Исследовательская работа посвящена Анастасии Алексеевне Аввакумовой-одной из старейших учительниц Котласа, Почётному Гражданину города Котласа.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 105 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЛОМОНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Секция литературоведение
История одного дарения
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Власовой Мариной Игоревной
Научный руководитель – учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», МО «Котлас»,
Афанасьева Татьяна Анатольевна
г. Котлас, 2012
Оглавление
Введение
Участвуя в конкурсах сочинений, я не раз задумывалась над вопросом: как учились во время Великой Отечественной войны, как учили, что читали?
В повести В.Л.Кондратьева «Отпуск по ранению» спорят одноклассники военной поры. Тыловик утверждает: «Русская литература не смогла воспитать цельного, рационального человека, она создала либо фанатиков, либо лишних людей». А по мнению героя-фронтовика, сила духа, нравственность его ровесников объясняется тем, что «все воспитаны на святой русской литературе», в которой много психологии. (с.21)
На уроке, рассуждая над повестью, мы узнали, что одна из старейших учительниц передала в Котласский краеведческий музей книги, по которым вела уроки во время Великой Отечественной войны. «На основе этих книг можно было бы провести урок»,- эта мысль показалась мне интересной. Я узнала имя дарительницы: Анастасия Алексеевна Аввакумова.
Связаться с директором музея, Ширшовой Т. А., не составило труда, о встрече договорились сразу. И вот я в музее, жду: сейчас увижу учительскую библиотеку. Сотрудники музея кладут передо мной невысокую стопку тоненьких книг в поблекших бумажных обложках. «Это экспонаты из фонда «Редкой книги», - предупреждает Т.А.Ширшова.- Фотографировать их нельзя. Фотовспышка разрушает ветхую бумагу».
Несколько часов я просматривала книги, читала, делала выписки. С особым чувством вглядывалась в разноцветные пометы, приписки от руки. Чернила, пятнышки будили воображение. Передо мной приоткрывалась дверь в учительскую профессию, судьбу, неразрывно связанную с людьми, со словом, с ответственностью за сказанное, с нравственностью.
А.А. Аввакумова по образованию-учитель начальных классов. Она работала с пионерами, преподавала в школе, была в разное время директором 2,3 и 76 школ Котласа. В 1976 году А.А. Аввакумова первой получила звание Почётный Гражданин города.
Цель моей работы - собрать сведения о подаренных книгах, определить их роль в воспитании котлашан военного поколения.
Задача - описать книги, выявить важные подробности, связанные с ними и раскрывающие личность учителя. Следовательно, тема исследования: «История одного дарения». Дарения не только материального, но и морального.
Основная часть
С первых дней и недель после 22 июня 1941 года главной задачей советского правительства было стремление убедить граждан СССР в способности Красной Армии дать отпор фашистам. Сразу после начала войны к созданию подробного рассказа о славной многовековой военной истории народа были привлечены известные историки, особый упор предполагалось сделать на разгроме наполеоновской армии Кутузовым. Нет ничего удивительного в том, что учителя обращались к литературе, искусству, историческим фактам, чтобы на примерах из них поддерживать не только учащихся, но и их семьи идейно и нравственно.
Так, в личной библиотеке директора и учителя Котласской средней школы №3 А.А. Аввакумовой появилась одна из 50-и тысяч брошюр под названием «О партизанской войне» героя 1812 года гусара Дениса Давыдова. Пометы, сделанные красным карандашом, говорят о том, что искала, что обдумывала 33-хлетняя женщина в книге накануне очередного урока. Дневник Д. Давыдова редакторы книги завершили цитатой из наказа И.В. Сталина: «Создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все его мероприятия».(10 – с.126). Невысокого роста, хрупкая молодая учительница «срывала… мероприятия» врага своей добросовестной работой в классе.
Книга С.Я. Штрайха «Бесславный конец завоевателя» составлена в 1942 году по запискам Де-ла-Флиза и Ложье «Поход Наполеона в Россию в 1812 году», изданным в России в 1912 году. С исследовательской точки зрения, были интересны сделанные, как видно, наскоро записи А.А Аввакумовой. На обложке столбиком расположены слова: «отпуск», «скобы», «чернильницы», «кисточки». А рядом для памяти записаны оценки:
устно письм.
Андреев хор. пл.
Тюшов хор. поср. (письм.)
В будничных словах и забота о школе, и требовательность к себе и ученикам - в них то, что заполняло быт учителя, несмотря на войну: отчёт о сделанном, план на новый день.
Наше внимание привлекли и пометы в книге А. Копылова «Павлин Виноградов», посвящённой активному участнику Гражданской войны на Севере. Примечательно, что шариковой ручками. Можно предположить, что личность П. Виноградова, славного северянина, была интересна А.А. Аввакумовой. Но самое большое впечатление на нас произвело единожды вымаранное перьевой ручкой священное для военного поколения имя - «Сталин». Книга издана в 1942 году, а развенчан культ личности И.В. Сталина был на XX съезде КПСС в 1953 году. Можно только догадываться, что происходило в душе человека, который « с юных лет служил коммунистической идее», как написано в статье Н.В. Шептякова (19 – с.218), перед тем, как перо погрузилось в чернильницу и коснулось страницы. Но решение было принято, и рука с пером не дрогнула. Зачёркнуть слово - символ, конечно, было не просто, а зачеркнуть память ещё сложнее.
Следующей книгой в стопке был сборнике стихов поэта 19 века А.Н. Майкова. Закладка на 16 странице словно приглашала в «Зимнее утро» далёкого 1943 года:
Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами
В янтарном зареве пылающих небес.
В раздумии глядит на обнаженный лес... (15- с.16)
Перекличка с одноимённым стихотворением А.С. Пушкина была очевидной, но закладка на странице оказалась сама по себе двойным своеобразным ориентиром! Это был обычный листок из отрывного календаря, датированный понедельником 3 января 1966 года. Понятно желание учительницы перечитать красивые строки. Но одна деталь навела нас на серьёзные размышления: на обороте листка стихи вологодского поэта - фронтовика – Сергея Орлова «Коммунисты». Будучи высокоидейным, требовательным к себе человеком, А. А. Аввакумова, бесспорно, не могла не сосредоточиться на смысле стихотворных строк. Так соединились жестокий 1943 и 1966 годы, в стране снова остро стоял вопрос о моральном облике коммуниста. Думается, строгой котласской учительнице, как и С.Орлову, близки были мысли о том, что те коммунисты, с которыми они работали, – «не винтики Системы, а вестники Бытия»:
Они верны без страха и измены
Той партии, в которой состоят,
А ей подвластны даль и глубь Вселенной,
И нет на свете никаких преград.
Мы искали текст стихотворения в поэтических сборниках С.Орлова, но нашли лишь приведённую выше строфу в статье Л. Анненского (1- с.7). Значит, календарный листок по-своему уникален.
Рукой А.А. Аввакумовой на свободной половине страницы в брошюре Н. Водовозовой, посвящённой Гоголю, в 1945 году сделана замечательная приписка: «Ещё пройдёт десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и соли, но за покупкой мудрости» (5 – с.89). Мы заинтересовались литературным источником цитаты. Это слова из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя (1847год). (Гоголь, кстати, выразил здесь «сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы» (-с.125) Цитата, как оказалось, имеет продолжение: «…которой не продают больше на европейских рынках». Известно, что в советское время, как и при жизни писателя, «Выбранные места…» подвергались критике, Гоголя обвиняли в проповеди "лжи и безнравственности под покровительством кнута и религии» (- с.29). Как мы понимаем, А.А. Аввакумова была внимательна к литературным первоисточникам и читала их в оригинале. Вписанные ручкой слова Н.В.Гоголя перекликаются с любимыми Анастасией Алексеевной Аввакумовой строками из оды М.В.Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
В 1942 году в приложении к журналу «Огонёк» печатается авторский сборник Ильи Эренбурга под названием Солнцеворот, как афоризмы, с надеждой, оптимистически воспринимаются слова из текста: « Мы выстоим - это шум русских лесов, это вой русских метелей, это голос русской земли…», « Солнце – на лето, зима – на мороз. Добавим: война — на победу». (20 – с.68). Хотелось прочитать продолжение, и в результате моё внимание привлекли слова: «Мужество – это любовь к жизни, такая любовь, что частная судьба становится бледной, неощутимой» (20 - с.74). Такая идея в военные годы была как никогда актуальна.
Среди всех книг особое место занимает та, что написана в 1942 году женщиной, Еленой Кононенко, и имеет подзаголовок «Лирическая быль». В книге 2 рассказа: «Твоя карточка» и «Жена». Первый о бойцах, которые рады получать письма от незнакомых девушек из тыла.
Особенно берёт за душу рассказ «Жена». Главный герой, Давыдов, возвращается домой с фронта, он серьёзно ранен, как говорится, калека. И ему страшно представить, как отреагирует жена… Он, гордый человек, не хочет быть обузой, думает, что не останется в родном городе, не хочет встречаться с прежними друзьями, родственниками. Ему и жалко жену, и не хочется её расстраивать, но одновременно хочется, и чтобы она была рядом. Давыдов пишет ей прощальное письмо, в глубине души надеясь на встречу. И вот перрон. Толпа. Её нет. И вдруг перед отходом поезда он видит… бегущую к нему жену! Она ругает мужа за то, что он «такое» мог подумать о ней. Эта сцена остаётся в памяти навсегда, пробирает до слёз. Маленькая брошюрка рассказывала о реальных событиях на фронте и в тылу. Каким простым, доходчивым языком написаны все эти произведения, а как переданы все чувства, все тяготы войны! То, как люди любили, теряли навсегда и находили. Я рассказала эту историю одноклассникам – никто из них не остался равнодушным. Но прочитать текст в классе мы пока не можем: книга стала антиквариатом, теперь через Интернет-магазин её можно купить за пятьсот рублей. В годы войны она стоила десять копеек и была доступна читателям.
Хочется, чтобы такой гуманной литературы было больше в школьной программе: такие книги воспитывают, учат жить, любить и уважать.
События из фронтовой жизни оживают в очерке Василия Гроссмана «Сталинградская быль», посвященном знаменитому снайперу Анатолию Чехову. Автор вместе с героем переживает опасности боевой жизни, ему удаётся нарисовать такой выразительный портрет воина, так глубоко проникнуть в мир его дум и переживаний, что остаться равнодушным читателем просто невозможно! Писатель много размышляет на тему храбрости: «На фронте часто заводят разговор о храбрости. Одни говорят, что храбрость - это забвение, приходящее в бою. Другие чистосердечно рассказывают, что, совершая мужественные поступки, они испытывают немалый страх и крепко берут себя в руки, заставляя усилием воли поднять голову, выполнять долг, идти навстречу смерти. Третьи говорят: «Я храбр, ибо уверил себя в том, что меня никогда не убьют». (9- с.34)
Внимательно прочитывая произведения, учительница, находила героев для подражания, слова для патриотического воспитания учеников. Рассказ о героизме защитников Родины пробуждал у ребят гордость за свой народ, чувство собственного достоинства.
Одной из форм вооруженной борьбы советского народа против врага стало партизанское движение. Это было поистине всенародное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины. Неслучайной поэтому была для учительницы и книга очерков и рассказов К.М.Симонова «Югославская тетрадь», повествующая о партизанском тыле в Сербии.
Авторы довоенных монографий или учебников, как нам известно из документов периода Великой Отечественной войны и из уроков истории, должны были переработать их для широкой аудитории. Как заметил историк А. М. Дубровский: «Карманная книжка, брошюра с очерками о выдающихся русских полководцах, умещавшаяся в полевой сумке политрука, были самым массовым жанром исторических работ тех лет. Сталин выдал длинный список исключительно русских дореволюционных героев, которые должны были стать образцами патриотического поведения во время войны: А. Невский, Д. Донской, К.Минин, Д.Пожарский, А.Суворов и М.Кутузов».(www.litmir.net). Воодушевляющая история военного мужества предназначалась оставшимся в тылу гражданским в той же степени, что и сражавшимся солдатам. БОльшая часть первых публикаций подобного рода описывала русскую историю, историки приложили значительные усилия для придания агитационного характера этой литературе.
А.А.Аввакумова, как пишет Н.Шептяков, всегда была « истинным воспитателем, убеждённой коммунисткой».(19 – с.218) Поэтому в её школьной библиотеке непременно нашлись книги о таких великих борцах за русскую землю.
Из 17 экземпляров библиотеки две книги посвящены фельдмаршалу М.И. Кутузову. Первая - профессора Н.М.Коробков «Кутузов» 1943 года издания. По традиции в заключение таких историко-патриотических книг были слова о героизме наших солдат в Великой Отечественной войне, о вере в победу: «…Эти черты с ещё большей силой выявились теперь в условиях новой, ещё более грозной и тяжёлой борьбы с врагом, пытающимся побороть нашу Родину…».(14-с.46)
Вторая – Михаила Брагина «Полководец Кутузов», написанная в 1942 году и напечатанная в роман - газете. Книга зачитанная, с надорванной обложкой - возможно, учительница давала её читать коллегам, многим ученикам. Так книга, в скромной обложке, без иллюстраций, на дешёвой газетной бумаге, попадала в семьи и становилась предметом обсуждения людей, чьи родственники и знакомые сражались на фронте. Книга объединяла людей, продолжая благородную традицию семейного чтения.
Как исследователей, нас удивило, что даже в самые тяжёлые годы войны на обложке брошюр помещались обращения редакции к читателям с просьбой присылать отзывы, мнение о книге, давать оценку тематики и художественных качеств произведения, писать, убедительны ли герои книги.
Книга профессора В.В. Данилевского «Кузьма Минин» рассказывает о русском дореволюционном герое. И опять традиционное патриотическое завершение: «В дни героической защиты Москвы от фашистского зверя пламенные патриоты нашей страны дали достойный отпор врагу, нагло рвавшемуся к сердцу страны. Как и в 1612 году, враг был разгромлен и отброшен прочь от столицы». (11 –с.103)
Книга академика С.Н. Сергеева-Ценского «Синопский бой» повествует о разгроме турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года под командованием адмирала П.С. Нахимова. А.А Авакумовой были отмечены строки о личных качествах Нахимова, о его уверенности в стратегических способностях младших командиров. В заключение автор монографии пишет о верности потомков, которые в 1941 году проявили мужество и отвагу, высокие и моральные качества черноморцев, героическим традициям прошлого.
Ещё об одном великом предке рассказывает книга С.Бушуева «Александр Невский». Среди прочих помет А.А Аввакумовой наше внимание привлекла фраза «псарям-рыцарям» (6 –с.54). Нас это выражение заинтересовало, и мы нашли, что так называл Карл Маркс рыцарей Ливонского ордена. Эта помета подтверждает, что для А.А. Аввакумовой , человека коммунистической убежденности, была важна точность речи.
Неслучайной в серии «Великие люди русского народа» стала книга «Глинка» профессора С. А. Богуславского: великий русский композитор-основоположник национальной композиторской школы, его сочинения отличаются патриотическим духом.
Книга А. Югова «Даниил Галицкий» рассказывает о выдающемся политическом деятеле, мудром дипломате и полководце, прославившемся во время татаро-монгольского ига.
«В этой жизни был героем, пусть и в той сияет славой»,- эти слова из «Песни об Арсене» (16 –с.100), деятеле грузинского крестьянского движения первой половины 19 века, боровшемся с турками, не могла не отметить учительница, современница тех, кто защищал страну от фашистских захватчиков и был достоин народной памяти.
Итак, прочитаны книги, переданные А.А. Аввакумовой в дар Котласскому краеведческому музею: 9 исторических, 6 художественных, 2 публицистические.
Заключение
Мы смогли определить характерную для периода Великой Отечественной войны тематику литературы, использовавшейся учителем и на уроках, и для личного чтения. Пометы на книгах приоткрыли внутренний мир Анастасии Алексеевны Аввакумовой как цельной личности, как интересного человека. К таким людям у молодёжи сохраняются интерес и уважение. Обращение к теме, связанной не только с ролью чтения, но и с умением вдумчиво читать, считаем актуальным. Приятно было читать книги на хорошем русском языке – понятном, образном, точном, не примитивном.
Исследовательская работа помогла представить личность А.А.Аввакумовой и как Почётного Гражданина города Котласа.
Публикаций по нашей теме нет. Сведения о дарительнице книг Котласскому краеведческому музею мы собирали, обратившись к её личным книгам, которые до нас не были описаны.
Нам помогли воспоминания Ширшовой Т.А.- директора Котласского краеведческого музея о том, как происходило дарение книг. Анастасия Алексеевна Аввакумова сделала это очень трогательно незадолго до смерти. Сама собрала, уложила в стопку. Передавая книги, каждую брала в руки, листала, словно вела урок, и вспоминала, как читала, как её слушали. На Т.А. Ширшову произвели потрясающее впечатление голос человека, который о книгах говорил, как о чём-то живом.
Сноха, В.Ф. Аввакумова, рассказала о том, что Анастасия Алексеевна Аввакумова была человеком ответственным, волевым, с мужским характером.
В.А. Нюхина, бывший директор средней школы №76, Почётный Гражданин города Котласа, хорошо знавшая А.А.Аввакумову, отметила её «целеустремлённость, светлый ум», любовь к словам М.В.Ломоносова, обращённым к юношеству.
По собранным материалам я проведу уроки в классах родной школы. Эти материалы вместе с презентацией я хочу подарить краеведческому музею.
Литература, несомненно, оставляет след в душе человека. Но к литературе его надо привести, научить его быть читателем. Интересный читательский урок получила и я.
Библиографический список
1.Анненский Л. Его зарыли в шар земной.//Литературная Россия №27. 2006.
2. Белинский В. Г. Письма к Гоголю. М.: Госполитиздат, 1956. с. 208.
3.Бесславный конец завоевателя. По запискам Де-Ла-Флиза и Ложье. /Сост. Штрайх С.Я.
– Свердловск.: ОГИЗ. 1942. с. 78
4.Богуславский С.А. Глинка. – М.: Молодая гвардия. 1943. с. 63
5.Брагин. М. Полководец Кутузов.// Роман-газета №1-2. – М.: Гослитиздат. 1942. с. 87
6.Бушуев С. Наши великие предки. Александр Невский.- Архангельск: ОГИЗ. 1942. с. 154
7.Водовозов Н. Гоголь. - М.: Молодая гвардия. 1945. с. 90
8.Гоголь Н.В.Выбранные места из переписки с друзьями.М.:Советская Россия. 1970. с. 388
9.Гроссман.В. Сталинградская быль. – М.: Правда. 1943.с.50
10.Давыдов Д. О партизанской войне. – М.: Правда.1942. с. 127
11.Данилевский В. Козьма Минин. – М.: Правда . 1943. с. 104
12.Кононенко. Е. Твоя карточка. Лирическая быль. – М.: Правда. 1942. с.16
13.Копылов А. Павлин Виноградов. – Архангельск: ОГИЗ. 1942. с.64
14.Коробков Н.М. Кутузов. Библиотека «Огонёк» № 25-26. – М.: Правда. 1943. с.47
15.Майков А.Н. Избранные стихотворения. – М.-Л.: Детгиз. 1943. с. 215
16.Песнь об Арсене. Перев. с грузинского Чачикова А. – М.: Художественная литература. 1941. с. 102
17.Сергеев-Ценский С.Н. Синопский бой. – М.: ОГИЗ. 1944. с. 45
18.Симонов К. Югославская тетрадь. – М.: Правда. 1945. с.100
19.Шептяков Н. Почётные граждане Котласа. //Сб. Котлас. Очерки истории: /Отв. редактор В.Титов. Администрация МО «Котлас».- Архангельск: Правда Севера. 2001. с. 304
20.Эренбург И. Солнцеворот (Октябрь 1941 - февраль 1942). Библиотека «Огонёк» № 19-20. – М.: Правда 1942. с. 82
21.Югов А. Даниил Галицкий.- М.: ОГИЗ. 1944. с. 48
Приложение 1
Аввакумова Анастасия Алексеевна (1909 – 1996) Родилась в дер. Елакино В.Устюгского района Вологодской области. Образование высшее. В Котласе работала заведующим орготделом Котласского райкома ВЛКСМ, преподавателем русского языка и литературы, секретарем горкома КПСС, лектором горкома КПСС, директором школ № 2, 3, 76. Вела большую общественную работу: неоднократно избиралась депутатом городского Совета депутатов трудящихся, была активным лектором общества «Знание», членом Совета Котласского общественного историко - революционного музея. Звание «Почетный гражданин города Котласа» присвоено решением исполкома Котласского городского Совета депутатов трудящихся № 54 от 6.02.1976 г. по ходатайству Совета Котласского историко - революционного музея.
Приложение 2
Воспоминания Валентины Александровны Нюхиной
С Анастасией Алексеевной я близко познакомилась, когда работала инструктором горкома партии. Поражала её энергия и целеустремлённость, светлый ум и замечательная память, а ведь ей было уже за 70…
Она до последних своих дней оставалась коммунистом с комсомольским задором. Будучи лектором общества «Знание», очень любила встречаться с молодёжью. Ей было что им рассказать. Её рассказы о создании пионерских отрядов и комсомольских организаций вызывал у ребят интерес. Заканчивая выступление перед молодёжью, Анастасия Алексеевна любила цитировать Ломоносова:
…Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
Каждый год 1 сентября Анастасия Алексеевна приходила в родную школу. Конечно, волновались ученики, а мы – учителя - старались выглядеть достойно. Ведь перед нами была не просто бывший учитель-директор, а « Почётный гражданин г. Котласа».
А от её внимательного взгляда ученики становились более вежливыми и воспитанными.
Анастасию Алексеевну очень интересовал процесс учебно-воспитательной работы в школе.
Школе 105 лет, это самая старейшая школа в городе, и, конечно, вдвойне приятно, что два бывших директора носят звание «Почётный Гражданин г. Котласа», значит, существует преемственность не только поколений, но и поколений педагогов.
В.А.Нюхина
Приложение 3
Кто такой «Почётный гражданин»?
Почётный гражданин города – это особое звание, особая честь. Почётный – значит заслуженный, много сделавший для своего города, для людей, живущих в нём.
История звания «Почётный гражданин»
«Почётный гражданин» - привилегированное звание, введёно в России 10 апреля 1832 г., присваивалось лицам, не принадлежавшим к дворянскому сословию. Звание «Почётный гражданин» давало право на освобождение от рекрутской воинской повинности, подушной подати и телесных наказаний.
Декретом от 10 (23) ноября 1917 г. отменены чины, сословия и звания, существовавшие в России, в том числе и звание "Почётный гражданин". В 1974 г. звание появляется вновь и присваивается людям, внёсшим значительный вклад в развитие какого-либо города. Свои Почётные граждане существуют в каждом городе.
ru.wikipedia.org›wiki/Почётный_гражданин_
Прекрасная арфа
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рисуем белые грибы пастелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Как нарисовать лимон акварелью