Исследовательская работа ученицы 7 класса МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка Котиной Марии "Семья Верхолетовых"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_semya_verholetovyh.docx | 471.31 КБ |
Научно-исследовательская работа
Тема работы
«Семья Верхолетовых»
Выполнила:
Котина Мария Алексеевна
учащаяся 7 а класса
МОБУСОШ им. С.А. Суркова
с. Богословка, Пензенского района
Пензенской области
Руководитель:
Кузнецова Наталья Викторовна
учитель истории МОБУСОШ им. С.А. Суркова
с. Богословка, Пензенского района
Пензенской области
2016
Содержание
§ 2.1. Софья Петровна Верхолетова (Терновская) 10 стр.
§ 2.2. История Пензенского епархиального женского
училища 11-13 стр.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познание о собственном происхождении обрываются уже на третьем поколение. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».
Фамильная гордость, интерес к своей родословной - всё это ветви одного дерева. Нельзя жить и не помнить своего родства. Я решила написать исследовательскую работу про свои корни по линии Верхолетовых. К изучению истории моей семьи нас подтолкнул семейный фотоархив, который у нас из поколения в поколение бережно хранится и пополняется, как и в каждой семье.
Цель работы: больше узнать о своей семье, своих предках.
Задачи:
Выбранная мной тема актуальна, так как проявление интереса к нашим предкам - это залог нашего будущего. Ведь недаром А.С. Пушкин сказал: «Кто не знает своего прошлого, тот не знает настоящего».
Предмет исследования: история семьи Верхолетовых.
В ходе исследования мной были использованы следующие источники:
семейный фотоархив, рассказы родственников, интернет - источники, литература по указанной теме, материалы Государственного Архива Пензенской области.
Материалы моей работы могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий и занятий краеведческого кружка по теме «Родословная», пополнят фонд школьного краеведческого музея, а также семейный архив. Сама работа будет размещена на сайте музея.
Глава I. Они усердно служили Богу
Просматривая фотоархив семьи, я увидели маленькую фотографию. На ней изображен молодой человек, в темном пиджаке, белой рубашке, с черной бабочкой - это наш прапрадедушка Петр Васильевич Верхолетов. Эту фотографию Петр подарил на память своей будущей жене Софьи, когда она была воспитанницей Пензенского женского епархиального училища. Они здесь же и познакомились, тогда, когда Петр приезжал проведать свою младшую сестрёнку Марию Верхолетову, которая тоже училась в этом же училище, двумя годами позже Софьи.
В Государственном Архиве Пензенской области я узнала, что Петр Васильевич Верхолетов родился 6 июня 1888 года, в семье дьячка[2] Василия Петровича Верхолетова и Евдокии Алексеевны в селе Мокрый Мичкасс
Нижнеломовского уезда.[3]
Мокрый Мичкасс - русское село, расположенное у северного истока
реки Мичкас. Основано помещиками в 1718-1738 годах на наемной земле верхнеломовского казака Михайлы Вареного с товарищами. Село вместе с селами Студенка, Муромка (Русская Муромка) и Мурава (Старая Мурава) входили в городскую округу города Верхнего Ломова, то есть все они находились на землях служилых людей городовой службы Верхнего Ломова. Впоследствии, после перевода служилых людей на другие места, здесь жили помещичьи и государственные крестьяне. Любопытно, что в середине XIX веке по отношению к селу употреблялось противоположное по значению название - Сухой Мичкас. Возможно, село делилось на «сухой» и «мокрый» концы. В 1877 - в Верхнеломовской волости Нижнеломовского уезда, 224 двора, церковь, школа. С середины XIX века около 2 тыс. крестьян переселилось в село Мичкасские Выселки (ныне Нижнеломовского района). Численность населения: в 1864 - 844, 1877 - 1472, 1897 - 2135.[4]
Петр Васильевич Верхолетов в 1905 году окончил курс в Голицынской второклассной учительской школе. Резолюцией Первосвященного Епископа Тихона и указом Пензенской Духовной Консистории за № 7859 от 12 июня 1906 года определен на псаломническое место при церкви села Титово Нижнеломовского уезда.[5]
1 марта 1909 года Первосвященным Митрофаном, Епископом Пензенским и Саранским, Петр был посвящен в стихарь[6] 1 марта 1909 года.
23 октября 1909 года был принят на военную службу, на которой пробыл до 12 марта 1913 года.[7] После военной службы был назначен
псаломщиком[8] в церковь Михаила Архангела в селе Пошутовка Нижнеломовского уезда.[9]
В клировой ведомости церкви Михаила Архангела за 1913 год сказано, что 3 августа 1914 года Петр Верхолетов был перемещен на другое место.[10]
Хотя мать Петра Евдокия Алексеевна была безграмотная, все дети ее и Василия Петровича получили образование. Об этом мы находим сведения в клировой ведомости Архангельской церкви села Мокрый Мичкасс за 1913 год.
«Вдова заштатного псаломщика Евдокия Алексеевна Верхолетова 52 лет, родилась в 1861 году 4 августа. Получает пенсию 83 рубля 33 копейки. Происходит из духовного звания. Имеет собственный дом на церковной усадьбе. Не грамотная. Дети:
Как оказалось, Петр Васильевич Верхолетов был в четвертом поколении священнослужителем. Так, его отец Василий Петрович Верхолетов, дед Петр Кириллович Верхолетов и прадед Кирилл Верхолетов были пономарями и дьяками. Информацию об этом мы нашли в Государственном Архиве Пензенской области в клировых ведомостях.[12]
Так в клировой ведомости о церкви Архангельской Наровчатского уезда Пензенской губернии села Потадеевка за 1857 год читаю: «Пономарь Петр Кириллович Верхолетов пономарский сын, по увольнению из Нижнеломовского Духовного училища указом Пензенской Консистории от 28 сентября 1838 года определен по направлению дьяческой должности в село Рузвель сроком на 10 месяцев, потом в 1843 году переведен в село
Вопиловку с посвящением в стихари, а на настоящее переведен указом Пензенской Консистории 9 февраля 1845 года за № 468.
В семействе у него жена Мария Васильевна (35 лет).
Дети у них:
В клировой ведомости о церкви Архангельской, состоящей в Нижнеломовском уезде Пензенской епархии в селе Мокрый Мичкасс за 1910 год, читаем:
« Псаломщик Василий Верхолетов (62 года) получает содержание из казны 24 рубля, дохода из братской кружки 100 рублей 34 коп., дохода от земли 41 рубль 66 коп., всего 166 рублей.
Происходит из духовного звания, сын псаломщика. Имеет собственный дом, крытый железом.
Обучался в Пензенском духовном училище, но полного курса не окончил, а уволен из 4-го класса.
В службу вступил в должности псаломщика к Козмодемьяновской церкви, села Мордовские Парки Краснослободского уезда. Указом Пензенской Духовной Консистории за № 1932, перемещен в село Сентяпино Чембарского уезда 12 марта 1881 года.
12 мая 1884 года указом той же Консистории за № 3146, перемещен в село Ртищево Керенского уезда.
19 октября 1884 года указом той же Консистории за № 9637 перемещен в село Мокрый Мичкасс Нижнеломовского уезда.
В семействе у него вторая жена Евдокия Алексеевна, рожденная 1861 года 4 августа.
Дети у них:
Таким образом, в ходе исследования мной было установлено, что мои предки по линии Верхолетовых на протяжении более ста лет были преимущественно священнослужителями: мужчины имели сан дьяка или пономаря, а женщины выходили замуж преимущественно за священнослужителей. Все выше описанное дает основание говорить о том, что мои предки были образованными людьми, усердно служили Богу, а также внесли свой вклад в распространение знаний среди православного народа.
Глава II. Софья Петровна Верхолетова (Терновская)
§ 2.1. Софья Петровна Верхолетова (Терновская)
Женой Петра Васильевича была Софья Петровна Терновская. Родилась она в городе Пенза в 1895 году. В 1912 году закончила Пензенское епархиальное женское училище. В нашем фотоархиве бережно храниться ее выпускной альбом.[15]
На одной из страниц альбома - коллективное фото выпускниц с двумя преподавателями. Девушки одеты в одинаковую форменную одежду: темные платья с короткими рукавами, с белыми парадными нарукавниками. Поверх платья белый фартук, сверху белая пелеринка, завязывающаяся белым бантом. Длинные волосы аккуратно забраны сзади, у некоторых черные банты.
Среди них в нижнем ряду первая слева молодая, красивая девушка - моя прапрабабушка Терновская Софья Петровна. Она, как и остальные выпускницы, в 1912 году закончила обучение в Пензенском женском епархиальном училище.
§ 2.2. История Пензенского епархиального
женского училища
Первое епархиальное училище в России было открыто 22 октября 1843 году в Царском селе при участии великой княжны Ольги Николаевны. В проекте подчеркивалось, что это особые учебные заведения, отличные по своим целям и задачам от институтов благородных девиц. Они должны были давать воспитание " вполне соответствующее их (воспитанниц) двоякому назначению: а) быть достойными супругами служителей церкви, б) быть достойными попечительными матерями, которые воспитали бы детей своих в правилах благочестия и добронравия..." Выпускницы институтов благородных девиц (как правило, дочери богатых родителей) для этого не подходили. Их воспитывали для светской жизни.[17]
Поэтому, по мнению авторов проекта, жен для сельских священников необходимо готовить из числа сирот или дочерей бедных священно- и церковнослужителей, которые знают и понимают быт и заботы сельского священника и псаломщика.
Пензенское епархиальное женское училище было основано спустя три года, в 1846 году, как всесословное трёхклассное приют-училище при Пензенском Троицком женском монастыре по указу Святейшего Синода и по предписанию преосвященного настоятеля монастырей Пензенской епархии. Программа обучения девочек предусматривала изучение букваря, часослова, а также псалтыря, священной истории, краткого катехизиса. Девочек также обучали навыкам церковного пения, чистописания, шитья, вязания и готовки.[18]
В 1872 г. согласно Уставу епархиальных женских училищ, который был утверждён 20 сентября 1868 г., училище было преобразовано в трёхклассное учебное заведение с 6-летним сроком обучения (двухгодичный курс обучения в каждом классе).
В 1878 г. епархиальное училище снова было преобразовано: из трехклассного оно стало шестиклассным, а в программу обучения вошли такие предметы, как физика, педагогика и музыка.
Воспитанницам училища, которые окончили полный курс обучения, присваивалось звание домашних учительниц и давалось право вести преподавательскую деятельность в сельских церковно-приходских школах.
В 1887 г. был открыт дополнительный 7-й практический
педагогический класс, предназначенный для подготовки учительниц начальных школ. Для них добавились новые предметы: педагогика, психология, медицина, гигиена.
В училище были заведены строгие порядки: воспитанницы не могли покидать территории училища; воспитательницы надзирали за ученицами и обучали их грамоте; учительницы рукоделия не только обучали кройке и шитью, но имели обязанность нести "постоянный надзор за воспитанницами, быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за ними во время ночи".[19]
Таким образом, жизнь для воспитанниц в училище была замкнутой, строго регламентированной. Все в епархиальном училище строилось на неукоснительном соблюдении распорядка дня, все совершалось по звонку, в строго определенное время. Девушки находились под постоянным контролем воспитательницы, которая сопровождала их везде. Танцы и другие невинные развлечения считались непозволительной роскошью. Общение с внешним миром было очень ограничено. Воспитанницам не разрешалось посещение театров, клубов.
Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. Православие было государственной религией в Российской империи, поэтому христианское воспитание было обязательным элементом учебных заведений, особенно духовных. Посещение богослужений, * соблюдение всех религиозных обрядов было обязательным, для всех воспитанниц, а воспитательницы строго следили за тем, чтобы девочки не уклонялись от посещения храма.
Кроме обучения русскому языку, арифметики, алгебры, геометрии, истории, физики, географии, чистописания, закона Божьего - в училищах большое внимание уделялось труду, обучению девочек различным рукоделиям, основам ведения домашнего хозяйства. Так как выпускниц епархиального училища ждала скромная жизнь сельской матушки, которая
должна была жить в сельской местности, быть хорошей хозяйкой и уметь делать все по дому. Большое внимание уделялось рукоделию: шитью, вязанию. Одновременно обучали изящным рукоделиям: вышиванию гладью, шитью золотом, шелками и шерстью. Кроме того девочек учили готовить, печь хлеб, пироги и многое другое.
Итак, можно сделать вывод, что в начале XX века мои прапрабабушки Софья Петровна Терновская и Мария Васильевна Верхолетова получили всестороннее образование и хорошее воспитание.
Глава III. Семья Петра и Софьи
Петр Васильевич и Софья Петровна поженились в 1918 г. В 1920 году
родился первый сын Валентин, в 1927 - второй сын Николай.[20]
О судьбе Валентина Верхолетова известно, что в 1941 году он был призван в ряды армии, а в 1942 году пропал без вести.[21] Семьи не имел.
Во время войны семья Верхолетовых проживала в селе Кутля Лунинского района.
Николай Петрович Верхолетов учился в Ленинградском военном училище, получил звание лейтенанта. После обучения был направлен на службу на остров Сахалин, где и познакомился со своей будущей женой Валентиной Ивановной Шехониной, студенткой педагогического училища. Свадьба состоялась спустя три дня после знакомства. Поженившись так быстро, Валентина и Николай прожили счастливо «душа в душу» всю свою
жизнь![22]
В 1954 году у них родился сын Валерий и вся семья переехала в село Грабово. Николай Петрович был назначен старшим прорабом совхоза «Комбинат». Петр Васильевич устроился там же весовщиком. Валентина Ивановна работала учительницей начальных классов в сельской школе. Софья Петровна вела домашнее хозяйство. В 1957 году родился второй сын Евгений.[23]
Под руководством Николая Петровича в совхозе «Комбинат» было построено много объектов производственного, жилищного и социально-культурного назначения. За это он был награжден орденом «Знак Почета». В 1970 году по приказу Пензенского треста «Птицепром» Николай Петрович Верхолетов стал директором совхоза «Светлополянский». Совхоз был многоотраслевым, но с преобладанием молочного животноводства. Материальная база была слабой: все важные объекты располагались в деревянных избушках. А предстояло построить мощную фабрику по производству утиного мяса. Первый колышек для её первой площадки был вбит на пустыре в Лопуховке.[24] Н.П. Верхолетову удалось создать надежную команду, завоевав доверие местного населения, специалистов, которые активно стали участвовать в работе.
Промышленные объекты и жилье строились одновременно с освоением технологии выращивания уток на промышленной основе. Трудности были неимоверные. Природного газа не было, котельные начали работать на угле и мазуте.
Стало строиться жилье в Сосновке и Лопуховке, появились новые добротные конторы, вошли в строй новые корпуса, птичники. В целях дальнейшей специализации птицеводства в 1972 году совхоз «Светлополянский» переименовали в совхоз «Васильевский». Под руководством Николая Петровича возрастают объемы строительных работ, увеличиваются объемы производства продукции. Но темпы производства отстают от запланированных. Верхолетов работал как одержимый, и коллектив тянулся за ним. В 1975 году совхоз «Васильевский» переименован в птицефабрику. А уже в 1982 году коллектив был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании. А сам Николай Петрович за большой вклад в развитие страны был удостоен ордена «Трудового Красного Знамени», многих медалей и звания «Заслуженный строитель РСФСР».[25]
В 1999 году Николая Петровича Верхолетова не стало. Но растет и развивается его детище - птицефабрика «Васильевская», которая, как он и мечтал когда-то, стала флагманом российского птицеводства.
Сыновья Николая Петровича Валерий Николаевич и Евгений Николаевич пошли по стопам отца: оба закончили Пензенский строительный институт и впоследствии работали по специальности.
У Валерия Николаевича две дочери - Ольга и Наталья, сын - Денис и четверо внуков - Сергей, Мария, Алена, Наталья.
Род Верхолетовых продолжается.
Заключение
Изучив и проанализировав полученные сведения, я пришла к выводу, что наши предки - достойные люди своего времени. Каждый внес определенный вклад в историю: в историю родного края, усердно служа
Богу и распространяя знания среди православного народа; в историю создания огромного производства, прославившего Пензенскую область на всю Россию; в историю отдельной семьи, нашей семьи, бережно храня традиции, прививая доброту, честность и умение ценить жизнь.
В ходе исследования я убедилась, что семейные традиции и ценности очень важны в жизни каждого человека. В наше время во многих семьях эти традиции теряются. Для многих наших сверстников увлечением стали игры и переписки в телефоне, «посиделки» в Интернете. Умение вести хозяйство, выполнять какую-либо домашнюю работу для них стали второстепенными. Привычные беседы с родными ушли на второй план. Члены одной семьи могут отдаляться друг от друга, так как у них не остается общих интересов. Забываются дальние родственники, теряется связь поколений.
Я думаю, что мои предки гордились бы нашей семьей, так как мы бережно храним традиции, помним о своих близких и дальних родственниках, проявляем интерес к своей родословной. Я очень рады, что наша семья - моя гордость, моя опора! Теперь я уверенна, что зная прошлое своей родословной, каждый бы задумался о своем будущем.
11 .ГАПО. Ф. 182.Оп. 1.Д.2328.Л.222.
17. Воспоминания Верхолетова В.Н., записанные Котиной М., Верхолетовым С. в декабре 2015 года.
Верхолетовым С. в декабре 2015 года.
Клировая ведомость церкви Михаила Архангела села Пошутовка Нижне-
Ломовского уезда Пензенской Епархии от 1913 года
ГАПО. Ф. 182.О. 1 .Д.2719.Л.145.
Клировая ведомость церкви Михаила Архангела села Пошутовка Нижне-Ломовского уезда Пензенской Епархии от 1913 года
ГАПО. Ф.182.О.1.Д.2719.Л.145.
Алфавитный список служителей церкви
по Нижне-Ломовскому уезду за 1913 год
ГАПО. Ф.182.О.1.Д.2719.
Родословная
священнослужителей Пензенской епархии Верхолетовых
п/п | Ф.И.О/ | Год рождения | Место рождения | Сан | Место службы |
1. | Кирилл | конец XVIII- начало XIX века | пономарь | ||
2. | Петр Кириллович | (1821 г.р.) | дьячок, псаломщик | с. Рузвель, с. Вопиловка, с. Потадеевка Наровчатского уезда | |
3. | Василий | 1846-1913 год (годы жизни) | Дьячок, псаломщик | с. Мордовские Парки Краснослободского уезда, с. Сентяпино Чембарского уезда, с. Ртищево Керенского уезда, с. Мокрый Мичкасс Нижнеломовского уезда | |
4. | Петр Васильевич | 1888 г. 6 июня | с. Мокрый Мичкасс Нижнеломовского уезда | псаломщик | с. Титово, с. Пошутовка Нижнеломовского уезда |
5. | Павел Васильевич | 1892 г. 15 января | с. Мокрый Мичкасс Нижнеломовского уезда | псаломщик | с. Мокрый Мичкасс Нижнеломовского уезда |
Фото из выпускного альбома
Пензенского Епархиального женского училища за 1912 год.
В нижнем ряду первая слева Софья Петровна Терновская
(Личный архив семьи Котиных)
[1] Личный архив семьи Верхолетовых.
[2] Дьякон (правильнее — диакон), происходит ровно из того же слова, но означает лицо, проходящее церковное служение, это священнослужитель нижней ступени. http://bolknote.ru
[3] ГАПО. Ф.182.ОП.З.Д.530.Л.284.
[4] http://inpenza.ru
[5] ГАП0.Ф.182.0П.1.Д.2719.Л.145.
[6] СТИХАРЬ. Длинная, с широкими рукавами, обычно парчовая, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. Толковый словарь русского языка Ушакова
[7] ГАП0.Ф.182.0П.1.Д.2719.Л.145.
[8] Псаломщик — звание, утвержденное 16 февраля 1885 года определением Священного Синода всем состоящим при церквах причетникам — церковнослужителям, в обязанности которых входит чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. Круг обязанностей псаломщиков определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 года, журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта.
[9] ГАП0.Ф.182.0п.1.Д.2719.Л.145.
[10] ГАПО.Ф.182.0П.1.Д.2719.Л.145.
[11] ГАПО. Ф. 182.0п.1.Д.2719./1.60,61.
[12] Клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства) — документ о службе лиц духовного сословия. По закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу.
[13] ГАПО.Ф.182.0п.1.Д.1938.Л.34.
[14] ГАПО.Ф.182.О.1.Д.2636.Л.225
[15] Личный архив семьи Котиных.
[16] Личный архив семьи Котиных.
[17] http:www.spletnik.ru
[18] https://ru.wikipedia.org/wiki
[19] http:www.spletnik.ru
[20] Воспоминания Верхолетова В.Н., записанные Котиной М., Верхолетовым С. в декабре 2015 г.
[21] Книга Памяти. Т.2 Л.
[22] Воспоминания Верхолетова В.Н., записанные Котиной М., Верхолетовым С. в декабре 2015 г.
[24] С. Каменев. Слово о старшем товарище // Наша газета - Бессоновские известия.- 2011.- №32.С.3
[25] С. Каменев. Слово о старшем товарище // Наша газета - Бессоновские известия.- 2011.- №32.С.3
Снежная книга
Любили тебя без особых причин...
10 осенних мастер-классов для детей
Ночная стрельба
Злая мать и добрая тётя