Время стремительно летит вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2016 году исполнилась 71 годовщина со для её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрла из людской памяти эти страшные годы, потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.
Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым, сейчас.
Моя работа актуальна, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, горят детские мечты.
Как сохранить планету людей, чтобы детство не обрывалось, чтобы все дети были счастливы?! Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель проекта:
1. Доказать на примере жизни односельчан и моей родной бабушки, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Вложение | Размер |
---|---|
vahta_pamyati.docx | 34.16 КБ |
МОУ Мордово-Белоключёвская средняя
общеобразовательная школа
Вешкаймского района, Ульяновской области
Директор: Ажина А.Г.
Телефон ОУ: 884243555530
Творческая исследовательская работа
К проекты «Вахта памяти»
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
Автор: Глошкин Николай
Ученик 8 класса
Контакты:
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Решетова Светлана Александровна
Контакты: 89021229370
2017год
Оглавление
1. Введение – 2 - 4 стр.
2. Основная часть – 4 - 9 стр.
3. Выводы – 10 стр.
4. Заключение – 10 - 11 стр.
5. Источники - 12 стр.
6. Приложения 13 – 19 стр.
I. Введение
Актуальность
Время стремительно летит вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2016 году исполнилась 71 годовщина со для её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрла из людской памяти эти страшные годы, потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.
Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым, сейчас.
Моя работа актуальна, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, горят детские мечты.
Как сохранить планету людей, чтобы детство не обрывалось, чтобы все дети были счастливы?! Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель проекта:
1. Доказать на примере жизни односельчан и моей родной бабушки, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
2. Восстанавливать связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Задачи проекта:
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы работы над проектом:
Предполагаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости в отдельности за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;
- решение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;
- понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире;
- проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел;
- формирование высокой ответственности, осознание гражданского и патриотического долга, воспитание и развитие чувства неравнодушия у ребят;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- создание условий для преемственности поколений.
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в музей Боевой Славы села. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.
II. Основная часть
Тема детей и войны является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы.
А мне эта тема очень близка, потому что моя бабушка тоже ребёнок войны, поэтому я с моими одноклассниками взялся за эту работу. Мы разработали план.
План работы
Этапы | Сроки | Задачи и содержание деятельности |
Организационно-диагностический | Сентябрь – октябрь 2015 | – выбор темы и разработка социально-нравственного проекта; |
Практический | Ноябрь 2015 – май 2016 | – поисковая деятельность; |
Обобщающий | Сентябрь-октябрь 2016 | – обобщение итогов работы; |
Свою работу мы начали с поисковой деятельности. Наш учитель Решетова Светлана Александровна помогла нам найти список детей войны, проживающих в с.Коченяевка. Получив этот список, мы организовывали встречи с людьми, о которых говорят: «Детство, опалённое войной». Так же я решил рассказать о своей бабушке.
Моя бабушка Антонова(Семиндейкина) Нина Трофимовна родилась в с. Каргино 25 февраля 1937 года в бедной семье. Семья была многодетная. Кроме бабушки было еще 8 детей, трое из которых в последствии умерли от голода. Бабушкина мама работала в колхозе за трудодни с утра до вечера, с детьми сидеть было некому. Старшие смотрели за младшими. Когда бабушке исполнился один годик, она сильно простудилась и заболела золотухой. Лекарств не было, и во многих семьях дети часто умирали. Бабушкина мама думала, что ее дочка тоже умрет. Лицо гнило заживо. Когда отгнила скуловая кость, соседка посоветовала прабабушке мазать лицо бабушке сулемой. Раны стали затягиваться, но было поздно и лицо перекосило на левую сторону. Прадедушка умер в 45 лет от рака губы, и прабабушка осталась одна в 36 лет с шестерыми детьми на руках. Кушать было нечего, ели лепешки из лебеды. Чтобы зимой топить дом, бабушкина мама ходила с санями за хворостом в лес. Но, несмотря на все трудности детства, моя бабушка выросла и стала очень хорошим человеком. Она отработала 40 лет акушеркой в с. Каргино, приняла очень много детей. На селе бабушка работала по многим медицинским профессиям: терапевтом, стоматологом, педиатром. Моя бабушка заслужила большое уважение и почет среди односельчан.
Слушая сестёр Радаевых Марию Ивановну и Галину Ивановну, удивляешься, как люди, пережившие голод, холод, страх, не очерствели душой.
Их отец, Радаев Иван Степанович, был призван на фронт буквально сразу после начала войны. Первый раз был ранен в первые месяцы войны. В госпитале он встретился со своим двоюродным братом. Радости не было предела. После госпиталя Ивану Степановичу было предложено вернуться в тыл, но он вернулся на передовую. Сёстры вспоминают, как им пришло извещение, что их отец погиб. На руках у матери осталось 10 детей! Я попробовал в интернете найти информацию о Радаеве Иване Степановиче. Мне удалось узнать, что он весь израненный попал в госпиталь 21 января 1943 года, а 23 января он умер. В официальном документе сказано: « Поступил с многочисленными осколочными повреждениями конечностей, столбняк». Брат Александр вернулся раненым, был награждён орденом Отечественной войны
I степени.
Слушаю уже седых и больных людей и вижу, как наворачиваются у них слёзы от воспоминаний. И все они, заканчивая свой рассказ, говорили, словно сговорившись: «Тогда все так жили. Всё можно вытерпеть, лишь бы не было больше войны».
А что мы можем сделать для них? Мы поздравляем их с праздниками, оказываем им посильную помощь, слушаем их, учимся у них любить Родину.
Мы задумались, сколько существует памятников детям войны, искали сведения в сети Интернет. Мы узнали о 35 памятниках детям войны, один из них установлен в Ульяновске к 70-летию Великой Победы. В этом году памятник детям войны установлен в Саранске.
Мы узнали о 10 памятниках, поставленных в Украине. 10 памятников буквально кричали о тех ужасах, которые принёс с собой фашизм. Памятник детям, расстрелянным в Бабьем Яру в Киеве. Бабий Яр - это место массовых расстрелов. По разным подсчётам, там в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. На детей часто жалели пули, и вместо расстрела их обычно закапывали живьём или убивали дубинками. Разве можно такое забыть?! Но, видно, этот крик не был услышан, потому что и сейчас в этой стране гибнут взрослые люди и дети. Хочется, чтобы взрослые просто пожалели детей, дали им возможность иметь детство.
Создание таких памятников – дань уважения и памяти детям, на долю которых выпало тяжелое время войны.
Памятник - напоминание настоящим и будущим поколениям о тех детях, которые не видели своё детство, о тех, кто в свои юные годы уже защищал свою Родину, о тех, кто просто не дожил до Победы.
Архивные материалы.
Из архивных источников, находящихся в музее в Коченяевке, я узнал, что дети села Коченяевка вязали варежки фронтовикам, писали им письма. В письмах многие писали: «Отомсти за моего папу». Значит, маленькие жители села уже потеряли отцов на поле боя.
Так же я узнал, как девчонки и мальчишки рвались на фронт. Они осаждали военкоматы, уговаривали отправить их на передовую, некоторые, получив отказ, убегали. Кого-то возвращали обратно, кто-то оставался в воинских частях и становились детьми полка. Дети не могли оставаться в стороне от беды, которая постигла всю страну.
Всё это свидетельствует о высоком патриотизме, преданности Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.
Интервью учащихся
На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.
«О войне я знаю в основном из рассказов прабабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни».
«О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Неслужебное здание», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть и первую, и вторую часть этого кино. В нём настолько по-настоящему показывается жизнь того времени, что иной раз бросает в дрожь. К тому же. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и заставляет любить то место, где мы живём - Нашу Родину».
«Война-это самая большая трагедия. Принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже немало лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»
Исходя из данных опроса можно сделать вывод, что мои сверстники владеют некоторой фактической информацией но, мало знают о чувствах, эмоциях детей войны, которые пережили эту страшную пору.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо.
III. Выводы
Через исследовательскую работу я понял, что:
1. Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы ВОв в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.
2. Дети, подростки несли все тяготы жизни не ради славы или награды, а просто потому, что не могли мириться с тем, что фашист ходит по нашей земле, т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.
3. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОв, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время Вов характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.
IV. Заключение
Память – наша история. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
В своей работе мне хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы я положил воспоминания старожилов нашего села. В выполнении работы мне помогали: учитель истории Новикова Т.И., мои одноклассники и, конечно же, мои земляки – дети войны.
Эту работу я намерен продолжать дальше, потому что в наследство от наших дедов нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Источники
5. Обобщенный банк данных «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/default.htm
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Самодельный телефон
Дымковский петушок
Сказка "Морозко"
Иван Васильевич меняет профессию
Комментарии
Коля! Спасибо за участие в
Коля! Спасибо за участие в Вахте памяти,за хорошую исследовательскую работу. Постарайся дополнить ее фотографиями,копиями документов. Молодец, что учишься хранить память, не забываешь о том, что помнить нужно всем нам. Спасибо,Светлана Александровна,за то,что учите своих учеников хранить память,помогаете им участвовать в проекте
Марина Сергеевна, спасибо за
Марина Сергеевна, спасибо за отзыв!. У Коли есть и фото, и видео, и справки из архива.Мальчик провел, действительно, серьезную работу. Не всё удалось загрузить на сайт