Ушедшие и уходящие в небытие русские хутора и деревни. Сколько их? Какие названия носили, и кто в них жил? Почему они исчезают?
Не секрет, что причины этого следует искать, прежде всего, в социально-экономической сфере: не всякий специалист найдёт работу в селе, проблемы жилья, условия жизни, безразличие и бездушие чиновников.
Выбрала я эту тему неслучайно, так как родилась и живу в хуторе Покровском. Это казачий хутор. История хутора непростая. Покровский существует, есть жители, которые живут, трудятся, рождаются и умирают, называют себя покровчане.
Вложение | Размер |
---|---|
pokrovskiy.docx | 27.51 КБ |
Ушедшие и уходящие в небытие русские хутора и деревни. Сколько их? Какие названия носили, и кто в них жил? Почему они исчезают?
Не секрет, что причины этого следует искать, прежде всего, в социально-экономической сфере: не всякий специалист найдёт работу в селе, проблемы жилья, условия жизни, безразличие и бездушие чиновников.
Выбрала я эту тему неслучайно, так как родилась и живу в хуторе Покровском. Это казачий хутор. История хутора непростая. Покровский существует, есть жители, которые живут, трудятся, рождаются и умирают, называют себя покровчане. Но посмотрите на карту области, хутора нет с 1985 года. В свидетельствах о рождении и паспортах современных жителей указан не хутор Покровский, а Гоголевский. Поэтому эта тема сегодня актуальна для всех и, в том числе, для меня.
Свою работу я назвала «Летопись забытых хуторов. История хутора Покровского».
Я встречалась со старожилами хутора, с работником Маньково-Берёзовской сельской администрации Колесниковой Е.И., с работником архива И.В. Песоцкой. Изучила «Летопись Милютинского края» Н.И. Приходько. Этот материал помог мне написать данное исследование.
Цель: Изучить историю хутора Покровского.
Задачи:
Иногда так складывается жизнь, что помочь хутору нельзя и спасти некому. Ведь с каждой исчезнувшей деревней, хутором теряется часть духовности, культуры, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины. Если они исчезнут, в этом будет и наша вина. Нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить историю этих хуторов.
1.История возникновения хутора.
История возникновения хутора Покровского - единственного казачьего хутора на реке Берёзовой неразрывно связана с историей всего казачества на Дону. Далёкие прадеды нашего хутора служили в Войске Донском. Атаманы выбирались общим голосованием на один год. Внутренний быт и войсковые порядки поддерживались на основе обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Казаки были надёжной опорой царя на случай войны, а войны были почти постоянно. Такая военная жизнь отвлекала казаков от занятия мирным трудом. Основными средствами существования казаков были скотоводство, коневодство, рыболовство, охота, царское жалование и военная добыча. Земледелие находилось под строгим запретом, но порядок этот начинал нарушаться, что со стороны Войскового Правительства вызывало новые указы. Однако остановить ход истории было невозможно.
В 1695 году земледелие в казачьем быту было разрешено. С этого времени все казаки, достигшие 16-летнего возраста , наделялись земельными наделами одинаковых размеров. Полученные участки оставались во владении казаков 3 года, потом производился новый передел. Такая система землепользования позволяла каждому казаку, быть обеспеченным землёй, а главное- казак приобретал на собственные средства коня, обмундирование и снаряжение.
К этому времени и относится история возникновения хутора Покровский. Казакам было разрешено заниматься земледелием, им можно было занимать пустующие земли по берегам речек.
Хутор Покровский – юртовой хутор заселен в 1876 году. Духовный журнал «Донская епархия» в её настоящем положении» за 1896 год писал: «В 1877году построена деревянная, однопрестольная церковь в посёлке Степано-Савченкова. К этому приходу относился хутор Покровский».
Как мы видим, хутор уже был. Исследуя материал, мы узнали, что духовное издание называет дату и полное наименование поселения:1876 год и хутор Покровский. Все юртовые хутора по левобережью речки Берёзовой, в том числе хутор Покровский заселён одновременно с заселением станицы Милютинской в 1876 году. Предки нынешних жителей казачьего хутора переселились из Луганской, Митякинской, Еланской и Букановской станиц. Хутор входил в состав Селивановской волости. Поэтому годом основания своего хутора жители смело называют 1876 год.
Первые жители копали себе землянки, накрывали камышом и ютились в них. Разводили скот, продавали его купцам. Через речку Берёзовую проходил Еланский шлях (дорога). Купцы перегоняли скот через брод и в этом месте делали привал. Здесь они поили, кормили и дальше гнали скот на Москву. 15 числа каждого месяца тут проходили базары, где казаки обменивались товарами, продавали и покупали.
Старожилы говорят, что первые поселенцы прибыли сюда на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2 (14) октября 1876 года.
По легенде первыми переселенцами были 14 семей по фамилии Лагуновы, Фастуновы, Стерлядниковы, Камышовы, Долговы, Ерошенко. Вслед за первыми переселенцами потянулись и другие, как правило, переселялись несколько семей, родственников – это Шматовы, Икрянниковы, Потаповы. Большинство коренных жителей хранят память своих предков. Их говор, семейный уклад и сегодня отличается от других жителей.
Росли дети, заводили свои семьи, родители отделяли их в другие дворы. Хутор расселился по всему лугу от речки, там и сейчас сохранились рвы и канавы, служившие перегородкой дворов.
1.2 Жизнь хуторян в 20-40-е годы.
С массовым заселением хутора уклад чисто казачьей жизни не изменился. Домашняя утварь, орудия труда, курени имели отличительный оттенок.
Жилище было на манер иногородних хат. Казаки к хате непременно пристраивали наружный коридор – «галдарейку» и балкончик. Казачки красили глиной свои курени в жёлтый или красный цвет.
Все казаки – мужчины и дома обязательно носили полувоенную форму, казачью фуражку и шаровары с лампасами.
Казачья рубашка была только с прямым воротом. Лапти наши казаки не носили. Сапоги, чирики, порши (кусок кожи на ремешках) – летняя обувь казака. Если чирики, то обязательно на белые шерстяные носки без выпуска шаровар. Зипун, полушубок, овчинная шуба до земли, валенки, папаха – зимний убор казака.
Казаки верой и правдой служили царю и Отечеству. Выборный атаман и старейшины поддерживали порядок и строгую дисциплину. Мирно жили между собой казачий хутор Покровский с хутором Степано-Савченским, где ходили молиться и казаки и хохлы, одна церковно-приходская школа, где все учились. Перед Революцией и Гражданской войной в хуторе было более 150 дворов. Хуторок утопал в зелени садов и левад. У богатых казаков появилась техника, удобрения, семена, разводили новые породы лошадей, быков. Бедные казаки батрачили у богатых. Началось расслоение среди казаков.
К 1914 году было более 150 дворов.
Население – более 1500 человек.
Взаимоотношения маньковских, степано-савченских крестьян с покровскими казаками на всём протяжении их сосуществования были до гражданской войны, если не открыто враждебными, то сдержанными, мало дружелюбными. Межсословные браки были очень редкими.
Я думаю, что сословная неприязнь вылилась впоследствии в открытую кровопролитную бойню, гражданскую войну. Хотя не все казаки были «белыми», а крестьяне «красными». Всё зависело от благополучия воюющих.
Эта мирная жизнь была нарушена Революцией и Гражданской войной. Началась великая бойня, когда шли отец на сына, брат на брата.
В 1917 году к власти пришли большевики, установили свои порядки. В хуторе Степано- Савченском создали совет во главе с Лопаткиным М.А. – большевиком, а в Покровском – хуторское правление. В предреволюционные годы последний хуторским атаманом был казак Николай Тащилин, а станичным атаманом в 1917-1919 гг. урядник Матвей Фастунов.
Простым людям много было непонятно в происходящих событиях, их разделили на красных и белых.
Царь был свергнут. Многие казаки-хуторяне поднялись на защиту царя и Отечества. Власть переходила из рук в руки.
Скрываясь от преследования большевиков, многие казаки бежали с хутора. В 1918 году были убиты местные помещики, барин с барыней, Емановы. Они покоятся на Покровском кладбище.
В 1920 году банда Махно убила первого председателя Степано-Савченского сельского совета Лопаткина Михаила Алексеевича. Его могила на кладбище в хуторе Степано-Савченске.
Это итоги Гражданской войны. Все эти невзгоды пришлось пережить хуторянам.
1929-1930 годы. По всей стране была объявлена коллективизация. Начали создавать колхозы и в нашей местности. Появились активисты. Кто жил зажиточно, забирали всё. Началось раскулачивание зажиточных казаков. Создание колхозов было болезненно для хуторян. Непокорных казаков высылали в Сибирь, за Урал. Объединённые в колхоз казаки ничего не получали на трудодни, как говорят старожилы, работали неизвестно на кого. Люди голодали, жили в большой бедности.
Первый колхоз назывался «Светлый путь». Первыми председателями колхоза были Обухов Григорий Иванович, Стерлядников Василий Карпович.
Мирная жизнь хуторян была прервана войной. Как вся страна, жители хутора жили по законам военного времени. Провожали на фронт сыновей , мужей. Работали от зари до зари, чтобы внести свою лепту в разгром фашистских оккупантов. Ждали редких вестей с фронта. Хуторяне не стояли в стороне от общественных дел.
В 1942 году создалась угроза оккупации, и жители хутора –женщины, старики и дети рыли окопы, строили оборонительные сооружения.
В июле 1942 года в хутор пришли немцы, итальянцы, румыны. Забирали всё: продукты питания, одежду, из колхоза было вывезено 438 пудов пшеницы, угнан скот. Фашисты рвались к Сталинграду. Они бомбили мирные города и хутора. В октябре-ноябре 1942 года фашисты сбросили бомбы на хутор Покровский. Бомба попала в дом Кочергиной Натальи. Все, находившиеся в нём, погибли. Вся семья, окруженцы. Их всех похоронили рядом с домом в братской могиле. Прошло 70 лет с тех пор. За могилой ухаживали и ухаживают жители хутора и учащиеся Степано-Савченской школы.
В 2012 году во время работ был найден неизвестный солдат в заброшенном дворе. После эксгумации и попытки установить имя солдата поисковиком Сахно Александром Викторовичем, было решено провести перезахоронение. 6 мая 2014 года был митинг и перезахоронение неизвестного солдата. Мы принимали активное участие в нём. Впервые я ощутила весь ужас войны.
Во время Великой Отечественной войны из хутора Покровского на фронт ушло 72 человека. Не вернулись с войны 54 человека. Сухие цифры статистики, а за ними сломанные людские судьбы, горькие слёзы вдов, несыгранные хуторские свадьбы.
День Победы хуторяне встретили с радостью и слезами. Ведь каждый третий житель хутора не вернулся домой, положив на алтарь Победы самое дорогое-жизнь.
Каждый покровчанин ,ушедший на фронт, внёс свой вклад в Победу над фашизмом. Вернувшиеся с фронта хуторяне быстро включились в работу по восстановлению разрушенного хозяйства после войны. Сейчас в хуторе не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Их воспоминания о войне остались только в памяти хуторян, да на страницах районной газеты «Луч».(приложение).
2.Послевоенные годы.
С теплотой вспоминают жители хутора послевоенные годы. Конечно же не те голодные тяжелые 40-е – 50-е годы. А те 70-е годы когда уже были построены новые дома. В каждом доме звенели детские голоса. Рядом были: клуб, школа, магазин. На территории хутора была построена МТФ. Там трудился дружный коллектив, возглавляемый Шматовым Анатолием Григорьевичем. С утра до ночи трудились доярки: Стерлядникова Нина Ивановна, Ильясова Мария Николаевна, Кандакова Варвара Сидоровна,Бакадорова Варвара Трофимовна, Тырникова Екатерина Тимофеевна, Коношко Надежда Васильевна.
произошло укрупнение колхоза, и назвали колхоз имени С.М.Буденного. С 1952 года по 1964 год председателем колхоза был Попов Семён Яковлевич.
Позже на территории хутора были построены молочно-товарная ферма, свиноферма, телятник. У речки Берёзовой была заложена плантация, которая долгое время обеспечивала хозяйства района разными овощами. Возглавляла плантацию Кравцова Раиса Афиногеновна, агроном, хорошо знающий своё дело. Вместе с ней трудились жители хутора Покровский: Забаренко Р., Ряснова М.. Трудились на полях и фермах трудовые династии Рясновых, Лагуновых, Ерошенко, Камышовых. Золотыми буквами вписаны их имена в историю нашего хутора и Милютинского района.
В 1959 году вновь проводится укрупнение хозяйств и колхоз имени Калинина объединяется с колхозом имени Буденного под общим названием «Родина».
С 1962года по год был колхоз «Мир». Возглавлял, который Бирюков Анатолий Михайлович.
Ворона
Злая мать и добрая тётя
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Без сердца что поймём?
В поисках капитана Гранта