Материалы данной научно-исследовательской работы могут быть использованы педагогами ДО и НО, работающими по ФГОС
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_skazka.docx | 1.89 МБ |
puteshestvie_kapel.docx | 144.43 КБ |
igrovaya_skazka.pptx | 2.54 МБ |
Здравствуй, дорогой друг, это мы - дружные и веселые капельки. Мы расскажем тебе историю, которая с нами приключилась.
А это я мудрый совенок.
Я буду подсказывать и объяснять то, что тебе будет непонятно.
Жили – были в одном облачке подружки-капельки. Жили они не тужили, водили хороводы, веселились. Любили сверкать в лучах солнца и, проливаясь на землю, создавать радугу.
А знаешь, что такое радуга и как сделать радугу собственными руками?
Лучики солнца попадают на капли дождя и, отражаясь от них, словно от зеркала, становятся разноцветными. Образуемые цвета создают полоску из цветных сочетающихся линий, которая называется «спектр». И получается, что радуга и есть большой изогнутый спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света, проходящего через капельки дождя. Радуга всегда встречается там, где лучи солнца встречают капельки воды. Например, на водопадах, фонтанах.
А можно самому сделать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками.
А чтобы было проще запомнить цвета радуги, выучи со мной подсказку.
Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь
или
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Однажды капельки начали водить хороводы и так развеселились и расшумелись, что рассердили облачко. Оно нахмурилось, потемнело, и капельки ливнем пролились на землю.
Знаешь, чем ливень отличается от простого дождя?
Выпадение капель происходит, когда капельки воды сливаются в более крупные капли. Обычно сопротивление воздуха заставляет капельки воды оставаться висеть в облаке. Когда возникает турбулентность воздуха, капельки воды сталкиваются, производя большие капли. Поскольку эти крупные капли воды опускаются, слияние продолжается, так что капли становятся достаточно тяжёлыми, чтобы преодолеть сопротивление воздуха и выпасть в виде дождя. Иногда капли становятся очень большими и дождь льет, как из ведра - за небольшое количество времени выпадает огромное количество осадков. Вот такой дождь и называют ливнем.
А надо тебе сказать, что капельки были очень дружными и когда ливень разбросал их, они очень огорчились. Больше всех повезло тем капелькам, которые упали в озеро. Когда ливень закончился, засияло солнце. Оно нагрело воду в озере, вода начала испаряться, и капельки снова попали на своё облачко. Часть капелек, которая попала на листву растений, тоже быстро испарилась и попала на облачко, но другая часть скатилась с листвы в почву и...
Сначала капельки испугались, что больше никогда не встретятся со своими подружками, но потом одна из капелек увидела корешок растения и сказала: « Давайте попросим растение, оно подхватит нас корешками, потом мы окажемся в листочке, а уже из листочка испаримся и попадем к своим подружкам». Растением оказалась чудесная лесная фиалка.
Фиалка ответила: «Я с удовольствием помогу вам, но только и вы помогите мне. Растворите в почве полезные питательные вещества и минералы, и я вас подхвачу корешками, а затем вы оставите полезные вещества в листиках, и я вас отпущу на облачко». Все так и вышло, как сказала фиалка.
…И совсем не повезло тем капелькам, что упали на лесную дорогу, где была разлита целая лужа мазута. Видимо, кто-то прямо на лесной дороге чинил машину и разбросал вокруг мусор. Капельки все перепачкались, просочились в почву, но остались чумазыми. Ни одно растение не согласилось впитывать их корешками, ведь они были испачканы вредными веществами. Расплакались капельки: «Никогда, никогда мы не увидим своих подружек, никогда не пролетать нам над чудесной землей на облачке, никогда не сверкать на солнышке. Никому мы не нужны такие чумазые».
На их счастье услышал их проползающий рядом червячок. «А ну-ка все за мной!» - скомандовал червячок. -Там глубоко в земле корень огромного дерева, спускайтесь ниже, может оно поможет вам». И капельки стали спускаться ниже и ниже. Вот уже и почва закончилась. Капельки стали просачиваться сквозь песок и камушки. Долго ли коротко ли путешествовали они, но достигли они слоя глины, сквозь который они уже не могли просочиться. Смотрят, а вокруг них уже целая подземная река. И все капельки в реке чистые-пречистые. Испугались капельки, что заругают их за то, что они грязные. Глядь, а они и сами стали чистехоньки. Это слой песка да камушек их очистил, пока они сквозь него просачивались. Побежали капельки вместе с другими чистым подземным ручейком. Вот и корень дуба, а вот и ручеек из-под корня на поверхность выбивается и бежит в траве к озеру. Часть капелек прямо из ручья испарилась, часть - как попала в озеро, но вот наконец и встретились все капельки на облачке. И снова пошло у них веселье да игры.
Тут и нашей сказки веселый конец, а кто слушал - молодец. А я тебя дружок прошу: Не разбрасывай мусор, не разрешай взрослым, где попало мыть машины. Ведь капельки могут не очиститься, и тогда у нашей сказки будет очень грустное окончание.
Слайд 1
Игровая сказка как технология ФГОС Казанцева Анастасия Эдуардовна, Юмагуена Диана Кадировна , Воронин Кирилл Владимирович, Кустов Кирилл Дмитриевич, Романова Екатерина Сергеевна, Вагин Евгений Александрович, 6 «А» класс МБОУ СОШ 25Слайд 2
ФГОС
Слайд 3
Мы – часть ФГОС
Слайд 4
Цель исследования Цель данного исследования: разработка технологии ФГОС для дошкольников и младших школьников.
Слайд 5
Задачи исследования Проанализировать особенности игры как основного вида деятельности дошкольников и младших школьников и ее возможности как способа организации занятия Рассмотреть сказку как основной способ восприятия информации о мире у дошкольников и младших школьников Объединить структурные компоненты сказки и игры и разработать занятие в форме игровой сказки Апробировать игровую сказку на дошкольниках и младших школьниках и проанализировать результативность данной игровой технологии
Слайд 6
Игровая сказка Игровая сказка в аспекте ФГОС является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи посредством игры.
Слайд 7
Принципы Сказочной составляющей развитие самосознания ребенка, обеспечение контакта как с самим собой, так и с другими построение взаимопонимания между людьми усвоение необходимых моделей поведения и реагирования усвоение новых знаний о себе и мире развитие умения слушать себя и других, принимать и создавать новое.
Слайд 8
Функции сказочной составляющей отработка произвольного внимания или сплочение группы развитие чувства взаимопомощи и поддержки развитие памяти расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. эмоциональный резонанс усвоение информации о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о постановке целей; о внутреннем мире человека.
Слайд 9
Сказочная составляющая Одна из важных функций сказочной составляющей – это хранение опыта, то есть даже после окончания работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.
Слайд 10
Игровая составляющая Игровая составляющая выступает необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности.
Слайд 11
Функции игровой составляющей 1. коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; 2. релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; 3. воспитательная - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций; 4. развивающая - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы; 5. обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.
Слайд 12
Создание игровой сказки по теме «Круговорот воды в природе»
Слайд 13
«Путешествие капель» сказка-быль
Слайд 14
Метапредметные связи Литература Ориентируясь на жанр сказки, как объект анализа литературы, мы заложили в текст представления о дружбе и взаимовыручке и о способности человека, живой души, приходить на помощь в самых трудных обстоятельствах, ничего не прося взамен. Природоведение Рассказывая историю капель, пролившихся с неба дождем и вернувшихся в результате испарения обратно домой в облачко, мы вдумчиво прописали процесс циклического перемещения воды или круговорот воды в природе, состоящий из испарения воды, переноса паров воздушными течениями, их конденсации, атмосферных осадков и переноса воды в реках и других водоёмах. Экология Повествуя о тех капельках, которым не повезло и которые попали в лужу мазута, мы постарались включить в текст экологические представления о том, что необходимо заботиться об окружающей нас природе, чтобы у сказки не было грустного окончания.
Слайд 15
Метапредметные связи Биология Концентрируясь на прохождении капель через почву к корешкам растения вместе с солями и минеральными веществами, мы закладывали в текст первичные биологические представления о питании растений Физика, ИЗО Прописывая особенности образования спектра радуги в результате разложения луча света, проходящего через капли дождя, мы старались расширить знания ребят об окружающем мире с точки зрения физики и изобразительного искусства. Грамота Рассказывая о том, как запомнить последовательность цветов у радуги, мы стремились активизировать навык выделения первого звука в слове
Слайд 16
Игровая составляющая
Слайд 17
Игровые задания Разбейтесь на 2 команды и составьте правильно радугу из предложенных цветов по подсказкам « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан » и « Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь » (кто лучше, кто правильнее, кто быстрее) Нарисуйте грустную и веселую капельку, расскажите: почему одни капельки рады, а другие печалятся. Возьмитесь за руки и пробегитесь в хороводе как дружные капельки, которые снова все встретились. Нарисуйте картинку, иллюстрирующую то, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Вставьте ваши иллюстрации в макет книжки-раскладушки и создайте свою книжку, которую можно будет еще не раз прочесть.
Слайд 18
Игровые занятия на базе ДЭБЦ
Слайд 19
подготовительная группы № 8 детского сада № 1 - хорошо запомнили цвета радуги, - усвоили, что нужно следить за чистотой своей земли, чтобы капли не стали грязными,
Слайд 20
подготовительная группы № 8 детского сада № 1 - отметили, что важно находить общий язык друг с другом и дружить по-настоящему, как капельки из сказки - с интересом слушали, выполняли задания и рисовали иллюстрации
Слайд 21
2 «а» класс МБОУ СОШ № 27 -заинтересовались возникновением спектра радуги, - отметили, что, если не соблюдать нормы поведения, то можно попасть в неприятную ситуацию, как капли, рассердившие тучку, -обратили внимание, что если капли проходят через толщу почвы, просачиваются сквозь песок, то фильтруются от грязных примесей и становятся чистыми, -обратили внимание на то, как питательные вещества попадают в растения,
Слайд 22
2 «а» класс МБОУ СОШ № 27 - смогли более подробно рассказать о круговороте воды в природе, нежели дошкольники, - составили красочную книжку-раскладушку, заполнив все свободные пространства своими рисунками
Слайд 23
Общий результат игровой сказки важно, чтобы в один урок была вложена информация, позволяющая нам самостоятельно определять то, что является для нас важным на том или ином этапе саморазвития. работа над игровой сказкой позволила нам сами открыть в себе нечто новое, испытать свои силы и возможности, стать терпимее друг к другу и дружнее.
Слайд 24
Ход работы Анализ особенностей игры как основного вида деятельности дошкольников и младших школьников и ее возможности как способа организации занятия Анализ сказки как основного способа восприятия информации о мире Объединение структурных компонентов сказки и игры и разработка занятия в форме игровой сказки по теме «Круговорот воды в природе» Проведение занятий для детей 2 «а» МБОУ СОШ № 27 и ребят подготовительной группы № 8 детского сада № 1 на базе ДЭБЦ Подведение итогов
Слайд 25
Выводы. Развитие ууд в процессе игровой сказки В процессе занятия «Путешествие капель» как дошкольники, так и младшие школьники: - оценивали содержание занятия, исходя из социальных, личностных, возрастных ценностей, концентрируя внимание на том или ином моральном аспекте сказки (личностные УУД), - проявляли инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контролировали и корректировали свои действия и действия своего коллектива, учились полно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника (коммуникативные УУД), - искали и находили ответы на поставленные вопросы, анализировали представленную информацию по теме, выделяли наиболее значимую в зависимости от личностных и возрастных особенностей (познавательные УУД), - определяли, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, стараясь осознать качество и уровень усвоения материала (регулятивные УУД). Материалы данной работы могут использоваться в работе воспитателей, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования .
Слайд 26
Спасибо за внимание
Подарок
Колумбово яйцо
Лиса-охотница
Твёрдое - мягкое
Рисуем крокусы акварелью