Наш исследовательский проект «Театр-музей народной игрушки» направлен на то, чтобы зародить интерес к народной игрушке, узнать историю и культуру своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
teatr-muzey_narodnoy_igrushki._nauchnaya_statya.doc | 759 КБ |
Исследовательский проект «Театр-музей народной игрушки»
Научная статья
Актуальность исследования
В наше время можно купить очень много красивых игрушек в магазине. Большинство из них не несут никакого художественного смысла, в отличие от народной игрушки. Народная игрушка – это игрушки, которые придумал и сделал сам народ, человек своими руками. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении веков народная игрушка изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы зародить интерес к народной игрушке, узнать историю и культуру своего народа.
Цель проекта:
Развитие интереса к народной игрушке, к русской народной культуре.
Проект создавали и принимали участие:
Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: Групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2013 г.– апрель 2014 г.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования: На театральном кружке нас познакомили с видами театра. Нам сказали, что в кукольном театре можно использовать народную игрушку. У нас возникли вопросы: Что такое народная игрушка? Какие бывают народные игрушки? Как народную игрушку можно использовать в театральных представлениях? В последнее время народная игрушка стала скорее сувенирной, украшающей интерьер. Прекрасный способ оживить игрушку – это превратить ее в театрализованной персонаж. Мы решили, что эту проблему можно решить с помощью театра и создания музея народной игрушки. Так появилась тема нашего исследования «Театр-музей народной игрушки».
Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения): зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи можно с помощью театральной деятельности и создания музея народной игрушки.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования вместе с воспитателем были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы:
Объект исследования: народные художественные промыслы России.
Предмет исследования: народные игрушки.
Результаты исследования:
Методы: беседа с родителями; изучение литературы, поиск информации в библиотеке, в интернете совместно с родителями; экскурсия в библиотеку, музей, социальный опрос и анализ результатов, практические.
С целью исследования мы задали вопросы всем ребятам из нашей группы: Что такое народная игрушка? Какие бывают народные игрушки? Как народную игрушку можно использовать в театральных представлениях? Из 27 ребят смогли ответить на вопросы только 6.
«Давайте вместе попробуем узнать как можно больше про народную игрушку» - предложили мы ребятам. И работа закипела! Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, наши бабушки и дедушки рассказали нам об игрушках их детства, посетили выставку в музее «Русская изба».
В музее экскурсовод рассказал нам, что народные умельцы создавали игрушки для своих ребятишек: детскую посуду из дерева и глины, детские прялки, дудочки, свистульки и трещотки. Особенно искусно изготовленные игрушки передавали из поколения в поколение. Народная игрушка с первых месяцев жизни приучала детей к труду и самостоятельности. На практическом занятии мы сами сделали народных кукол и с удовольствием с ними играли.
На экскурсии в библиотеке нам рассказали о русской матрешке, филимоновской, дымковской, каргопольской игрушках, хохломской и городецкой росписи, о тряпичных куклах, которые бывают игровые, обрядовые и обереги.
Мы решили создать свой музей народной игрушки, в который собирали экспонаты всем детским садом. Воспитатели и дети из других групп с радостью нам помогали. Например, ребята из нашей группы вместе с родителями изготовили тряпичных игровых кукол для спектакля. В нашем музее есть такие экспозиции: тряпичные куклы, игрушки из соленого теста, матрешки, дымковские, гжельские, филимоновские игрушки и уголок для творчества, где можно самому изготовить или расписать игрушку. В музее мы проводим экскурсии для детей других групп, рассказываем им об народных игрушках, об их происхождении и способе изготовления. Для первоклассников провели экскурсию «Русская народная кукла», рассказали им о видах, об истории создания кукол, научили делать Рождестсвенского или Пасхального Ангела. Но наши экспонаты не пылятся на полках. Любую игрушку можно взять в руки, поиграть с ней. Во время экскурсии дети создают с помощью народных игрушек сказки и истории и тут же рассказывают их. Для детей младших групп мы показали настольный театр по сказке «Репка», пальчиковый театр «Теремок», из расписанных матрешек, настольный театр по сказке «Колобок» из соленого теста. Для детей старших групп показали спектакль «Сказка про козлика - седую бороду», где использовали кукол, которых сделали вместе с родителями. Когда мы объявили, что будем готовить новый спектакль, все захотели принять участие.
Масленица - самый веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Родители сделали чучело Масленицы, а мы его нарядили. На улице прошло театрализованное представление с народными играми и песнями.
В конце нашего исследования мы провели повторный опрос, и те же вопросы задали ребятам из нашей группы. Все ребята ответили правильно.
Выводы: Мы узнали очень много о народных игрушках, об их происхождении и способе изготовления, выяснили какие куклы можно использовать для театральных постановок. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи можно с помощью театральной деятельности и создания музея народной игрушки.
Данный проект подтвердил, что соединив в одно целое народную игрушку, театр кукол и музей мы можем прикоснуться к миру народного творчества, к наследию, культуре своего народа.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности
Использованная литература:
Будьте как солнце!
Композитор Алексей Рыбников
Три коробки с орехами
Бородино. М.Ю. Лермонтов
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?