Исследование и пропаганда культурных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным и архитектурным религиозным объектам своей малой родины для школьников является сегодня актуальным.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_tsentry_goroda_kyzyla.docx | 38.93 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ильинка Каа-Хемскогокожууна.
Исследовательская работа
«Духовные центры города Кызыла»
Автор работы:
Голубцова Марина ученица
11 класса МБОУ СОШ с. Ильинка.
Руководитель:
Адыя Джамиля Владимировна
учитель истории
МБОУ СОШ с. Ильинка
Каа-Хемского района Республики Тыва
Ильинка 2014 г
1.Введение
2. Духовные центры города Кызыла:
а) Шаманизма
б) Буддизма
в) Православного христианства
3.Заключение
4.Список использованной литературы
Введение
В 2014 году мы отмечаем 100-летие единения России и Тувы, круто изменившего судьбу нашего народа и 100-летие основания города Кызыла. Столица нашей республики – город Кызыл расположен в уникальном месте. Здесь две реки – Бий-Хем и Каа-Хем – сливаются в одну, образуя великую сибирскую реку Енисей.
Наш народ и наша земля ещё хранят многовековые обычаи жизнелюбивых кочевников, следы перекрестья древнейших цивилизаций, от скифской и китайской до европейской, отзвуки чингисхановских страстей и покорения Сибири, причудливое смешение разных религий мира: старообрядческой, шаманистской, буддистской, православной.
Поэтому исследование и пропаганда культурных ценностей, привитие любви и уважения к природным, культурным и архитектурным религиозным объектам своей малой родины для школьников является сегодня актуальным. Чтобы учащиеся узнали об этом, я решила исследовать духовные центры города Кызыла.
Новизной данной исследовательской работы будет то, что духовные центры города Кызыла мало изучены, для взрослых и школьников нашей республики было бы интересно о них узнать.
Объектом исследования моей работы являются религиозные объекты города Кызыла.
Предмет исследования – описание религиозных объектов, основанное на истории их происхождения.
Цель данной работы: выяснить, какие духовные центры есть в городе Кызыле.
Задачи исследования:
1.Изучить дополнительную литературу, сайты интернета и определить какие религиозные объекты могут составить гордость нашей столицы.
2.Определить круг религиозных объектов, и используя литературу изучить историю их возникновения.
3.Оформить стенгазету с изображениями религиозных объектов города Кызыла, подготовить слайды – иллюстрации.
4.Сделать анализ выполненной работы и обобщить результат.
Гипотеза исследования: каждый религиозный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересную историю. О каждом объекте можно собрать очень интересный познавательный материал, который заинтересует школьников и взрослых, привлечет внимание к изучению нашей малой родины.
Методы исследования:
1.Метод теоретического исследования (анализ литературы по данной теме).
2.Обобщение и систематизация полученных данных.
Практическая значимость исследования: подбор и обобщение информации о духовных центрах, его разностороннее описание, подготовленные слайды могут быть представлены школьникам и взрослым для знакомства с особенностями религиозных объектов г. Кызыла.
О Кызыле
Город Кызыл основан в 1914 году как поселок русскими колонистами под названием Белоцарск, в 1918 переименован в Хем-Белдир, в 1926 - в Кызыл, в переводе с тувинского - "красный".
С 1921 Кызыл - столица Тувинской Народной республики, с 1944, после вхождения Тувы в состав Советского Союза - столица Тувинской автономной области. После распада СССР в 1991 Кызыл - столица Республики Тува, с 1993 года - Республики Тыва.
Сегодня Кызыл - административный, промышленный, научный, деловой и культурный центр Республики Тыва, входящий в Ассоциацию сибирских городов России.
Новый город заложили в апреле 1914 г. на левом берегу реки в местечке, известном среди русских под названием Виланы, а среди тувинцев – Хем-Белдир (слияние рек).
Раньше в районе Хем-Белдира собирались феодалы и чиновники, устраивались ламаистские моления, имелись торговые заведения российских купцов.
Выбор места был вполне оправдан. Оно было удобно для сплава древесины – основного строительного материала.
Город строили рабочие из Красноярска, Минусинска, Томска и других городов Сибири, тувинские батраки.
Гора Догээ
В старину тувинцы считали Догээ священной и поклонялись ей. Кардинальные хозяйственные и духовные перемены, произошедшие в Туве в ХХ веке, повлияли на эту традицию. При Советской власти в период гонений на религию прекратилось проведение обрядов освящения Догээ. Отчасти преобразился облик вершины. На склоне горы появилась выложенная из камня надпись «ТАР». Позднее её заменила другая – «Ленин».
Отношение к горе как к сакральному месту широко распространено среди простых тувинцев, считающих вершину центром общения с духами, а подъём на неё средством очищения от грехов. Благодаря паломникам на Догээ появились многочисленные оваа (культовые пирамидки, сложенные из камня, со столбом или жердью в центре), увешанные чалама (полоски ткани) и кадаками (шёлковые шарфы и ленты), а также остатки сан (священный костёр).
С возрождением буддизма в Туве Догээ начала приобретать значение одной из главных буддийских святынь. На склоне горы монахи тибетского монастыря Гьюдмед написали самую большую в мире мантру «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Длина мантры 120 метров, шириной 20 метров.
Позднее буддисты выдвинули предложение о возведении на горе часовни и 30-метровой статуи Будды Шакьямуни, установленной на пьедестале высотой 25 метров. К монументу должна была вести лестница длиной около 600 метров. Проект благословил Далай-Лама и поддержало правительство республики.
В настоящее время на вершине сооружён только пьедестал.
Буддизм самая древняя мировая религия. Возник более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение. В мире около 400 миллионов последователей буддизма и около 1 миллиона монахов.
Буддизм, который получил распространение в Туве, - это тибетский буддизм. По сравнению с господствовавшим прежде шаманизмом буддизм стал мощным стимулом для социального и культурного развития тувинского народа.
Широкое распространение буддизма началось в Монголии с середины XVI века, в первую очередь среди монгольской знати; но официальным вероисповеданием буддизм стал с середины XVII века. Тогда же начинается его проникновение в Туву, находившуюся тогда под властью Монголии.
Буддийский храм "Цеченлинг"
Храм освящен в октябре 1999 года.
В России существовали только два буддийских храма: в Улан-Удэ и Санкт-Петербурге. Значительный вклад в строительство нового храма внесли ряд спонсоров, в том числе коллектив "Водоканала", выполнивший ряд работ бесплатно, и земляк тувинцев Сергей Шойгу, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, внесший 15 тыс. долларов из личных средств. На первом этаже храма располагается резиденция представителей Далай-ламы XIV. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, - молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды и Далай-ламы XIV.
Молитвенный барабан в Кызыле был сооружен монахами монастыря Гьюдмед на пожертвования буддистов Тувы, которые они осуществляли тибетским монахам в дни проведения буддийских программ и установлен на центральной площади города. Медный каркас молитвенного барабана массой больше 100 килограммов был выслан в столицу Тувы из Индии. Барабан сделан в Непале, в его медный фюзеляж заложено 100 миллионов святых мантр. Согласно буддийскому учению, одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми мыслями равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Это позволяет накопить положительный энергетический потенциал, который содействует росту по духовному пути и благосостоянию в материальном мире. В аналогии с буддийскими текстами, вращение молитвенного барабана освобождает от неудач и недугов, а в более отдаленной перспективе избавляет от перерождений в низших мирах.
Шаманизм - одна из древнейших форм религиозных верований тувинцев, предполагающая существование духов, населяющих горы, леса, воды, небо и подземный мир. Шаман – посредник в общении человека с миром духов. Тува – один из немногих уголков мира, где шаманизм сохранился в первозданном виде. Основные атрибуты гадания – мелкие одинаковые камушки (хуваанак). Шаманы при гадании используют 41 камушек, собранные из 9 разных горных рек Тувы. Раньше они использовали камушки, извлечённые из зоба птицы – улара, глухаря или тетерева. Шаман бросает камушки на платок и по их расположению видит судьбу посетителя – как прошлую, так и будущую.
Один из самых известных шаманов Тувы – Монгуш Борахович Кенин-Лопсан.
Шаманский центр «Адыг ээрен» («Дух медведя») расположен по улице Рабочая 90.
Шаманский центр «Дунгур» («Бубен») и местная религиозная организация шаманов «Тос дээр» («Девять небес») расположены по улице Рабочая 246.
Монгуш Борахович Кенин-Лопсан – учёный, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Классик тувинской литературы, выдающийся исследователь духовной культуры и традиций тувинского народа.
Автор книг «Древняя природа тувинского шаманства», «Шаманы Тувы», «Обряды и практика тувинских шаманов», «Магия тувинских шаманов», «Алгыши тувинских шаманов».
В 1994 году американский фонд шаманских исследователей присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».
Наиболее сильной шаманкой являлась Ай-Чурек Шижээковна Оюн – «шаманка небесного происхождения». Все женщины в её роду по линии матери с давних времён были шаманками. Её кузунгу – шамаское зеркало, дающее силу, - найдено ею в пещере, ему уже 200 лет. Ай-Чурек вместе с президентом республиканского общества шаманов «Дунгур» М.Б. Кенин-Лопсаном побывала в США и Австрии.
Традиционная религия русского народа православное христианство. В Кызыле действуют два православных храма.
Свято-Троицкий храм Русской православной церкви
Троицкий храм русской православной церкви построен в 1929 году русской самоуправляющейся трудовой колонией.
Ныне существующий храм построен в 1953 году путём капитальной перестройки старого здания.
В конце 2000-х годов реконструирована, сооружены новый купол и колокольня.
В Свято-Троицком храме г. Кызыла имеется четыре святыни: Владимирская икона Божией Матери, которая благословлена Патриархом всея Руси Алексием II в дар строящемуся кафедральному Воскресенскому собору г. Кызыла; икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, чудотворца, освященная епископом Ионафаном в г. Бари на мощах; икона святителя Иоасафа, епископа Белгородского с частицей его мощей; икона святой блаженной Ксении Петербургской, освященная на ее гробнице, икона преподобного Сергия с частицей мощей.
В Туве также действуют:
Свято-Иннокентьевский храм в Туране,
Казанско-Богородицкий приход в селе Сарыг-Сеп,
приход святителя Никиты Новгородского в селе Бай-Хаак,
Иверская часовня в Кызыле,
Сергиевский приход в городе Шагонаре,
Храм святого Луки в онкологическом отделении республиканской больницы.
Воскресенский собор Русской православной церкви
Воскресенский собор основан 5 октября 2011 года. Правящий архиерей – епископ Кызылский и Тувинский Феофан (Ким) с 30 октября 2011 года. Образована решением Священного Синода Русской православной церкви путём выделения приходов из Абаканской и Кызылской епархии.
В настоящее время ведутся работы по переводу богослужения на тувинский язык.
Утром 31 августа 2011 года в продолжение Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл из Абакана в Кызыл. Святейший Владыка в сослужении сопровождавших его архиереев и духовенства Абаканской и Кызылской епархии совершил малое освящение Воскресенского собора.
По окончании богослужения владыка Ионафан выразил признательность за посещение Тувы и преподнёс Его Святейшеству перевод Свящённого Писания на тувинский язык, осуществлённый Институтом перевода Библии, а также икону Спасителя. Патриарха тепло приветствовал Шолбан Кара-оол.
Затем на память о своём пребывании и освящении собора Патриарх передал в дар храму образ святых апостолов Петра и Павла. Всем верующим были розданы иконки Спасителя с патриаршим благословением.
За помощь в строительстве храма Предстоятель удостоил Ш.В. Кара-оола орденом «Славы и Чести» II степени, директора ООО «Сельстрой» С.В. Сафрина - орденом преподобного Серафима Саровского III степени, директора ООО «Тывагражданпроект», архитектора собора Б.В. Руднева – медали святого благоверного князя Даниила Московского.
Национальный музей Республики Тыва
Национальный музей Республики Тыва является старейшим краеведческим музеем Сибири и одним из научных центров Тувы.
Музей был открыт в 1930 году, а в 2008 г. переехал в новое здание. Становление первого музея неразрывно связано с развитием краеведческого движения в Туве. Среди наиболее интересных экспозиций в музее действует постоянная экспозиция "Сокровища Долины царей Тувы.
Музей располагает уникальными экспонатами: оригинал первого тувинского букваря, осколок метеорита, найденный на реке Ченге; коллекция древних шаманских атрибутов; буддийская коллекция - одежда, скульптура, танки, музыкальные инструменты, сутры; большая коллекция культовых предметов из Верхнечаданского хурээ, переданная в музей последним монахом в 1956 г.; золотые пластины, бронзовая бляха, украшения, погребальная колода из кургана Аржаан, макет кургана Аржаан, изготовленный из лиственницы, вынутой из самого кургана; древнетувинская этнографическая коллекция (музыкальные инструменты, орудия труда); коллекция тувинских камнерезов.
Заключение
Наша гипотеза нашла свое подтверждение. Проведя наблюдения и проанализировав полученную информацию, пришли к выводу, что каждый религиозный объект является уникальной достопримечательностью, имеющий интересную историю. Для сохранения этих объектов требуется вести постоянную разъяснительную работу среди населения нашей республики. Получив ответы на заданные вопросы, я поняла, что, к сожалению, и школьники, и взрослые почти не имеют конкретных знаний. Основной причиной того, что люди так мало знают о своем родном крае, я считаю недостаток соответствующей литературы. Это было главной проблемой и для меня при изучении поставленного вопроса. Я нашла лишь два вида литературных источников: это красочные иллюстрированные издания, предназначенные больше для туристов, в которых представлена поверхностная и обобщенная информации. В большинстве источников просто повторяется справочная информация. Работа должна иметь продолжение, так как рассмотрена малая часть исторического, культурного и архитектурного наследия города.
Список литературы.
1. Люди центра Азии. II том. Новосибирск, 2001.
2. Драгоценности Тувы. По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011
3. Кужугет Шойгу. Танну-Тыва: страна озёр и голубок рек – М.: Редакционно-издательский центр Ассамблеи народов России, издательство «Новости Тувы». 2004.
4. Путеводитель ТУВА ЛЕ ПТИ ФЮТЕ, Москва «Авангард», 2004
5. Шактаржык К.О., В.А Биче-оол Тыва дугайында чугаалар- Кызыл, 2004
6. Шактаржык К.О, Кылгыдай А.Ч География республики Тыва 9 класс-Кызыл, 2006
9. Интернет – портал http://www.pravtuva.ru
Сорняки
5 зимних аудиосказок
Развешиваем детские рисунки дома
Как напиться обезьяне?
Как Снегурочке раскатать тесто?