Работа принимала участие в МАН в 2016г
Вложение | Размер |
---|---|
smi.docx | 244.97 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Отделение: обществознание Секция: социология |
Николаенко Алёна Дмитриевна, ученица 11класса МБОУ «Журавская ОШ» Кировского района Республика Крым Научный руководитель: Шипицына Наталия Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Журавская ОШ» Кировского района Республика Крым |
СМИ: ЗЕРКАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ИЛИ АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ?
с.Журавки-2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1Сущность СМИ, их виды и критерии…………………….…….…..6
1.2.Функции СМИ……………………………………………….……....9
РАЗДЕЛ 2
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА
2.1.Характтеристика информации, распространяемой СМИ……..….14
2.2.Влиение СМИ на избирателя …………………………………….…17
2.3.Анализ общественного мнения о степени и формах влияния СМИ на население в процессе политических выборов ………………………20
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………….……………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена довольно волнующей и актуальной темой была тема средств массовой информации. Ведь средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, не является исключением и политика. Известно, что СМИ оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения и поэтому их могут использовать в качестве сильного орудия борьбы в политических процессах, в том числе и в избирательных кампаниях.
Находясь среди больших масс людей, нередко можно услышать, что они считают выборы нечестными, что результаты заранее известны, и их голос абсолютно ничего не решает, да и в общем-то значения никакого не имеет. Все это наталкивает на мысль о том, что народ не верит в честность происходящих в политике процессов, и даже, возможно, считает себя «забытым» властью, ведь результаты большей части политических мероприятий благотворно сказываются лишь на определенном круге лиц, на так называемой элите общества. А ведь такая ситуация не может быть приемлема в демократическом обществе, в котором должны быть свобода и равноправие каждого из членов. Сейчас же получается, что одному можно все, а другому — ничего. И что самое ужасное — люди вынуждены с этим мириться, они не чувствуют защищенности, не могут полностью реализовать свои права, зато о то всюду слышать об обязанностях. Сколько это будет продолжаться — неизвестно, но ведь очевидно, что в какой-то момент народ вспомнит и о своих правах, и об обязанностях, но уже не только своих, но и государства перед ним.
А откуда это все? Почему у нас именно так, а не иначе? Ответ прост — это наш выбор. Только остается открытым вопрос — это наш осознанный выбор или же выбор, навязанный нам посредством тех же самых СМИ, из которых мы узнаем новое, с которыми проводим свободное время, к которым мы так привязались и информации, льющейся из которых нескончаемым потоком, мы начинаем практически безоговорочно верить. Все ли, что нам предлагают через них — правда? И чем же является СМИ в политической жизни, зеркалом или активным субъектом политики? Выявить общественное мнение и найти ответы на эти вопросы и являются целью данной исследовательской работы.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
При написании работы был использован метод опроса,систематизации и анализ информации. В опросе принимали участие учащиеся 9-11 классов, педколлектив МБОУ «Журавская ОШ», выпускники нашей школы ,а также жители с.Журавки. Предметом исследования было изучение влияния СМИ на политическую сферу общества.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДСТВ СМАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Сущность СМИ, их виды и критерии
«Сре́дства ма́ссовой информа́ции»— система органов публичной передачи информации с помощью технических средств;обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям[3,c.453].
Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированы Конституцией РФ.[1,с.6]
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ "О средствах массовой информации", который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ.[1,с.9]. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации. Закон включает в себя 6 глав и 62 статьи.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. [2,ст.2].
Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:
К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:
В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона "О средствах массовой информации". Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации: поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.[2]
Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона "О средствах массовой информации" цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.[2]
Широко используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона "О средствах массовой информации", которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Запрещено использование в теле-видео-кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.[2]
1.2 Функции СМИ
У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. коммуникативную – функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;
3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)";
6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).[4,c.294]
Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
Так, например, С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную[5,с.24].
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ.
Так же, как и сбор, хранение и т. д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.
Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально – психологического удовлетворения.
Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.
Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.
Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.
Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие "журналистика" может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий – элементом журналистской деятельности.
Таким образом, мнение журналиста-практика – руководителя еженедельника "Тайм", приведенное С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: "Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность"[5,c.54]. Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
• гуманитарные функции СМИ – информирование, образование, развлечение и т. п.;
• политические функции СМИ – формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.
Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Но об речь пойдет чуть позже.
РАЗДЕЛ 2
РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА
2.1.Характтеристика информации, распространяемой СМИ
Информация, передаваемая по каналам СМИ, характеризуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затронувшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катастрофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-
тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представляется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смысловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимающий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуалов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, повысить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.
При огромных возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к таким статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представ-
ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то газета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.
Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способст-вовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Так называют процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио потребовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, приходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они нередко воспринимают на веру обещания и призывы тех политиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя новые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ.
2.2.Влиение СМИ на избирателя
Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фотографии и т. д. Другой вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы— за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах. В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом «избирательного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.
2.3.Анализ общественного мнения о степени и формах влияния СМИ на население в процессе политических выборов
Для выявления общественного мнения по вопросам определения влияния СМИ на избирательный процесс был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 74 человека, из них 30 — работающие , 20 — студенты и 24-учащихся. В предложенной анкете содержалось 9 вопросов, касающихся поставленной проблемы, и 3 относились к определению личных данных. Анкета представлена в Приложении А.
В ходе анализа полученных данных выявилось, что большая часть опрошенных всегда участвует в политических выборах. « рис.2.1»
Участвуя в выборах, избиратель должен иметь некоторый объем информации о кандидатах, так как именно от нее зависит выбор каждого, а в итоге — и выбор всего общества в целом. Но далеко не все интересуются дополнительной информацией, ограничиваясь лишь незначительной долей обобщенных данных, из которых практически невозможно составить целостное представление о предлагаемых кандидатурах. Рассмотрев ответы на вопрос о заинтересованности респондентов в дополнительных данных, приходим к выводу о том, что все опрошенные разделились в практически равных долях на 3 группы: те, кто всегда интересуется — 19 человек, кто не интересуется — 21 человек и те, кто интересуется, но не всегда — 34, что составило соответственно 25,6%, 28,4% и 46% «Рис.2.2».
Как уже отмечалось выше, существует большое разнообразие СМИ, но не все распространены в равной степени. Исходя из этого, опрашиваемым был задан вопрос о видах СМИ, из которых они получают информацию о предстоящих выборах. Наибольшее число ответов получили варианты интернет и телевидение — 27 и 31 соответственно. Это свидетельствует о массовости аудитории у данных СМИ и, следовательно, через них может оказываться наибольшее влияние на избирателей «Рис.2.3».
Но широкое распространение и массовость аудитории — еще не показатель достоверности озвучиваемой информации, поэтому респондентам был задан вопрос о том, каким источникам они доверяют в большей степени. Анализируя ответы на него выявилось, что не все считают достоверными те СМИ, из которых получают информацию. Наибольшее число ответов получил вариант «Интернет» — 22 человека, что составило 29,7%. Это может быть связано с тем, что в сети Интернет сконцентрированы значительнейшие объемы информации различной направленности и специфики представления, что способствует наиболее полному и всестороннему ознакомлению с предлагаемыми кандидатурами, причем данные не ограничены агитационными роликами и интервью. Четверо опрашиваемых указали вариант «Другое», в пояснении к которому значился ответ «Никому» «Рис.2.4».
Как выяснилось из предыдущего вопроса — степень доверия к различным видам СМИ неравномерна, это приводит к выводу о том, что избиратели сомневаются в достоверности получаемых данных. Поэтому опрашиваемым было предложено указать, считают ли они, что через СМИ распространяется достоверная информация об избирательной кампании. Проанализировав ответы, получаем, что большая часть респондентов — 34 человека, ответили отрицательно, это говорит о том, что в целом население не доверяет СМИ, видит несовершенства в системе доведения до них информации, а значит — снижается степень доверия и к государству «Рис.2.5».
Деятельность всех СМИ направлена на предоставление информации и воздействие посредством нее на общественное мнение, это достигается за счет обозначения необходимых данных в конкретной ситуации и отвлечения внимания от тех, которые несут отрицательный эффект. Чтобы определить, влияет ли на выбор респондентов информация, полученная из СМИ, был задан соответствующий вопрос «Рис.2.6».
Несмотря на то, что на выбор большинства респондентов, в силу определенных черт их характера, получаемая информация оказывает влияние, степень его может значительно различаться. Для выявления уровня воздействия на избирателей представляемых данных, был предложен соответствующий вопрос, исходя из ответов получаем, что многие из опрошенных осознают, что делают свой выбор под воздействием СМИ «Рис.2.7».
По ряду причин, различные СМИ могут распространять отличающуюся информацию, поэтому теоретически возможны случаи расхождения ее в разных источниках, это могут быть как незначительные, так и кардинальные несовпадения. Рассмотрим, сталкивались ли респонденты с такими ситуациями. Как видим, абсолютное большинство — 61,3%, замечали данный момент в ходе избирательной кампании, это может свидетельствовать о некомпетентности в работе органов СМИ, либо в заинтересованности каких-либо изданий в определенном ходе развития событий «Рис.2.8».
В СМИ довольно широко рассматривается весь ход избирательной кампании, озвучивается большой объем информации, но точно неизвестно, достаточно ли ее для круга избирателей. В связи с этим у опрашиваемых выяснялось, считают ли они достаточным тот объем информации, который получают из СМИ. Положительно ответили 34 человека (46%), отрицательно — 28 (37,8%), затруднились ответить — 12 (16,2%). Данные показатели говорят о том, что для большей части избирателей предоставляемый объем все же недостаточен, и необходимо расширить систему доведения необходимой информации до избирателей «Рис.2.9»
Проведя социологический опрос и проанализировав результаты, приходим к выводу, что средства массовой информации способствуют формированию у избирателей определенного взгляда на избирательную кампанию и на политическую жизнь страны в целом. Так как степень влияния значительна, то, значит, необходимо внести совершенствования в систему СМИ, посредством которых доверие граждан к ней возрастет и, значит, они будут более уверены в правильности своего выбора, а также в большей степени почувствуют себя членами действительно демократического общества, в котором важен голос каждого, а осознание того, что именно твой голос может оказаться решающим — возможно, это и есть путь к новому государству, к новому политическому пути, на котором каждый осознает свою значимость и чувствует обязанность перед страной и согражданами.
Исходя из анализа общественного мнения о степени и формах влияния СМИ на население в процессе политических выборов, становиться ясно, что не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к зеркалу политики либо к ее субъекту.
Говоря иными словами, данную ситуацию можно описать популярным в последнее время метод обозначения "как бы", согласно которому средство массовой информации "как бы зеркало политики и в то же время "как бы субъект политики".
К зеркалу средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку: она не отображает на прямую деятельность политической жизни общества, а лишь в косвенной форме.
Указанные мнения о СМИ больше подходят к субъекту политики нежели к ее зеркалу. Так как субъект политики всегда является представителем общности, от имени которой он выступает. В. П. Амелин в своей работе «Социология политики» замечает, что благодаря своим представителям массы осознают себя как самостоятельно действующий субъект, от которого зависит жизнь всего общества в целом. При этом массы существуют не как совокупность отдельно стоящих индивидов, а как некая общность, образуемая объективными связями и способом осознания себя в мире[7]. Все это говорит о том, что СМИ не только доносят информацию до различных общностей и выражают их интересы, но и формируют эти общности. Вышеперечисленное все же не дает мне права в полной мере отнести СМИ к субъекту политики.
ВЫВОДЫ
В процессе написания исследовательской работы поставленная цель была достигнута — общественное мнение на вопрос о влиянии СМИ на избирательный процесс выявлено, и, как оказалось, оно весьма противоречиво, поэтому невозможно говорить о конкретике, ведь каждый человек, как избиратель, имеет свою точку зрения на политическую ситуацию в государстве, на процессы, происходящие в нем, на кандидатуры, выдвигаемые на государственные должности, и на их программы.
Если учитывать, что каждый имеет свою точку зрения, то обнаруженная неопределенность во взглядах вполне оправдана, так как для каждого накладывается различная степень эффекта от проводимых мероприятий, причем для одного он может быть положительным, а для другого — отрицательным, на сегодняшний день эта ситуация не так редка. Российское общество официально является демократическим, но на самом деле огромное количество людей так не считают, они не видят поддержки и защиты от государства. Ведь люди, на пути к власти, используют различные методы, и не всегда они правомерны. Да и не обязательно нарушать законы, если есть абсолютно законные способы, например, СМИ. Конечно, их деятельность необходима для функционирования общества, они являются посредником между государством и народом. Ведь недаром СМИ называют «четвертой властью». СМИ – это инструмент колоссальной силы, инструмент, с помощью которого стало возможным изменять старые мыслительные структуры, ценности целых народов, стало возможным формирование атомизированного и легко манипулируемого общества, общества потребителей сообщений. Но многие используют их не в тех целях, для которых они создавались. Так, во время избирательной кампании от кандидатов постоянно идут обещания о повышении уровня и качества жизни, о лучшем образовании, о совершенствовании социальной политики, и люди им верят. Они поддаются манипуляции, их сознание направляют в нужное для политиков русло, а в итоге — не всегда обещанное выполняется. Но при этом население не теряет интерес кполитики, им не безразлично кто занимает верхушки власти. Ведь, несмотря, на все сложности политической сферы общества, она следует интересам народа и решает его проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета
1. Ваш возраст
2. Ваше образование
3. Ваше занятие
4. Всегда ли Вы участвуете в политических выборах?
5. Интересуетесь ли Вы дополнительной информацией о кандидатах?
6. Из каких источников СМИ Вы узнаете информацию о предстоящих выборах? (возможны несколько вариантов)
7. Каким из источников Вы доверяете в большей степени? (возможны несколько вариантов)
8. Считаете ли Вы, что через СМИ распространяется достоверная информация об избирательной кампании?
9. Влияет ли информация, полученная из СМИ, на Ваш политический выбор?
10. В какой степени влияет информация, полученная через СМИ на Ваш выбор?
11. Сталкивались ли Вы с ситуацией расхождения информации в различных СМИ?
12. Считаете ли ВЫ, что избиратели получают из СМИ достаточный объем информации?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рис.2. 1 .Постоянность участия респондентов в политических выборах
Рис.2.2.Распределение респондентов по заинтересованности в дополнительной информации
Рис.2.3.Распространение среди респондентов источников информации о предстоящих выборах
Рис.2.4 .Распределение СМИ по степени доверия к ним респондентов
Рис.2.5.Распределение респондентов по вопросу достоверности в СМИ информации об избирательной кампании
Рис.2.6 .Распределение респондентов по вопросу влияния на их политический выбор информации, полученной из СМИ
Рис.2.7.Распределение респондентов по степени влияния на их выбор информации, полученной через СМИ
Рис.2.8 .Распределение респондентов по вопросу столкновения их с ситуациями расхождения информации в различных СМИ
Рис.2.9 .Доли респондентов по достаточности для них представляемой информации
Рис.2.10.Опрос среди педколлектива МБОУ «Журавская ОШ»
Рис.2.11.Опрос 9-го класса МБОУ «Журавская ОШ»
ТЕЗИСЫ
СМИ: зеркало политической жизни общества или активный субъект политики?
Николаенко Алена Дмитриевна
Малая академия наук «Искатель»
МБОУ «Журавская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым,11 класс.
Шипицына Наталия Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Журавская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, не является исключением и политика.
Цель работы: изучить общественное мнение о роли СМИ в политической жизни общества.
В первом разделе раскрывается сущность, виды, критерии, функции СМИ.
Во втором разделе говорится о роли СМИ в политической сфере общества. Дается характеристика информации, распространяемой СМИ, указывается влияние СМИ на избирателя, проводится анализ общественного мнения, используя метод социологического опроса, о степени и формах влияния СМИ на население в процессе политических выборов.
Проведя социологический опрос и проанализировав результаты, приходим к выводу, что средства массовой информации способствуют формированию у избирателей определенного взгляда на избирательную кампанию и на политическую жизнь страны в целом.
На горке
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Можно от Солнца уйти...
Лиса и волк
Машенька - ветреные косы