Цвет воистину всемогущ. Он жизненно необходим каждому человеку, он близок самому важному, самому глубокому в наших душах
Значения о влиянии цвета на человека очень важно для представителей многих профессий, так как оно поможет им правильно скоординировать свою деятельность
Мне захотелось раскрыть эту тему и узнать, как цвета влияют на организм и психику человека, как люди используют знания о цвете, где используют эти знания
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tsveta_na_cheloveka.doc | 245.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
гимназия № 18
Влияние цвета на человека Психология цвета
Работу выполнил
Лебедев Максим
ученик 9 класса
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определенная ассоциация c определенным цветом. Например, римляне и египтяне соотносили черный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет – символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с желтым, а в Иране – с синим. Влияние цвета на человека достаточно индивидуально, и зависит также от определенного опыта, например от метода подбора цвета определенных торжеств или же повседневной работы.
Узнав такие незначительные, но интересные факты из истории цветового восприятие, мне захотелось раскрыть эту тему и узнать, как цвета влияют на организм и психику человека, как люди используют знания о цвете, где используют эти знания!
Наития Древних.
Издревле ясновидящие отмечали наличие глубинных соответствий, наблюдаемых между различными энерго центрами и энерго каналами и определенными цветами. Учение Живой Этики содержит множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной энергооболочки человека и определенным психическим состоянием. Гете была выработана концепция цвета: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым – синий; из света – желтый. Это основные цвета, из которых идут остальные.
Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.
Известный российский психолог А. Н. Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью ладони. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической реакции, причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать цвета ладонью, при полном исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.
Глаз. Строение
Глаз (лат. oculus) — сенсорный орган человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. Через глаз поступает 90 % информации из окружающего. Для осмотра доступен только передний, меньший, наиболее выпуклый отдел глазного яблока — роговица, и окружающая его часть; остальная, большая, часть залегает в глубине глазницы.
Глаз имеет не совсем правильную шарообразную форму. Длина его сагиттальной оси в среднем равна 24 мм, горизонтальной — 23,6 мм, вертикальной — 23,3 мм. Масса глазного яблока 7—8 г.
Размер глазного яблока в среднем одинаков у всех людей, различаясь лишь в долях миллиметров.
В глазном яблоке различают два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выпуклой центральной части передней поверхности роговицы, а задний полюс располагается в центре заднего сегмента глазного яблока, несколько кнаружи от места выхода зрительного нерва.
Линия, соединяющая оба полюса глазного яблока, называется наружной осью глазного яблока. Расстояние между передним и задним полюсами глазного яблока является его наибольшим размером и равно примерно 24 мм.
Другой осью в глазном яблоке является внутренняя ось — она соединяет точку внутренней поверхности роговицы, соответствующую её переднему полюсу, с точкой на сетчатке, соответствующей заднему полюсу глазного яблока, её размер в среднем составляет 21,5 мм.
При наличии более длинной внутренней оси лучи света после преломления в глазном яблоке собираются в фокусе впереди сетчатки. При этом хорошее зрение предметов возможно только на близком расстоянии — близорукость, миопия.
Если внутренняя ось глазного яблока относительно короткая, то лучи света после преломления собираются в фокусе позади сетчатки. В этом случае видение вдаль лучше, чем вблизи, — дальнозоркость, гиперметропия.
Наибольший поперечный размер глазного яблока у человека в среднем равен 23,6 мм, а вертикальный — 23,3 мм.
Выделяют также зрительную ось глазного яблока, которая простирается от его переднего полюса до центральной ямки сетчатки.
Линия, соединяющая точки наибольшей окружности глазного яблока во фронтальной плоскости, называется экватором. Он находится на 10—12 мм позади края роговицы. Линии, проведённые перпендикулярно экватору и соединяющие на поверхности яблока оба его полюса, носят название меридианов. Вертикальный и горизонтальный меридианы делят глазное яблоко на отдельные квадранты.
Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.
Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная, средняя и внутренняя.
С функциональной точки зрения оболочки глаза и её производные подразделяют на три аппарата: светопреломляющий и аккомодационный, формирующие оптическую систему глаза, и сенсорный аппарат.
Светопреломляющий аппарат глаза представляет собой сложную систему линз, формирующую на сетчатке уменьшенное и перевёрнутое изображение внешнего мира, включает в себя роговицу, жидкости передней и задней камер глаза, хрусталик, а также стекловидное тело, позади которого лежит сетчатка, воспринимающая свет.
Рис 1. Внутренне строение глаза
1. Задняя камера 10. Кора хрусталика | 13. Конъюнктива 20. Центральная артерия сетчатки | 21. Центральная вена сетчатки |
Влияние цвета на человека.
Цвет является источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Цветом можно не только украсить, но и испортить интерьер квартиры. Работать с цветом нужно очень осторожно и, желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.
Еще со школы мы знаем считалочку «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра – вишнево-красным и фиолетово – синим – располагаются красный, красно – оранжевый, оранжевый, желто – оранжевым, желтый, желто – зеленый, зеленый, голубовато – зеленый, голубой, голубовато – синий, синий, сине – фиолетовый. Такие цвета называются спектральными.
Цвет предметов определяется потому, какие цветные лучи отражаются их поверхностью, а какие – поглощаются. Некоторые поверхности больше отражают красные лучи, а поглощают зеленые. Такие поверхности мы воспринимаем как красные. Зеленые же предметы, наоборот, больше поглощают красные лучи спектра, а зеленые отражают. Черные и серые поверхности поглощают почти все лучи спектра. Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Если смешать два крайних цвета: вишнево – красный и мине – фиолетовы, получится промежуточный цвет – пурпурный. Добавив его в спектр, можно замкнуть в кольцо весь цветовой ряд и тем самым получить так называемый цветовой круг. В нем располагаются все основные цвета и те, которые можно получить смешиванием цветов друг с другом. Последовательность цветом в любом цветовом круге всегда одинакова.
Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые, зеленые цвета, а в другую – сине-зеленые, синие, фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй – холодные. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый - ахроматическими. В дальнейшем мы будем использовать эти термины в работе над цветовым решением интерьера.
Цвет в интерьере
Кроме того, на восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции. Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, использую его реакцию на отдельные цвета и их сочетания.
Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находившегося в одном помещении.
Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаживают вам своим неумеренным темпераментом, то попробуйте стены их комнаты выкрасить (оклеить) в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится, и необходимость в воспитательных мерах отпадет сама собой. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне.
Синий цвет уменьшит мускульное напряжение и расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться с мыслями. Красный же цвет, наоборот, возбуждает и стимулирует мозг, он эффективен при меланхолии, но в ограниченных количествах. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, кроме того, этот цвет благотворно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.
Ниже приводится характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм.
Красный цвет – теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении.
Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.
Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течении небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.
Зеленый цвет успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Голубой цвет – антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.
Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.
Фиолетовый (пурпурный) цвет благоприятно воздействует на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.
Нежно-розовый цвет оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребёнка.
Существует и индивидуальный аспект восприятия цвета. Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или, наоборот, раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойством характера. Например, эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет. Спокойные, уравновешенные - зелёный. Синий цвет предпочитают в чём-то разочарованные, расстроенные люди. А вот коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять. Фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях. А импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.
Зная реакцию того или иного человека на отдельные цвета и цветосочетания, можно заранее предусмотреть воздействие колористического строя интерьера.
Ассоциативный ряд. Каждый цвет несёт в себе некую информацию. По цвету можно определить состояние предмета. Например, если яблоко красное - значит, оно созрело, если зелёное - нет. Цветовая характеристика передаёт состояние природы, человека, его чувств.
Добавляя красный цвет, символизирующий поток жизненной силы, в интерьер помещения, мы утверждаем себя в этой жизни, привлекаем к себе внимание.
Желтый - цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства- создаёт ощущение тепла и укрепляет надежду.
Синий и голубой - цвета воды и неба вызывают ощущение прохлады и вдохновения, поэтому их нельзя использовать в холодных местах и кухнях.
Оранжевый - находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах.
Зелёный вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.
При восприятии фиолетового (пурпурного) цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, этот цвет мудрости и царственности.
Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке- цвет траура, а в Европе- торжества, праздника. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определённый образ, вызвать определённые эмоции и ассоциации.
Красный локальный - тёплый и раздражающий, стимулирует мозг, улучшает настроение. Цвет лидерства, мужской цвет. Этот цвет возбуждающе действует на нервную систему. Красный цвет предпочитают влюбчивые люди. Красный цвет свидетельствует о том, что выбравшие его, как правило, физически сильные люди, живущие, прежде всего сегодняшним днём. Эти люди весьма возбудимы, энергичны, любвеобильны и предприимчивы. Красный и его оттенки - ассоциируется с богатством и роскошью.
Красный- символ силы и энергии, поэтому его лучше применять в общественных помещениях и гостиных. Этот цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Энергия красного цвета возбуждает, помогает поддерживать существование тела, повышает внутренние ресурсы организма. Любопытно, что в народной медицине слабых младенцев было принято заворачивать в красные пелёнки, чтобы они подпитывались живительной энергетикой цвета.
Если не достает оптимизма и уверенности в себе, можно подлечиться красным цветом - пусть это будет какая-то мелочь в доме, часто попадающая на глаза. Красный цвет - наиболее активный, создающий ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет лучше использовать для помещений, где проходит наиболее активная жизнь семьи - гостиной, кабинета, холла, кухни. Но также агрессивный или цвет беды. Этот цвет часто используется на флагах страх. Также парадный, праздничный цвет красоты и здоровья (для России). Этот цвет часто используют в рекламе. Знак предупреждения и стоп-сигнал (во всём мире) Цвет пиратства. Цвет любви. Доброта и отвага (для Китая).
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно тёплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого.
В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность. Красный цвет, возбуждает попутно со зрительными слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что этот активный цвет часто называют «кричащим».
Красный цвет: динамичный, мощный, агрессивный, непокорный, сексуальный, возбуждающий, воинственный, цвет удачи, праздничный, демоничный, огненный, цвет крови, теплый, сухой, кричащий, громкий, цвет любви, цвет храбрости, цвет права. Это сила, мужество, волнение, энергия, желание, скорость, прочность, опасность, насилие, все интенсивно и страстное.
Фиолетовый (смесь синего и красного в пропорции 50/50) – траур (для Китая), печаль (для Индии). Фиолетовый – соединяет эффект красного и синего цветов и производит угнетающее действие на нервную систему.
Фиолетовый цвет оказывает сильное влияние на духовное состояние человека. Благодаря сильному его воздействию ты можешь освободиться от глубинных страхов и научиться черпать из своего сознания созидательную силу. Он излучает скромность и достоинство, радость и успокоение. Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками (например, жёлтый и оранжевый), либо в разнообразном (сиреневом) виде.
Фиолетовый цвет – это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют «цветом женского одиночества».
Фиолетовый цвет: сложный, запутанный, царственный, элегантный, дорогой, достойный, духовный, тяжелый, угнетающий.
Синий локальный (и его спектральные оттенки) создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии синего время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникает утомление, усталость, успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещение. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.
Синий цвет – это, как правило, флегматики, стремящиеся к порядку и стабильности. Синий – дает ощущение воздуха, простора, прохлады и покоя, поэтому его лучше применять более в интимных помещениях предназначенных для отдыха. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Синий успокаивающий цвет, ослабляет возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляет или компенсирует громкость шумов.
Синий цвет обладает свойствами, сходными с аквамарином, но так как интенсивность его высока, то воздействие на человека гораздо сильнее. Это символ сознания, глубины, внутреннего источника жизни, цвет спокойствия и умиротворенности. Синий цвет снижает проявление эмоциональности, поэтому деловые переговоры лучше всего вести в костюме синего цвета. Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувствительному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного синий получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя – станет белым. Синий, фиолетовый, зеленый для пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.
Синий цвет: мужественность, прохлада, тяжесть, холод, влага, тишина, спокойствие. Это небо, чистота, любовь к богу, слава, честь, верность, искренность, мышление, мир, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, порядок, лояльность, вода, технология, депрессия, подавитель аппетита.
Зеленый локальный – надежда (для американцев), наиболее популярный (для Австралии), цвет смерти (в Египте).
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет оттенка радости или печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зелёный цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. Зелёный цвет означает недоверие и уравновешенность. Успокаивает нервную систему. Снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зелёному, число правильно решенных задач увеличивается на 10%, при сокращении числа ошибок на 20% , но при этом возникает определенная недооценка времени. Зелёный является тихим и успокаивающим. Зелёный цвет предпочитают способные, настойчивые, уверенные в себе, стремящиеся к самоутверждению и уравновешенные люди, направляющие всю свою настойчивость на обеспечение себе безбедной старости.
Зелёный успокаивающий цвет, ослабляет возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляет или компенсирует громкость шумов. Зелёный
( самый привычный для органа зрения) – физиологически оптимальный. Он уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Зелёный- смесь желтого и синего. Зелёный цвет связан с процессом развития органической жизни и является символом роста, движения. Он наиболее привычен для глаз, не раздражает зрение, не вызывает чрезмерной активности или, напротив, упадка сил и часто используется для отделки помещений. Но так как его считают холодным, лучше всего он смотрится на стенах в солнечной комнате. Ярко-зелёный цвет можно использовать также в мелочах, если чувствуете равнодушие, неспособность вызвать чью-то любовь и одарить ею кого-либо. Стимуляция зелёным цветом - это развитие сердечности в человеке.
Ассоциация: исцеляющий, растительный, экологичный, прохладный, влажный, природный, спокойный и успокаивающий. Это весна, пробуждение, надежда, дружба, свобода, ликование, здоровье, восприятие, здоровая среда, восстановление, молодость, бодрость, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, молодость, бодрость, щедрость, плодородие, зависть и как ни странно неудача.
Желтый локальный – теплый, веселый, запоминающийся и привлекающий внимание, но также это знак смерти (для Сирии), признак отчаяния (для Бразилии), цвет власти (для Китая), цвет трусов, подлецов и еретиков, цвет трагедии (в мифологии), процветание (для Америки).
Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый – смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этих цветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее зарядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все и, тем не менее, полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского).
Желтый цвет – это совсем другая история. Его выбирают мечтатели не от мира сего. Они не слишком пытаются согласовать свои действия с будничными реалиями и пытаются преобразить окружающую их убогость в подобие сказки. Желтый (самый светлый в спектре) – тонизирующий, физиологически оптимальный, стимулирует зрение и нервную деятельность. Желтый цвет – источник тепла и света, он стимулирует интеллектуальные способности человека. На физиологическом уровне способствует очищению организма, выделению желчи. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Если вы считаете, что вас не любят, не понимают, и гнетет чувство внутренней закрепощенности – используйте желтый цвет.
Желтый цвет: веселый, возбуждающий, вибрирующий, духовный, энергичный, яркий, теплый, цитрусовый, легкий, сухой. Желтое – солнце, жизнь. Любовь к себе. Верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство, интуиция, женственность, измена. Радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, лето, золото, философия, мошенничество, малодушие, предательство, ревность, жадность, обман, болезнь, риск.
Черный тон – символ сложности и чрезвычайности ситуации (для Америки), траур (для западных стран), цвет веселья (для Японии), честность (для Китая).
Черный и белый чаще всего мы используем в одежде. Белый тон – сходящий, черный – воспринимающийся (черная дыра). Белый тон – активность, направленная во вне, черный – воспринимающая пассивность. Люди, открытые, жизнерадостные, предпочитают одежду светлого тона, замкнутые, скрытные (и со скрытыми комплексами) одеваются в черное. Любопытно использование черного тона в народной медицине для лечения бессонницы: стены обклеивались самыми темными обоями, на окна вешались тяжелые плотные шторы, простыни, наволочки, и рубашки также шились из черной материи. Говорят, что метод этот давал поразительные результаты – засыпали даже те, кто не спали уже в течении нескольких месяцев.
Черный – мотивированное применение силы, созидание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничение. Черный скрывает то, чем обладает. Человек, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствие возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле. Серый, черный, белый – являются связующим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту (светло – серый, черный) другого цвета.
Черный: молчание, темнота, страх, неясность, тяжесть, сухость, угнетение, постоянство, скромность, траур, покой, мощность, сложность, формальность, элегантность, тайна, зло, анонимность, недовольство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, техно. Это цвет смерти (западные культуры)
Белый тон – подлость, лживость (для Китая), траур (для Японии). Белый – покой, нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявление скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство.
Белый ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешивания. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства.
Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый – духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти. Часто белый тон определяется как «некраска». Он есть как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесие белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука.
Ассоциации: легкий, материнская любовь, чистота, невинность, мудрость, безмятежность, почтение, простота, мир, смиренность, точность, молодость, рождение, зима, снег, хорошие эмоции, брак (западные культуры), смерть (восточные культуры). Он холодный, клинический, стерильный.
Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.
Иллюзорность цвета. Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, рельефные, красные – уменьшения.
В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат – теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Этот прием довольно часто используют в своей практике архитекторы и дизайнеры. Вообще выделение насыщенным цветом одной поверхности в комнате – довольно интересный профессиональный ход. Таким образом, можно добиться необычной трансформации (иллюзорной, конечно) пространства комнаты. Например, изменить до неузнаваемости привычное помещение, сделав его не только красивым, но и комфортным для проживания. Иногда, наоборот, используют один и тот же цвет для стен и потолка, особенно при оклейке обоями спальни. Такой прием называется «эффектом парфюмерной коробки». Объединение цветом или одинаковыми цветосочетаниями поверхности стен помещений дает зрительную иллюзию расширяющегося пространства.
Осторожно нужно использовать черный цвет при решении жилого интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны. Такие интерьеры предпочитают сами архитекторы и дизайнеры. Они немного эстетские и хороши для сдержанных и собранных людей. Вообще бело – черные цветовые решения привлекают своей красотой и аскетизмом, хотя кажущаяся простота исполнения весьма обманчива.
Цветотерапия.
Феномен цветотерапии и особенности человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса.
Цветотерапия как способ лечения использовался еще в древнем Египте, Индии, Китае, на Руси и во многих странах мира. Например, китайские врачи при лечении желудка использовали желтый цвет, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Аналогично при скарлатине поступали наши прадеды – славяне. Также наши предки считали, что для того, чтобы прошла желтуха, необходимо носить «золотые» бусы. В трудах знаменитого персидского философа и врача Ибн Сина, известного в Европе под именем Авиценна, находим упоминание о том, что больному, истекающему кровью, нельзя смотреть на красное, а нужно останавливать взгляд на синем, обладающем успокоительными свойствами. Подобных примеров история знает много. Но оформляться в отдельное направление науки, занимающейся изучением целительных свойств цветов, цветотерапия начала лишь в девятнадцатом веке, когда английские ученые Д. Даун и Г. Блант доказали, что ультрафиолетовое излучение обладает лечебными свойствами и может использоваться для терапии кожных заболеваний и рахита. С тех пор метод лечения цветом стал настолько популярным, что сегодня часто используется в медицинской практике для борьбы с серьезными заболеваниями и скорейшего выздоровления.
Показания для цветотерапии:
Цвет | Эмоции | ||||||||
Интерес | Радость | Удивление | Грусть | Гнев | Отвращение | Стыд | Страх | Утомление | |
Серый | 6 | 4 | 2 | 27 | 1 | 15 | 18 | 12 | 53 |
Синий | 27 | 4 | 2 | 27 | 5 | 7 | 13 | 15 | 8 |
Зеленый | 26 | 10 | 26 | 13 | 8 | 7 | 19 | 8 | 7 |
Красный | 16 | 52 | 23 | 4 | 55 | 4 | 4 | 17 | 2 |
Желтый | 20 | 24 | 56 | 1 | 9 | 19 | 12 | 15 | 1 |
Фиолет. | 5 | 12 | 14 | 12 | 6 | 22 | 16 | 7 | 12 |
Корич. | 10 | 8 | 3 | 14 | 4 | 27 | 17 | 3 | 23 |
Черный | 10 | 2 | 2 | 22 | 38 | 18 | 13 | 43 | 24 |
Заключение.
Таким образом, проанализировав литературу на тему цветопсихологии, становится понятным, как велико влияние цвета на жизнедеятельность человека, на его физическое и психическое состояние. При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.
Огромное значение имеет влияние цвета в клинической практике. В последнее время становится все более популярным использование цветового воздействия в курсе лечения.
Значения о влиянии цвета на человека очень важно для представителей многих профессий, так как оно поможет им правильно скоординировать свою деятельность.
Цвет воистину всемогущ. Он жизненно необходим каждому человеку, он близок самому важному, самому глубокому в наших душах.
Узнав достаточно много о значении цвета, я буду рациональнее использовать его в жизни, правильно подходя к его выбору.
Изучив большое количество литературы, я узнал, что цвет используют в лечении, причем с давних времен. Также я получил сведения о значении цвета в разных странах мира.
Литература:
2000 г. (серия «Библиотека практической психологии»)
Кто должен измениться?
Четыре художника. Осень
Вода может клеить?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Весенняя сказка