Конкурсное эссе по обществознанию, ставшее призером заочного этапа Всероссийской олимпиады школьников "Покори Воробьевы горы" в 2017 г.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_vlada.docx | 46.08 КБ |
Сочинение по теме: «Помни: изменить свое мнение для того, чтобы исправить ошибку, - это подлинная свобода; в отличие от настойчивого упорствования в своей ошибке».
Марк Аврелий – император Рима.
Выполнил: Мельников Владислав Владимирович,
ученик 11-2 класса БОУ г. Омска «СОШ № 135
им. А.П.Дмитриева».
В данном высказывании поднимается важнейшая проблема – проблема свободы человека, свободы его выбора. Автор ставит вопрос: что есть истинная свобода? Достижима ли эта свобода для человека? Иными словами, может ли человек измениться внутри себя, выйти за существующие внутри него границы, чтобы исправить какую-либо ошибку?
Способность измениться, сделать выбор в пользу иного мнения выступает у Марка Аврелия критерием истинной или подлинной, как он называет, свободы. У человека есть выбор: быть свободным в своих решениях и поступках, а, значит, и иметь возможность исправлять свои ошибки или оставаться в определенных границах, которые ограничивают сознание, но в таком случае исправить уже ничего не удастся.
Внутренние установки, принципы не есть ограничения сами по себе. Они лишь указывают направление, путь, а следовать или нет, это выбор самого человека.
Каждый человек стремится к свободе. Значение свободы для развития и самореализации личности было осмыслено еще в период древних цивилизаций. Древнегреческие философы рассматривали не собственно свободу, а понятие «быть свободным». Для Гомера это означало жить на своей земле и не находиться ни под чьим-либо господством. «Свободным является тот человек, который не испытывает никакого внешнего принуждения и действует, исходя из желаний собственной природы»,- утверждал Гомер. Но в понимании Гомера свобода отнюдь небезгранична. Она ограничивается рамками полиса и демократии. Следовательно, человек вынужден поступать так, как того требуют законы его полиса и демократии. И, если поступок ошибочен с точки зрения разума и гуманизма, поступить иначе человек не может.
Софисты пошли значительно дальше Гомера. Они «отделили» понятие свободы от полиса, демократии, природы, впервые поставив проблему внутренней свободы человека, которая, по их мнению, не зависит ни о политики, ни от природы. Каждый человек может быть свободным, если пожелает. Но способен ли каждый человек быть внутренне свободным в полном смысле этого слова? Очевидно, нет. Не зря Марк Аврелий выдает свое заключение, как некое правило, строгое предупреждение, начиная его со слова «помни». Так что же мешает человеку быть свободным? Очевидно, существуют некие непреодолимые барьеры, выйти за которые бывает очень сложно.
Я согласен с Марком Аврелием, потому что абсолютной внешней свободы не существует, но и внутренняя свобода доступна не каждому. Внутренняя или подлинная свобода – это свобода выбора и свобода воли, наконец, свобода разума.
В работе «Партийная организация и партийная литература» В.И.Ленин сказал замечательную фразу: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый человек является представителем какой-либо культуры, этноса, социума. С раннего детства в процессе социализации им усваиваются определенные нормы и правила поведения, обычаи и традиции своего народа, культурно-нравственные и этические нормы. Церковные догматы и политико-правовая система - все это, вместе взятое, превращают человека в раба, вынуждая думать и действовать строго определенным образом. И даже осознавая, что действия неверны, сожалея о своем поступке и решении, человек не может нарушить табу, навязанные обществом. А свобода остается только несбыточной мечтой.
Однако во все времена эта мечта была столь притягательна, что, так или иначе, отдельным ученым, философам и разным самоучкам удавалось преодолевать строгие рамки и подниматься над рутиной рабского существования, серых будней. Церковь и государство подвергало таких людей гонениям, а общество, называя их безумцами, невольно восхищалось их смелостью. Именно они, храбрые безумцы, ломали все общественные устои и границы. Они ошибались, их идеи терпели крах, но они поднимались и начинали сначала. И это проявление истинной свободы, которым весь мир обязан своим движением вперед.
Так, например, величайший ученый XVI века Галилео Галилей вопреки всем запретам церкви пропагандировал учение Николая Коперника и сам активно изучал астрономию. За свои работы Галилей оказался в руках Инквизиции. Опасаясь за свою жизнь, он вынужден был пойти на отречение от своих взглядов и убеждений. Он публично покаялся в ошибочности своих идей, пообещав навсегда покончить с наукой. Но, когда процедура показательного покаяния закончилась, встав с колен, Галилей воскликнул: «И все-таки она вертится!». Толпа была в восторге, и инквизиторы не посмели приговорить Галилея к смертной казни. Так, благодаря безграничной свободе своей воли, Галилей исправил ошибку своего отречения и получил возможность продолжить свои научные изыскания.
Хочется привести в пример и великого Мартина Лютера, примерного монаха, главного апологета идеи абсолютной предопределенности. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, но все в зависимости от предвидения Божьего»,- утверждал Лютер. Но, отказывая в свободе воли другим людям, сам Мартин Лютер, безусловно, являлся истинно свободным человеком. Он не отказался публично от своих убеждений, но своими действиями признал их ошибочность. Его девяносто пять тезисов, появившиеся рано утром 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергского собора прозвучали, как гром среди ясного неба, как громогласный призыв ко всем людям, сбросить рабские оковы католической церкви, ее лживой морали. Будучи сам по-настоящему свободным, Мартин Лютер открыл дорогу к свободе для всей Европы.
В обычной жизни тоже есть место величию. Я хочу привести в качестве еще одного примера уникальный случай, который произошел в моем классе на уроке истории в прошлом году. Рассказывая о «Повести временных лет», наш учитель сказал, что заканчивается это знаменитое произведение приходом на Русь монголо-татар, и процитировал отрывок якобы из этого произведения. Мы все заметили ошибки учителя, но промолчали. Однако, наш одноклассник Андрей молчать не стал. Он сказал, что «Повесть» написана в начале XII века, а цитируемый отрывок из другого произведения. Мы все затаили дыхание. Наш учитель истории, Сергей Иванович, уважаемый человек с огромным педагогическим стажем. Образование он получил еще в советский период, когда в обществе существовали строгие установки о том, что с учителем не спорят, что учитель знает предмет гораздо лучше учеников. Многие учителя в подобных ситуациях реагируют крайне категорично, боясь уронить свой авторитет в глазах учеников. В авторитарном стиле повел себя и наш учитель.
На следующий урок Андрей пришел, вооружившись сборником древнерусской литературы, готовый отстаивать свою правоту. Но, к нашему огромному удивлению, урок начался с того, что Сергей Иванович извинился перед Андреем и всем классом за то, что был не прав, что перепутал факты. Более того, он похвалил Андрея за его глубокие знания истории и за умение отстаивать свое мнение в любой ситуации. Такой поступок под силу только сильному духом и свободному от всяких стереотипов и рамок человеку. Мы любим и уважаем своего учителя. Для нас он является примером по-настоящему сильного человека, ведь далеко не у каждого человека хватит силы духа и мужества признать свои ошибки и постараться их исправить.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать о том, что слова Марка Аврелия, сказанные еще во времена Древнего Рима, актуальны и по сей день. Они обращены к каждому человеку, который хочет быть свободным не на словах, а на деле. Изменить свое мнение может только тот, кто свободен от предрассудков и стереотипов, навязанных обществом. Только свободный человек может видеть и исправлять свои ошибки, идти на уступки и компромиссы ради добра и справедливости. А быть свободным или нет, это выбор каждого.
Ласточка
Простые новогодние шары из бумаги
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Самый главный и трудный вопрос