Много тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей даже внешне. Но от животных их отличало то, что они умели ходить на двух ногах, выполнять руками важную работу, например, копать или обрабатывать камни, а также первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства.
Однажды, когда мы были в музее на кружке «Юные музееведы», я услышала из уст работника музея, что первобытных людей называют дикарями. Я заинтересовалась. А почему их так называют?
Пещерный человек - название диких людей, живших в пещерах. Термин относят к людям, жившим во времена последнего ледникового периода, останки которых находили в древнейших отложениях пещер, в слоях, относящихся к эпохе палеолита. В разговорной речи слово «дикари» применяется по отношению к бескультурным и невежественным людям. Но так ли уместно относить это понятие к подобным людям?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2»
Маленький исследователь
Номинация: Мои открытия
« Дикари» древности
Работу выполнила
ученица 2 «д» класса
Кузнецова Маргарита
Руководитель:
Заруцкая Т.П.
г.Мариинск 2015 год.
Исследовательский проект «Маленький исследователь»
1. Название проекта: «Дикари» древности»
2. Тема проекта: «Мои открытия»
3. Тип проекта: «краткосрочный»
4. Сроки реализации: январь 2015г.
Направленность
Данный проект направлен на творческих ребят, интересующихся вопросами появления человека, каким он был, что помогло человеку выжить. Вообщем, на тех кто любит делать свои открытия.
Практическая значимость
Данный проект можно использовать на уроках окружающего мира
Много тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей даже внешне. Но от животных их отличало то, что они умели ходить на двух ногах, выполнять руками важную работу, например, копать или обрабатывать камни, а также первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства.
Однажды, когда мы были в музее на кружке «Юные музееведы», я услышала из уст работника музея, что первобытных людей называют дикарями. Я заинтересовалась. А почему их так называют?
Пещерный человек - название диких людей, живших в пещерах. Термин относят к людям, жившим во времена последнего ледникового периода, останки которых находили в древнейших отложениях пещер, в слоях, относящихся к эпохе палеолита. В разговорной речи слово «дикари» применяется по отношению к бескультурным и невежественным людям. Но так ли уместно относить это понятие к подобным людям?
Гипотеза:
-Я предполагаю, что нам, современным людям, есть чему поучиться у наших предков, первобытных людей.
Проблема:
Человек заселил все материки планеты. Пожалуй, не осталось ни одного кусочка земли, где бы он не побывал. Однако, мы мало знаем о жизни первобытных людей. Что помогло им выжить?
Цель проекта:
Узнать действительно ли, наши первобытные предки были невежественными дикарями, как принято считать.
Задачи:
1. Посетив библиотеку и музеи города выяснить, как можно больше о жизни пещерного человека.
2. Получить больше сведений об искусстве первобытного человека.
3. Применить полученные знания на уроках окружающего мира.
Работая по данной теме, я провела анкетирование во 2 «д» классе.
Учащимся были предложены вопросы:
1.Что вы знаете о первобытных людях?
2.Почему их называют дикарями?
3.Встречались ли первобытные люди с динозаврами?
4.Могли бы мы чему-нибудь научиться у первобытных людей?
5. А чему мы бы могли научить первобытных людей?
В таблице представлены результаты опроса моих одноклассников.
1. | Что вы знаете о первобытных людях? | Эти люди жили в давние времена. Это пещерные люди. Они жили в пещерах. Они питались мамонтами, рыбой. Они одевались, как индейцы. Они были все в шерсти. Они одевались в шкуры убитых животных. Они умели делать и дерева и камня оружие для охоты. |
2. | 2.Почему их называют дикарями? | Они были без манер. Они были неграмотные. Они убивали животных. Причём, голыми руками. Они боялись огня. Они не умели говорить. Они некультурные, не понимают нашего языка. Они громко кричали. Они бегали и сражались с другими племенами. |
3. | Встречались ли первобытные люди с динозаврами | Думаю, что они не только видели динозавров, но ещё с ними сражались. |
4. | Могли бы мы чему-нибудь научиться у первобытных людей? | Разжигать костёр без спичек. Охотиться на диких зверей и ловить рыбу. |
5. | А чему мы бы могли научить первобытных людей. | Писать, разговаривать, решать примеры. |
-После этого опроса я решила сама разобраться и выяснить, такие уж дикари были первобытные люди.
Принято ошибочно считать, будто бы наши с вами далекие первобытные предки были невежественными дикарями, начисто лишенными современной утонченности, изящества, вкуса и чувства красоты.
Но это далеко не так. И свидетельством тому служит искусство первобытного человека, свободного и гордого, нерасторжимо связанного в единое целое с матерью-Природой, тонко и чутко чувствующего подлинную ее красоту и стремившегося ее отобразить, украсить свой быт всеми доступными способами.
На кого были похожи наши древние предки? Они были очень похожи на обезьян. Тело их покрывала шерсть, челюсти выступали вперёд, а подбородок был скошен назад. Потомками первобытных людей были неандертальцы. Они селились в пещерах, делали одежду из шкур. У них был уже хорошо развитый мозг. В процессе охоты и труда у первобытных людей возникла потребность в членораздельной речи. Постепенно первобытные люди приобретали современный человеческий облик. Этих людей учёные назвали кроманьонцами. В результате длительного развития постепенно человечество достигло современного уровня. Сколько временно прошло с той поры, когда появились первобытные люди, нет точного ответа. Но большинство учёных считает, что прошло не менее двух миллионов лет.
Первобытные люди уже ходили на двух ногах. Жили они в пещерах и расщелинах скал. Обогревали свои жилища кострами, на которых готовили пищу. Поначалу люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь — это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнет тлеть. До сих пор не нашли следов такого дикого быта, в котором люди не были бы знакомы с огнем. Костер, разведенный в середине пещеры, собирал семью после трудной охоты; около него грелись и проводили ночь; на огне приготовляли пищу.
У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное — душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя — душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далекую, так называемую «страну мертвых». Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев.
Люди жили там, где всегда тепло, поэтому не заботились о теплой одежде. Дома нужны были лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходила на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты — основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди все равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная, что их ждет. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зерна, выросли колоски с такими же зернами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Они попробовали рассыпать зерна там, где они были рассыпаны случайно, и получили выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зерна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.
Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды — плетенку обмазывали сырой глиной. Однажды плетенка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твердой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити — это лен, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти — появились шерстяные ткани.
Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, черной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Ученые долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается, обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.
Первобытные художники чаще всего использовали в своем творчестве минеральные и растительные краски, мел, уголь, охру. Сам процесс рисования считался магическим и сопровождался особыми заклинаниями и обрядами. Скульптурные изображения животных и людей изобиловали декоративным орнаментом, тоже содержащим магический смысл, так как магия играла огромную роль в жизни людей.
Живопись первобытного человека необычайно выразительна. Изображая животное, первобытный художник предельно реалистично пытался передать недюжинную силу зверя, его величие и грозную мощь. Какое вдохновение сквозит в этих, казалось бы, не связанных между собой многочисленных росписях, изображающих звериную грацию в движении, сцены охоты и т.п.
Это умение отразилось в затейливом украшении сосудов, более сложном рисунке орнамента, его геометрической стройности и пропорциональности. Все больше появляется простора для творческого вдохновения и фантазии художника. Глина – более мягкий и податливый материал по сравнению с камнем, и первобытный гончар может с большей легкостью воплощать свои замыслы. Живопись Рисунки пещеры Ласкоприобретает более декоративные и гармоничные черты. Образы динамичны, грациозны, несмотря на отсутствие перспективы и схематичность, они словно бы парят в воздухе и от этого кажутся еще более воздушными, легкими и изящными. Загадочные наскальные знаки – свидетельства давно забытых магических культов. В этих рисунках отчетливо проглядывает основная идея – самоутвердить власть человека над Природой, стать ее царем и восторжествовать над окружающим миром. Насколько величественна эта попытка - подчинить себе силы Природы. Пусть с помощью магии и обрядов, но обуздать непокорный хаос, сделать окружающий мир стройным организованным целым и овладеть им. В этой идее, нашедшей отображение в первобытном искусстве заключено величайшее дерзновение человека стать не рабом, а хозяином окружающего мира, покорить его вместо того, чтобы слепо покориться ему.
Первобытный человек впервые осваивает такие материалы, как кость, камень и глина, затем металл, он делает первые робкие шаги, пытаясь поначалу неумело и слегка грубовато обрабатывать их. Он пробует свои силы и с каждым разом его творчество становится все более красивым и совершенным. Какая несказуемая радость в этих первых попытках приукрасить свой быт, одежду, внешность, сколько искренней неподдельной восторженности скрыто в этих первых творениях первобытного искусства! Представим себе, как создавались эти маленькие шедевры: наскальные росписи, фигурки древних богинь, янтарные бусины и подвески, сколько в них вложено кропотливого труда, терпения и любви к своему творению
Вывод
Нам бы еще многому поучиться у так называемых «дикарей» древности. И, прежде всего, умению тонко чувствовать красоту в окружающем мире и робким попыткам передать эту красоту в своих первых произведениях искусства. Что есть искусство, как не страстное стремление украсить, усовершенствовать то, что мы видим вокруг себя, привнести в окружающее нас пространство Красоту, сотворить нечто своими руками как можно красивее и лучше? Искусство может с тем же успехом украшать наш обычный обиход, как и галереи роскошных дворцов и музеев. Так же и первобытный человек стремился к красоте, удобству и порядку в своем обиходе, на то он и есть человек, а не зверь, чтобы жить, как попало. Именно искусство и яркая способность творить отличает человека от зверя и возвышает его. Искусство первобытного человека изобилует разнообразными графическими рисунками и силуэтами, яркими живописными изображениями, выполненными минеральными красками, миниатюрными скульптурами, высеченными из камня или искусно вылепленными из глины; а также декоративной резьбой по камню и кости; рельефами и барельефами, причудливым орнаментом.
Если такое искусство существовало в ту пору, то можно с полной уверенностью утверждать достаточно высокий уровень культуры человека каменного века и опровергнуть домыслы о его якобы примитивной «дикости».
Четыре художника. Осень
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
У меня в портфеле
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?