научно- практическая конференция
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_poslovits_i_pogovorok_v_povsednevnoy_zhizni_i.ppt | 1 МБ |
npk.doc | 682.5 КБ |
Слайд 1
Употребление пословиц и поговорок в повседневной жизни Выполнила : Якупова Руфина, ученица 7 класса МКОУ Аул- Бергульской СОШСлайд 2
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». А.М.Горький «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А.С. Пушкин
Слайд 3
Актуальность проекта заключается в том, чтобы донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Цель проекта: Способствовать пополнению словарного запаса учащихся пословицами и знаниями о них, проследив взаимосвязь соответствия значения пословицы и статуса населения жителей села аул Бергуль и деревни Бергуль, в конечном итоге, создать пособие для практического применения в повседневной жизни.
Слайд 4
Задачи: Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся школы, дать оценку полученных результатов. Дать общую характеристику пословице (и поговорке как части суждения), изучить историю возникновения. Научиться самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией. Сравнить пословицы, употребляемые татарами и русским населением. Создать мини-пособие (в виде буклетов) для использования пословиц в повседневной жизни.
Слайд 5
Методы исследования: Поисковый Исследовательский Групповой Наглядно – иллюстративный Опрос, беседа, анкетирование
Слайд 6
Пословица , жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме. Поговорка , образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла
Слайд 7
Источники появления пословиц жизненные наблюдения людей, социально – исторический опыт народа, борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм народа. Некоторая часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов («битый не битого везет», «по моему прошению, по щучьему велению»); церковных книг («Бог дал, Бог взял»).
Слайд 13
Татарские пословицы и поговорки
Слайд 14
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом; воспитанию таких положительных идеалов, как трудолюбие, стремление к знаниям, дружба, правдивость, смелость, патриотизм. помогают лучше узнать родной язык, увидеть его красоту, понять, что язык – это пласт культуры нашего народа
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Аул-Бергульская средняя общеобразовательная школа»
научно- практическая конференция
школьников «Знание. Поиск. Творчество. Труд»
Секция: Литература
Тема работы: «Употребление пословиц и поговорок в повседневной жизни»
Выполнила: Якупова Руфина, 7 класс
Руководитель: Бахрачева Эльвира Александровна,
учитель русского языка и литературы
с. АУЛ- БЕРГУЛЬ,
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..………..5
Пословицы и поговорки…………………………………………………….………….5
Русские и татарские пословицы. Тематика. Особенности употребления в речи………………………………………………………………………....………….. 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….. 10
Опрос учителей …………………………………………………………………….... 10
Опрос жителей села…………………………………………………………… . …...11
Создание буклета……………………………………………………………….……. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….……. …………......13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…….……….14
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...……......15
ВВЕДЕНИЕ
Богатство, разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознаёт, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Пословицы дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму – разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том, или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т.д.
А многие ли используют накопленную нашими предками мудрость в своей повседневной жизни и речи?
С целью изучения реального положения дел мы провели анкетирование. Всего в анкетировании приняли участие 19 учащихся 1-4 классов и 25 учащихся 5 – 11 классов. 17 учащихся заявило о том, что употребляют пословицы в своей речи иногда, 27 –вообще не используют. Чаще всего ребятами пословицы используются на уроке, больше всего пословиц знают о труде, работе, занятости, об учебе, знаниях, книге, о хлебе. Меньше всего о Родине и матери, о смелости, трусости, дружбе. Таким образом, мы видим, что анкетирование вывело ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Сами пословицы используются неактивно. Используются не все источники информации.
Актуальность темы заключается в том, чтобы донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни, а также то, что она отражает жизненный уклад населения.
Новизна проекта в том, что мы впервые составили книжку - малышку наиболее популярных пословиц учащихся школы, учителей и жителей села Аул-Бергульс целью обогащения словарного запаса и развития речи.
Цель проекта:
Пополнение словарного запаса учащихся пословицами и знаниями о них, проследив взаимосвязь соответствия значения пословицы и статуса населения жителей села аул Бергуль и деревни Бергуль, в конечном итоге, создать пособие для практического применения в повседневной жизни.
Гипотеза
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что пословица воспитывает и отражает реальную действительность жизни населения. Она передает бытовые, социальные, морально – этические народные взгляды.
Задачи:
Методы исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Пословицы и поговорки.
Пословица – самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Она составляет достояние целого народа или значительной части его, и заключает в себе общее суждение или наставление на какой – нибудь случай жизни. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Итак, что же такое пословица и поговорка.
Пословица, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
Поговорка, образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
В речи пословица чаще становится поговоркой и наоборот. Например, «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам чаще присущи все свойства языкового явления. Например, выражение «свинью подложить», то есть устроить кому – нибудь неприятность. Происхождение возникло со времен древних славян. Во время военных действий дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение, в древности.
Источники появления пословиц разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально – исторический опыт народа. Борьба с иноземными захватчиками, любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях. Некоторая часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, возникла из художественного творчества: сказок, преданий.
Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук, на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице и поговорке.
Совсем не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что поговорки и пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.
Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результат тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые сгруппированы по тематике.
Русские и татарские пословицы. Тематика.
Особенности использования в речи.
О богатстве речи свидетельствует использование в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
В каждом народе есть пословицы о труде, о Родине, о пище, еде, о правде и лжи и другие. Объектом нашего исследования стали пословицы татарского и русского народов. Особый интерес при изучении данного культурного пласта представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме.
Мы изучили сборники пословиц и поговорок татарского народа.
1. Белэкле берне егар, белемле менне егар
Силой рук можно одолеть одного, знанием – тысячу
2.Бер укымышлы кырык наданга бирешмэс
Один образованный не уступит сорока неучам
3.Гыйлемсез кеше – киемсез кеше
Человек неграмотный, что человек раздетый
4.Укыган кеше хур булмый
Грамотный человек не пропадет
5.Укыган улмэс, укымаган кён кюрмс
Образованный не пропадет, а неуч свет не увидит
6.Бэхет алтын байлыгында тугел, акыл байлыгында
Счастье не в золоте, а в уме – разуме
7.Бэхетле буласы бала карындыгын башына киеп туа
Счастливый ребенок рождается в рубашке
8. Бер кискэн ипи кире ябышмый;
Киселгэн икмэк кире ябышмый
Отрезанный ломоть снова с хлебом не склеишь
9.Бер култыкка ике карбыз сыймый
В одной подмышке два арбуза не поместятся
10.Бер кюзе чэршэмбегэ, икенчесе якшэмбегэ караган
Один глаз смотрит на среду, другой – на воскресенье
11.Биздергэн дэ тел, сёйдергэн дэ тел
Язык заставит и полюбить, и возненавидеть
Изучив ряд источников с примерами татарских и русских пословиц, мы пришли к следующим выводам:
Прежде всего, пословицы позволяют говорящему раскрыть нравственные идеалы, которые построены на основании Добра, Истины и Красоты. Они помогают:
Табаннан кереп, тубэдн чыгу
Через стопу войдет, через голову вылезет
Бер колактан керде, икенчесеннэн чыкты
В одно ухо войдет, в другое вылезет
Женлегэ якын торма
Держись подальше от взбесившегося
Бер тинтэк ойне тинтерэтэ, ике тинтэк аулне тинтерэтэ
Один дурень донимает семью, два дурня донимают деревню
Булыр-булмас кешегэ эшен тёшмэсен
С бестолковым человеком не связывайся, общих дел не имей
Бэладэн ерак булганын яхшы
Лучше держись подальше от греха
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом.
Также пословицы служат воспитанию таких положительных идеалов, как трудолюбие, стремление к знаниям, дружба, правдивость, смелость, патриотизм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы попытались проследить, как же пословица воспитывает и отражает реальную действительность жизни населения. Действительно ли она передает бытовые, социальные, морально – этические народные взгляды ( на примере жителей аул Бергуля).
После учащимся было предложено написать свои пословицы, которые они знают. Наиболее популярными оказались: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Ученье- свет, а неученье - тьма». И остальные: «Смотришь в книгу, видишь фигу», «Хлеб - всему голова», «Яблоко от яблони не далеко падает», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «По одежке встречают, по уму провожают», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и так далее. трое учащийся назвали татарские пословицы.
В результате данных исследований мы пришли к выводу, что у учащихся 1 – 11 классов слабый словарный запас, речь неяркая, бедная, нет выразительности. Незнание пословиц ведет к тому, что учащиеся не могут определить свою нравственную позицию в жизни, зачастую им не интересно, что с ними будет дальше.
Опрос учителей школы показал, что те пословицы, которые знают наши учителя, меткие, образные, характеризуют род деятельности преподавателей. Они являются их ориентирами по жизни.
Любимые пословицы наших учителей.
1. Делу время, а потехе час.
2. Семеро одного не ждут.
3. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
5. Что посеешь, то и пожнешь
6. Семь раз отмерь, один – отрежь
8. Не плюй в колодец, придется воды напиться
11. Знать бы где упасть – соломинку бы постелил
12. Любишь кататься, люби и саночки возить
13. Кто не работает, тот не ест
16. Все тайное рано или поздно становится явным. Дорога ложка к обеду.
17. Кешенен очар канаты белем булла. Крылья человека – знания (образование)
Опрос жителей села.
Прежде, чем приступить к опросу населения, мы выяснили, что на территории поселения проживают 420 человек в аул Бергуле и 97 человек в Бергуле. Около 80 % семей малообеспеченные, на постоянной работе – 56 %, домохозяйки составляют – 48 %, пенсионеры – 34 5 Это нам надо было для того, чтобы определить, как пословицы отражают статус населения. В ходе опроса выяснилось, что большая часть населения поселка и деревни занимается трудовой деятельностью и пословицы, которые они называли, характеризуют их жизненные ориентиры.
Например, работающее население: «Что посеешь, то и пожнешь», «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Терпение и труд все перетрут», Кончил дело, гуляй смело», «Делу – время, потехе - час», «Глаза страшатся, а руки делают», «Семь раз отмерь, один – отрежь», «Не бывает скуки, коли заняты руки», «Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра».
Те, у кого есть свой транспорт, иногда называли пословицу «Тише едешь – дальше будешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Одна нога тут – другая там». Несколько человек называли такие пословицы «Работа не волк – в лес не убежит», «Все, что не делается, все к лучшему», «Волка ноги кормят», «Была бы охота, а работа найдется» (3 человека), «Карак ялганчы булыр – алдасе да тошылыр» (Обманщик на обмане поймается), «Кырмыскадан урнэп ал яздан кышны кармыла ал» (Возьми пример с муравья- весну с зимы встречать) «Бушлай килгэн мал – бушка китэ» (Без труда нажитое – легко уходит), «Ашыкан ашка пешкан» (Кто торопиться, тот обожжется)
Также еще встречаются и пословицы на разную тематику: «Сорок людей обойди, одного родного найди», «Мал золотник, да дорог», «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи». «Не копай яму другому, сам в нее упадешь», «Век живи, век учись», «Под лежачий камень вода не течет», «Плохому танцору ноги мешают», «Яхши каз олсын пычрашмас» (Хороший гусь в гнездо не нагадит), «Яхши тел – яз кебек, яман тел – коз кебек» (Хороший язык – весна, плохой язык- осень) «Эче калтырый, тышы ялтырый (Внутри пусто- снаружи – блестит) и другие пословицы.
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что жители села знают пословицы, и эти пословицы соответствуют их статусу. Но, несмотря на это, все же они редко используют пословицы в своей речи. Это выяснилось во время опроса, они не смогли сразу и несколько назвать пословиц. Иногда вопрос: «Знаете ли Вы пословицы?» - заставал их врасплох.
Прежде чем начать работу по созданию буклета пословиц, мы изучили необходимую литературу через Интернет, изучили сайты, на которых имелась информация о пословицах. Мы нашли достаточно много информации о том, что есть книги - сборники пословиц и поговорок, но решили выпустить свой буклет с пословицами, раскрыв в нем некоторые темы, которые наиболее значимы в нашей местности, показав пословицы русского и татарского народов.
В наш буклет вошли главы «Русские пословицы », «Любимые пословицы жителей села», «Татарские пословицы». Данное пособие будет свободно распространятся.
(Приложение 2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над данным исследованием мы все время вспоминали пословицу: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Мы получили результат в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Проведя свои исследования, пришли к выводам:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.
2.Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68
3.Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .
4.Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
5.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
6.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.
7.Интернет ресурсы
http://ru.wikipedia.org
http://www.uznayslovo.ru/
http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/ru/1_1.html
http://rusprogram.ru/f15
http://www.posl.sc11tavda.edusite.ru.
Приложение № 1.
Диаграмма № 1 «Употребляете ли вы пословицы?» (1- 4 , 5-11 кл.)
Приложение 2
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ласточка. Корейская народная сказка
Для чего нужна астрономия?
Будьте как солнце!
Несчастный Андрей