Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения результатов спортсменов для более эффективной тренировки в избранном виде спорта. Т.к. я (Пафродитов Артемий) занимаюсь в секции туризма и выступаю на соревнованиях по спортивному ориентированию нами с руководителем была выбрана эта тема. На наш взгляд, изучение скорости движения ориентировщика от новичка до мастера спорта и факторов, влияющих на эти изменения, даст представление о том, к каким результатам необходимо стремиться в процессе спортивной тренировки мне и другим членам нашей группы (секции туризма ШСК «Sport-live» ГБОУ СОШ №98). Что в дальнейшем обеспечит команде нашей школы победы на соревнованиях различного уровня.
Вложение | Размер |
---|---|
pafroditov_-_orientirovanie_-_gotovo.docx | 94.01 КБ |
pafroditov_-_sport_orientirovanie.pptx | 1.41 МБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 98
с углубленным изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга
Хочу все знать
(начальная школа)
Информационно-реферативная работа
Достижение успеха в спортивном ориентировании
Работа ученика 3 б
Пафродитова Артемия
Руководитель
Кизиляева Екатерина Юрьевна
Санкт-Петербург
2017 г
Содержание
Введение………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………… | 4 |
1.1. Спортивное ориентирование. История. Современное состояние.. | 4 |
1.2. Виды спортивного ориентирования………………………………… | 7 |
1.3. Основные виды соревнований по спортивному ориентированию.. | 7 |
1.3.1. Ориентирование по выбору……………………………………….. | 8 |
1.3.2. Ориентирование в заданном направлении……………………….. | 8 |
1.3.3. Ориентирование на маркированной трассе………………………. | 8 |
1.3.4. Эстафетное ориентирование………………………………………. | 9 |
1.4. Особенности прохождения дистанции спортсменом – ориентировщиком………………………………………………………… | 9 |
1.4.1. Спортивная карта. Работа с картой……………………………….. | 9 |
1.4.2. Работа с компасом…………………………………………………. | 11 |
1.4.3. Скорость движения по дистанции………………………………… | 12 |
Глава 2. Методы и организация исследования…………………………. | 13 |
2.1. Методы исследования……………………………………………….. | 13 |
2.1.1. Литературный обзор……………………………………………….. | 13 |
2.1.2. Анализ документов………………………………………………… | 13 |
2.1.3. Анкетирование……………………………………………………... | 14 |
2.1.4. Метод математической статистики……………………………….. | 14 |
2.2. Организация исследования………………………………………….. | 14 |
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………….. | 14 |
Выводы……………………………………………………………………. | 18 |
Практические рекомендации……………………………………………. | 19 |
Литература……………………………………………………………….. | 21 |
Введение
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения результатов спортсменов для более эффективной тренировки. Т.к. я (Пафродитов Артемий) занимаюсь в секции туризма и выступаю на соревнованиях по спортивному ориентированию нами с руководителем была выбрана эта тема. На наш взгляд, изучение скорости движения ориентировщика от новичка до мастера спорта и факторов, влияющих на эти изменения, даст представление о том, к каким результатам необходимо стремиться в процессе спортивной тренировки мне и другим членам нашей группы (секции туризма ШСК «Sport-live» ГБОУ СОШ №98). Что в дальнейшем обеспечит команде нашей школы победы на соревнованиях различного уровня.
Цель исследования – определить с помощью чего спортсмены – ориентировщики достигают высоких результатов на соревнованиях по спортивному ориентированию
Задачи исследования
1. Провести анализ специальной литературы по теме исследования.
2. Сравнить результаты ориентировщиков различных возрастных групп, показанные на соревнованиях.
3. Определить, что влияет на скорость движения ориентировщика по дистанции.
4. Определить, какие упражнения помогут добиться быстрого улучшения результатов в спортивном ориентировании. Дать практические рекомендации школьникам, занимающимся спортивным ориентированием для достижения высоких результатов в этом виде спорта.
Методы и организация исследования:
1. Анализ и обобщение литературных данных.
2. Анализ документальных источников.
3. Анкетирование.
4. Метод математической статистики.
Гипотеза исследования – предполагалось, что с ростом спортивного мастерства средняя скорость ориентировщика увеличивается и изучения факторов влияющих на это увеличение поможет начинающим ориентировщикам в достижении успехов в данном виде спорта.
Объект исследования – соревнования по спортивному ориентированию.
Предмет исследования - скорость движения ориентировщика, показываемая на соревнованиях по спортивному ориентированию.
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Спортивное ориентирование. История. Современное состояние.
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Все виды спортивного ориентирования предусматривают прохождение определенного участка местности и отыскания на нем КП с минимальной затратой времени. Этот вид соревнований требует значительных физических напряжений, быстрой оценки ситуации, выбора экономных путей передвижения, знания топографии, чтения карт. (Казанцев С.А. Теория и методика спортивного ориентирования СПб гос. Ун-т физ. Культ. Им. П.Ф. Лесгафта – СПб, 2007. – 76 с.).
Умение и навыки ориентирования на местности использовались со времен Древнего Мира, однако правомерно начать обзор исторических фактов с военных состязаний в северных странах Европы. Происхождение ориентирования как вида спорта принято относить к концу XIX века, когда начали проводиться соревнования между военными гарнизонами Швеции, Норвегии, Великобритании.
Первые массовые гражданские соревнования по ориентированию были проведены 31 октября 1897 года спортивным клубом Тьалве около Осло (Норвегия). Настоящее рождение современных соревнований по ориентированию произошло в 1918 году. Майор Эрнст Килландер, Президент Стокгольмской любительской спортивной ассоциации, решил использовать естественную окружающую среду шведской сельской местности для нового вида спорта, основанного на его военном опыте. Он придумал соревнования по пересеченной местности, где бегуны не просто бежали, но и должны были найти и выбрать собственные маршруты с применением карты и компаса.
К 1934 году ориентирование как спорт распространился в Швейцарии, СССР и Венгрии. К началу Второй мировой войны в Швеции, Норвегии и Финляндии стали проводиться ежегодные национальные первенства для мужчин и женщин.
В 1946 был создан Скандинавский комитет ориентировщиков, который открыл путь к международному сотрудничеству.
В мае 1949 Шведской ассоциацией ориентирования была проведена Международная конференция в Сандвикене, в которой приняли участие одиннадцать стран.
В 1960 году в районе Стокгольма проведены Открытые международные соревнования, которые привлекли семь стран.
21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене основана Международная федерация спортивного ориентирования. Первыми членами федерации стали 10 европейских стран — Болгария, Чехословакия, Дания, ГДР, Финляндия, Венгрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и ФРГ.
С 1996 года проводятся чемпионаты мира по спортивному ориентированию среди ветеранов.
В нашей стране спортивное ориентирование получило официальное признание с 1963 г., когда под Ужгородом были проведены первые всесоюзные соревнования.
Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память.
Ориентированием могут заниматься почти все без ограничения возраста и почти без ограничения уровня здоровья, т.к. на соревнованиях предусмотрены тренировочные группы, например ДТР (дети + тренеры + родители), в которой ученик может пройти всю или часть дистанции с родителями или тренером и ФИТНЕС – которая является тренировочной группой для спортсменов любого возраста, это открытая группа. В группе ФИТНЕС можно участвовать с помощником.
Занятия спортивным ориентированием способствуют развитию координации движений, а также развитию памяти, внимания, мыслительных процессов.
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость. Большое значение для приобретения и удержания высокого спортивного уровня имеют такие факторы, как здоровье, рациональное питание, нормальный ритм жизни, умение отдыхать.
По правилам ориентирования в личных соревнованиях по спортивным группам спортсмены могут участвовать с 8 лет и без ограничения по верхнему пределу возраста. Для соблюдения равенства условий борьбы для всех участников соревнования проводятся по возрастным группам.
Спортивное ориентирование - очень своеобразный вид спорта. Во время тяжелой физической нагрузки следует все время вести наблюдение за местностью и картой, сопоставлять их друг с другом, быть в состоянии отделять существенное от несущественного, а также приспосабливаться к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего конечного результата ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, а также быть способным все время создавать мысленные картины из возникающих ситуаций. Отсюда видно, что для успешного выступления в соревнованиях по ориентированию необходимо иметь хорошую память, высокий уровень развития процессов внимания, оперативного мышления.
1.2. Виды спортивного ориентирования
Ориентирование бегом. Наиболее распространенный вид спортивного ориентирования. Может проводиться в любое время года. По любому грунту. Например, широко известные соревнования «Снежная тропа» проводятся в зимний период по заснеженному грунту (http://o-site.spb.ru/race.php?id=151122_ST). Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большом количестве разных дисциплин, например: заданном направлении, по выбору и т.д.
Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в условиях устойчивого снежного покрова в дисциплинах: заданное направление, маркированная трасса,
Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в дисциплинах: заданное направление, маркированная трасса, по выбору или в комбинации этих видов. Спортивная карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.
Точное ориентирование, трейл ориентирование. Вид ориентирования, заключающийся в точной интерпретации ситуации на местности с помощью карты (http://orienteering.org/trail-orienteering/rules). Участники за контрольное время преодолевают (обычно в заданной последовательности) дистанцию, состоящую из пунктов, на каждом из которых в пределах видимости располагаются несколько КП. Участники должны определить и зафиксировать, какой из этих КП на местности соответствует точке обозначенной на карте и заданной легенде. При этом на карте могут намеренно отсутствовать некоторые имеющиеся на местности ориентиры.
1.3. Основные виды спортивного ориентирования.
Правилами предусматриваются следующие виды соревнований по ориентированию: 1) в заданном направлении; 2) на маркированной трассе; 3) по выбору; 4) эстафетное ориентирование. Подобно легкой атлетике дистанции ориентировщиков классифицируются в зависимости от их длины.
1.3.1. Ориентирование по выбору заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке. Перед стартом каждому участнику выдается карта с нанесенным местом старта, финиша и контрольными пунктами. Существует два варианта проведения соревнований такого вида:
- Прохождение дистанции от старта до финиша с требуемым количеством КП/очков за наименьшее время;
- Рогейн. Набор наибольшего количества очков/КП за назначенное контрольное время. Контрольным пунктам, в зависимости от сложности и дальности, назначаются баллы, а за превышение контрольного времени назначается штраф, как правило, путём вычитания из результата по одному баллу за каждую полную минуту превышения контрольного времени.
1.3.2. Ориентирование в заданном направлении заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой нанесены место старта, КП, соединенные линией, которая обозначает последовательность прохождения КП. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.
Соревнования по спортивному лабиринту проводятся на маленькой площадке среди искусственных препятствий. Длина дистанции составляет 100—500 м, карты лабиринта обычно имеют масштаб 1:100.
1.3.3. Ориентирование на маркированной трассе. Ориентирование на маркированной трассе заключается в том, что участнику предоставляется спортивная карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту (иголкой или специальным компостером) расположение КП, которые встречает по пути. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф в зависимости от ошибки участника. Штрафом могут быть дополнительное время или штрафные круги.
1.3.4. Эстафетное ориентирование. Вид ориентирования, в котором члены команды проходят свои этапы последовательно, передавая друг другу эстафету.
1.4. Особенности прохождения дистанции спортсменом – ориентировщиком
Для прохождения дистанции ориентировщику необходима специальная экипировка и снаряжение: компас (планшетный, жидкостный); спортивная карта; легенды — подробное описание КП на местности в виде принятых символов; чипы для отметки (SFR, SportIdent, и др.); обувь (шиповки); фонарь (для ночного ориентирования); планшет (для лыжного и велоориентирования); лыжи и палки (для лыжного ориентирования); велосипед (для велоориентирования); спортивный костюм для ориентирования (быстросохнущий, износостойкий).
1.4.1. Спортивная карта. Работа с картой.
Необходимое условие использования района для соревнований – наличие спортивной карты. Спортсмен-ориентировщик получает карту за считанные секунды до старта и во время прохождения дистанции имеет мало времени на ее изучение. Во время соревнований спортсмен с помощью карты должен производить анализ и оценку создавшейся ситуации, быстро определять свое местоположение на трассе, изменять свою тактику в соответствии с непрерывно меняющейся обстановкой на местности.
Карта – это уменьшенное плоское графическое изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе при помощи специальных условных знаков. В спортивном ориентировании карта является основой всех соревнований. Спортивная карта, в отличие от обычной, топографической, имеет высокую точность и подробность, издается в более крупных масштабах. Недостатком спортивной карты является то, что она быстро устаревает (зарастают полянки, появляются новые вырубки и тропинки, особенно вблизи турбаз, лагерей, населенных пунктов и т. д.). В связи с этим рисовщикам карт приходится постоянно вносить изменения и
корректировать карту. Местность на любой карте изображается в уменьшенном виде, о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте, можно судить по масштабу карты.
Масштаб карты – это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности. Выраженный отношением чисел масштаб называют численным. Величина эта отвлеченная и не зависит от системы линейных мер. Записывается численный масштаб в виде дроби (например, 1 : 50 000), в числителе которой стоит единица, а в знаменателе – число, показывающее, во сколько раз действительные размеры на местности уменьшены при изображении их на карте. При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого знаменатель меньше, и наоборот, чем больше знаменатель, тем масштаб мельче.
В работе со спортивной картой процедуру пересчета длины отрезков карты на соответствующие отрезки местности можно значительно упростить, не пользуясь пятизначными числами масштаба.
Известно, что самая распространенная мера расстояний на местности для пешеходов и бегунов – это метр. При этом глазомерная оценка отрезков разной длины на чертежах и картах в основном производится в сантиметрах. Поэтому, например, масштаб 1:15000 легче и понятнее воспринимается следующим образом: 1 сантиметр карты соответствует 150 метрам местности (а не 15 000 сантиметрам).
Пользуясь масштабом, можно: определить любое расстояние по карте; нанести на карту расстояние, измеренное на местности.
Существует два основных способа измерения расстояний на карте: по линейке и с помощью глазомера. Линейка с сантиметровой шкалой имеется на плате компаса, а глазомерный способ требует по- стоянной тренировки. Сопоставив полученное измерение с масштабом карты, можно узнать расстояние на местности до нужного объекта или ориентира. На местности расстояния можно определять подсчётом шагов (пар или четверок), с помощью глазомера и по времени движения.
1.4.2. Работа с компасом
Наилучшим помощником в ориентировании становится вместе с картой компас. В спортивном ориентировании пользуются специальными жидкостными компасами. Они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться по местности по выбранному азимуту.
Основное предназначение любого компаса – определение сторон горизонта – основано на воздействии магнитного поля на свободно вращающуюся магнитную стрелку, которая всегда стремится повернуться на север. Отличие спортивного компаса от обычного заключается в том, что магнитная стрелка у первого в специальной герметичной колбе помещена в жидкость. Жидкость смягчает удары подпятника стрелки об иглу, возникающие при ходьбе или беге, а также способствует угасанию колебаний стрелки. Обычные спортивные компасы имеют прямоугольное плато, на котором находятся сантиметровая линейка, масштабные линейки; на некоторых имеются увеличительное стекло и счетчик расстояния. С помощью компаса можно сориентировать карту, двигаться по азимуту и по направлению, измерить расстояние на карте. Спортивный компас является главным элементом снаряжения спортсмена-ориентировщика.
Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы линии магнитного меридиана на карте были обращены на север местности, с этого начинается сопоставление карты с местностью.
Для движения по азимуту сначала нужно определить направление на нужный ориентир по карте. При этом важно соблюдать следующую последовательность действий:
1) наложить компас на карту так, чтобы одна из боковых сторон платы соединяла точки «откуда» и «куда» надо идти или бежать, причем плато компаса должно смотреть в сторону «куда» надо идти;
2) вращая колбу компаса, красные линии на её дне нужно расположить параллельно магнитному меридиану карты, причём риски
колбы должны быть направлены на север;
3) убрав компас с карты, и держа его в руке, повернуться так,
чтобы северный конец магнитной стрелки расположился между рисками колбы. Направление платы компаса будет показывать направление
движения на ориентир.
1.4.3. Скорость движения по дистанции.
В ориентировании на местности гибкость и быстрота мышления имеют исключительно большое значение. От умения быстро и точно производить множество сложных технических и тактических расчетов в зависимости от условий соревнования и постоянно меняющихся ситуаций на местности зависит скорость движения и конечный успех на дистанции. Целеустремленность, самообладание, творческая самостоятельность, решительность и настойчивость — главные факторы, которыми должен обладать спортсмен в трудных ситуациях, создающихся зачастую при ориентировании на местности. В данной работе мы рассмотрим среднюю скорость движения ориентировщиков по дистанции. Изучим динамику от новичка до мастера спорта по протоколам соревнований.
Если дистанция и карта простые, участник бежит быстро, используя направления, линейные ориентиры и грубые привязки. В сложном случае следует замедлить бег или даже сделать остановку, чтобы использовать точные способы ориентирования. Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки, характера местности, точности карты и некоторых других условий. Различают эффективную и фактическую скорости. Под эффективной понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, чтобы достичь финиша за время, соответствующее его результату по протоколу. Фактическая скорость - та, с которой спортсмен продвигается по своему истинному пути. Чем меньше коэффициент увеличения пути, чем меньше ошибок допустил ориентировщик на трассе, тем ближе будут эти скорости. Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе (“чистый бег”), время технических остановок (отметки на КП, перекалывание КП на пункте выдачи карт), время на ориентирование. Таким образом, с улучшением физической подготовки, но еще больше с улучшением техники и тактики ориентирования скорость прохождения дистанции увеличивается.
Какой должна быть скорость бега во время прохождения дистанции? Ясно, что только при высокой скорости можно рассчитывать на победу. Но каждый ориентировщик знает, что часто бывают моменты, когда голова “отключается”, спортсмен теряет связь карты с местностью, перестает контролировать направление движения, забывает о пройденных ориентирах. В таких случаях говорят: превысил “критическую скорость”. В это определение вкладывают комплексное понятие физической и умственной усталости, хотя в большинстве случаев физическая работоспособность еще остается достаточно высокой. Превышение “критической скорости” может наблюдаться на любом участке дистанции, но чаще во второй половине.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. В ходе работы мы применяли следующие методы исследования:
2.1.1. Анализ и обобщение литературных данных по теме исследования. Всего изучено 17 литературных источников, подробная информация о которых представлена в списке литературы.
2.1.2. Анализ документальных источников. Изучены протоколы соревнований по спортивному ориентированию бегом в т.ч. по заснеженному грунту (Кубок Санкт-Петербурга «СНЕЖНАЯ ТРОПА» 2013 – 2016 гг., Спортивное ориентирование - в школу 2014 – 2016 гг., Sprint Tour SPb 2015 – 2016 гг.) Все протоколы доступны по ссылке http://o-site.spb.ru/index.php. Всего рассмотрено 24 протокола соревнований, и результаты 1889 ориентировщиков различных возрастных групп, выступавших на короткой дистанции (спринт) в заданном направлении.
2.1.3. Анкетирование. Нами разработана анкета, для ориентировщиков, содержащая следующие вопросы:
1. Ваша возрастная группа. 2. Ваш спортивный разряд. 3. Изменилась ли Ваша скорость прохождения дистанции в процессе тренировки? 4. Что повлияло на изменения скорости прохождения дистанции? (если они были)
Всего в исследовании приняли участие 74 ориентировщика из различных возрастных групп.
2.1.4. Метод математической статистики. Статистическую обработку результатов проводили при помощи программы «Excel 2013».
2.2. Организация исследования
Наше исследование проводилось с марта 2016 года по ноябрь 2016 года в три этапа.
На первом этапе (марта 2016 – апрель 2016 гг.) уточнялось общее направление работы. Осуществлялся теоретический анализ и обобщение литературных данных. Определены: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. Написан литературный обзор по теме исследования.
На втором этапе (май 2016 – октябрь 2016 гг.) проведен анализ документов, анкетирование.
На третьем этапе (ноябрь 2016г.) проведен анализ полученных данных, формулировка выводов по проведённому исследованию и окончательное оформление работы.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.
В ходе исследования нами было изучено 17 литературных источников по теме. Их результаты подробно представлены в первой граве. Нами рассмотрено спортивное ориентирование, как вид спорта, его история и современное состояние, виды спортивного ориентирования и основные виды соревнований по спортивному ориентированию. Особенности прохождения дистанции спортсменом – ориентировщиком. Одна из самых трудных задач в воспитании ориентировщика - научить переключать внимание на наиболее важный процесс деятельности, распределять внимание сразу на несколько разнородных объектов. Один из признаков усталости - желание почаще заглядывать в карту. Чтение ее становится поверхностным, отсутствует запоминание. В такие моменты рекомендуется взять себя в руки, сменить темп бега или хотя бы изменить длину шага. Можно использовать питание на дистанции (кусочек сахара или глоток жидкой питательной смеси). Умение отдыхать в ходе соревнований - также один из признаков мастерства. Иногда для снижения истинной скорости бега, когда спортсмен чувствует момент наступления физической усталости, можно, например, вместо “быстрого” обходного пути воспользоваться коротким, хотя и технически более сложным. Наоборот, если устала голова и спортсмен перестает понимать сложный рельеф или ситуацию, можно выбрать обходной вариант пути, где число обращений к карте, подсчет расстояний были бы минимальными. Спортсмен все время должен проверять себя на понимание ситуации и сохранять скорость где-то на грани между “понимаю” и “не понимаю”. Конечно, можно было бы пройти всю дистанцию на пониженной скорости, что гарантировало бы от ошибок (если ориентировщику хватает технического мастерства двигаться безошибочно), и даже показать неплохой результат. Скорость бега на трассе - искусство, которым определяется высшее спортивное мастерство. Улучшить физическую подготовку можно, для чего в легкой атлетике и лыжном спорте разработаны надежные программы, методики и рекомендации. Но как до конца реализовать хорошую физическую подготовку в ходе соревнований по ориентированию? Эта проблема содержит еще много нерешенных задач, требующих дальнейших исследований.
Результаты анализа документальных источников приведены в таблице 1 и рисунке.
Таблица 1
Динамика средней скорости от новичка до мастера спорта по протоколу соревнований (спринт, заданное направление)
№ | Возрастная категория участников | Спортивные разряды | Количество изученных результатов | Средняя скорость км /ч. |
1 | М 10 | Б-р – 2 ю | 89 | 6,9 |
2 | Ж 10 | Б-р – 2 ю | 67 | 6,2 |
3 | М12 | Б-р – 1 ю | 57 | 7,4 |
4 | Ж12 | Б-р – 1 ю | 78 | 6,5 |
5 | М14 | Б-р – 1 р | 95 | 8,9 |
6 | Ж14 | Б-р – 1 р | 121 | 8,3 |
7 | М18 | Б-р - кмс | 128 | 11,1 |
8 | Ж18 | Б-р - кмс | 115 | 9,9 |
9 | М21 | Б-р - мс | 163 | 14,8 |
10 | Ж21 | Б-р - мс | 176 | 13,6 |
11 | М30 | Б-р - мс | 143 | 13,1 |
12 | Ж30 | Б-р - мс | 89 | 12,9 |
13 | М40 | Б-р - мс | 96 | 12,0 |
14 | Ж40 | Б-р - мс | 103 | 10,9 |
15 | М50 | Б-р - мс | 98 | 10,4 |
16 | Ж50 | Б-р - мс | 79 | 9,2 |
17 | М60 | Б-р - мс | 51 | 8,9 |
18 | Ж60 | Б-р - мс | 65 | 7,7 |
19 | М70 | Б-р - мс | 35 | 7,8 |
20 | Ж70 | Б-р - мс | 41 | 6,9 |
М – мужчины, мальчики, юноши, Ж – женщины, девушки, девочки, б-р – без разряда, мс – мастер спорта, кмс – кандидат в мастера спорта, 1 р – первый разряд, 1ю – первый юношеский разряд, 2ю – второй юношеский разряд.
По данным таблицы 1 видно, что наилучшую среднюю скорость показывают спортсмены групп МЖ 21, которые является мастерами спорта. Спортсмены более старших групп так же являются мастерами спорта, но их скорость меньше. Во всех возрастных группах лучшую скорость показывают мужчины (мальчики, юноши).
Рисунок. Динамика средней скорости движения ориентировщика. М – мужчины, мальчики, юноши, Ж – женщины, девушки, девочки.
Для наглядности из табличных данных нами был построен график средних скоростей ориентировщиков. По нему видна динамика средних скоростей в зависимости от пола, возраста и спортивной квалификации.
Результаты анкетирования.
Таблица 2
Результаты анкетирования спортсменов – ориентировщиков
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Ваша возрастная группа. | От МЖ 10 до МЖ 60 |
2 | Ваш спортивный разряд. | От б-р до МС |
3 | Изменилась ли Ваша скорость прохождения дистанции в процессе тренировки? | Да |
4 | Что повлияло на изменения скорости прохождения дистанции? (если они были) | скорость бега и скорость ориентирования |
В анкетировании приняли участие 74 ориентировщика из различных возрастных групп. Ответы представлены в таблице 2. Все спортсмены отметили изменения средних скоростей на дистанции в процессе тренировки. При чем отмечается ее увеличение до 30 лет, затем постепенное уменьшение, что связано с физическими возможностями организма спортсменов. На скорость движения по дистанции влияет: скорость бега и скорость ориентирования (чтение карты, работы с компасом)
Выводы:
1. В ходе анализа литературы определено, что спортивное ориентирование является сложным видом спорта, включающим различные виды. Для успешного прохождения дистанции и победы в соревнованиях спортсмен должен быстро и точно ориентироваться, быстро перемещаться по дистанции.
2. Исследование показало, что с ростом спортивного мастерства увеличивается скорость движения ориентировщика по дистанции. Кроме уровня мастерства на скорость влияет пол и возраст спортсменов.
3. По данным, полученным в ходе анализа литературы и анкетирования основные факторы, влияющие на скорость движения ориентировщика по дистанции: скорость бега и способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации (работать с картой и компасом, определять свое место на карте).
4. На основе проведенного исследования даны практические рекомендации школьникам, занимающимся спортивным ориентированием для достижения высоких результатов в этом виде спорта.
Практические рекомендации для школьников
Достижение успеха в спортивном ориентировании
Наше исследование показало, что на изменение скорости прохождения дистанции влияет: скорость бега и скорость ориентирования. Для улучшения данных показателей я руководствуюсь следующим:
1. Для увеличения скорости бега:
- систематически посещаю уроки физической культуры в школе, добросовестно выполняю все упражнения, входящие в урок,
- посещаю спортивные секции,
- принимаю участие в максимальном количестве спортивных соревнований по различным видам спорта,
- подбираю только удобную одежду и обувь для тренировок и участия в соревнованиях,
- наблюдаю за особенностями прохождения дистанций ориентировщиками, имеющими высокие спортивные разряды (бегут по азимуту, даже если на пути имеются преграды – канавы, болота и т.д.),
- изучаю результаты спортсменов – ориентировщиков, доступные в сети Интернет,
- самостоятельно занимаюсь физической культурой и спортом вне школы.
2. Для увеличения скорости ориентирования:
- на тренировках и соревнованиях использую только качественный жидкостный компас,
- на занятиях и самостоятельно изучаю условные знаки спортивных карт,
- после каждого соревнования самостоятельно изучаю карту, ее особенности, условные знаки, свой маршрут и другие возможности взятия Контрольных пунктов,
- систематически применяю свои знания на практике при участии в соревнованиях по спортивному ориентированию,
3. В случае неудачи на соревнованиях не расстраиваюсь, анализирую свои ошибки и стараюсь больше их не допускать.
В настоящее время я являюсь победителем соревнований по спортивному ориентированию различного уровня. Надеюсь, что мои советы помогут Вам достичь победы. Желаю всем хороших тренировок и успехов в спорте.
Литература
1. Акимов В. Г. Пространственное представление и восприятие местности в условиях ближней ориентации. Проблемы физического воспитания студентов ВУЗов / В. Г. Акимов. – Брест, 1975. – 127-129 с.
2. Акимов В. Г. Основы техники и тактики ориентирования на местности : методическое пособие / В. Г. Акимов, А. А. Кудряшов. – Минск: 1975– 147 с.
3. Акимов В. Г. Спортивное ориентирование / В. Г. Акимов, А. А. Кудряшов. – Минск : 1977. – 87 с. 6. Акимов, В. Г. Подготовка спортсменов–ориентировщиков / В. Г. Акимов. – Минск : Полымя. 1987. – 137 с.
4. Богатов С. Ф. Спортивное ориентирование на местности / С. Ф. Богатов, О. Г. Крюков. – М. : Воениздат, 1971. – 171 с.
5. Богатов С. Ф. Спортивное ориентирование : методическое пособие / С. Ф. Богатов, О. Г. Крюков. – М. : Воениздат, 1982. – 141 с.
6. Васильев Н. Д. Спортивное ориентирование / Н. Д. Васильев. – Волгоград, 1983. – 197 с.
7. Дроздовский, А. К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика / А. К. Дроздовский. – М. : О-Вестник, 1996. – 21-27 с.
8. Зубков С. А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции / С. А. Зубков // Теория и практика физической культуры. – М., 1974. – 32-35 с.
9. Казанцев С.А. Теория и методика спортивного ориентирования СПб гос. Ун-т физ. Культ. Им. П.Ф. Лесгафта – СПб, 2007. – 76 с.
10. Казанцев, С.А. Психология спортивного ориентирования : монография / С.А. Казанцев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2007. – 110 с.
11. Казанцев, С.А. Спортивное ориентирование : учебно-методическое пособие / С.А. Казанцев, Ю.Н. Федотов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф Лесгафта. – СПб. : [б.и.], 2006. – 91 с.
12. Казанцев С.А. Системные описания спортивного ориентирования. Национальный гос. ун-т. физ. культуры, спорта и туризма им. П.Ф. Лесгафта.-СПб: изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта – СПб,, 2010. – 53 с.
13. Кивистик А. К. О технике и тактике в спортивном ориентировании / А. К. Кивистик. – М. : Тарту, 1979. – 127 с.
14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. – М. : ФиС, 1977. – 297 с.
15.. Огородников Б. И. Подготовка спортсменов-ориентировщиков / Б. И. Огородников. – М. : ФиС, 1978. – 145 с.
16. Чешихина, В. В. Динамика совершенствования памяти в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков / В. В. Чешихина. – М., 1995.
17. Штыкова, Е. В. Топография и ориентирование на местности: учебное пособие / Е. В. Штыкова, В. Н. Агальцов. – Омск : Издательство СибГУФК, 2008. – 52 с
Слайд 1
Достижение успеха в спортивном ориентировании Выполнил - Пафродитов Артемий Руководитель – Екатерина Юрьевна КизиляеваСлайд 2
«Чтобы быть успешным в спортивном ориентировании, спортсмену необходимо иметь навыки быстрого чтения карты, абсолютной концентрации внимания и способности быстро принимать решения, выбирая наилучший маршрут во время работы при высокой скорости бега.» Казанцев Сергей Александрович. К.П.Н. Доцент. Мастер спорта. Действующий спортсмен - ориентировщик, 1941гр, группа М70
Слайд 3
Цель исследования – определить с помощью чего школьник может достичь успехов в спортивном ориентировании.
Слайд 4
Задачи исследования 1. Провести анализ специальной литературы по теме исследования. 2. Сравнить результаты ориентировщиков различных возрастных групп, показанные на соревнованиях. 3. Определить, что влияет на скорость движения ориентировщика по дистанции. 4. Определить, какие упражнения помогут добиться быстрого улучшения результатов в спортивном ориентировании. Дать практические рекомендации школьникам, занимающимся спортивным ориентированием для достижения высоких результатов в этом виде спорта.
Слайд 5
Спортивное ориентирование
Слайд 6
Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции.
Слайд 7
Виды спортивного ориентирования Ориентирование бегом Соревнования по ориентированию на лыжах Соревнования по ориентированию на велосипедах
Слайд 8
Необходимое условие использования района для соревнований – наличие спортивной карты и компаса
Слайд 9
Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика - эффективная - фактическая
Слайд 10
Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе, время технических остановок, время на ориентирование.
Слайд 11
Динамика скорости от новичка до мастера спорта по протоколам соревнований М – мужчины, мальчики, юноши, Ж – женщины, девушки, девочки, б-р – без разряда, мс – мастер спорта, кмс – кандидат в мастера спорта, 1 р – первый разряд, 1ю – первый юношеский разряд, 2ю – второй юношеский разряд.
Слайд 12
Динамика средней скорости движения ориентировщика. М – мужчины, мальчики, юноши, Ж – женщины, девушки, девочки.
Слайд 13
В анкетировании приняли участие ориентировщики из различных возрастных групп от новичка до мастера спорта . Результат. На изменение скорости прохождения дистанции влияет: скорость бега и скорость ориентирования
Слайд 14
Выводы: 1 . В ходе анализа литературы определено, что спортивное ориентирование является сложным видом спорта, включающим различные виды. Для успешного прохождения дистанции и победы в соревнованиях спортсмен должен быстро и точно ориентироваться, быстро перемещаться по дистанции. 2. Исследование показало, что с ростом спортивного мастерства увеличивается скорость движения ориентировщика по дистанции. Кроме уровня мастерства на скорость влияет пол и возраст спортсменов. 3. По данным, полученным в ходе анализа литературы и анкетирования основные факторы, влияющие на скорость движения ориентировщика по дистанции: скорость бега и способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации (работать с картой и компасом, определять свое место на карте). 4. На основе проведенного исследования даны практические рекомендации школьникам, занимающимся спортивным ориентированием для достижения высоких результатов в этом виде спорта.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Ночная стрельба
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Астрономический календарь. Март, 2019
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного