Мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране.Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Арабо-исламская культура уникальна.Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.Проект даёт возможность понять уникальность исламской культурыи с помощью каллиграфии научиться писать собственные имена,изображая не столько внешнюю форму, сколько значение имени.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_novyy_okonchatelnyy.docx | 190.84 КБ |
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»
муниципального образования город Ноябрьск
Искусство ислама. Каллиграфия
Авторы:
Мамедов Али,
Мамедова Милана,
Мажитова Мадина,
Насирова Эльнара,
4 класс
Руководитель
Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна
учитель начальных классов
МАОУСОШ№2 УИИЯ
Ноябрьск
2015
Содержание
Приложение………………………………………………………………………….......15
Паспорт проекта
Ι. Введение
Изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), мы узнали о богатстве и многогранности исламской культуры. Со многими произведениями исламского искусства мы познакомились на уроках: добывали знания, рассматривая иллюстрации на страницах учебника, создавали презентации на различные темы, готовили сообщения, используя энциклопедии, словари, интернет-ресурсы, общались с родителями. На каникулах посетили Соборную мечеть, познакомились с архитектурой и жизнью этого величественного сооружения г. Ноябрьска.
Мы узнали, что исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей и включает в себя практически все виды искусства.Одним из главных видов искусства являютсякниги.Самыми значимыми видами искусства являются ремёсла и прикладное творчество.Большое внимание уделяется красоте и величию архитектурных сооружений, где существенным элементом украшений является роспись. При этом, рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
Высокий статусв исламе имеет письмо.Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия. Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всём его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, будет принадлежать к числу обитателей Рая.
Каллиграфия и стала темой нашего исследования.
Цель проекта:с помощью основных видов исламского искусства – каллиграфии научиться писать собственные имена.
Задачи проекта:
Актуальность:мы – жители многонациональной страны. Чтобы быть достойным гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культурные традиции людей, живущих в этой стране.Искусство – это знания, красота. Оно всегда несёт добро. Вот и станем лучше отличать добро от зла и мир от вражды.
ΙΙ. Исламское искусство
Исламское искусство – искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.
Появившееся в VII веке учение ислама отнеслось враждебно к живописи и скульптуре, запретив олицетворять Аллаха в каких-либо видимых формах и изображать живых существ.
Распространяясь из Аравии на Восток до берегов Ганга и на Запад до Испании, исламская культура встречала более или менее развитое искусство, усваивала и перерабатывала его элементы в соответствии со своим духом и потребностями. Так сложился, по крайней мере, в архитектуре и орнаменталистике, особый исламский стиль, в разных странах имеющий, впрочем, свои особенности. В его основу легли византийские, персидские и египетские формы.
С течением времени в некоторых странах запрет на изображение человека и животных перестал быть строгим (в Иране он никогда не был тотальным), и в какой-то степени получили право на существование пластика и живопись.
Искусство является зеркалом культуры и его мировоззрением. В мусульманском мире искусство отображает его культурные ценности, и показывает то, как мусульмане видят духовный мир и мироздание.Мусульманский художник не стремится точно копировать сущность, как она есть, а пытается передать то, что она представляет собой. Это позволяет художнику и тем, кто любуется искусством, стать ближе к Аллаху. Для мусульман красота всегда была и останется качеством божественного. Один из хадисов пророка гласит: «Аллах прекрасен и любит красоту».
Главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа.
Исламская каллиграфия - искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.
Мы узнали, что арабская каллиграфия сформировалась на базе копирования Корана. В странах исламского мира, где изобразительное творчество было ограничено, каллиграфия стала источником богатейших орнаментально-ритмических композиций, которые нередко сочетались с геометрическим или растительным узором.
Нам стало известно, что Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь. Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум.
Вспомним слова пророка Мухаммада: «Письмо - половина знания». Мы узнали, что в арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Нам стало известно, что основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»).
«Красота человека - в красоте его письма, а ещё лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм гласит так). Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии» и пользовались большим почётом.
Что же такое арабская каллиграфия?
Арабская каллиграфия - это искусство красивого написания букв на основе арабского алфавита.
Арабский алфавит
Арабское письмо – вязь – так красиво, что его называют «музыкой для глаз». Арабская вязь использовалась при оформлении Корана, а также в архитектуре и живописи. Стены мечетей покрывались геометрическими декорациями с именами Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и многочисленными религиозными притчами и афоризмами. Искусство росписи мечетей стало особым направлением в каллиграфии. Не всякий каллиграф может взяться за такую ответственную работу. Само собой разумеется, что письмо на бумаге радикально отличается от настенных росписей. Для выполнения таких работ мастер должен уметь подобрать цветовые тона, сочетающиеся с архитектурой мечети, выбрать каллиграфический стиль, учесть освещение помещений и даже учесть особенности культуры данного народа.
Мы познакомились с разными стилями каллиграфии и выяснили, что каждый стиль имеет отличительные формы и характер. Каждый стиль создавался для определенной цели:
Некоторые начертания постепенно утратили свою значимость, другие, напротив, прошли испытание временем и продолжают активно использоваться.
Стили исламской культуры
Мы обратили на многообразие стилей исламской каллиграфии:
Основные почерки
Мы узнали, что принято выделять шесть основных почерков:– это три ранних стиля: «куфи», «сулюс» и «насх», а также три более поздних стиля: «та’лик» (его же именуют «фарси»), «дивани» и «ру́к’а '».
1. Куфи - - из г. Куфы 2. Су́люс - - "одна треть" 3. Насх - - "копировальный" 4. Ру́к’а ' - - "лоскутный" 5. Дивани - - "канцелярский" 6. Та’лик - - его же её именуют "фарси" (персидский) - "комментарий, комментаторский" |
«Бисмилляхи – р – рахмани – р – рахим»
Перевод: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного»
Почерк «куфи» (الكوفي) является самым древним из всех видов арабского письма. При написании его букв опора идёт на правила геометрии, сочетаемые с орнаментом. В его написании используются прямые линии и углы, используются геометрические инструменты. Куфическое письмо (по-русски иногда просто говорят "куфия", но арабам это режет слух, так как "куфия"- это название головного убора), является самым древним. Этот стиль был создан после основания двух городов в Ираке- Басра и Куфа, в конце 8 века, отсюда и название стиля. Его полное название на арабском звучит как «аль хат аль Куфи», что означает «куфический почерк». Куфи характеризуется уравновешенностью и величавостью, поэтому большей частью использовался при написании экземпляров Корана, чеканке монет, в надписях на фронтонах зданий и мечетей, которым он придаёт ощущение стабильности, прочности и мощи. Именно почерком «куфи» были написаны первые экземпляры Корана в самом начале формирования ислама. В настоящее время этот стиль потерял свою популярность, так как достаточно сложный для написания. Нодо сих пор используется в архитектуре и декоративном искусстве.
2.Су́люс
Су́люс(сульс) (араб. الخط الثُلُث al-Ḫaṭṭ al-Ṯuluṯ).Само слово в переводе означает «одна треть», (тур.Sülüs).Возможно, это связано с отношениями прямых линий относительно изгиба, или с тем, что шрифт составлял треть размера от «куфи». Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями. Сульс редко используется для написания основного текста, чаще используется только в декоративных целях, по сей день, используемый в различных эпитафиях, посвящениях, заголовках, обращениях в высоком стиле. Этот шрифт часто можно в виде орнамента встретить на стенах и куполах мечетей.Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце.
Насх (араб. نسخ) происходит от глагола (переписывать, копировать; упразднять, аннулировать, отменять; уничтожать) и означает – переписка. Он основной и самый распространённый шрифт для записи большинства языков, использующих арабский алфавит. Он пишется короткими горизонтальными «стежками», вертикали равны по длине горизонталям изгибы полные и глубокие, интервалы между словами всегда выдержаны. Поскольку насх легко читается, а его техника написания проста и доступна, именно он чаще других видов письма стал использоваться для написания коранических аятов (стих.).
Насх приобрёл повсеместное распространение в арабском мире в XV веке, вытеснив более громоздкий и сложный сулюс. На насх переписывались Коран,хадисы и другая исламская литература. В настоящее время некогда каллиграфический стиль, насх превратился в обыденный и наиболее простой шрифт, который используют на письме практически во всём арабском мире и преподают в школах.
В компьютерах также по умолчанию используется насх.
Ру́к’а (рик’а) (араб. رقعة ) означает «маленький листок». Для экономии места на бумаге, каллиграфы создали стиль, позволяющий писать сжато, но сохраняя быстроту письма. Данный почерк является повсеместно распространённым в арабском мире и является одним из самых используемых, наряду со стилем насх.
Почерк рук’а используется в канцелярском делопроизводстве, записках и корреспонденции, и из-за этого в нём не используются сложные конструкции и огласовки. Правила письма рук’а были закреплены в Османской империи в XIX веке (1863 год).
Насх и рук’а — два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.
Дивани(перс. ديواني Diwan-i) название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор, правительственная канцелярия» - каллиграфический стиль арабского письма, выработанный турками-османами в XVI веке для использования в своей империи, объединявшей большое число народов (в том числе и тех, для которых арабский язык не был родным). Непосредственным разработчиком письма дивани называют Ибрагима Мунифа.
Стиль дивани отличался тесным расположением букв и их сложными округло-ломаными формами. В нём буквы изящно изгибаются, появились свешивающиеся отростки и узоры. Он представляет собой чёткий и структурированный
курсив (наклон приблизительно на 23º), буквы соединяются между собой особым образом.
В настоящее время шрифт дивани нередко применяется для различных торжественных документов – дипломов, аттестатов и др. Им также выделяют стихотворные строки, содержащие особую мудрость.
Та’лик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется «фарси» (или персидский).Особенно изящный и тонкий шрифт та’лик вошел в употребление в Иране. Его особенностью является то, что буквы при написании постепенно «съезжают» сверху вниз, и получается, что слова как будто написаны по диагонали. Этот почерк также характерен плавностью очертаний букв, малым размером вертикальных линий. Позже появился и другой изящный шрифт – насталик – объединивший в себе арабский насх и персидский та’лик.
Мастера арабской каллиграфии
Шамаили
Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах.Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".
Шамаил - это настенная таблица, картина, панно с изображением святых мест мусульманства, молитв, религиозных наставлений и поучений, исполненных красивой вязью. Наряду с сурами (главы) Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты поэтических шедевров Востока. Шамаили являются оберегами домов, мечетей, учебных заведений. При таком назначении они обычно размещались над входными дверьми. Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи – о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.
ΙΙΙ. Экскурсия в Соборную мечеть
С целью знакомства с искусством ислама поближе мы посетили Соборную мечеть. Во время экскурсии имам рассказал об архитектуре мечети, об оформлении внутренней части храма. В круговых орнаментах красивой каллиграфией (сульс) выведены прекрасные имена Всевышнего. Михраб, то есть небольшая ниша или особая отметка на стене со стороны, обращенной к Мекке, расписан таким же почерком, но в прямоугольном орнаменте. Каллиграфическую запись в центре нам перевели так: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».
С каллиграфическими почерками мы знакомились, рассматривая страницы Священных книг.
В классной комнате, где обучают арабскому языку, имам рассказал про особенности правописания букв арабского алфавита и написал на доске наши имена. Нам было интересно самим научиться писать свои имена на арабском языке. Вместе мы продумали, как это сделать. Методом копирования мы написали свои имена, сброшюровали их в Именную книгу.
ΙV. Заключение
В результате работы над проектом мы познакомились с основным видом искусства исламской культуры – каллиграфией. Узнали о различных стилях и основных почерках арабской каллиграфии. Увидели уникальность данного вида искусства, который раскрывает красоту. Научились писать свои имена в одном из стилей(рук’а).
В дальнейшем мы продолжим изучение искусства исламской культуры, изучение арабского алфавита и искусства его написания. Мы считаем, что каждый человек должен знать культуру своего народа, чтобы понять другие культуры. Мы – жители многонациональной страны. Чтобы бытькультурным (достойным) гражданином Российской Федерации, необходимо уважать культуру, культурные традиции людей, живущих в этой стране. Вот эту мысль мы хотим донести до слушателя. Культура – это знания, красота. Они всегда несут добро. Вот и станем лучше отличать добро от зла и мир от вражды.
https://drive.google.com/file/d/0B0VOeK57rRjwb2UyVDZ1TVVCek0/view?usp=sharing
Список литературы:
Машенька - ветреные косы
Мальчик и колокольчики ландышей
Ворона
Фокус-покус! Раз, два,три!
Вода может клеить?