по свидетельству архиепископа Евлогия, обрились и надели светское платье, устремились в предпринимательство. Народившийся «Союз духовенства Кубанской области» ставил своей целью поддержку нового демократического строя, «освобождение духовенства от церковно-бюрократического засилья, осуществление широких реформ Церкви, изыскание мер к умственному и нравственному возвышению духовенства» [14]. Одним из ярчайших фактов, показывающих реальную духовную обстановку того времени, является так называемый обновленческий раскол, совративший с истинного пути многих мирян, священников и даже архиереев. При этом большинство обновленцев были вовсе не самозванцами, а отколовшимися от Православной Церкви клириками. Так, например, организаторы обновленческого движения А.Введенский, А.Боярский, Е.Беляков были петроградскими священниками (вошедшими в сговор с ГПУ). Между тем обновленческий
9
раскол был не единственной попыткой раскола в это смутное время. Так, например, в конце 1925 года 10 архиереев образовали (при поддержке ОГПУ) Временный высший церковный совет (ВВЦС) под председательством архиеп. Григория (это был так называемый Григорианский раскол в РПЦ). Без уяснения факта религиозного разделения трудно было бы понять, почему в середине двадцатых в ст. Лабинской могли одновременно действовать две общины, молитвенные помещения которых имели небесным покровителем Святителя Николая.
Глава 3
Позиции Православной Церкви на Кубани к началу XX века.
В отличие от других регионов России, к началу ХХ в. позиции Православной Церкви на Кубани были достаточно прочными. Несмотря на ослабление духовных ценностей, на усиление революционной пропаганды, основная часть казачьего населения по-прежнему выражала свою приверженность православию и верность монархическим идеалам. В то время, когда в центральных губерниях Российской империи материальное положение священников было крайне тяжелым, а уровень образования низким, Кубанское духовенство отличалось и образованностью и более лучшими жизненными условиями. Так согласно указу 1907 г. земельный надел священника равнялся наделу казачьего офицера и составлял 60 десятин земли, надел дьякона был 45 десятин, в то время как казачий надел равнялся 30 десятинам [15]. Несмотря на участившие, с наступлением ХХ в., конфликты на экономической почве между духовенством и казачеством, кубанские священники по-прежнему пользовались большим уважением. Нередко именно авторитет священника позволял решить ту или иную проблему. До наших дней сохранилось немало документов свидетельствующих о том, как владельцы кабаков и трактиров после долгих бесед со священнослужителями становились инициаторами их закрытия. Немало в источниках сообщений и о том, как после беседы со священником казаки за свои средства ремонтировали здания для школы. На фоне всего этого становиться крайне не понятно, как всего за каких-то 20 лет советской власти могло так резко могло измениться отношение к Православной Церкви в некогда богобоязненном крае. Анализ политических репрессий против кубанского православного духовенства проливает свет на эту проблему.
Глава 4
Политические репрессии против Православной Церкви на Кубани
в 1917-1939 гг.
Самым тяжелым этапом в истории Православной Церкви на Кубани стал период 1917 – 1939 гг., которому были этапа характерны следующие черты:
10
1. Конфессиональная политика Советов строилась исходя из собственных целей – укрепления личной власти любой ценой.
2. Государство проводило репрессивную религиозную политику, направленную на ослабление и уничтожение церковных позиций (существовала, начиная с 1917 г, наиболее сильно проявлялась с 1918 – 1939 гг.).
3. Церковь была лишена всяческой самостоятельности и находилась под жестким контролем со стороны советской власти.
4. Заметное сокращение храмов, закрытие множества монастырей, резкое уменьшение числа воцерквленых граждан.
О последствиях деятельности Советской власти наглядно свидетельствуют следующие цифры. К началу XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии, 220 - в Кубанской области, 77 - в Терской области, 15 - в Черноморском округе. К средине 30-х годов на Северном Кавказе сохранилось чуть меньше 40 храмов и не одного действующего монастыря. Установление Советской власти на Кубани стало черной страницей в истории Православия. Революция 1917 г. внесла коренные изменения в социально-политическую структуру кубанского общества, основной костяк которого стали составлять иногородцы. Именно «пришлые» были инициаторами массовых репрессий как против православного духовенства, так и против казачества. Примечательно, что еще в 1918 г. духовенство Кубани попыталось определить свою позицию в междуусобной войне, она была сформулирована на страницах Церковного вестника: «Церковь должна соблюдать нейтралитет в борьбе казаков и иногородних, ни в коем случае не поддерживать ни одну из сторон, а стремиться прекратить их взаимную вражду» [16]. Именно в годы лихолетья духовенство особо много внимания уделяло благотворительности. При храмах открывались церковно-приходские благотворительные общества, которые активно помогали обездоленным, заботились о больных и сиротах, не взирая на национальность или же социальный статус. Церковь всячески старалась быть вне политики, но в те времена, наверное, это было невозможно. Тем более, что лидеры большевиков изначально рассматривали православие как государственную идеологию монархической России, построить свой новый безбожный мир, основанный на братоубийственной войне они могли лишь уничтожив православие. Но уже первые попытки показали ошибочность данной политики, тогда было принято решения раскола внутри церкви, так возникло обновленчество, на Кубани оно первоначально не имело поддержки, и вот тогда заработал молот репрессий. В нашем
11
регионе новая власть рассматривала Православие исключительно как идеологию казачества, контрреволюционного элемента, требующего повсеместного уничтожения. Может быть, именно поэтому с первых же дней большевистского владычества, здесь был развязан красный террор, как против казаков, так и против духовенства. До сих пор нет точных данных о численности жертв политических репрессий на Кубани, но известно, что почти ни в одном населенном пункте не удалось избежать духовенству преследований. В эти годы были уничтожены и разрушены сотни храмов, часовен, закрыты почти все монастыри. Именно в это время в горах Кавказа появилось множество скитов, где скрывались богомольцы.
Как всегда в авангарде борьбы с «религиозным мракобесием» шел комсомол. Потеряв нравственные ориентиры, упиваясь вседозволенностью, восторгаясь вчера еще запретным, а сегодня ставшим модным и передовым, молодые люди творили немыслимые беззакония, издеваясь над верой своих отцов и дедов. Известный кубанский краевед А. В. Дейневич на страницах газеты «Православный голос Кубани» привел рассказ активиста тех лет из станицы Новодеревянковской И. Д. Вариводы. «Лет пять подряд мы организовывали в день расстрела рабочих 9 января 1905 года в Петрограде театрализованное шествие или инсценировку, - вспоминал комсомолец двадцатых. – Брали хоругви, иконы, Борис Огненко одевался под попа Гапона, и с песней «Боже, царя храни!» идем толпой от Нардома по ул. Бухарина (ныне Кирова. – П. М.) к церкви. А там, в оградке, нас уже ждут 40 кавалеристов и 40 пехотинцев. Выстрелы (холостые), кавалерия выскакивает и плетками хлыщет демонстрантов. Люди падают, как будто убитые. Крики, проклятия в адрес царя. Знаете, как это действовало на людей?! На площади пройти нельзя было! У Нардома собиралось в этот день до двухсот подвод. А потом был митинг. Выступали красноречивые ребята: Кузин Михаил, Выросток Иван или Выросток Никита, и другие. Слушали все внимательно. Иногда прямо на церковной паперти комсомольцы читали стихи Демьяна Бедного, пели частушки. Бабы крестятся, плюются. В Нардоме устраивались диспуты с попами. Ярым атеистом был Кузин Михаил, из попов больше выступал Алексеев Михаил Иванович (35 лет от роду; позже, для организации комсомольского клуба, у него отберут дом. – П. М.). Спорили. Столько было желающих попасть в зал, что на дверях даже ставили часового с винтовкой» [17, с. 76].
Нам стало также известно, что в 1920-х - начале 1930-х гг. в среде лабинской комсомолии большой популярностью пользовалось движение «Синяя блуза». Организаторами этого течения в 1923 г. были московские студенты-журналисты. В
12
станице Лабинской движение «Синяя блуза» впервые появилось на маслозаводе № 5 по инициативе комсомольского вожака Василия Козлова. О делах тех лет в 1960-м в статье «Они были первыми» бывший руководитель театральной секции при ГМЗ № 5 В. И. Козлов писал: «Комсомольская ячейка проводила серьезную антирелигиозную пропаганду. В канун религиозных праздников мы устраивали факельные шествия мимо церквей с пением революционных песен и антирелигиозных частушек. И молодежь шла не в церковь, а вместе с нами…» [18].
Глава 5
Три основных периода в антицерковной деятельности большевиков на Кубани.
В антицерковной деятельности большевиков на Кубани выделяется не 4 периода, как по всей России, а три этапа, что связано с местной спецификой.
Первый период - весна – лето 1918 г.
В это время священников, в основном обвиняли в сотрудничестве с белым движением, чаще всего казни проходили без суда и следствия и были результатом идущей гражданской войны. Именно в это время впервые православные храмы стали подвергаться грабежам и разрушениям. За короткое время (весну и лето 1918) в Кубанской области большевиками было убито по предварительным данным 43 священника, вполне вероятно, что число жертв было значительно больше. Аресты священнослужителей православных церквей производились почти везде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько дней красноармейские части… За православных священников некому было заступиться, и их аресты в лучшем случае кончались заключением в тюрьму, а в худшем- смертью, причем и в том, и в другом случае священнослужители подвергались беспримерным оскорблениям и издевательству… Вот имена лишь некоторых казненных. Священник Иоанн Пригоровский (ст. Незамаевская) убит в пасхальную ночь 1918 года. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме. Поводом к расправе стала проповедь священника против большевицкого режима. Священник Григорий Никольский (Марие-Магдалинский женский монастырь под ст. Роговской) убит красноармейцами 27 июня 1918 года после Литургии выстрелом в рот с криками: "И мы тебя приобщим". Священник Иванов, прослуживший 30 лет в ст. Попутной, был заколот красногвардейцами за свои проповеди, где указывал, что большевики ведут Россию к гибели. Священник Троицкой церкви ст.
13
Вознесенской Алексей Павлов (60 лет) был убит на станичной площади. Священник Михаил Лисицын убит 22 февраля 1918 года в ст. Усть-Лабинской после 3-х дневных мучений и глумлений. На его теле оказалось более десяти ран, голова была разрублена в куски. Священник Иоанн Краснов (ст. Должанская) сожжен живьем в паровозной топке в апреле 1918 года.
Мы выяснили, что на территории нынешнего Лабинского района в тот период произошли следующие преступления. В станице Вознесенской священник Троицкой Церкви Алексей Ивлев, 60 с лишним лет, был убит на площади за то, что сам происходил из казаков и когда-то служил в Гвардии. Священник Александр Подольский 50 с лишним лет (ст. Владимирская), окончивший университет по юридическому факультету, весной 1918 года был зверски убит за то, что служил молебен перед выступлением своих прихожан-казаков против красноармейцев. Перед тем, как его убили, его долго водили по станице, глумились и били, а потом вывели за станицу, изрубили его и бросили на свалочных местах, запретив кому бы то ни было хоронить его. Один пожилой прихожанин, желая оградить тело покойного от растерзания собаками, ночью пошел туда и стал его закапывать, но был замечен пьяными красноармейцами, был тут же зарублен и брошен там же [19, с. 57].
Все эти преступления были следствием духовного кризиса и сильнейшего внутреннего раскола, охватившего российское общество. Последствия гражданской войны, словно кровоточащие раны на теле России, еще долго давали о себе знать. Непримиримая скрытая борьба между сторонниками новой власти и адептами прежней монархической идеологии продолжалась еще долгое время. Осознавая значимость роли, которую играла Церковь в российском обществе, большевики опасались, что именно она станет центром консолидации всех недовольных новым режимом, поэтому основной удар был направлен против православного духовенства. Окончание гражданской войны не означало наступления полного мира, напротив репрессивный аппарат набирал новые обороты.
Второй период - весна 1921 – 1925 гг.
На данном этапе борьбу с Церковью большевики проводили в условиях полного господства. Русская Церковь взошла на Голгофу. Гражданская война завершилась. Новые хозяева Кубани жестоко расправлялись с неугодными. Основной удар был направлен на казачество и всех ему сочувствующих. Священники, защищающие своих прихожан от большевиков, объявлялись врагами народа. Главным предлогом уничтожения духовенства была борьба с «контрреволюционными бандами и белогвардейскими прихвостями» [20].
14
Еще одним поводом для расправы с духовенством был якобы усиливающийся с их стороны саботаж оказанию помощи голодающим Поволжья. Основной же причиной начавшихся репрессий было стремление овладеть церковной собственностью, а так же подорвать влияние Православия в обществе. Под видом помощи голодающим в соборах и монастырях только одного Тимашевского отдела было изъято 34 пуда 36 фунтов серебра. (Сведений об учете золота и драгоценных камней не имеется). В целом же по области к 22 июля было собрано 136 пудов, 1 фунт, 40 золотников серебра и 4 фунта, 63 золотника, 55 долей золота (соответственно 2228 кг серебра и 2 кг, 100 г золота). Это была борьба за человеческие души. Но завладеть ими большевики могли лишь через внушение страха и всеобщую пропаганду новой идеологии, распространение которой было возможно лишь при всеобщем уничтожении Православия. Уже в 1921 г. на Кубани появляются первые антирелигиозные общества, местные власти спешат донести, с религией покончено, всюду попы побеждены [21]. На смену физической расправы с духовенством приходит новая тактика психологического воздействия. Часто под дулом пистолетов священников заставляли отрекаться от веры и признавать советскую власть. Но как показало время, практика оказалось порочной, лишь единицы соглашались сохранить свою жизнь такой ценой, да и то затем раскаивались в содеянном. Для устрашения непокорных начались прилюдные судебные процессы. Первое такое публичное дело состоялось на Кубани 15 мая 1921 г. над священником Загоруйко, который пытался простого казака выдать за великого кн. Михаила Романова [22]. В это же время активизировалась деятельность созданного при поддержке ВЧК Епархиального управления, которое призывало всех священников признать советскую власть. Положение Церкви значительно было ослаблено обновленческим движением. Все кто, не признавал обновленчество, подвергались репрессиям. На Кубани был создан центр противодействия обновленцам, куда вошли Ейский викарий епископ Евсевий, священник Ильской церкви А. Маков, священник Дмитриевской церкви И. Максимов, священники кафедрального Екатеринодарского собора П. Руткевич и А. Пурлевский, Покровской церкви. – св. Ев. Никольский и И. Бойко, два ейских священника Сасько и Новак и 2 иеромонаха из Георгиевского монастыря Домаский и Иллия. Но противостоять новой власти они не смогли. ВЧК принял постановление все храмы передать обновленцам, всех несогласных изгнать с Кубани. Начались аресты. В 1923 г. в Краснодаре состоялся первый крупный показательный процесс над тихоновцами, главным виновников выступал епископом Ейским Евсевием (Рождественский). Он был приговорен к семи годам тюрьмы, а спустя четырнадцать лет, его главный обвинитель прокурор Белоусов был арестован, как враг
15
народа и умер в тюрьме. Вот уж поистине, Бог поругаем не бывает! Всего во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания: в Кубанской области – 69, Черноморской губернии – 37. Всего за 1922 в России было убито 8100 чел. православного духовенства [23].
Не может не вызвать содрогания страшная история о судьбе ново-афонских монахов. Разорение знаменитого Ново-Афонского монастыря началось с 1917 года. С этого времени многиен иноки, подвергшиеся жестоким гонениям, были вынуждены покинуть обитель и бежали в горы Абхазии. В монастыре остались только больные и престарелые монахи. В 1924 году Ново-Афонский монастырь был окончательно закрыт «как очаг контрреволюционной пропаганды», все его земли были переданы совхозу, храмы подверглись разграблению и поруганию. Скрываясь от преследований и репрессий, ново-афонские монахи ушли в горы и расселились, в основном, в высокогорной долине Псху. Праведная и скромная жизнь монахов в удаленной от людей местности вызывала беспокойство большевистской власти, видевшей в монахах своих главных врагов. Их обвиняли в агитации против советской власти, считали их монархистами, черносотенцами. Инокам часто приходилось терпеть проверки, облавы, обыски. Закончилось это тем, что 30 апреля 1930 года всех монахов, подвизавшихся в селе Псху и в окрестностях, арестовала прибывшая из Сухума вместе с вооруженным отрядом комиссия ЦИКа и отправила их под конвоем через перевал в Сухум. По дороге старых немощных иноков расстреливали, а оставшихся по прибытии в Сухум, погрузили на баржу, вывезли в открытое море и потопили: кого живьем, кого с простреленной головой… По воспоминаниям местных жителей, как-то раз водолазы, проводившие работы вблизи монастыря, видели стоящие на дне нетленные тела монахов, в монашеских одеждах, развеваемых, словно ветром, подводным течением… [24].
Как и по всей стране, на Кубани разрушались и отбирались церкви. Сохранились письма кубанцев за границу своим близким.
Год 1929-й
Краснодарская студентка – брату:
«… Огорчены мы только: Екатеринодарский Войсковой собор постановлено передать на культурные цели. Городской совет постановил единогласно; и так собор был обобран и ободран, а теперь и совсем Бог знает что из него сделают».
16
С Кубани, из Лабинского отдела, 20 июня:
«Церкви почти все позакрыты. В некоторых из них биографы (раньше, в начале XXвека, название кино. – П. М.), где на престолах садятся и курят, а иконы выбрасывали из церквей и жгли. То же делается и с мечетями, где тоже производят кино и неподобные песни пляски. У нас в Лабинской и Зассовской церкви стоят, а на Тереке и в Дагестане и по всей России Антихрист гуляет без удержу. Многие церкви и соборы превратились в вертепы, в другие ссыпают пшеницу или загоняют скот» [25].
Нами было установлено, что в начале тридцатых годов в Лабинской была частично разграблена старая Николаевская церковь, находившаяся на территории современного городского парка. После закрытия в 1932-33 гг. в ней было устроено зернохранилище, а в 1934 г. храм был разобран бригадой под руководством Б. С. Крыгина.[26]
Третий период - 1933 – 1939 гг.
В отличие от двух предыдущих этапов в это время основной удар был направлен против высшего крыла духовенства, а так же наиболее популярных в народе пастырей. Всех арестованных обвиняли в антисоветской деятельности. Особенно черным годом для Кубани стал 1933, новая власть карала неугодных, активным помощников в этом стал массовый голод. В это время перед следствием предстал архиепископ Феофил (Богоявленский Г.С), которого обвиняли в организации антисоветской деятельности. По данному делу к суду было привлечено свыше 30 лиц духовного звания. Среди арестованных немало было краснодарских священников. Вот лишь некоторые из них: Иеромонах Аркадий (Кобяков П.А), Протоиерей А.М. Темномеров – настоятель молитвенного дома на Дубинке, протоиерей М.Г. Кодацкий – настоятель Георгиевского собора, И.М. Гаевский – настоятель Крестовоздвиженской церкви, И.Г. Сахаров священник Георгиевской церкви и мн. др. Архиепископ Феофил, как и многие тихоновцы был приговорен к расстрелу. Учитывая предыдущий опыт, власть отказалась от публичных слушаний, нередко использовалось физическое уничтожение неугодных под видом инсценированного самоубийства. Самым нашумевшим делом стала жестокая расправа над епископом Памфилом, который сменил арестованного Феофила. Примечательно, что с первых дней своего пребывания на Кубани епископ Памфил столкнулся с сильным противодействием со стороны власти. Так разрешение служить получил от местной власти лишь спустя несколько месяцев, после приезда в Краснодар. С первых дней владыка находился под пристальным вниманием сотрудников НКВД. В 1935
17
году епископа Екатеринодарского Памфила (Лясковский) нашли повешенным в саду снимаемого им дома. Накануне вечером соседи владыка слышали шум, какую-то возню и приглушенные человеческие критики, но никакого следствия произведено не было. Власть объявила пастве о самоубийстве их владыки. На смену епископу Памфилу из Москвы был прислан архиепископ Софроний. Прослужил он здесь совсем не долго, спустя несколько месяцев, после своего назначения был арестован и выслан с Кубани. После владыки Софрония на Кубанскую кафедру архиереев не назначали, епархия подчинялась непосредственно митрополиту Сергию.
Глава 6
Новомученики земли Кубанской
Во всех епархиях Русской Православной Церкви были созданы комиссии, которым было поручено вести сбор данных о новомучениках своих областей и готовить документы на их канонизацию. Такая же Комиссия по канонизации была создана и при Екатеринодарской и Кубанской епархии (в настоящее время ее возглавляет иерей Андрей Небавский, штатный клирик Свято-Казанского храма города Краснодара).
Священный Синод Русской Православной Церкви, на основании подготовленных документов, принял решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских пятерых священников, расстрелянных на Кубани осенью 1921 года. В 2003 г. постановлением Св. Патриархата и Священного Синода Кубань обзавелась собственными небесными покровителями. Вот их святые имена: священник Андрей Ковалев (1871–1921), священник Григорий Конокотин (1869–1921), протоиерей Михаил Лекторский (1872–1921), священник Григорий Троицкий, священник Иоанна Яковлев.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРЕЙ КОВАЛЕВ
Родился 12 августа 1871 года в ст. Кореновской. Окончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил в Петропавловской церкви ст. Платнировской, Вознесенской церкви ст. Кущевской Кубанской области, Космодамиановской церкви с. Благодарного, Казанской церкви с. Удельного Ставропольской губернии, преподавал в церковно-приходских школах и училищах. Оказывал спасительное влияние на иноверцев, присоединил к Православию из раскола австрийского толка семью из пяти душ.
После 1917 года численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому священник Андрей был переведен в Краснодар.
Имел церковные награды. Был женат, имел двух детей.
18
Был арестован 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге свечного завода и агитации против Советской власти. В ходе расследования чекистам не удалось доказать вину священника. Тогда Коллегия Кубчерчека постановила: "Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и предположением напасть на Краснодар и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент враждебный Соввласти – расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в час ночи.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ КОНОКОТИН
Родился 1 апреля 1869 года в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил священником и занимал должность законоучителя в селе Тахтинском, Покровской церкви села Медведского Ставропольской губернии, селе Молдавском Кубанской области.
Священник Григорий имел церковные и государственные награды, в том числе орден св. Анны за труды в образовательной сфере.
Был женат, имел пятерых детей.
Священник Григорий был арестован 8 сентября 1921 года у себя дома в Краснодаре "за бегство от Советской Власти". Дело по обвинению священника было заслушано на распорядительном заседании Коллегии Кубчерчека 23 сентября. Комиссия постановила: считать факт преступления доказанным и как врага трудового народа расстрелять.
Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года в 2 часа ночи в присутствии членов Коллегии Кубчерчека.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ЛЕКТОРСКИЙ
Родился 9 ноября 1872 года в семье кубанского священника. Закончил Ставропольскую духовную семинарию. Служил в храмах и был законоучителем в церковно-приходских школах и училищах ст. Динской, села Благодатного и ст.Воронежской. С 13 мая 1906 года поставлен настоятелем Андреевской церкви ст.Новотитаровской, был духовником окружного духовенства.
Был женат, имел четверых детей.
За пастырское усердие был отмечен многими церковными и государственными наградами, в том числе за участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи. Имел архипастырское благословение на заботы по открытию библиотеки-читальни при церковно-приходской школе.
В ночь с 25 на 26 сентября 1921 года священник Михаил Лекторский был арестован в ст. Новотитаровской кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного по обвинению в
19
контрреволюционной агитации и перевезен со многими арестованными казаками в ст. Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии.
Здесь больше месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе, были изъедены блохами и вшами. Люди, видевшие священника Михаила, нашли его скелетом, еле ходившим стариком.
Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким – расстрел.
Когда группу заложников из 40 человек раздели до исподнего, казаки стали просить священника исповедать их. Батюшка исповедал и, отпустив грехи, сказал: "А приобщитесь вы своею кровью. И теперь простите меня, в чем я повинен". Когда же он стал служить молебен, их стали бить прикладами. Особенно сильно били священника.
Затем связали им руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер. Лежавший с отцом Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их священнику. "А теперь давай бежать", - шепнул казак. Но батюшка ответил: "Благославляю тебя бежать, а я уже не в силах". Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, то подвергли его страшным истязаниям.
Всех заложников расстреляли 27 октября 1921 года в 10 часов вечера. Среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело священника Михаила.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГРИГОРИЙ ТРОИЦКИЙ
Родился 1 октября 1870 года. Окончил Ставропольскую духовную семинарию.
Служил в Вознесенской церкви ст. Пашковской, Троицкой церкви ст.Должанской. Преподавал Закон Божий в церковно-приходских школах и училищах, работал противобуддийским и противосектантским миссионером. Был членом Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости, заведующим Пашковской Вознесенской церковной школой.
Был женат, имел четырех детей.
Имел церковные и государственные награды.
Арестован комиссаром Кубчека 15 сентября 1921 года. Священнику было предъявлено обвинение в связи с высланными в концлагерь и контрреволюционной агитацией. Был расстрелян 28 сентября 1921 года в два часа ночи.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН ЯКОВЛЕВ
Родился 11 ноября 1866 года в крестьянской семье села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Закончил Ставропольскую духовную семинарию.
20
Служил в Николаевском храме г. Ейска, Богословской церкви ст. Новониколаевской, Даниловском храме г. Ставрополя, Дмитриевской церкви Екатеринодара. Преподавал Закон Божий в Екатеринодарском епархиальном женском училище. Был назначен представителем от духовенства в Екатеринодарскую городскую Думу.
Был женат, имел четверых детей.
Священник Иоанн имел церковные и государственные награды.
Арестовали батюшку ночью 16 сентября 1921 года за переписку с высланными священниками.
В защиту о. Иоанна поднялся весь приход Дмитриевской церкви Краснодара. Верующие отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали: "Священник Иоанн Яковлев, проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен, как человек всегда относящийся с любовью к людям, будучи его духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное, полезные наставления в духе христианства".
Но 23 сентября 1921 года было вынесено решение тройки о высшей мере наказания. Погребен в Краснодаре в неизвестной могиле.[27]
Епархиальная комиссия по канонизации выступила с предложением о праздновании единого дня Собора Кубанских святых 7 декабря - на праздник великомученицы Екатерины, покровительницы нашего края.
Подводя итог данному исследованию, стоит подчеркнуть:
1) Существенной спецификой политических репрессий против Православного духовенства Кубани было его ассоциация с казачеством.
2) Основным проводником репрессий выступало иногороднее население.
3) Главной причиной террора, развязанного против духовенства, было:
- Восприятие коммунистическим режимом Православия как государственную идеологию, монархической Руси. В противовес Православной вере был выдвинут марксизм-ленинизм, религиозность русского народа решено было заменить воинствующим атеизмом.
Во многом политическим репрессиям против Православия способствовали:
- Просчеты во внутренней политики самой Православной Церкви, позволившие появиться обновленчеству и приведшие к внутрицерковному расколу.
21
- Ослабление нравственности в обществе, появление массы лиц, попавших в сети антирелигиозной пропаганды.
Но, несмотря на все меры, предпринятые против православия, уничтожить его советская власть не смогла, чему в немалой степени способствовала деятельность православного духовенства.
В двадцатые годы будущий патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) отвечая на вопрос, что должны предпринять священники в сложившихся условиях, заметил: «Пастырь не уходит от паствы. Должен остаться с ней и принять все испытания, как бы страшны они не были» [28],таким образом, ответил на главный вопрос, почему духовенство не смогло избежать преследований со стороны советской власти. Оставшись верным своему долгу, оно разделило тяжелую участь, выпавшую на долю большинства россиян. Сумев противостоять насилию добротой и смирением, русские пасторы, смело вошедшие на красную Голгофу, не только сохранили для нас ныне живущих православную веру, но и способствовали своими духовными подвигами возрождение нынешней Православной Руси.
Глава 7
Результаты социологических опросов.
01.12.2016 г. мы провели социологический опрос среди обучающихся 11 А класса МОБУ СОШ № 11 города Лабинска Лабинского района о причинах февральской революции 1917 года в России [Приложение 1], так как они уже изучали эту тему в рамках школьной программы 61% обучающихся считает, что основными причинами случившейся трагедии были причины экономического характера, 23% опрошенных придерживаются мнения, что февральская революция 1917 года произошла в силу политических причин. И лишь 16% обучающихся думает, что прежде всего духовно-нравственное состояние общества спровоцировало национальную катастрофу. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что большинство населения Российской Федерации считает так же.
08.12.2016 г. мы провели также социологический опрос среди участников группы казачьей направленности МОБУ СОШ № 11 города Лабинска Лабинского района, изучающих курс основ православной культуры, о том, какое качество прежде всего характеризует настоящего казака [Приложение 2]. 12% опрошенных считают, что это сила. 32% придерживаются мнения, что это отвага. 56% обучающихся думают, что это вера.
22
Результаты третьего социологического опроса, проведенного 14.12.2016 г. среди этих же обучающихся [Приложение 3], показали следующее: 14% опрошенных считают, что для возрождения кубанского казачества необходимо наделение казачьих обществ земельными участками. 22% обучающихся думает, что для этого нужно значительное повышение заработной платы казаков. 56% уверены, что возродиться и объединиться кубанское казачество может только на основе Православной веры, обращения к традиционным духовно-нравственным ценностям.
Глава 8
Результаты исследовательской деятельности о жителях Лабинска, пострадавших от политических репрессий против Православной Церкви в период 1917 – 1939 гг.
В результате проведенной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что от репрессий против Русской Православной Церкви в период 1917-1939 гг. пострадали и жители нашего города. Так, нами было установлено, что священник Свято-Никольского храма с 1957- по 1960 гг. отец Михаил (Беланов) и его семья, проживая на Кубани, пострадали в результате клеветнического доноса в 20-е годы XX века. Мы встречались с дочерью священника, его внуком, духовными чадами. Собранный материал был передан в городскую и районную администрацию, городской архив и библиотеки, был опубликован в «Провинциальной газете» города Лабинска 26 ноября 2016 года и в январском номере армавирской епархиальной газеты «Армавирский благовестник».
По подведению итогов краевой поисковой экспедиции «Имя Кубани» протоиерею Михаилу (Беланову) было присвоено почетное звание «Имя духовное города Лабинска».
Вот, что нам удалось узнать об этом удивительном человеке.
Протоиерей Михаил (Беланов) [Приложение 4]
В Писании Архангел Михаил именуется «вождем воинства Господа». Предание повествует о его чудесных явлениях и помощи нуждающимся. Никогда не отказывал в помощи и протоиерей Михаил Беланов. Так же, как и его небесный покровитель, батюшка всей своей жизнью являл безграничную преданность Творцу. Он, как воин, всегда шел туда, где в нем нуждались, забывая о личных интересах. Считал, что на все воля Божия. Отец Михаил прослужил на многих приходах Екатеринодарской (Краснодарской) епархии
23
почти 50 лет. С 1957 по 1960 гг. он был священником Свято-Никольского храма города Лабинска, потом три года настоятелем Свято-Троицкого храма станицы Вознесенской. Жизнь и служение протоиерея Михаила Беланова – это, прежде всего, пример исполнения заповедей Христовых. Такие примеры очень нужны всем нам. Они убеждают нас в том, что во все времена, при любых политических режимах, можно и нужно оставаться человеком, верным своим убеждениям.
Родился батюшка 1 ноября 1914 года в селе Сергиевском Гиагинского района. Его отец, Петр Михайлович Беланов, был церковным старостой. Мать, Ефросинья Федоровна, пела в церковном хоре. Семья жила богобоязненно, благочестиво, по строгому укладу. Маленький Михаил любил долгие богослужения, церковные песнопения, был очень серьезным, покладистым. Блаженный прозорливец Пантюша, живший в соседнем селе, увидев мальчика, стал подражать пасхальному перезвону колокола: «Тили-бом!». Так он предсказал, что жизнь Михаила будет связана с храмом.
Долго учиться в школе мальчику не пришлось. Михаилу было около двенадцати лет, когда его отец вступился за раскулаченных односельчан. Этого оказалось достаточно, чтобы стать неугодным властям. В одночасье было сфабриковано дело о «церковниках-вредителях», якобы изымающих серебряные монеты из обращения, чтобы подорвать «экономическую мощь» Советского государства. Петр Михайлович был арестован вместе со священником, а его семья после конфискации имущества была выслана в село Дивное Ставропольского края. Полную чашу горечи гонений испила семья Белановых. Даже срочную службу в армии Михаилу Беланову и его братьям пришлось служить в особых войсковых частях «лишенцев» (так называли граждан, лишенных избирательных прав). Лишь искренняя, горячая вера вдохновляла и укрепляла батюшку на трудном жизненном пути. Он мужественно переносил невзгоды, за все благодарил Господа, пребывая в твердой уверенности, что испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения. Отец Михаил был участником Великой Отечественной войны. Он был призван на фронт в августе 1941 года, а в октябре уже воевал на передовой. Батюшка свидетельствовал о множестве случаев помощи Божией ему, простому солдату, в нагрудном кармане гимнастерки которого всегда была маленькая икона Божией Матери Казанской. Этой иконой перед уходом на фронт его благословила мать.
После тяжелого ранения в ногу 2 июня 1943 года батюшка был эвакуирован в военный госпиталь города Иваново. Он не только лечился, но и ухаживал за ранеными
24
солдатами, с детства имея доброе, сострадательное сердце. В 1944 году перед приездом большой комиссии скомандовали: «У кого кресты – снимайте!». Но Михаил Беланов, единственный из раненых, отказался снять с себя нательный крестик. Комиссовавшись, он остался работать в госпитале водителем. После расформирования госпиталя вернулся на Кубань и начал служить псаломщиком в ст. Мало-Тенгинской. В 1948 году его рукоположили в сан диакона, а через два года он стал священником.
Богослужебную практику батюшка перенял от священников, получивших духовное образование еще в царской России. Так, в Свято-Николаевском молитвенном доме города Лабинска он служил с известным миссионером и проповедником протоиереем Андреем Русовым. Батюшка часто бывал в Тбилиси у митрополита Зиновия (Мажуги) и переписывался с ним. Во время паломничества в Почаевскую Лавру Господь сподобил его сослужить литургию прославленному ныне в лике святых преподобному Кукше Одесскому. Он сам позвал отца Михаила: «Пойдем, будешь служить со мной!»…
Ныне настоятель Свято-Покровского храма станицы Владимирской протоиерей отец Василий (Григорян) в 1992 году принял Крещение у батюшки Михаила, а потом в течение четырех лет был у него пономарем в храме Святого Преподобного Сергия Радонежского станицы Ярославской. Отец Василий вспоминает, с какой ревностью и радостью отец Михаил служил как в большие, так и в малые праздники, хотя в то время в сельской местности церковные службы были только в выходные дни. Обладая абсолютным музыкальным слухом и прекрасным тенором, батюшка совершал чтение акафистов на вечернем богослужении нараспев. Отец Михаил был усердным молитвенником. Будучи семейным человеком, он выполнял монашеское молитвенное правило. Молился искренне, как ребенок, со слезами на глазах. В дни, когда службы не было, отец Михаил прочитывал 5-6 акафистов. Он очень любил молиться Матери Божией, своему небесному покровителю Архистратигу Михаилу, святителю Николаю, святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В Великий пост отцу Михаилу подавали большое количество записок о упокоении. Бывали дни, когда из-за длинных постовых богослужений и треб батюшка физически не успевал помолиться об усопших. Тогда на следующий день он прочитывал поминание дважды: утром – за предыдущий день, вечером – за текущий день.
Праздным отца Михаила никто не видел: он или трудился, или молился, другого времяпровождения у него не было. Добрый и снисходительный к другим, он был очень
25
строг к себе, вел аскетический образ жизни. Он не читал газет, не смотрел телевизор и не слушал радио, но всегда знал, что происходит. Когда его спрашивали: «Откуда Вы все знаете?», отшучивался: « Я неграмотный, ничего я не знаю!», но иногда близким духовным чадам говорил: «Господь мне по духу открывает…».
Отец Михаил строго соблюдал посты – однодневные и многодневные. В обычные дни также питался скромно. Ходил в простой, часто заплатанной, но чистой одежде. Батюшка никогда не ходил без подрясника. Ложем ему часто служил половичок в святом углу, где он засыпал после долгой вечерней молитвы. Спал мало – 3-4 часа в сутки. В остальное время – молитва. Батюшка был очень бережлив. Все, что мог, делал сам: ремонтировал, бетонировал, красил, колол дрова, копал и т. д. Свечи, церковную утварь, книги привозил рейсовым автобусом, считал, что такси нанимать дорого, лучше деньги пожертвовать на ремонт, строительство храмов, монастырей, помочь нуждающимся. И жертвовал, и помогал, очень часто тайно. Принимал странников как дорогих гостей, мог отдать единственную хорошую рубашку, и был очень рад, что одел человека. Преодоленные трудности не ожесточили пастыря, напротив, сделали его человеком широкой души с горячим любящим сердцем. Часто в доме у отца Михаила останавливались странники и монашествующие – батюшка очень чтил их духовный чин. Заботу о них брала на себя верная спутница жизни отца Михаила - матушка Раиса. Она принимала их как родных: поила, кормила, ухаживала за ними, хотя это давалось ей нелегко, потому что она не отличалась крепким здоровьем. Матушка никогда не жила для себя. Всю свою жизнь она посвятила помощи своему мужу-священнику, воспитанию детей, внуков, правнуков. Умерла матушка Раиса в день Успения Пресвятой Богородицы. Для людей, близко знавших отца Михаила и матушку Раису, их отношения были примером истинно христианской супружеской жизни.
За два года до начала Чеченской войны в разговоре со своей старшей дочерью отец Михаил сказал, что скоро начнется война, и очень нужны будут православные сестры милосердия, чтобы ухаживать за ранеными. Батюшка благословил свою дочь Ангелину, которая работала в Ростовском государственном университете, организовать обучение сестер милосердия, а правящий в то время Ростовской-на-Дону епархией митрополит Владимир (Котляров) благословил ее создать сестричество. И когда в декабре 1994 года на территории Чеченской республики начались боевые действия, Сестричеству православных сестер милосердия прп. Серафима Саровского было уже два года. В то время это было первое и единственное сестричество на юге России. По просьбе
26
командования Северо-Кавказского военного округа, сестры милосердия пришли в Окружной военный клинический госпиталь 1602, чтобы ухаживать за ранеными воинами. С начала 90-х годов и до самой своей кончины отец Михаил осуществлял духовное руководство деятельностью сестричества, собирал средства для помощи раненым в Чечне солдатам.
Любовь батюшки к ближним выражалась также в его самоотверженном пастырском душепопечении. Живая вера в Бога, глубокое смирение, ум, просветленный светом евангельских истин, духовная опытность, приобретенная подвижнической жизнью и долговременным общением с людьми всех возрастов и профессий, - все это сообщало живому слову пастыря силу, убедительность, проникновенность. Отовсюду стекались к нему люди, делясь с ним своими горестями и радостями, и все уходили от него с обретенным душевным покоем. Просвещенный благодатью Божией пастырь находил путь к каждому сердцу. Ему были совершенно чужды осуждение и равнодушное отношение к людям. Отца Михаила отличала необыкновенная приветливость, внутренняя доброта. К нему тянулись за помощью болящие душевно и телесно, страдающие недугом пьянства, освободившиеся из мест заключения. Отец Михаил не разделял людей на богатых и бедных. Одинаково за всех молился, одинаково всех любил. И люди, верующие и неверующие, тоже любили его, батюшку нельзя было не любить…
У отца Михаила было много духовных чад, которые приезжали к нему за вразумлением, испрашивая его святых молитв. Всех он внимательно выслушивал и утешал, не только отвечая на вопросы, но и простыми словами разъясняя основы веры. Многие говорили: «Ну, надо же! Батюшка рассказал мне все, о чем я и спросить не успел». Есть немало свидетельств, что если приходящие к батюшке за советом люди поступали по его благословению, их проблемы чудным образом решались. Общение с отцом Михаилом приводило к переосмыслению всей жизни и твердой вере.
Никто не слышал от батюшки жалоб на здоровье, а ведь у него было больное сердце и незаживающая трофическая язва на левой ноге (последствия фронтового ранения), доставляющая ему много страданий. В течение многих лет батюшка на автобусе ездил из Лабинска в поселок Псебай, затем – в станицу Ярославскую, где он служил. Автобусы тогда ходили плохо, и часто отцу Михаилу приходилось большое расстояние преодолевать пешком. Без помощи Божьей это было бы невозможно, уверены близкие батюшки.
27
Его не стало 20 лет назад. 26 сентября 1996 года протоиерей Михаил Беланов умер от сердечно-почечной недостаточности. По свидетельству врачей, эта болезнь так мучительна, что в последние дни человек находится как бы в сумеречном состоянии. Но батюшка умирал в ясном сознании. Уже не мог повернуться, но не прекращал творить молитву. Накануне смерти батюшка сказал: «Сегодня я последний раз солнышко вижу». Ночью не спал, тихо продолжал молиться. Взывал к Господу, к Божьей Матери, которую от так любил… Попросил поправить лампадку, чтобы лучше был виден огонек. Дочь Мария, дежурившая возле него, вспоминала: «Папа уже был так слаб, но тут вдруг как перед престолом приподнял обе руки и трижды произнес: «Господи, да исполнится воля Твоя». Потом сложил на груди крестообразно руки и испустил последний вздох…».
Батюшка Михаил был необыкновенным человеком, убеждены его родственники, духовные чада. Об этом свидетельствовало явное чудо: во время похорон отца Михаила все увидели, как в ясный день в чистом небе за считанные секунды появились облака и образовали огромный крест.
(по воспоминаниям родственников и духовных чад протоиерея Михаила Беланова)
Заключение
Таким образом, считаем, что поставленные нами цели были достигнуты. Опираясь на факты, свидетельства очевидцев, литературные и интернет-источники, мы доказали: катастрофа, разразившаяся в 1917 году в России, была вызвана прежде всего духовным кризисом общества. Все последующие репрессии в отношении Русской Православной Церкви, по всей стране, и в частности на Кубани, стали возможными в результате охлаждения наших предков к вере, отхождения от духовно-нравственных норм, преобладанию материальных интересов в обществе.
Сегодня идет непростой процесс возрождения Кубанского казачества. Казачество традиционно было одним из столпов российской державности. Оно формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи. Семь десятилетий искоренялись уклад казачьей жизни, ее экономическая основа, воинская доблесть, память о славе казачества. Жестокая и целенаправленная советская политика расказачивания была вызвана тем, что казаки - наиболее крепкая в православной вере часть общества - сохраняли в своей среде глубокий патриотизм, искреннюю
28
воцерковленность, жертвенную готовность защищать Отечество, веру предков, традиционные ценности.
В конце прошлого столетия казачьи традиции пережили свое второе рождение. Люди потихонечку стали воцерковляться, помогать Церкви.
Так, с первых дней возрождения казачества лабинские казаки приняли активное участие в возвращении Свято-Успенского храма города Лабинска.
25 июля 1991 года группа лабинских казаков в составе Иванова Сергея Михайловича, Бондарева Валерия Валерьевича, Казанцева Алексея Владимировича, Илларионова Андрея Анатольевича, Колбина Евгения Владимировича, Бойченко Максима Васильевича. Пирогова Александра Васильевича, Пирогова Александра Александровича, Регначева Юрия Александровича, Потеряхина Владимира Анатольевича приняла участие в знаменитом «Дивеевском походе» - переносе мощей Преподобного Серафима Саровского. В почетном конвоировании участвовали две казачьи сотни Союза казаков России. В честь этого события Союз казаков учредил памятный «Дивеевский крест», который был вручен всем участникам похода.
В октябре 1993 года на территории станичного парка, на месте, где стоял станичный храм св. Иоанна Богослова, каладжинскими казаками установлен и освящен памятный крест, а позже открыт храм Св. Иоанна Богослова.
В 2001 году лабинские казаки принимали активное участие в возвращении Майкопской епархии Русской Православной Церкви комплекса Свято-Михайловского монастыря. В 2007 году при участии казаков Чамлыкского казачьего общества восстановлен Свято-Покровский храм в станице Чамлыкской. В 2008 году в городе Лабинске было начато строительство храма Святого Благоверного князя Александра Невского. И уже 6 декабря 2013 года в престольный праздник состоялось малое освящение храма, прошла праздничная литургия.
В 2008 году в станице Владимирской были установлены купола на храме Покрова Пресвятой Богородицы, строительство которого началось по инициативе владимирских казаков в 1992 году на месте разрушенного в 1938 году станичного храма.
Летом 2010 года лабинские казаки изготовили и установили ограду на могиле старца Афанасия, зверски замученного чоновским отрядом вблизи Свято-Михайловского монастыря.
29
В сентябре 2012 года в станице Упорной при участии казаков станицы был заложен, а в сентябре 2016 года освящен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Свою лепту в дело возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей вносят и казачата (создание казачьих классов и групп казачьей направленности началось в Лабинском районе с 2004 года).
Такая группа есть и в нашей школе. Неподалеку от школы находится храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Это казачий храм. Ребята регулярно там бывают: посещают богослужения, участвуют в крестных ходах, оказывают помощь в уборке территории. Настоятель храма отец Петр (Климец) – также частый гость в школе.
Участники группы казачьей направленности проводят исследовательскую работу по истории храмов города Лабинска и Лабинского района, узнают интересные факты биографий священников, служивших в этих храмах.
Кубань – это не просто территория, но прежде всего – Православный дух, духовная жизнь и вера. Сейчас принято считать, что вера и посещение церкви – дело добровольное. Нет, если человек православный не по званию, а по вере – это обязательно, это долг христианина перед Богом.
Убеждена - патриотизм без веры, без послушания Церкви, без покаяния не существует. Без Православия при современных «свободах» не выжить. Возвращение к Церкви, исполнение ее уставов поведет к правде, вере, надежде, и это есть то существенное, что сделает нас достойными восстановления России и ее неотъемлемой части Кубани.
Сейчас, кроме Православия и Церкви, нет другой объединяющей силы казачьего движения в одно русло. Нет иной идеи, под воздействием которой оно могло бы объединиться.
Возродится казачество, умножится его былая сила – возродится и Россия!
30
Список использованной литературы:
1. http://vbkv.ru/
2. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского "О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся" 1906–1907 года. М., 1993.
3. Ильин И. О русском национализме. М. : Рос. фонд культуры, 2007. С. 7–8.
4. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/
5. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/
6. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/
7. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. XVIII–XXX. Л.: Наука, 1985. С. 210.
8. Феофан Затворник, святитель. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни: репр. изд. М. : Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. С. 25.
9. Ильин И. Указ. соч. С. 8. ИСТОРИЯ 125.
10. 170 лет Лабинску. Исторические очерки. 1841-2011. Лабинск,2011.
11. Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1988. 126 ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ № 2 (7) 2011.
12. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/
13. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/
14. А. Ю. Рожков. Церковь на Кубани в годы революции и гражданской войны. / ПГК февраль 2008 г., № 2 (207).
15. Государственный архив Краснодарского края, далее ГАКК. Ф. 418. Оп. 1. Д. 4795. Л. 26.
16. Кубанский Церковный Вестник. 1919. № 8. С. 116-117.
17. Макаренко П.С. Прости нас, господи… - Краснодар: Издательство «Традиция», 2008.
18. Ленинское знамя № 38, 1960 г.
19. Макаренко П.С. Прости нас, господи… - Краснодар: Издательство «Традиция», 2008.
31
20. ГАКК. Р. 382 Оп.1. Д. 210. Л. 45.
21. ГАКК. Р. 102. Оп.1. Д. 138. Л. 62.
22.ГАКК. Р. 102. Оп.1. Д. 138. Л. 63
23.Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917 - 1952 годы) - http://www.pstbi.ru
24. Памяти убиенных за слово Божие/ПГК, октябрь 1996ьг, № 10.
25. Макаренко П.С. Прости нас, господи… - Краснодар: Издательство «Традиция», 2008.
26. 170 лет Лабинску. Исторические очерки. 1841-2011. Лабинск,2011
27. Макаренко П.С. Прости нас, господи… - Краснодар: Издательство «Традиция», 2008.
28. Алексей Зайцев. Соль земли. К вопросу о причинах трагедии русского православия в XX в.: http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/1422/.
Приложение 1.
Результаты опроса № 1
Причины февральской революции 1917 г.
Причины экономического характера | Причины политического характера | Причины духовно-нравственного характера |
61% | 23% | 16 % |
I
Приложение 2.
Результаты опроса № 2
Каким качеством должен обладать казак прежде всего
Сила | Вера | Отвага |
12% | 56% | 32 % |
II
Приложение 3.
Результаты опроса № 3
Что в большей мере может способствовать возрождению казачества в России
Воцерковление казаков | Выделение государством земельных участков для казаков | Повышение заработной платы казаков |
56% | 14% | 22% |
III
Приложение 4
Рис.1 Протоиерей Михаил (Беланов), 70-е гг.
IV
Для чего нужна астрономия?
Две лягушки
Как нарисовать черёмуху
Медведь и солнце
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного