Мы ежедневно совершаем покупки в магазинах. Заботясь о своем здоровье, стараемся обращать внимание на состав продуктов. Но обращаем ли мы внимание на то, вредит ли производство данной продукции окружающей среде?
Обилие товаров ошеломляет красочным оформлением и многообразием. Мы можем способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, стимулируя производителя повышать уровень экологической безопасности своего производства.
Многие люди стремятся приобрести экологически чистые продукты. Но как их отличить из массы товаров на наших прилавках?
Вложение | Размер |
---|---|
eko-markirovka_na_produktah_pitaniya.docx | 54.4 КБ |
eko-markirovka.ppsx | 2.03 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Городского округа «Жатай»
Исследовательская работа
по экологии на тему
«Эко-знаки на продуктах питания»
Выполнил: Семенцова Лилия
ученица 11 класса
Руководитель проекта: Кузьмина И.В.
учитель физики
Жатай – 2017
План:
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое экологическая маркировка
2. Штрих-коды
2.1. Теоретическая часть
2.2. Практическая часть
3. Эко-знаки на фруктах
3.1. Теоретическая часть
3.2. Практическая часть
Заключение
Рекомендации
Список использованной литературы
Введение
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.
Ф.М. Достоевский
Человек и природа тесно связаны между собой. Почти все, что нужно человеку, он берет от природы. Человек – дитя природы, часть ее. Он всегда будет действовать по ее законам. Но, создавая удобные для себя условия существования – города, заводы, железные и автомобильные дороги – человек одновременно ухудшает условия существования животных и растений, да и свои собственные. Мир находится на пороге экологической катастрофы. Залог здоровья человека — это чистая окружающая среда.
В Конституции Российской Федерации зафиксировано право гражданина на благоприятную окружающую среду. Но если мы сами не будем предпринимать никаких реальных действий для сохранения окружающей среды, сможем ли мы воспользоваться своим правом уже через несколько лет?
Но что можем сделать мы – простые люди для этого? Разве можем мы повлиять на производителей товаров и услуг, чтобы при производстве они приносили меньший вред окружающей среде? Оказывается, можем.
Мы ежедневно совершаем покупки в магазинах. Заботясь о своем здоровье, стараемся обращать внимание на состав продуктов. Но обращаем ли мы внимание на то, вредит ли производство данной продукции окружающей среде?
Обилие товаров ошеломляет красочным оформлением и многообразием. Мы можем способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, стимулируя производителя повышать уровень экологической безопасности своего производства.
Многие люди стремятся приобрести экологически чистые продукты. Но как их отличить из массы товаров на наших прилавках?
В связи с этим особый интерес на упаковке товаров представляет экологическая маркировка – специальная система знаков и обозначений, вызванная к жизни осознанием необходимости сохранения окружающей природной среды и достижения гармонии человека с природой посредством природоохранной деятельности.
Она является средством предоставления потребителям доступной информации, позволяющей сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывая также наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду в процессе его производства.
Но незнание ее смысла и наличие текста на иностранном языке делают экологическую маркировку малоэффективной. Анкетирование части родителей и учащихся нашей школы показало, что подавляющее большинство покупателей не знакомы со смыслом и значением экологической маркировки товаров, не четко осознают смысл экологической безопасности продуктов. Хотя 68% опрошенных готовы покупать экологически безопасную продукцию, даже если она будет стоить немного дороже обычной. Таким образом, потребитель, имея явное стремление покупать здоровые, экологические продукты, не имеет возможности осуществить осознанный выбор, так как не разбирается в знаках экологической маркировки.
Проблема недостаточной информированности граждан об экологических знаках на упаковке товаров, их смысле является актуальной для российского общества. Поэтому в своей работе мы решили обратить внимание на эту проблему.
Цель исследования: привлечь внимание граждан к проблеме сохранения благоприятной окружающей среды через повышение информированности об экологических маркировках на упаковке товара.
Задачи исследования:
1. Подобрать и изучить информацию о штрих-кодах, их классификации.
2. Провести анкетирование учащихся и их родителей.
3. Исследовать упаковку различных товаров на наличие эко-маркировки.
4. Оформить презентацию по теме.
5. Выступить на классных часах для родителей и учащихся нашей школы.
Тип проекта: индивидуальный, информационно-исследовательский
Гипотеза: Выбор потребителей заставляет производителей менять производство в сторону уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду.
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое экологическая маркировка
Изобилие товаров в сегодняшних магазинах и супермаркетах вынуждает производителей разрабатывать все новые и новые модели упаковок. Появление красочных и оригинальных упаковок направлено на то, чтобы обратить на себя внимание покупателя. Для того чтобы покупатель легко мог найти и узнать безопасную для здоровья и окружающей среды продукцию, была создана экологическая маркировка - рекламирование товаров, производство которых не наносит ущерба окружающей среде.
Знак используется на упаковке для того, чтобы потребителю было проще ориентироваться, и, взглянув на упаковку или сопровождающую бумагу, уже понимал, что он приобретает товар или услугу, цикл производства, потребления и утилизации которых наносит минимально возможный вред окружающей среде. Вместе с этим товар не представляет угрозы для здоровья самого человека.
Какой бы ни была новейшая разработка, на любом продукте всегда будут изображены знаки, несущие потребителю различную информацию о товаре. Отечественные и международные, понятные и не очень, они тоже имеют свою классификацию, законодательную базу применения и историю.
Первый и старейший в мире экологический знак – «Голубой ангел». Он был создан в 1977 году по инициативе федерального министерства внутренних дел Германии. К настоящему времени им отмечены 4000 наименований продукции, начиная от компьютеров и заканчивая мебелью, несмотря на довольно высокие требования, учитывающие все этапы производства.
Успешным опытом Германии воспользовались многие страны для разработки собственных программ экологической маркировки и сертификации.
Сейчас в развитом мире существует большое количество экологических знаков.
Экологические знаки как символика должны быть просты и понятны. Иногда экологические знаки создаются в какой-то отдельно взятой стране, но чаще всего они все же общепонятны, и экологические организации, разработавшие экологические знаки, так же дополнительно тратят средства на то, чтобы их узнавали в разных странах. Экомаркировку могут получить очень многие товары и услуги. Главное требование - стремление к снижению нагрузки на окружающую среду и качественный продукт или услуга. Экомаркировкой отмечают:
2. О чем расскажет штрих-код?
Выбирая в магазине тот или иной товар, мы редко обращаем внимание на надписи на этикетках. И совершенно напрасно — знающий человек сможет извлечь из них полезную для себя информацию. Взять хотя бы ставший привычным штрих-код…
Сейчас практически на любом товаре можно увидеть набор черточек и написанных под ними цифр — то, что принято называть штрих-кодом. В далекие советские времена штрих-кода не было и в помине. В период тотального дефицита товаров было немного, ориентироваться в них было несложно, поэтому необходимость в дополнительной кодировке отсутствовала. При нашем сегодняшнем изобилии запомнить все наименования не в состоянии ни продавец, ни производитель. Вот и пришли на смену длинным сертификатам с описанием товара короткие и компактные штрих-коды. Продавцу теперь достаточно пронести товар штрих-кодом вниз над кассовым аппаратом, и на экране появляется вся необходимая информация. Это значительно упрощает и убыстряет процесс складирования и продажи продуктов. Сейчас закодированы практически все товары, вращающиеся на мировом рынке. Однако это вовсе не обязательно. При желании производитель может и не ставить на свой товар штрих-код, тем более что стоит это недешево. Но производители предпочитают раскошелиться: реализовать товары без штрих-кода практически невозможно (большинство магазинов отказываются их принимать). Штриховое кодирование было изобретено и запатентовано в США в 1949 году Джо Вудлэндом и Берни Сильвером. Это изобретение, в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN-13, введенный в обращение в 1977 году. В России система EAN была введена в 1986 году.
2.1. Теоретическая часть
Что надпись сия означает?
Внешний вид штрих-кода мало о чем может сказать. Вопреки тому, что мы привыкли видеть, он вполне может быть и узким, и коротким, и вовсе без цифр. Допускаются и сокращенные кодировки. Но это, скорее, исключение. Большинство производителей придерживаются установленной системы кодирования. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы загадку эту разгадать, потому что каждая цифра обозначает конкретные данные. Итак, в штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять — код предприятия. Последняя цифра штрих-кода — контрольная, служит для определения подлинности кода. Штрих - код - это ряд вертикальных чёрных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые две цифры обозначают страну - производителя, за ними следует пять цифр кода предприятия - изготовителя. Следующие пять цифр кодируют наименование товара и его потребительские свойства (размеры, массу, цвет, и пр.). Последняя цифра в ряду - контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Есть штрих - коды, где страна - изготовитель обозначается 3 цифрами, а предприятие - изготовитель -4 цифрами. Первичная экологическая экспертиза качества продуктов проведена по следующим пункта.
2.2. Практическая часть
Посчитаем-с
Если проделать несложные арифметические вычисления с цифрами штрих-кода, есть шанс доподлинно узнать о том, настоящий продукт перед вами или банальная подделка.
1. Присваивают цифрам в штриховом коле места с 1-го ло 12-го, исключая контрольную цифру
2. Складывают цифры, находящиеся на четных местах, и полученную сумму умножают на 3. Например: 6 + 7 + 0 + 5 + 0 + + 1 = 19; 19x3 = 57;
3. Складывают цифры, находящиеся на нечетных местах. Например: 4+0+0+9+2+0= 15;
4. Складывают результаты, полученные в п. 2 и п. 3, и получают двух- или трехзначное число. Например: 15 +97 =112;
5. Оставляют у полученной итоговой суммы лишь число, находящееся на последнем месте. Например: 2;
6. Вычитают из 10 полученное число. Полученная разность и есть контрольное число, которое должно совпадать с тем, что указано в штриховом коде. Например: 10 — 2 = 8.
У нас совпала последняя цифра, а значит продукт легальный.
Штрих-коды стран-производителей, чьи товары чаще всего встречаются на российском рынке (первые две цифры):
США, Канада 00, 01, 03, 04, 06
Франция 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
Германия 40, 41, 42, 43
Великобритания (и Северная Ирландия) 50
Япония 49
Бельгия (и Люксембург) 54
Норвегия 70
Дания 57
Финляндия 64
Португалия 56
Швеция 73
Швейцария 76
Италия 80, 81, 82, 83
Израиль 72
Голландия 87
Австрия 90, 91
Австралия 93
Турция 869
ЮАР 60, 61
Исландия 84
Китай 690-693
За Россией закреплен диапазон кодов 460−469.
3. Эко-знаки на фруктах
Маленький стикер на банане или мандарине может быть источником важной информации. А некоторые люди создают из них целые коллекции. Мы же расскажем вам некоторые любопытные факты.
Сейчас наклейками на фруктах и овощах уже никого не удивить. Почти всегда они есть на бананах, апельсинах, часто попадаются на яблоках, грушах, киви и других фруктах, а иногда и на овощах – огурцах, помидорах, перцах.
На самом деле они съедобны
Конечно, из этого не следует, что наклейку нужно обязательно съесть. Но производители уверяют, что все стикеры делают из специальной съедобной бумаги. Такую, например, иногда используют в украшении тортов. Съедобен даже клей, нанесенный на стикер.
3.1. Теоретическая часть
Это так называемые PLU-коды, их применение необязательно. Коды указывают на способ выращивания продукта, его сорт, размер и пр. и применяются для развесных товаров (фруктов, овощей, орехов и трав).
4ХХХХ или 3XXXX
Это говорит о том, что фрукты выращивали по “интенсивному” принципу. Иными словами, с максимальным использованием агротехнологий, включая обильное применение удобрений и других пестицидов.
5ХХХХ
Самый лучший знак! Такие фрукты выращивали по “бабушкиным” технологиям. Продукт органический - выращен природным, традиционным способом, без применения химикатов.
8ХХХХ
Овощ или фрукт содержит ГМО. На рынке РФ этого кода быть не должно. А в США появились в продаже первые ГМО-яблоки с такой маркировкой.
3.2.Практическая часть
Анкета
1)Знаете ли вы, что такое экологическая маркировка товара.
а) да - 26%
б) нет -58%
в) что-то слышали об этом - 42%
2)Что для вас значит экологическая безопасность продукции
а) продукция безопасная для здоровья человека -64%
б) минимально отрицательное воздействие продукции на окружающую среду -36%
3.Готовы ли вы покупать экологически безопасную продукцию, даже если она будет дороже обычной?
а) да -62%
б) нет -30%
в) не знаю – 8%
4. Обращаете ли вы внимание на знаки на упаковке, знакомы ли они вам?
а) да - 16%
б) нет -20%
в) большей часть знакомы, но не все – 64%
5. Расположите по значимости факторы, влияющие на ваш выбор при покупки товаров
а) качество товара, его натуральность-36% б)экологическая безопасность-24%
в) яркая упаковка -32% г) реклама-8%
Заключение
В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что население нашего города проявляет интерес к сохранению и поддержанию экологической безопасности. Но недостаток знаний приводит к недооценке экологических знаков на товарах.
Повышение информированности граждан делает возможным повышение спроса на экомаркированную продукцию. Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупатель может способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, которая не будет нести вреда ни его здоровью, ни окружающей среде.
Поведение потребителя может стимулировать производителя внедрять новые технологии, повышающие уровень экологической безопасности производства.
В результате исследования мы сделали вывод, что пока на нашем рынке присутствует очень мало продукции с подобными знаками, хотя и российские, и зарубежные экознаки можно встретить на упаковках продукции в магазинах Жатая. Их не так много, но есть смысл поискать и приглядеться.
Необходимо также прививать людям экологические знания, любовь к природе, воспитывать чувство высокой ответственности за сохранение и приумножение природных богатств, бережливое их использование, чтобы каждый человек мог ощутить свою причастность к делу защиты окружающей среды. Чтобы люди поняли, что забота о состоянии окружающей среды – это дело каждого. Маленькое дело лучше большого безделья.
Мы рекомендуем гражданам обращать внимание на экологические знаки на упаковке товаров, быть более ответственными и выбирать продукцию, производство которой наносит минимальный ущерб вам самим и окружающей среде. Не только знать, но и делать!
У нас сегодня есть возможность быть информированными о качестве используемого товара – пользуйтесь ею, будьте экологически грамотны и … здоровы.
Рекомендации
В ходе реализации проекта мы планируем привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме выбора экологически чистого товара. Для этого был проведен классный час, где по результатам анкетирования стало понятно, что не все знали об экологических знаках, невнимательно смотрели на упаковку.
Список использованной литературы:
1. Вринчук В.В. Экологическое право (право окружающей среды) М.2008
2. Гордышевский С.М.,Эко-маркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности продукции и качества жизни [Электронный ресурс] / С.М. Гордышевский// Санкт-Петербургский Экологический союз
3. Деловой экологический журнал №3/2003, С.45-50.
4. Знаки соответствия и экологическая маркировка на упаковках товаров. [Электронный ресурс]. bio-lavka.kiev/litvsyachinasoo.shtml
5. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - Ростов н/Д.: издательский центр "Март", 2000.
6. Реймерс Н.Ф.Природопользование. Словарь-справочник.М.2008
7. Экомаркировка: Вопрос-Ответ. [Электронный ресурс] ecounion/ru/site
8. Экологическая маркировка. [Электронный ресурс] ozpp/consumer/useful/article9.html. (доступ 05.05.07)
9. www.city.davis.ca.us/city/pworks/gguide/plastic.htm
10. www.ecounion.ru
Слайд 1
Эко-маркировка на продуктах питания Выполнил: Семенцова Лилия ученица 11 класса Руководитель проекта: Кузьмина И.В. учитель физики Республика Саха (Якутия) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Городского округа «Жатай»Слайд 2
Цель исследования: привлечь внимание граждан к проблеме сохранения благоприятной окружающей среды через повышение информированности об экологических знаках на упаковке товара и знание штрих кодов.
Слайд 3
Задачи исследования : 1. Подобрать и изучить информацию об экологических знаках, их классификации. 2. Провести анкетирование учащихся и их родителей. 3.Исследовать упаковку различных товаров на наличие эко маркировки. 4. Сравнить штрих-коды на упаковке товаров импортного и отечественного производства. 5.Провести практическую работу по считыванию штрих-кода 6.Оформить презентацию по теме. 7.Выступить на классных часах для родителей и учащихся нашей школы.
Слайд 4
Экомаркировка Это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм
Слайд 5
Эко знаки Некоторые знаки, отражающие экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств:
Слайд 6
Практическая часть Изучение наличия эко маркировки на различных группах товаров
Слайд 7
Изучение наличия экологических знаков на различных группах товаров
Слайд 8
О чем расскажет штрих-код? Выбирая в магазине тот или иной товар, мы редко обращаем внимание на надписи на этикетках. И совершенно напрасно — знающий человек сможет извлечь из них полезную для себя информацию. Взять хотя бы ставший привычным штрих-код…
Слайд 9
Штрих-код делится на два вида: Код EAN- 13 в штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять — код предприятия. Последняя цифра штрих-кода — контрольная, служит для определения подлинности кода. Штрих - код - это ряд вертикальных чёрных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые две цифры обозначают страну - производителя, за ними следует пять цифр кода предприятия - изготовителя. Следующие пять цифр кодируют наименование товара и его потребительские свойства (размеры, массу, цвет, и пр.). Последняя цифра в ряду - контрольная, она используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Есть штрих - коды, где страна - изготовитель обозначается 3 цифрами, а предприятие - изготовитель -4 цифрами.
Слайд 10
Код EAN-8 код страны; код изготовителя; контрольное число.
Слайд 11
Практическая часть 1. Присваивают цифрам в штриховом коле места с 1-го ло 12-го, исключая контрольную цифру 2. Складывают цифры, находящиеся на четных местах, и полученную сумму умножают на 3. Например: 6 + 7 + 0 + 5 + 0 + + 1 = 19; 19x3 = 57; 3. Складывают цифры, находящиеся на нечетных местах. Например: 4+0+0+9+2+0= 15; 4. Складывают результаты, полученные в п. 2 и п. 3, и получают двух- или трехзначное число. Например: 15 +97 =112; 5. Оставляют у полученной итоговой суммы лишь число, находящееся на последнем месте. Например: 2; 6. Вычитают из 10 полученное число. Полученная разность и есть контрольное число, которое должно совпадать с тем, что указано в штриховом коде. Например: 10 — 2 = 8. У нас совпала последняя цифра, а значит продукт легальный.
Слайд 12
Штрих-коды стран-производителей Чьи товары чаще всего встречаются на российском рынке (первые две цифры): Япония 49 Бельгия (и Люксембург) 54 Норвегия 70 Дания 57 Финляндия 64 Португалия 56 Швеция 73 Швейцария 76 Италия 80, 81, 82, 83 Израиль 72 Голландия 87 Австрия 90, 91 Австралия 93 Турция 86 ЮАР 60, 61 Исландия 84 За Россией закреплен диапазон кодов 460-469.
Слайд 13
Маленький стикер на банане или мандарине может быть источником важной информации. А некоторые люди создают из них целые коллекции. Мы же расскажем вам некоторые любопытные факты. Сейчас наклейками на фруктах и овощах уже никого не удивить. Почти всегда они есть на бананах, апельсинах, часто попадаются на яблоках, грушах, киви и других фруктах, а иногда и на овощах – огурцах, помидорах, перцах.
Слайд 14
Эко-маркировка на фруктах Некоторые наклейки содержат цифровой код. Что он означает? Обычно четыре цифры на стикере говорят о том, что фрукт или овощ выращен традиционным способом. Если цифр пять, то нужно смотреть, какая цифра стоит первой. Если номер начинается с цифры 8, перед вами продукт, при выращивании которого использовались технологии генной инженерии – тот самый ГМО, вызывающий столько споров. Если первой стоит цифра 9, фрукт или овощ выращен по так называемым органическим технологиям, в максимально близких к естественным природным условиям. В остальном же код обычно один и тот же. Например, на бананах вы увидите число 4011 или 94011, если продукт заявлен как органический. На яблоках стоят цифры 4130, а на киви – 4030.
Слайд 16
АНКЕТА Знаете ли вы, что такое экологическая маркировка товара. а) да б) нет в) что-то слышали об этом
Слайд 17
2. Что для вас значит экологическая безопасность продукции а) продукция безопасная для здоровья человека б) минимально отрицательное воздействие продукции на окружающую среду
Слайд 18
3.Готовы ли вы покупать экологически безопасную продукцию, даже если она будет дороже обычной? а) да б) нет в) не знаю
Слайд 19
4. Обращаете ли вы внимание на знаки на упаковке, знакомы ли они вам? а) да б) нет в) большей часть знакомы, но не все 5. Расположите по значимости факторы, влияющие на ваш выбор при покупки товаров а) качество товара, его натуральность б)экологическая безопасность в) яркая упаковка г) реклама
Слайд 20
Выводы Недостаток знаний приводит к недооценке экологических разных знаков на товарах. 2. Повышение информированности граждан делает возможным повышение спроса на экомаркированную продукцию. Благодаря информации, которую несет экомаркировка, покупатель может способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, которая не будет нести вреда ни его здоровью, ни окружающей среде. 3. Поведение потребителя может стимулировать производителя внедрять новые технологии, повышающие уровень экологической безопасности производства. 4. Пока на нашем рынке присутствует мало продукции с эко знаками, хотя и российские, и зарубежные эко знаки можно встретить на упаковках продукции в магазинах Жатая. Их не так много, но есть смысл поискать и приглядеться. 5. Но не только экологические знаки влияют на продукт, кроме этого, есть еще ряд значимых обозначений .Например: Штрих код и пищевые добавки, одни из самых основных, которые нужно знать.
Слайд 21
Если вы хотите сохранить свое здоровье, внимательно изучайте этикетки товаров и выбирайте продукты, содержащие минимальное количество искусственных пищевых добавок, изучайте эко маркировки и смотрите на штрих коды. Список вредных для здоровья пищевых веществ с буквенным кодом Е постоянно пополняется, правила утилизации продуктов не соблюдаются. Будьте внимательны!
Хрюк на ёлке
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Медведь и солнце
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Ручей и камень