У нас в школе традиционно проводится неделя бурятского языка, где мы проводим много работ по сохранению бурятского языка, познаём культуру, традиции и обычаи своего народа. Мне была интересна тема «Цвета хадака», поэтому я решила развеять всё своё неведение о бурятском хадаке и реализовать проект на тему: «Загадки бурятского хадака»,где я искала материалы про хадак, изучила их и сделала по ним презентацию для защиты. Без знания культурного наследия своего народа, я думаю, что духовное возрождение общества невозможно, оно возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших своё воплощение в народной культуре. Изучая традиции связанные с хадаком, мы познаём часть своей культуры. В этом актуальность моей работы
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zagadki_buryatskih_hadakov.docx | 26.81 КБ |
Министерство образования и науки РБ
«ГБОУ Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1»
Исследовательская работа
Номинация: История родного края
Тема: Загадки бурятских хадаков
Автор: Цырендоржиева Алтана, ученица 4 «б» класса РБНЛ-И № 1
Руководитель: Раданжапова Светлана Владимировна
г. Улан-Удэ
2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная часть
I.Что я узнала о хадаке.
II.Правила поднесения и приёма хадака
III. Традиции связанные с хадаком
IV. Опрос
Заключение
Список использованной литературы
Введение
У нас в школе традиционно проводится неделя бурятского языка, где мы проводим много работ по сохранению бурятского языка, познаём культуру, традиции и обычаи своего народа. Мне была интересна тема «Цвета хадака», поэтому я решила развеять всё своё неведение о бурятском хадаке и реализовать проект на тему: «Загадки бурятского хадака»,где я искала материалы про хадак, изучила их и сделала по ним презентацию для защиты. Без знания культурного наследия своего народа, я думаю, что духовное возрождение общества невозможно, оно возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших своё воплощение в народной культуре. Изучая традиции связанные с хадаком, мы познаём часть своей культуры. В этом актуальность моей работы
Проблема:
Что означает цвет хадака?
Цель:
Узнать значения цветов хадаков
Задачи:
1)Найти информацию в книгах, интернете.
2)Взять интервью у ламы.
3)Определить уровень знаний учащихся своей школы о хадаке.
4)Сделать выводы
Основная часть
1.Что я узнала о хадаке.
Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания. Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее. В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома.
Хадак – символ гостеприимства народа Бурятии
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит традиционной формы, на котором помещён трехцветный круг (сине-бело-желтый цвета национального флага). В верхней части круга - золотое соембо - традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга - одинаковой ширины сине-белые полосы - волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента хадак - символ гостеприимства народа Бурятии. Центральная часть хадака служит основанием герба. Лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием.
Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи, когда дарят хадак.
Хадак – тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо). Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, пожилым родителям и долгожданным гостям. Хадак плетут из качественных шелковых нитей. Каждый хадак имеет свое название, узор и цвет.
Различают 3 вида хадака:
Хадаки бывают пяти цветов : голубого, белого, жёлтого, зелёного, красного цветов.. Белый –цвета материнского молока, знак милосердия и душевной чистоты. Его можно дарить на свадьбу и на похороны. Синий – небесного цвета обозначает согласие и спокойствие. Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам. Желтый хадак – золотистого цвета, знак благополучия и приумножения достоинства. А также знания, веры. Его преподносят своим учителям в знак уважения и с просьбой стать учеником. Красный хадак - огненного цвета является символом домашнего очага, усердия и здоровья, а зеленый - цвет изумрудный, роста, процветания и исполнения желаний.
II. Правила поднесения и приёма хадака.
Дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения вам». Хадак сгибают по длине, кладут на ладони, придавив большим пальцем и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто дарит, а открывающейся стороной «амараа урагшаа», принимающему хадак. Это означало чистоту помыслов и пожелание счастья. Хадак можно преподносить с деньгами, с чашкой молока и другими подарками, сопровождается «юрѳѳлами» благопожеланиями. Деньги также следует класть на хадак внутренней стороной. И главное: принято приветствовать с покрытой головой.
Человек, которому преподносят, стоит с раскрытыми ладонями, подняв большой палец, и до конца дослушав «юрѳѳл» благопожелание, приняв хадак, благодарит. Затем правой рукой сложив его на левую руку, прячет за пазуху, чтобы не потерять все благопожелания. Если хадак дарят дома, женщины, также сложив его на левую руку, кладет на самое почетное место в доме. Не следует принимать хадак одной рукой, положить его куда попало, следует хранить в самом почётном месте. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся.
III. Традиции связанные с хадаком.
Изучив много материала из Интернета и пообщавшись с ламой Иволгинского дацана Доржи лама, я пришла к такому выводу, что хадак был наиболее часто встречающимся элементом в обрядовой жизни кочевников-скотоводов.
IV. Опрос
Методом анкетирования определила уровень знаний школьников нашей школы (2-4 классов) о хадаке. Всего в анкетировании участвовало 105 учащихся
Вопросы | Да | Частично | Не знаю |
1.Знаете ли вы правила преподнесения и принятия хадака? | 63 | 12 | 30 |
2. Какое значение имеет хадак в жизни бурят? | 45 | 16 | 44 |
6.Что означают цвета хадаков? | 35 | 20 | 50 |
Исходя из ответов учащихся, сделала вывод, что многие учащиеся нашей школы знают традиции преподнесения и принятия хадака, многие не знают значение хадака в жизни бурят и Есть учащиеся, которые не знают значение хадаков по цвету. Я думаю, что мы, подрастающее поколение должны знать свои традиции и обычаи, ведь в них проявляется стремление к укреплению связей поколений.
Заключение
По ходу выполнения своей работы, изучив значение хадака, я пришла к выводу, что хадак, безусловно, является символом гостеприимства, что он имеет глубокие корни, пришёл к нам издревле. Проведя беседу со своим дядей, который является на данный момент ламой, сделала вывод, что хадак является символом почитания старших, лам, родителей. Также хадак является знаком примирения.
Литература
1. «Эхэ хэлэн» - электронное пособие
2. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004
3. Материалы из Интернета
4. Бабуев С.Д. «Буряад зоной урданай байдалай тайлбари толи», Улан-Удэ, 2004
Хризантема и Луковица
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем кактусы акварелью
Сказка об осеннем ветре
Фокус-покус! Раз, два,три!