Необходимость данного исследования обусловлена тем, что общепринятый программный материал по физической культуре рассчитан на «усреднённый» вариант подготовки студента, а разработанных рабочих программ секционных занятий, составленных с учётом контингента занимающихся, нет. Важно отметить, что секционная работа представляет собой интеграцию средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Следовательно, будет более приемлемо ориентировать учебно-тренировочный процесс в ходе секционной деятельности на принципы спортивной тренировки.
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ уровня физической и теоретической подготовленности школьников по волейболу | 55.3 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Технический» имени С.П. Королева»
городского округа Самара
XIV ЛИЦЕЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Секция «Физическая культура»
Тема: Анализ уровня физической и теоретической подготовленности школьников по волейболу
Выполнил:
Самойленко Егор
ученик 11Б класса
Научный руководитель:
Анненков Александр Гаврилович
учитель физической культуры
Самара, 2017 г.
Содержание
1.1 Волейбол – как вид спорта 5
1.2 Особенности физической и теоретической подготовленности школьников по волейболу 11
Необходимость данного исследования обусловлена тем, что общепринятый программный материал по физической культуре рассчитан на «усреднённый» вариант подготовки студента, а разработанных рабочих программ секционных занятий, составленных с учётом контингента занимающихся, нет. Важно отметить, что секционная работа представляет собой интеграцию средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Следовательно, будет более приемлемо ориентировать учебно-тренировочный процесс в ходе секционной деятельности на принципы спортивной тренировки.
Целью исследования является анализ уровня физической и теоретической подготовленности школьников 10 Б класса по волейболу.
Волейбол – спортивная командная игра, включённая в программу Олимпийских игр, и представляет собой неконтактную борьбу со сложными технико-тактическими взаимодействиями игроков. Волейбол включён в программу по физической культуре в российских высших учебных заведениях как базовый вид спорта и является необходимым для изучения студентами на протяжении всего курса обучения.
Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан(YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол». В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6×15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5—68,5 см (25—27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.
В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915—1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке — шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11×22 м без смены позиций игроками во время матча.
В 1922 году проведены первые общенациональные соревнования — в Бруклине состоялся чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В 1924 году был образован Союз баскетбола и волейбола Чехословакии — первая в Европе спортивная организация по волейболу.
Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приёмы — подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу, проводившемся в Стокгольме, делегация Польши выступила с инициативой организовать технический комитет по волейболу как часть федерации по гандболу. Была образована комиссия, в которую вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Членами этой комиссии в качестве основных были приняты американские правила с незначительными изменениями: замеры проводились в метрических пропорциях, мяча можно было касаться всем телом выше пояса, после касания мяча на блоке игроку было запрещено повторное касание подряд, высота сетки для женщин — 224 см, зона подачи была строго ограничена.
После окончания Второй мировой войны (1939—1945) стали расширяться международные контакты. 18—20 апреля 1947 года в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии, которые и стали первыми официальными членами FIVB. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужских команд. В 1951 году на конгрессе в Марселе FIVB утвердила официальные международные правила, а в её составе были образованы арбитражная комиссия и комиссия по разработке и совершенствованию правил игры. Были разрешены замены игроков и тайм-ауты в партиях, матчи как мужских, так и женских команд стали проводиться в 5 партий.
Первым президентом FIVB был избран французский архитектор Поль Либо, впоследствии неоднократно переизбиравшийся на этот пост до 1984 года. В 1957 году на 53-й сессии Международного олимпийского комитета волейбол был объявлен олимпийским видом спорта; на 58-й сессии принято решение о проведении волейбольных соревнований среди мужских и женских сборных на Играх XVIII Олимпиады в Токио. После токийской Олимпиады было внесено существенное изменение в правила игры — блокирующим разрешили переносить руки над сеткой на сторону соперника и повторно касаться мяча после блокирования. В 1970 году введены антенны на краях сетки, в 1974 году появились судейские жёлтая и красная карточки.
В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии. У женщин вплоть до московской Олимпиады-1980 наиболее значимым выглядело соперничество советской и японской школ — сборные СССР и Японии разыгрывали друг с другом золотые медали на первых четырёх олимпийских турнирах и одержали в них по две победы. Определённых успехов также добились сборные Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Северной и Южной Кореи. В 1978 году привычную расстановку сил в женском волейболе нарушила сборная Кубы, неожиданно при огромном преимуществе над соперниками выигравшая проводившийся в Советском Союзе чемпионат мира.
В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований и «телегеничности» волейбола, связанной с сокращением продолжительности матчей. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся XXI конгресс FIVB, где были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: она стала играться по системе «ралли-пойнт», или «тай-брейк» («розыгрыш — очко»), в 1990-е годы также устанавливался «потолок» в 17 очков для первых четырёх партий (то есть они могли заканчиваться при преимуществе соперников в 1 очко со счётом 17:16). Проводился эксперимент с ограничением волейбольных партий по времени, однако в октябре 1998 года на конгрессе FIVB в Токио было принято ещё более революционное решение — играть по системе «ралли-пойнт» каждую партию: первые четыре до 25 очков, пятую — до 15. В 1996 году разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой, в 1997 году FIVB предложила национальным сборным включать в свои составы игрока либеро.
В этот период продолжали совершенствоваться техника и тактика игры. В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча — прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.
Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195—200 см обычно только связующий и либеро. В число сильнейших добавились новые команды — Бразилия, США, Куба, Италия, Нидерланды, Югославия.
С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига — ежегодное коммерческое соревнование, призванное увеличить популярность волейбола во всём мире. С 1993 года проводится аналогичное соревнование у женщин — Гран-при. Со второй половины 1980-х годов в Италии создаётся первая по-настоящему профессиональная лига, организация которой становится примером для национальных чемпионатов других стран.
В 1985 году в Холиоке открыт волейбольный Зал славы, в который заносятся имена наиболее выдающихся игроков, тренеров, команд, организаторов, судей.
С 2015 года FIVB объединяет 221 национальную федерацию волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Польши, среди женщин — сборная США.
В 2008—2012 годах в должности президента Международной федерации волейбола работал китаец Вэй Цзичжун, 21 сентября 2012 года на XXXIII Конгрессе FIVB в Анахайме (Калифорния) новым президентом организации выбран бразилец Ари Граса.
Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил. Некоторые изменения по толкованию ошибок «касание сетки» и «заступ» на игровую половину противника, уточнению определения блокирования, расширению заявки команды на официальные международные турниры до 14 игроков, 2 из которых либеро, были утверждены в 2009 году на XXXI конгрессе FIVB в Дубае. В том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвергнуто критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола и больше не применялось.
По новой редакции правил, вступившей в действие в 2013 году, наказание игрока жёлтой карточкой не сопровождается проигрышем очка. В апреле 2013 года было принято решение отложить реализацию правила, ужесточающего требования к приёму подачи сверху и вместе с тем предложено рассмотреть вопрос о сокращении продолжительности партии с 25 до 21 выигранного очка и уменьшении пауз между розыгрышами мяча. В том же году последнее нововведение было опробовано в турнирах Евролиги, чемпионате мира среди мужских старших молодёжных команд, чемпионатах Бразилии, но дальнейшего распространения не получило. Также с 2013 года на международных соревнованиях под эгидой FIVB и CEV активно применяется система видеопросмотров.
1 ноября 2014 года на XXXIV конгрессе FIVB, состоявшемся в Кальяри, было отменено принятое в 2009 году правило, допускавшее касание сетки, если оно не создавало помеху для игры соперника. Как и прежде, любое касание игроком сетки стало считаться ошибкой. Кроме того, для международных соревнований конгресс принял решение об уменьшении размера свободной зоны от лицевых линий с 8 до 6,5 м, внесении в заявку на матчи всех 14 допущенных к турниру игроков и возможности уменьшения по предложению спонсоров и телевидения тренерских и/или технических тайм-аутов.
Спортивная подготовка в волейболе представляет собой совокупность физической подготовки, а также углубленное освоение двигательных умений и навыков в избранной спортивной специализации.
Для успешного освоения технико-тактических действий в волейболе необходим высокий уровень не только физической, но и теоретической подготовленности. Тем более следует учитывать, что специфика волейбола как большинства командных спортивных игр – это разделение функции игроков согласно спортивной специализации. В связи с этим необходимо не только заниматься общей технико-тактической подготовкой, но и специальными их направлениями. Без знаний основ организации и методики проведения учебно-тренировочных занятий, а также правил судейства невозможно достигнуть оптимального уровня подготовленности волейболиста.
Особое внимание уделяется процессу физической подготовки общей и специальной направленности в процессе занятий волейболом. Волейболисту необходимо развивать целый спектр разнообразных физических качеств: общая выносливость, двигательно-координационные способности, различные виды скоростных способностей, подвижность в определённых сегментах тела и т.д.
Задачи подготовки учеников физической культуры включают в себя формирование специальных физкультурных знаний, развитие физических качеств средствами общей и специальной физической подготовки, формирование двигательных умений и навыков в базовых видах спорта, в том числе в волейболе.
Тестирование, направленное на комплексное (теоретическое и физическое) изучение подготовленности учеников физической культуры по разделу «Волейбол» проводилось в 10 «Б» классе Самарского Технического Лицея.
В ходе определения уровня физической подготовленности учеников большее внимание уделялось таким физическим качествам как: скоростные способности, скорость одиночного движения, подвижность в плечевых суставах, взрывная сила ног, силовая выносливость, взрывная сила рук.
Для выполнения ученикам были предложены следующие контрольные упражнения, направленные на определение уровня физической подготовленности:
Челночный бег 4×10 м. (сек) – двигательно-координационные способности;
Круговые движения в плечевом суставе за 10 сек. (максимальное количество раз правой и левой рукой) – скоростные способности (частота движений в суставе);
Круговые движения в тазобедренном суставе за 10 сек. (максимальное количество раз правой и левой ногой) – скоростные способности (частота движения в суставе);
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа без учёта времени до искажения техники (максимальное количество раз) – силовая выносливость мышц рук;
Прыжок в длину с места (см) – взрывная сила ног;
Сгибание и разгибание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту (максимальное количество раз) – скоростно-силовые способности;
Прыжки через скакалку за 30 сек. (максимальное количество раз) – скоростно-силовые способности.
По результатам тестирования выяснилось, что в среднем у учеников очень низкий уровень развития двигательно-координационных способностей, в частности, при выполнении теста – челночный бег, где средний результат составил 10,4 сек.
Также недостаточный уровень развития скоростно-силовых способностей продемонстрировали ученики в тесте прыжок через скакалку - в среднем 128 раз.
При выполнении контрольного упражнения на сгибание и разгибание туловища из положения на спине испытуемые в среднем показали результат в 39 раз.
Прыжок в длину с места – в среднем 204 см.
Следует отметить, что возможность формирования технических действий в волейболе – двигательных умений и навыков возможна только при оптимальном уровне физической подготовленности. Например, если у ученика не будет достаточно развита взрывная сила ног, то он не сможет в необходимой степени освоить удар.
Для оценки уровня технической подготовленности учеников 10 «Б», были выбраны следующие контрольные упражнения: верхняя передача мяча над собой на месте (максимальное количество раз без учёта времени);
Нижняя передача мяча о стену с фиксированной дистанцией в 2 метра (максимальное количество раз без учёта времени);
Верхняя прямая подача (3 попытки) и попадание в зону площадки (количество попаданий в площадку);
Нападающий удар с 2 шагов (3 попытки).
В процессе подбора контрольных упражнений для тестирования технической подготовленности по волейболу было необходимо определить критерии оценки каждого конкретного упражнения. Например, при выполнении верхней прямой подачи и нападающего удара с 2 шагов школьникам предоставлялись три попытки, и оценка проходила по нескольким критериям по 5-ти бальной системе. Критерии оценки подбирались с учётом техники выполнения данного двигательного действия. В частности, если ученику удавалось выполнить верхнюю прямую подачу и попасть в определённую противоположную зону площадки, то это не гарантировало выполнение контрольного упражнения, так как смотрелось на исходное положение туловища, рук ног, амплитуду замаха, сопровождающие движения и т.д.
В ходе исследования уровня сформированности специальных знаний по разделу «Волейбол» ученикам была предложена анкета с перечнем вопросов на знание официальных правил в волейболе, технических действий, правил судейства и т.д. в ходе анализа ответов учеников были выявлены основные тенденции, определяющие «пробелы» в некоторых областях знаний по разделу «Волейбол». Например, большинство учеников не знают размеры волейбольной площадки, высоты мужской и женской сетки, до какого счёта играют в каждой партии, ошибки в выполнении технических действий, расстановку игроков на площадке. Эти данные демонстрируют, что без базовых теоретических знаний по волейболу невозможно эффективно решать задачи физической и. особенно, технико-тактической подготовки волейболиста.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что существует проблема реализации содержания учебно-тренировочной деятельности учеников физической культуры в ходе неаудиторной, в частности секционной работы, направленной на решение задач в формировании у них ключевых компетенций. В связи с этим проведенный комплексный анализ уровня развития физических качеств, необходимых в волейболе, уровень двигательных умений и навыков в данном виде спорта, а также теоретической подготовленности позволит определить содержание рабочей программы занятий физической культуры по разделу «Волейбол».
Результаты тестирования технической подготовленности по разделу «Волейбол» показали, что ученики владеют верхней и нижней передачи мяча на среднем уровне. Так, средние показатели верхней передачи мяча - 13 раз, а нижней передачи мяча – 7 раз. Следующий показатель – оценка техники выполнения верхней подачи мяча показал, что в среднем ученики владеют техникой подачи и попадании в определённую зону противоположной площадки в среднем из 3-х попыток выполняют 2 попадания, что в целом демонстрирует средний уровень. В ходе выполнения нападающего удара с 2-х шагов, из 3-х попыток ученики показали удовлетворительное умение выполнения нападающего удара.
Таким образом, общий уровень физической подготовленности в волейболе у учеников находится на недостаточно высоком уровне. Прежде всего, данный факт стоит связывать с взаимосвязью формирования двигательного действия с показателями физической подготовленности (уровнем развития необходимых физических качеств).
1.Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В., - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. – 368 с.
2.Матвеева Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Пособие для институтов физ. Культуры. / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 543 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Анкета
1.Размер волейбольной площадки: 18×9 (м.)
2.Высота мужской сетки: 2,43 (м.)
3.Высота женской сетки: 2,24 (м.)
4.До какого счёта играют в каждой партии: до 25 очков
5. Сколько партий играют в волейболе: 5 партий до 3-х побед
6. Количество игроков на площадке от каждой команды: 6 игроков
Нарушения правил (перечислите наиболее характерные ошибки игроков)
При подаче:
При розыгрыше:
Медведь и солнце
Ледяная внучка
Прекрасное далёко
Городецкая роспись
Астрономический календарь. Октябрь, 2018