Исследовательская работа о молодежном сленге, то есть какие слова ребята используют часто в своей речи.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о молодежном сленге. | 111.22 КБ |
Исследовательская работа о молодежном сленге. | 998.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобуяновская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ
Исследовательская работа
Выполнил: ученик 5 класса
Макаров Кирилл
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Степанова А. Ю.
д. Новое Буяново, 2014
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические исследования 4
1.1 Словарный состав языка 4
Глава 2 Практическая часть 5
2.1. Причины употребления сленга 5
2.2. Анкетирование 7
Заключение 7
Литература 7
Приложение 1
Введение.
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям- одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? « У тебя крутой телефон», «Ты сидел сегодня в вк?». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.
Область исследования: -жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования: –устная речь учащихся моей школы
База исследования: –обучающиеся 5-7 классов МБОУ « Новобуяновская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность:
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Задачи:
- круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
- причин употребления школьниками сленга и жаргонизмов.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); -сбор лексики;
- анкетирование;
-анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга. К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Существует несколько определений сленга. 1.Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. 2.Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является, как ни странно, второе, потому что оно нам более понятно, мы часто слышим эти слова. Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
Практические исследования.
Причины употребления сленга.
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди. Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в нашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 5-7 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Название группы | Примеры | |
1 | Части тела | башка (голова), морда (лицо) |
2 | Слова, обозначающие людей по профессии | училка (учительница), медик (врач), инженер (инжик),спецназ (спец), полиц (полицейский); |
3 | Бытовая техника, отдельные детали. | телик (телевизор), мобила, мобильник, телеф(мобильный телефон), комп (компьютер), клавиатура (клава), спутник (спутниковая тарелка) |
4 | Транспорт | велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка, беха, мерс (модели автомобилей) |
5 | Слова,обозначающие людей по родству | предки, (родители), братаны (друзья), бро (брат), мальчик (пацан); |
6 | Учеба | домашка, дз (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрраб, кр (контрольная работа), чувлит, физра, русяз (школьные предметы), школьник (школота), мелкий (ученик младших классов) |
7 | Продукты питания | жрачка (еда), магаз (магазин), морожка (мороженое), семечки (семки), чупс, чупик, чупсик (чупа-чупс),жвачка (жевательная резинка) |
8 | Слова-оценки | классно, клево, (хорошо, отлично), прикольно, круто, супер (интересно), круто (отлично), везуха (везучий), фигня(очень простое) |
9 | Глаголы | отвали, отвянь (отойди, отстань), очуметь, обалдеть (удивиться), удрать, свалить (сбежать), зыришь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), порвать, замочковать (убить); |
10 | Слова, обозначающие людей по их качеству характера | тупой, чмо, лошара, лох, дебил, красавчик, лошок, ботан |
11 | Обувь | кроссовки – кросы |
12 | Названия городов | Чебы (чебоксары), Новчик (новочебоксарск) |
13 | Слова, связанные с компьютерными играми и интернетом | Вк (в контакте), вф (варфейс), контрстрайк (контра). |
14 | Другое | Тубзик (туалет), спс (спасибо), днюха, др (день рождения), музон (музыка) |
В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отстань и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
Проведение анкетирования учащихся с целью определения употребления слов молодежного сленга.
Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Делают речь понятнее для друзей». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, и многие ребята уже привыкли к этой речи. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности. Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Многие также ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, немец), 7 класс высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.
Заключение.
В своей работе я попытался объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, профессиональных, жаргонных слов и выражений. Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга помогают преодолеть недостаток слов в речи подростков. Небольшое количество учеников считает, что сленг придает речи живость, юмор, а другие – делают речь понятнее для друзей. Немаловажным фактором является и влияние СМИ, а в первую очередь, интернета на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит. Я выяснил, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза, которую я выдвигал, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, жаргонизмы, а профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Список использованной литературы.
Приложение.
Вопросы анкеты для учащихся: (было опрошено 21 человек)
Знают 19 чел., не знают 2 человека
Знают 21 человек (все опрошенные)
Часто – 13, редко – 8, иногда - 0
4. Напишите те, которые вы употребляете наиболее часто.
а) Считаете, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов.
в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Помогают самоутвердиться.
е) Придать своей речи живость, юмор.
6. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
8. Стараетесь ли вы обойтись без них?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
Ответы показывают, что ребята еще не понимают, что их речь выглядит неправильной, и менять ее большинство учеников не собирается пока. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.
9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
а) Да
б) Нет
в) Не думал об этом
Из результатов видно, что многие хотят избавиться от употребления этих слов, некоторые не задумывались, третьи же будут продолжать их употреблять.
Слайд 1
Лексикон учащихся 5-7 классов моей школы . Работу выполнил ученик 5 класса МБОУ «Новобуяновской СОШ»Слайд 2
Цель работы: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Слайд 3
Задача проекта: Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников. Определить «сленг». Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 5-7 классов школы; Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. Сделать выводы по теме исследования. Выполнить компьютерную презентацию.
Слайд 4
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - часто употребляемое средство в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Слайд 5
Методы исследования: метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); -сбор лексики; - анкетирование; -анализ, сравнение; - статистические исследования (подсчет, вычисления).
Слайд 6
Что такое сленг? 1. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. 2. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
Слайд 8
Среди учащихся нашей школы был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. С какой целью вы их употребляете? а) Считаете, что модно, современно . б) Нужны в речи для связи слов. в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи. г) Делают речь понятнее для друзей. д) Помогают самоутвердиться. е) Придать своей речи живость, юмор.
Слайд 10
Анализ опроса : Проведенное нами исследование показало, что в общении учащихся нашей школы сленг преобладает над литературной речью. Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов (это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что «все так говорят и это модно»).
Слайд 11
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
Слайд 12
Стараетесь ли вы обойтись без них? Ответы показывают, что ребята еще не понимают, что их речь выглядит неправильной, и менять ее большинство учеников не собирается пока. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.
Слайд 13
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг? Из результатов видно, что многие хотят избавиться от употребления этих слов, некоторые не задумывались, третьи же будут продолжать их употреблять.
Слайд 14
Я выяснил, что сленг существует давно, но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза, которую я выдвигал, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Слайд 15
Я считаю, что … Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно .Существование молодежного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий».
Слайд 16
Словарь сленга учащихся нашей школы. Название группы Примеры 1 Части тела башка (голова), морда (лицо) 2 Слова, обозначающие людей по профессии училка (учительница), медик (врач), инженер (инжик),спецназ (спец), полиц (полицейский); 3 Бытовая техника, отдельные детали. телик (телевизор), мобила, мобильник, телеф(мобильный телефон), комп (компьютер), клавиатура (клава), спутник (спутниковая тарелка) 4 Транспорт велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка, беха, мерс (модели автомобилей) 5 Слова,обозначающие людей по родству предки, (родители), братаны (друзья), бро (брат), мальчик (пацан); 6 Учеба домашка, дз (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрраб, кр (контрольная работа), чувлит, физра, русяз (школьные предметы), школьник (школота), мелкий (ученик младших классов)
Слайд 17
7 Продукты питания жрачка (еда), магаз (магазин), морожка (мороженое), семечки (семки), чупс, чупик, чупсик (чупа-чупс),жвачка (жевательная резинка) 8 Слова-оценки классно, клево, (хорошо, отлично), прикольно, круто, супер (интересно), круто (отлично), везуха (везучий), фигня(очень простое) 9 Глаголы отвали, отвянь (отойди, отстань), очуметь, обалдеть (удивиться), удрать, свалить (сбежать), зыришь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), порвать, замочковать (убить); 10 Слова, обозначающие людей по их качеству характера тупой, чмо, лошара, лох, дебил, красавчик, лошок, ботан 11 Обувь кроссовки – кросы 12 Названия городов Чебы (чебоксары), Новчик (новочебоксарск) 13 Слова, связанные с компьютерными играми и интернетом Вк( в контакте), вф (варфейс), контрстрайк (контра). 14 Другое Тубзик (туалет), спс (спасибо), днюха, др (день рождения), музон (музыка)
Этот древний-древний-древний мир!
Весенние чудеса
Как нарисовать лимон акварелью
Груз обид
Именинный пирог