Темой исследования является одна из актуальных проблем - это изучение влияния стресса на эмоциональное состояние учащихся в период экзаменов.
Цель моей исследовательской работы: изучение психологических особенностей учащихся и их эмоционального состояния для того, чтобы выявить является ли экзамен для них стрессом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой проблеме;
2.Охарактеризовать понятие стресс, выявить основные реакции человека на стресс.
3.Подобрать и описать упражнения и приемы релаксации, направленные на формирование практических способностей по преодолению стрессовых ситуаций.
Объект исследования: процесс протекания экзаменационного стресса у обучающихся 9 и 11 классов.
Предмет исследования: влияние экзаменационного стресса на эмоциональное состояние обучающихся 9 и 11 классов.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ, сравнение.
Гипотеза: если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Что такое стресс? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса, и каковы его последствия? Как научится справляться с экзаменационным стрессом? Исследовательская работа «Экзаменационный стресс и способы его преодоления» имеет прикладной характер, она имеет практическую направленность, её результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к экзаменам учащихся выпускных классов.
Проводя анализ моих исследований, я узнала, что большой процент учеников 9 и 11 классов МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района при подготовке и во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: страху, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов, не знают приемов активизации умственной деятельности. В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по профилактике экзаменационного стресса.
Вложение | Размер |
---|---|
Ученический исследовательский проект "Экзаменационный стресс и способы его преодоления" | 97.95 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС
И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Работу выполнила:
Грезнева Анастасия Сергеевна,
обучающаяся 11 класса.
Руководитель:
Свиридова Лариса Васильевна,
педагог- психолог
2017 г
Содержание
Введение 3
1. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов ...5
2. Практический этап работы…………………………………10
3. Как справиться с экзаменационным стрессом …………….17
Заключение ………… 22
Библиографический список 23
j
Приложение…………………………………………………….24
Введение.
Тема стресса актуальна в наше время, т.к. на каждом отрезке жизненного пути мы сталкиваемся с препятствиями, которые неизбежно сопровождаются стрессами. Одним из таких препятствий является экзамен. Все ли ученики испытывают стресс на экзамене, какова природа стресса и как его избежать?
Темой исследования является одна из современных и актуальных проблем - это изучение влияния стресса на эмоциональное состояние школьников в период экзаменов.
Цель моей исследовательской работы: изучение психологических особенностей школьников и их эмоционального состояния для того, чтобы выявить является ли экзамен для них стрессом.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Охарактеризовать понятие стресс, выявить основные реакции человека на стресс и факторы развития стресса.
4.Подобрать методики, направленные на выявление психологических особенностей школьников.
5.Подобрать и описать упражнения и приемы релаксации, направленные на формирование практических способностей по преодолению стрессовых ситуаций.
6.Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации
Объект исследования: процесс протекания экзаменационного стресса у обучающихся 9 и 11 классов.
Предмет исследования: влияние экзаменационного стресса на эмоциональное состояние обучающихся 9 и 11 классов.
Гипотеза: если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ, сравнение.
Исследовательская работа «Экзаменационный стресс и способы его преодоления» имеет прикладной характер, она имеет практическую направленность, её результаты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к экзаменам школьников.
Что такое стресс? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своей работе.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ Заворонежской СОШ -53 человека, среди них- 19 обучающихся 11 класса, 34 обучающихся 9-х классов.
В ходе диагностики был использован следующий инструментарий:
-Шкала ситуативной тревожности (СТ) Ч. Д. Спилберга
-Анкета «Когда я думаю о предстоящих экзаменах»
В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по профилактике экзаменационного стресса.
Глава первая. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов
Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).
2. Нагрузки (повышенной интенсивности):
- физические (мышечные);
- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);
3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.
5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.
7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.
8. Материальная необеспеченность.
9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуация экзамена.
Признаки проявления стресса:
Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
Отрицательное влияние стресса на организм проявляется в следующем:
-С трудом осуществляется целенаправленная деятельность;
-Затруднено переключение и распределение внимания;
-Может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности;
- Возможны ошибки восприятия, памяти;
-Неадекватные реакции на неожиданные раздражители;
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп
В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.
Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена.
Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:
Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс.
Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.
Глава вторая. Практический этап работы
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
Цель исследования– выявление и профилактика экзаменационного стресса среди школьников.
1.Шкала ситуативной тревожности (СТ) Ч. Д. Спилберга
Реактивная тревожность бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Реактивная тревожность – (ситуативная тревожность, тревожность как состояние в данный момент времени) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Ключ к тесту«Ситуативная тревожность»
СТ | Ответы | |||
№ | 1 Нет, это не так | 2 Пожалуй, так | 3 Верно | 4 Совершенно верно |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
В ходе исследования приняли участие обучающиеся МБОУ (53 человека), среди них- 19 обучающихся 11 класса, 34 обучающихся 9-х классов.
Результаты методики: «Шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга» представлены в таблице:
Уровень ситуативной тревожности | Обучающиеся 11 класса (19 человек) | Обучающиеся 9-х классов ( 34 человека) | Средние показатели |
Высокий | 50% | 37% | 43,5% |
Умеренный | 25% | 40% | 32,5% |
Низкий | 25% | 23% | 24% |
Вывод: в ходе исследования выявлено, что 43,5 % обучающихся имеют высокий уровень ситуативной тревожности, большинство из них составляют обучающиеся 11 класса (более половины-50%).
Умеренная тревожность свойственна 32,5% всех опрошенных, она выше у обучающихся 9 классов;
Низкую тревожность показали лишь 24 % опрошенных, причем её уровень практически одинаков как у одиннадцатиклассников, так и у обучающихся девятых классов.
Все это позволяет нам сделать вывод о том, что большинство опрошенных школьников испытывают неблагоприятное эмоциональное состояние в период экзаменов (76%).
Представим полученные результаты в графическом виде
2. Анкета «Когда я думаю о предстоящих экзаменах я …»
В анкетировании приняли участие 53обучающихся.
Вопрос | Обучающиеся 11 класса (человек) | Обучающиеся 9 классов (человек) | Средние показатели |
1.Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? | |||
Да | 64% | 71% | 68% |
Нет | 36% | 29% | 32% |
2.Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? | |||
Волнение | 75% | 57% | 76% |
Ничего не испытываю | 0 | 0 | 0 |
Спокойствие | 25% | 43% | 24% |
Страх | 0 | 0 | 0 |
3.Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день? | |||
Высокая | 0% | 13% | 7% |
Средняя | 82% | 63% | 73% |
Низкая | 18% | 17% | 16% |
Не знаю | 0 | 7% | 4% |
4.Ест ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? | |||
Да | 45% | 61% | 11% |
Нет | 65% | 39% | 89% |
5.Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? | |||
Да | 90% | 34% | 62% |
Нет | 10% | 6% | 8% |
Не знаю | 0 | 60% | 30% |
6.Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах я… | |||
-переживаю | 57% | 32% | 45% |
-не переживаю | 9% | 12% | 11% |
-предполагаю, что завалю | 0 | 22% | 11% |
-понимаю, что к ним надо готовиться | 57% | 33% | 45% |
-понимаю, что пора готовить шпаргалки | 0 | 0 | 0 |
-надеюсь, сдам хорошо | 36% | 33% | 40% |
-становится плохо | 0 | 0 | 0 |
-переживаю, что упаду в обморок во время экзамена | 0 | 0 | 0 |
Вывод: более половины обучающихся считают, что они подвержены стрессу во время экзамена (68%).
В связи с предстоящими экзаменами большинство испытывают неблагоприятные эмоциональные состояния, такие как волнение-66%.
Свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день большинство опрошенных отметили как среднюю (73%).
89% обучающихся не знают методов успешного запоминания учебного материала, 22% девятиклассников сомневаются в успешности сдачи экзаменов.
Как активизировать умственную деятельность знают 62 % всех опрошенных, большинство из которых- обучающиеся 11 класса (90%) и , а вот 60% девятиклассников не знают этого.
Большинство опрошенных осознают, что к экзаменам надо серьезно готовиться (45 %), но при этом переживают (45%),в основном, это ребята из 11 класса (57%).
Представим полученные результаты в графическом виде
Глава третья. Как справиться с экзаменационным стрессом
Так, что же делать, когда стресс перед экзаменами не дает сосредоточиться и ухудшает самочувствие? Как справиться с волнением? Существует множество способов, которые помогут успешно справиться с экзаменационным стрессом.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Приведу пример релаксационного упражнения «Озеро»
«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и которым у вас связаны приятные воспоминания. Кругом – деревья, под ногами трава или сухие иголки. Вы оглядываетесь вокруг- стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит большое озеро, наполненное удивительно чистой, прозрачной водой. Оно сверкает как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превратились в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глас в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в Вас и останется с Вами столько, сколько вы захотите».
2. Дыхательные техники.
Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние. Наиболее популярные упражнения
3.Диета при стрессе
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Для поддержания хорошего настроения можно использовать следующие продукты:
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал:- «Вы счастливы».
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы.
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости.
4.Точечный массаж
I- головокружение, боли сосудистого происхождения;
2 - «середина человека», отек лица, нервные тики глаз;
3 - активизирует мозг, внутренние органы;
4-«антистрессовая точка» - испуг, высокий эмоциональный накал, неожиданные негативные известия;
5- «собрание всех болезней» (высшая точка в теменной ямке) — бессонница, неврозы, головная боль;
6- «нить бамбука» - головная боль сосудистого происхождения, плохое зрение;
7- «ясный свет» - зрение, заложенность носа;
8- меланхолия;
9- «пруд ветров» - головные боли, укачивание в транспорте, неврозы, стрессы;
10- «большой позвонок» - стрессы, неврозы с истерией, сосудистая дистония, слабость, подверженность апатии;
II- «дворец труда» - уменьшение утомляемости, стимулирование деятельности сердца;
12 - «маленькая точка» (угол ногтевого ложа) - артериальное давление, недостаточный пульс, волнение, тревога;
13- «маленький район» — смущение, боязнь покраснеть, сильное нервное напряжение;
14- «божественные ворота» - сердцебиение, крайняя раздражительность, бессонница, повышенная чувствительность, обидчивость, склонность к слезам, отрицательным эмоциям.
15- «радость жизни» - раздражительность, утомляемость, рассеянность, психологический дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость и оптимизм.
Помогает активизировать межполушарное взаимодействие головного мозга, так необходимого при интеллектуальной нагрузке.
«Кнопки мозга»
Для выполнения этого упражнения необходимо положить одну руку на область пупка, а другой слегка нажимать на точки под ключицами между ребрами, слева и справа от грудины . Это стимулирует приток крови к мозгу. Начинаем их аккуратно массировать
2. «Перекрестные шаги»
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
3. «Ленивые восьмерки»
Начертить правой рукой на листе бумаги карандашом восьмерку, затем – левой рукой. Затем правой и левой одновременно. А теперь начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. При этом следим взглядом за пальцами.
4. «Крюки»
Вначале упражнения скрестите лодыжки, как удобно . Затем вытянуть руки вперед ,скрестить ладонями друг к другу,сцепив пальцы в замок , вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз . Перекрестно менять положение рук и ног
Запахи способны вызывать мгновенную эмоциональную реакцию, и таким образом они оказывают на наш организм непосредственное воздействие.
При помощи запахов можно управлять нашим эмоциональным состоянием, и некоторые из наиболее сильных ароматов встречаются в мире растений. Ароматические растения содержат эфирные масла, которые в течение многих столетий применяются как расслабляющие, успокаивающие, освежающие или стимулирующие средства.
Антистрессовое действие масел: эфирные масла бергамота, гальбанума, герани, жасмина, кориандра, лаванды, мимозы, бигардии, пачули.
Заключение.
Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды экзаменов в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
Проводя анализ моих исследований, я узнала, что большой процент обучающихся МБОУ Заворонежской школы при подготовке и во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов, большинство не знают приемов активизации умственной деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий процент учащихся (68%) подвержены экзаменационному стрессу. 43,5 %учащихся имеют высокий уровень ситуативной тревожности. В практической части работы предложено несколько способов, которые помогают уменьшить воздействия экзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, диетотерапия. ароматерапия, точечный массаж, гимнастика мозга, позволяющая улучшить межполушарное взаимодействие. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам улучшить работоспособность, узнать приемы успешного запоминания и поведения.
Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех!
Библиографический список
Приложения
Памятка 1 «Как подготовиться к экзаменам»
1. Помните, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.
2. Готовясь к экзамену, настраивайтесь на успех, подкрепляйте свою уверенность в собственных силах, говоря себе: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Давайте думать о хорошем и притягивать успех. Может, это непривычно для вас, но привыкайте убеждать себя в том, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
2. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно. Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Мысленно рисуйте себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Останавливайте негативные мысли. Скажите себе «СТОП», как только начнете паниковать.
3. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»
4. Очень часто бывает трудно запомнить большой по объему материал не из-за плохой памяти, а из-за неуверенности в собственных силах: дескать, я никогда не запомню то, о чем написано на ста страницах. Правильно настроить себя помогает аутогенная тренировка: «Я отдыхаю, настраиваюсь на обучение. Мне необходимо собраться. Моя память необычайно сильная. Я хочу, чтобы моя память стала необычайно сильной. Моя память стала сильной. Все, что вижу и слышу, запечатлевается в моей памяти. Моя память сохраняет все. Запоминаю легко и непринужденно. Смогу вспомнить все, когда это понадобится. Моя память необыкновенно сильна. Моя память активно поглощает всю информацию. Я полностью управляю своим восприятием. Мое восприятие активно, мысли быстрые и четкие. Мышцы подвижные, упругие, легкие. Дыхание ровное и сильное. Я бодр и спокоен. Я полностью подготовил себя для обучения».
5. Не держите все в себе. Ища поддержки у друзей и родственников и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
6. Поверьте в себя! Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что вы хорошо подготовились и умеете делать все, что от вас требуется. То есть, сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (повезет – не повезет), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
8. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
Памятка 2 «Особенности запоминания»
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Памятка 3 «Условия поддержки работоспособности»
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Бабочка
Рисуем тыкву
Нарисуем попугая цветными карандашами
Эта весёлая планета
Весенняя гроза