Проходя по улицам Тулы, невольно обращаешь взор на храмы, стоящие на главной площади города – храмы бывшего Успенского монастыря. Их видно еще из далека, они поражают своей красотой и величественностью. Целью данной работы является изучение храмов бывшего Успенского монастыря (Успенского храма и Преображенской церкви): истории их строительства, архитектурных особенностей, деятельности и современного состояния.
Вложение | Размер |
---|---|
preobrazhenskaya_tserkov_olimpiada.doc | 220.5 КБ |
Введение:
Проходя по улицам Тулы, невольно обращаешь взор на храмы, стоящие на главной площади города – храмы бывшего Успенского монастыря. Их видно еще из далека, они поражают своей красотой и величественностью. Целью данной работы является изучение храмов бывшего Успенского монастыря (Успенского храма и Преображенской церкви): истории их строительства, архитектурных особенностей, деятельности и современного состояния.
1. История возникновения монастыря
Местом, где находился Успенский женский монастырь, была городская площадь, точнее - площадь в «деревянном городе». Тула имела три города, т. е. укрепления, а именно: каменный, иначе - кремль, построенный от 1514 до 1521 года, около него - деревянный и еще далее - земляной. Городская площадь находилась между стенами - южной кремля и северной «деревянного» города. Площадь прилегала к южной стене кремля, против которой и был построен Успенский монастырь. Что касается даты образования монастыря, то было донесение настоятельницы Тульского Успенского женского монастыря игуменьи Магдалины игумену Филадельфию: «Тульский Успенский девичий монастырь, общежительный, в каком году устроен оный, того не известно, по причине бывшаго в 1836г. в г. Туле громадного пожара, истребившаго монастырские документы, хранившиеся в сгоревшей в то время настоятельской келии; имеется впрочем указание, что сей монастырь построен государем Царем и Великим князем Алексеем Михайловичем в 1644г, ибо в писцовой книге Тульского посада сказано: «монастырь девичий строение государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича». [1] Монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя каменными башнями, в одной из которых находилась часовня. Первый и самый древний храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пресвятой Богородицы, по имени которого монастырь и стал называться Успенским. Сначала церковь была деревянной, но просуществовала недолго. Ее разобрали и возвели каменную. Но и ей не суждена была долгая жизнь. Во второй половине XVIII столетия Успенская церковь обветшала и была разобрана, а в 1792 г. построена новая за счет государственной казны попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. В XIX столетии эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 г. перестроена. В 1899 г. по проекту губернского инженера Э.В. Скавронского на этом месте начинает возникать удивительное по архитектуре культовое сооружение – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1902 г. Успенская церковь была разобрана до основания и на ее месте воздвигнут новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Строилась она до 1902 г. и до сих пор поражает специалистов своей архитектурой. Это большой двухэтажный храм, построенный в псевдорусском стиле и завершенный пятиглавием. В верхней холодной церкви было три престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем этаже была устроена трапезная церковь с одним престолом – во имя равноапостольной Мироносицы Марии Магдалины и св. великомученика Пантелеимона. Освящен храм был владыкой Питиримом 24 октября 1902 г. [2]
2. Архитектура Успенского храма
Храм крестово-купольного типа, четырехстолпный, трехнефный, причем каждый неф заканчивается апсидой. Таким образом, в храме три апсиды с тремя конхами. На каждой конхе присутствует купол на узком барабане. Апсиды - с окнами, украшенными лопатками и кокошниками. В таком декоре прослеживается имитация византийской колонны. Храм с трансептом. Это поперечный неф или несколько нефов, отделяющие апсиду от остального пространства церкви. Трансепт возник в раннехристианскую эпоху в византийских провинциях. Храм пятикупольный, причем количество куполов на храме всегда символично. В данном случае пять куполов - в честь Спасителя и четырех Евангелистов. Купол вообще в византийских строениях играл главную роль. Свод и купол были вершиной строительного и архитектурно-художественного мастерства, олицетворяя собой дальнейшее развитие христианской религиозной мысли. Окна расположены по всему периметру здания, причем окна первого этажа небольшие, немного закругленные сверху, а на втором этаже окна узкие, высокие, аркообразные, украшены колонками из белого камня и стрельчатыми арками. Такие же окна присутствуют и в апсиде. Интересной особенностью храма является то, что он весь завершается узорной кирпичной кладкой в виде килевидных закомар, похожих на огненные языки. Верхняя часть стены почти исчезла под колонками, ширинками, карнизами, наличниками, изразцами. Это явно объясняется желанием украсить дом Божий «паче всех иных» согласно изменившимся вкусам времени.[3] Барабан, несущий главный купол, с окнами, декорированными византийскими полуколонками. Украшен аркатурным поясом и кокошниками. Очень интересен вид крестов, венчающих купола. Это четырехконечные кресты с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх. Это очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды. Вход в церковь завершается большой стрельчатой аркой, декорированной крестами и кругами. Надо сказать, что организация входа в храм сложилась к концу XVII в. К этому времени вход приобретает более торжественный характер. Большое распространение получил портал в виде приставленного к стене двухколонного портика. Успенская церковь является прекрасным тому примером, хотя и относится к более позднему времени. Дверь из железа, украшена накладными рельефами.
Успенский храм
3. Строительство храма Преображения Господня
В 1830-х годах из-за обветшания храма Николая Чудотворца приблизительно на его месте был возведен большой двухэтажный храм Преображения Господня, который сохранился до наших дней. Главный престол нижнего храма - в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» — освятили в 1836 году. На первом этаже были еще два престола — во имя Архистратига Михаила и во имя святой великомученицы Варвары. Главный престол новой церкви - во имя Преображения Господня — находился на втором этаже и был освящен в 1842 году. Южный придел верхнего храма посвятили Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, северный - Николаю Чудотворцу (в память прежнего храма). Приделы освящены в 1843 году. Древнейшей и главной святыней Успенского монастыря была икона Николая Чудотворца, именуемая «Тульской». О ее происхождении сохранилось такое сказание. В XVI веке один из днепровских казаков нашел в Туле на болоте икону св. Николая Чудотворца, построил во имя этого святого храм («Никола на площади») и поместил туда явленную икону. Эта икона с тех пор особенно почиталась казаками и воинами. Считалось, что именно «Никола Тульский» помог защитникам нашего города отразить нападение крымского хана Девлет-Гирея в 1552 году.[4] Интересно, что почти сразу же после взятия войсками Ивана Грозного Казани в этом городе возвели храм во имя Тульской иконы Николая Чудотворца. Священником в этом храме был Ермолай (по преданию, выходец из казаков), впоследствии - патриарх всея Руси Гермоген. Видный тульский историк и краевед Н.И. Троицкий (1851-1920) предполагал, что этот Ермолай (Гермоген) и был тем самым казаком, нашедшим икону Николая Чудотворца и воздвигшим в Туле храм «Николы на площади». Преображенская церковь была построена по проекту архитектора Василия Федосеева. Происходя из удельных крестьян Нижегородской губернии, он все же смог получить гимназическое образование и очень рано проявил способности к строительным работам. Уехал в Петербург, где вначале работал чертежником. Ведущие архитекторы по заслугам оценили талант В.Ф. Федосеева. Его пригласил к сотрудничеству мастер русского классицизма Карло Росси, привлекший его к работам, например, по строительству дворца на Елагином острове, корпусов Главного штаба, реконструкции Зимнего дворца. Помимо этого, в Туле он спроектировал и построил еще несколько зданий, в числе которых - колокольня Всехсвятского собора, храм Петра и Павла (сохранился), Казанская церковь (не сохранилась). Одно из лучших творений В.Ф. Федосеева в нашем городе - Преображенская церковь Успенского монастыря. В советские времена ее здание было сильно искажено — лишено четырех из пяти куполов и производило впечатление светской постройки. Впечатление светскости усиливалось и потому, что храм этот не имеет (и никогда не имел) алтарной апсиды — выступа (одного или нескольких, как правило, полуцилиндрических) в восточной части.
4. Архитектура Преображенской церкви
Преображенская церковь
Из тульских храмов, пожалуй, именно эта церковь наиболее близка к петербургской архитектуре позднего русского классицизма. Ученик К. Росси оказался достоин своего учителя. Северный и южный фасады украшают колоннады из восьми мощных дорических колонн. Между колоннами большие окна, благодаря которым хорошо освещался верхний храм. Цокольный этаж (нижний храм) имел полукруглые окна, обрамленные клиновидными камнями. Если подойти к входу то можно увидеть тамбур при входе в храм — видимо, более поздняя пристройка, выполненная в русском стиле, мало гармонирующем с классицистическим обликом Преображенской церкви. Первоначально колокольня находилась внутри монастыря. Она была построена вместе с церковью Успения Пресвятой Богородицы в 1791 году и разобрана при расширении этой церкви в 1856 году. Новую колокольню построили тогда же по линии северной стены монастырской ограды, над главными воротами монастыря. То есть колокольня выходила на улицу Лопатинскую (ныне Менделеевскую) и располагалась между Преображенской церковью и кельями настоятельницы. На колокольне было 7 колоколов. Во втором ярусе колокольни находилась небольшая церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в которую вел ход от келий настоятельницы. Колокольня, Преображенский храм, каменная ограда и башни по ее углам составляли гармоничный архитектурный ансамбль.[5] Монастырские ворота были сделаны «в готическом вкусе». Над воротами имелась вырезанная полистовому железу надпись: «1795 года мая 10 дня, в Тульском Успенском монастыре сделаны ворота при преосвященном епископе Афанасии и игуменье Таифе подаянием заводчика Ивана Родионовича Баташева». Надпись венчал вензель Екатерины II. В монастыре имелись две каменные часовни. Одна - Успенская - располагалась в юго-восточной башне, выходившей на улицу Барановую (ныне Тургеневская). Другая — Никольская — по линии северной стены ограды, между главными воротами и кельями настоятельницы.
5. Деятельность монастыря.
В XVIII веке все строения монастыря (в том числе ограда), кроме храмов, были деревянными. Первое каменное двухэтажное здание относилось к началу XIX века. В конце столетия в нем находились уже упоминавшиеся кельи настоятельницы. В первой половине 1840-х годов был построен еще один каменный дом - приют и училище для девочек-сирот духовного звания. Более всего каменных строений появилось в монастыре в 1880-1900-е годы. В их числе - корпус, в котором находились больница, аптека и богадельня. Он дожил до наших дней (здание на углу улиц Менделеевской и Тургеневской). На Барановую улицу выходили семь каменных монастырских лавок, где торговали восковыми свечами, ладаном, деревянным маслом, книгами духовного содержания, иконами. В монастырской просфорне, существовавшей с давних времен, монахини пекли просфоры для тульских храмов. В 1870 году в монастыре была основана библиотека, фонды которой насчитывали около 2000 томов. В 1894 году при монастыре открыли церковноприходскую школу. Вначале она находилась в деревянном доме, но через три года переведена в специально для нее надстроенный второй этаж над монастырскими лавками. Заведовал школой настоятель монастырских церквей, а занятия вели монахини и послушницы. В числе учениц были родственницы сестер обители, проживавшие в их же кельях. Многие воспитанницы школы по ее окончании оставались в монастыре в качестве послушниц. В 1911 году здесь обучались 63 девочки. В ночь на 15 ноября 1901 года загорелся большой каменный корпус, в котором жили 75 сестер, а также находились кухня и трапезная. Пожар начался по неизвестной причине в подвале, где хранились дрова, и очень быстро распространился по всему зданию. Огонь грозил и соседним постройкам. Героическими усилиями пожарных был спасен Преображенский храм. На восстановление корпуса сам император Николай II пожертвовал 2000 рублей. 2400 рублей поступили от протоиерея Иоанна Кронштадского. Благодаря этим пожертвованиям, а также другим благотворителям, здание удалось отстроить довольно быстро, причем вместо бывшего деревянного мезонина был надстроен кирпичный третий этаж. Ровно через год после пожара, 15 ноября 1902 года, восстановленный корпус был освящен.[6] На территории Успенского женского монастыря в 1841-1846 гг. был построен двухэтажный каменный корпус для проживания и обучения бедных девиц духовного звания. Он размещался по западной стороне монастыря от одной монастырской церкви до другой. Под нижним этажом со сводами находились пекарня, прачечная и баня, на первом этаже - кухня и комната для больницы, на втором — три комнаты для классов и две для проживания воспитанниц, в мезонине — четыре комнаты для проживания воспитанниц. На нужды училища жертвовало тульское духовенство. Наибольшую сумму -1143 рубля - внес священник Христорождественской церкви Иоанн Мясновский. Из светских людей отличился коллежский асессор Василий Иванович Колобков. Он пожертвовал несколько тысяч рублей при жизни и завещал училищу деньги от продажи принадлежавшего ему имения; эта сумма составила 21 тысячу рублей. В училище было три класса: высший, средний и низший. За время обучения воспитанницы изучали чтение по церковной и гражданской печати, чистописание, грамматику, Священную историю, катехизис, основы арифметики, историю Российского государства, географию. С ними проводили занятия по рукоделию, по хозяйственной части в прачечной, на кухне. Обязательным было обучение церковному пению. Одновременно в училище проживали и учились от 50 до 60 воспитанниц. В 1657 году в Успенском монастыре жили 50 монахинь. К концу XIX века здесь насчитывалось до 400 монахинь и послушниц. По свидетельству последней настоятельницы обители, игуменьи Херувимы, многие послушницы происходили из дворянских семей. И сама она (в миру Вера Петровна Кирсанова) имела дворянское происхождение, получила образование в московском Екатерининском институте. Жизнь в монастыре регламентировалась уставом. Помимо обязательного присутствия на богослужениях, монахини и послушницы исполняли возложенные на них обязанности в монастырских учреждениях и по хозяйству. Монахини и послушницы занимались разнообразными рукоделиями. Часть их продукции шла на продажу, давая доход монастырю. В Успенском монастыре шили как простое, так и тончайшее белье, одеяла, выполняли шитье шелком, золотом, серебром и жемчугом, изготавливали монашеские одежды и церковные облачения. На рубеже XIX-XX веков монастырь еще выполнял роль воспитательного и исправительного учреждения. Так, в 1912 году в Успенский монастырь по приговору Тульского окружного суда была помещена пятнадцатилетняя Ольга Борисова, крестьянка Зайцевской волости Тульского уезда, за кражу имущества у мещанина Трускевича. Жить в монастыре она должна была до 18 лет. На кладбище Успенского монастыря, под сенью его храмов нашли последний приют не только его монахини и послушницы, но и многие благотворители, а также жители Тулы и ее окрестностей. Могила тульского гражданского генерал-губернатора А.И. Лопухина находилась в нижнем этаже Преображенской церкви. Под непосредственным наблюдением А.И. Лопухина в 1791 году возводился каменный Успенский храм и каменная ограда с колокольней.[7] На монастырском кладбище были похоронены вице-губернатор Калуги, а потом - Могилева Н.А. Ордин и его супруга. Здесь находились могилы княгини М.Н. Гагариной; городского головы Тулы И.А. Постникова; писателя-мистика, драматурга, религиозного философа М.В. Ладыженского и его жены; купца Е.Х. Кучина, завещавшего капитал на строительство храма Александра Невского.
5. История монастыря на современном этапе
После Октябрьской революции, с 1918 года монастырь фактически не функционировал, хотя официально еще не был закрыт. В 1918 году насельницы монастыря организовали белошвейную мастерскую, которая выполняла заказы «Губодежды», ведь монахини и послушницы были прекрасными мастерицами-рукодельницами. По крайней мере, эти женщины оставались жить в родных кельях и могли кое-как существовать, оставаясь вместе, помогая друг другу. В 1921 году мастерская была реорганизована в артель «Труд» по изготовлению веревочной обуви и белья. Черный день настал 7 сентября 1921 года. Среди прочих в повестке дня заседания президиума Тульского губи-с полкома значился вопрос о «коллективе Тульского женского монастыря» и обо всех монастырях губернии. В постановлении говорилось:
«1. Ликвидировать в пределах Тулы и губернии все монастыри, как женские, так и мужские. Для чего монахов и монахинь распустить, причем способных к труду из них направить в распоряжение отделов труда для привлечения их к работе в порядке трудовой повинности.
2. Находящееся в их распоряжении имущество, как движимое, так и недвижимое передать коммунальному отделу и другим учреждениям для целесообразного использования».[8]
Преображенская церковь была передана в распоряжение оружейного завода. Ее цокольный этаж долгое время использовали под склад, верхний — занимали учреждения Пролеткульта. Новые хозяева лишили храм четырех из пяти куполов. С 1949 года здесь находился Тульский комитет ДОСФЛОТа, позже - Морская школа. В 1960 году Преображенскую церковь поставили на государственную охрану, как памятник архитектуры XIX века. В конце 1993 года храм передали Тульской православной классической гимназии. В 2007 году было восстановлено пятиглавие Преображенской церкви. 13 августа на восстановленные малые главы были водружены кресты. Успенскую церковь от неизбежного разрушения спасло лишь то, что ее с 1922 года использовали в качестве хранилища документов Тульского архива. В конце 1970-х годов Успенская церковь оказалась на краю площади Ленина, храм был взят на госохрану как памятник архитектуры. Отыскались деньги на его частичную реставрацию. Были восстановлены четыре утраченные ранее малые луковичные главки пятиглавия, подновлен разрушаемый временем центральный купол, установлены кресты, небольшие главки над алтарем. Почти заново сложили полуразвалившийся цоколь, подновили белокаменные детали отделки. 16 сентября 2001 года во время пребывания в Туле Патриарха Алексия II представители тульских властей торжественно вручили Его Святейшеству символический ключ от Успенской церкви — в знак передачи храма Тульской епархии. Но только осенью 2005 года архивные документы перевезли из храма в другое помещение. 24 января 2007 года архиепископ Тульский и Белевский Алексий освятил престол нижнего храма Свято-Успенского собора во имя Собора тульских святых. Вечером того же дня состоялось торжественное перенесение мощей блаженного Иоанна Тульского из Всехсвятского кафедрального собора в Свято-Успенский кафедральный собор. Весной 2008 года на купола Успенского кафедрального собора были установлены новые кресты. В монастырском храме нижняя церковь не была расписана. Теперь храм украшен замечательной стенописью, выполненной бригадой иконописцев из Пензы под руководством Андрея Полозова. Резной иконостас и киоты изготовила группа резчиков из Новомосковска под началом Андрея Жирякова. Храмы Успенского женского монастыря ныне входят в кафедральный комплекс Тульской епархии, в котором состоят также Всехсвятский собор и Успенский собор в кремле.
Заключение:
В ходе изучения храмов была проделана большая работа: много материала прочитано, приведено в систему, изучена история церквей. Судьба бывшего женского монастыря очень интересная и сложная, особенно в советский период нашей истории. Очень интересна и необычна архитектура храмов. При монастыре была открыты церковноприходская школа, затем исправительно-воспитательное учреждение, позже организованно кладбище. Это говорит о том, что монастыри и храмы во все времена сочетали в себе не только религиозные и духовные функции, но воспитывающие, образовательные. Прекрасно, что пройдя такой непростой путь Успенская и Преображенская церкви восстановлены и занимаются просветительской деятельностью.
Список литературы:
[1] Троицкий Н. И. Песнь Песней в фресках Тульского Успенского собора // Памятная кн. Тул. губ. на 1895 г. Тула, 1895.
[2] http://sobory.ru
[3] http://russian-church.ru
[4] http://www.rusarchives.ru
[5] Троицкий Н. И. Песнь Песней в фресках Тульского Успенского собора // Памятная кн. Тул. губ. на 1895 г. Тула, 1895.
[6] Троицкий Н. И. Песнь Песней в фресках Тульского Успенского собора // Памятная кн. Тул. губ. на 1895 г. Тула, 1895.
[7] http://tulablag.ru/index/preobrazhenskij_khram_na_ul_mendeleevskoj
[8] http://russian-church.ru
Л. Нечаев. Яма
Мороз и заяц
Смекалка против Змея-Горыныча
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку