В третьем «Г» вошло в привычку —
Очень странная она:
Отзываются на кличку —
Позабыли имена!
Скажешь Рябчикову: «Витя!» —
Он решит: других зовут…
Ну, а «Рябчик» позовите —
Витя сразу тут как тут.
Помидоровой Татьяне
Скажешь: «Таня!» — тишина…
«Помидора!» — сразу станет
Вся внимание она.
Коля — Бантик,
Катя — Чудик,
Лена Струнова — Струна…
Удивительные люди:
Позабыли имена!
Вложение | Размер |
---|---|
hohlova_olesya.docx | 51.53 КБ |
Содержание Стр.
2.1. Что такое прозвище и когда оно появилось?.................................5 - 6
2.2. Чем отличается прозвище от имени?..............................................6 - 7
2.3. Классификация прозвищ………………………………………….7 – 8
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………….........9 – 13
3.1. Результаты анкетирования учащихся 2 - 4 классов……………9 – 10
3.2. Причины появления прозвищ в школе………………………...10 – 11
3.3. Как реагировать на прозвища, и противостоять им..................11 – 13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….14 – 15
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...16
6. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….17 - 20
ВВЕДЕНИЕ
Удивительные люди
Отзываются на кличку-
Позабыли имена!...
Коля-Бантик, Катя-Чудик,
Лена Струнова-Струна.
…Удивительные люди:
Позабыли имена!
В. Топтыгин
Недавно я шла по школе, а мне в след долетел отзвук странного имени. Только потом я поняла, что мне придумали прозвище. Сначала стало немного обидно, но потом я серьезно задумалась над этим происшествием.
Почти в каждом классе есть ученики, которые любят давать одноклассникам бойкие имена. Часто случается, что прозвище больше передает сущность человека, чем его имя. Стоит немного копнуть вглубь – и окажется, что у большей части учеников есть свое прозвище. У кого - то оно забавное, у других – обидное. «Очкарик», «толстый» и «рыжий» есть практически в каждой школе. Почему ребята придумывают подобные прозвища? Откуда они появились? Как противостоять им?
Прозвища – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал серьезного внимания ни серьезных ученых, ни школьных педагогов.
Изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Актуальность этой темы в том, что прозвища являются частой причиной обид и драк в начальных классах.
Мне стало интересно возникновение прозвищ, ведь это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с ним поможет расширить знания по русскому языку.
Цель работы:
Определить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 2 - 4 классов и проанализировать отношение к ним.
Задачи:
Гипотеза:
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Объект исследования: прозвища школьников.
Предмет исследования: противостояние прозвищам.
Методы исследования:
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут найти применение на уроках русского языка, классных часах и внеклассных мероприятиях.
1. ТЕОРЕТИЧЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Что такое прозвище и когда оно появилось
Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. А её раздел антропонимика изучает – личные имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений, мифов, сказок и др. (1. c.224)
Все знают о крупном событии конца X века – крещении Руси, имевшем место в годы проявления киевского князя Владимира Святославовича. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Андрей – «мужественный», София – «мудрая». В римских также отмечается в людях хорошее: Виктор – «победитель», Валерий – «здоровый». Древнееврейские обращены к Богу: Михаил –«равный Богу», Илья – «сила Божья».
Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина. К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.
До XII века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С XIII века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. ( 3. с.118)
Так, что понимается под определением «прозвище»? Чтобы это узнать я решила обратиться к словарю.
Словарь Ушакова [7] дает следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица».
Словарь синонимов [6] : «Прозвище - название, указывающее на какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку».
В. К. Чичагов [9] дает более сложное определение прозвищам – это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества». Большинство исследователей сближает то, что все они относят к прозвищам шутливую, насмешливую характеристику какого-нибудь человека».
Таким образом, прозвища являются вторым, неофициальным именем, что отмечается почти всеми исследователями и обладают определенным набором функций.
2.2. Чем отличается прозвище от имени
Вопрос об имени - это второй вопрос о новорожденном, после пола. А все потому, что имя играет очень важную роль в жизни человека: оно позволяет ребёнку психологически осознавать себя как личность.
Прозвище – это тоже имя, но дополнительное, неофициальное. Пусть не общеупотребительное, но и оно связывает человека с его сутью, с самим собой.
В словаре С. И. Ожегова [4] дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека - носителя этого имени очень неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества человека, его происхождение, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. [10]
2.3. Классификация прозвищ
В русской антропонимике очень широко представлены прозвища. Прозвище дается человеку окружающими людьми после того, как он, прожив некоторое время в обществе, приобрел какие - то отличительные черты во внешности, поведении, образе жизни. Прозвище - это имя, характеристика, которое приглашает к размышлению, к открытию тайны.
Очевидно, что для появления прозвища нужна какая - то отличительная черта. Обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечение. Но, на самом деле, причин для возникновения прозвищ может быть и намного больше и всё проследить просто невозможно. Какие - то прозвища вообще трудно подаются логическому анализу, а некоторые появляются после какого - нибудь всем запомнившегося случая. (5. c.134)
Вот классификация прозвищ, которые чаще всего используются в школьной среде. Прозвища, образованные:
1) от фамилий: Петух, Петро (Петров), Вано (Иванов, Иванченко), Зуб (Зубов), Лютик (Лютенков), Шаман (Шамановский), Клык (Клыков), Сёма, Семён (Семёнов), Черепан, Черепашка, Череп (Черепанов), Кузя (Кузин), Гусь (Гусев), Мотя (Мотенков), Филя, Фил (Филиппов), Комар (Комаров), Щука (Щукин).
2) От имён: Крыса (Кристина), Серый (Сергей), Вован, Воха (Вова), Жека (Женя), Веник (Вениамин), Люся (Людмила), Дрюся, Дюша (Андрей), Вонючка (Ваня), Марья, Марька (Марина), Любаня (Люба), Михалыч, Михаил - Потапыч (Миша), Подлиза, Лизок (Лиза), Макс (Максим), Дэн (Денис), Улий (Ульяна).
3) По внешнему виду: Рыжий, Рыжая, Рыжуха (конопатый человек), Толстый, жирный (полный человек), Кощей (худой человек), Малая (маленького роста), Костыль (ходит с костылем), Шлеп Нога (из - за хромоты), Косой (косоглазый), Пиноккио (большой нос), Суслик, Кролик (два зуба торчат сильно вперед), Длинный (высокий), Очкарик (носит очки), Картошка (курносый нос).
4) По особенностям характера, поведения, привычкам человека: Тихоня (постоянно молчит), Плакса (человек всегда плачущий), Бык (упрямый), Валенок (по умственному развитию глупый), Пискун (много говорит пискляво), Лягушка – путешественница (вечно в разъездах), Тормоз (плохо соображает), Трандычиха (много говорит), Звонок (много говорит звонко).
5) Уменьшительно – ласкательные, не связанные с личным именем: Киса, Зая, Зайка, Мася.
Таким образом, существует несколько классификаций прозвищ в зависимости от их происхождения. (8. c.149)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Результаты анкетирования учащихся
Сбор материала для исследования я проводила в форме анкетирования. В рамках исследования было опрошено 35 человек учащихся 2 - 4 классов. Были предложены следующие вопросы (см. приложение 1).
На вопросы анкеты ребята отвечали так:
1. Есть ли у вас прозвище? Какое? (см. приложение 2). На этот вопрос большинство учащихся ответили «ДА» - 71 %, «НЕТ» - 20 %, «НЕ ЗНАЮ» - 9 %.
2. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища? На этот вопрос отвечали 25 человек (те, кто имеет прозвище). Большинство учащихся ответили так: прозвище связанно с фамилией – 40 %, с именем – 36 %, с внешностью – 20 %, с поведением, характером – 4 %.
3. Нравится ли вам ваше прозвище? На этот вопрос отвечали 25 человек (те, кто имеет прозвище). Большинство учащихся ответили «НЕТ» - 76 %, «ДА» - 24 %.
4. Давали ли вы кому-нибудь прозвища? Большинство учащихся ответили «ДА» - 60 %, «НЕТ» - 40 %.
5. Как вы относитесь к прозвищам? Учащихся ответили так: «плохо» 50 %, «хорошо» – 30 %, «не знаю» - 20 %.
6. Дайте совет, как избавится от прозвища. Наиболее популярные ответы у детей такие:
1. Дать прозвище в ответ – 30 %.
2. Рассказать учителю или родителям – 30 %.
3. Решить вопрос силой – 20%.
4. Не обращать внимания – 10 %.
5. Не знаю – 10 %
По данным анкеты я заметила, что у части школьников прозвищ нет. Большинство учащихся, которые имеют прозвище, считают его обидным. Многие ребята не знают, как избавится от прозвища или выбирают неверный путь решения данного вопроса. Прозвища создаются школьниками очень активно.
После проведенной анкеты, мне стало интересно узнать причины возникновения прозвищ.
3.2. Причины появления прозвищ в школе.
Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания.
Почему ребята в школе придумывают друг другу прозвища? Я обратилась за ответом на этот вопрос к СМИ. Вот основные причины присваивания прозвищ, которые нам удалось выяснить.
1. Агрессия - сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника.
2. Желание привлечь внимание того, кого дразнишь или окружающих.
3. Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
4. Провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);
5. Шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);
6. Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).
7. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).
8. Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла - дразнящий не понимает, что другому обидно, он привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Существует много причин использования школьниками прозвищ. Причины эти могут быть как жестокими (агрессия, провокация, месть, самоутверждение), так и вполне невинными (игра, шутка, привычка пришедшая из семьи). [11]
3.3. Как реагировать на прозвища, и как противостоять им.
Как ни странно, но только в одиночку каждый ребенок может разрешить эту ситуацию. Взрослые – родители, учителя – могут помочь только советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно подорвёт авторитет учащегося. Втягивать учителя в конфликт тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт разгорится с новой силой.
Существует несколько способов изменить ситуацию:
Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Если ты будешь в ответ на насмешки злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков. Ведь им только и того и нужно – «достать» тебя. И если им это удастся, тогда они уж точно не отстанут от тебя. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными. Скорее всего, одноклассникам вскоре наскучит наделять тебя разными прозвищами.
10 % ребят, заполнявших анкету, рекомендовали именно этот способ противостояния нежелательным прозвищам.
Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от «жертвы» определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение «жертвы» способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку".
Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются.
Если кто - то из ребят вдруг ни с того ни с сего начал тебя дразнить и обижать. Можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил, и теперь он мстит тебе за это?
Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?".
Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками. Главное оружие здесь – меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечай ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая ему или кому-то из ребят вряд ли захочется задирать его. Ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
Ответить тем же посоветовали 30 % опрошенных.
Хороший способ защиты, когда вы сами начинаете шутить по поводу своего недостатка. Обидчикам ничего не остается делать, как поддержать вас, либо замолчать. И то и другое может привести к нормальным отношениям.
Согласно наблюдениям психологов, для 5 - 10 - летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры отговорок (см. приложение 3).
Неправильные решения:
Конечно, иногда это действенный способ, который заставит обидчиков уважать тебя, но будь уверен - не все проблемы в жизни можно решить кулаками.
Кажется, ребята не совсем понимают это. 20 % ребят в анкетировании посоветовали этот способ.
2. Показывать свою обиду, плакать, нажаловаться. 30 % учащихся посоветовали этот способ.
3. Перейти в другую школу. Переход ничего не решит. Скорее всего, на новом месте история повторится.
Таким образом, существуют способы поведения, которые могут помочь избавиться от нежелательных прозвищ. Учащиеся 2 – 4 классов, знакомы с некоторыми из них. Но, к сожалению, редко используют их в жизни. Часто решают конфликт кулаками или плачут, жалуются взрослым.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над данным исследованием я выяснила, что:
1. Ономастика - это отрасль языкознания, которая изучает собственные наименования. А её раздел антропонимика изучает – личные имена людей, прозвища, псевдонимы, имена героев литературных произведений, мифов, сказок и др.
2. Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица. И появилось оно в конце X века.
3. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества человека, его происхождение, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
4. Школьные прозвища образуются:
5. Существует много причин использования школьниками прозвищ. Причины эти могут быть как жестокими (агрессия, провокация, месть, самоутверждение), так и вполне невинными (игра, шутка, привычка, пришедшая из семьи).
6. Существуют способы противостояния прозвищам.
В результате исследования гипотеза полностью подтверждается: я выяснила, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников.
В результате исследования мои цели и задачи были выполнены:
Таким образом, я поняла, что необходимо поделиться со своими ровесниками теми знаниями, которые получила в ходе исследования. Результатом моей работы стали рекомендации, рассказывающие о том, как реагировать на прозвища и противостоять им.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета.
1. Укажите ФИ, возраст.
2. Есть ли у вас прозвище? Какое?
4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?
5. Нравится ли вам ваше прозвище?
5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?
6. Как вы относитесь к прозвищам?
7. Дайте совет, как избавится от прозвища.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картотека школьных прозвищ.
№ | ФИ | Класс | Прозвище | Когда появилось | Вид прозвища | Личное отношение к прозвищу |
1 | Юля Б. | 2 | Блин | в школе | по фамилии | не нравится |
2 | Денис Е. | 2 | Дэн | в школе | по имени | нравится |
3 | Настя Т. | 2 | Труба | в школе | по фамилии | не нравится |
4 | Максим О. | 2 | Макс | в школе | по имени | нравится |
5 | Оля К. | 3 | Лысик | в школе | по внешности | не нравится |
6 | Фарид А. | 3 | Ахмед | в школе | по фамилии | не нравится |
7 | Алёна В. | 3 | Лёлик | в семье | по имени | нравится |
8 | Света И. | 3 | Светик | в семье | по имени | нравится |
9 | Даша К. | 3 | Карась | в школе | по фамилии | не нравится |
10 | Ира К. | 3 | Карась | в садике | по фамилии | не нравится |
11 | Даша К. | 3 | Дашуля | в семье | по имени | нравится |
12 | Даниил Н. | 3 | Рыжий | в школе | по внешности | не нравится |
13 | Дарина Р. | 3 | Рубчик | в школе | по фамилии | не нравится |
14 | Стёпа С. | 3 | Толстый | в школе | по внешности | не нравится |
15 | Андрей С. | 3 | Дюша | в школе | по имени | не нравится |
16 | Таня Ц. | 3 | Цапля | в садике | по фамилии | не нравится |
17 | Максим Ч. | 3 | Чёрный | в школе | по фамилии | не нравится |
18 | Миша Г. | 4 | Пухля | в школе | по внешности | не нравится |
19 | Аня Е. | 4 | Анюта | в школе | по имени | нравится |
20 | Надя З. | 4 | Зюзя | в школе | по фамилии | не нравится |
21 | Яна П. | 4 | Звонок | в школе | по поведению | не нравится |
22 | Света С. | 4 | Пончик | в школе | по внешности | не нравится |
23 | Саша Х. | 4 | Шурик | в школе | по имени | не нравится |
24 | Олеся Х. | 4 | Хохл | в школе | по фамилии | не нравится |
25 | Ваня Ц. | 4 | Воня | в школе | по имени | не нравится |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отговорки.
Свадьба в Малиновке
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Осенняя паутина
Сочные помидорки
Разлука