Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Весь казачий уклад зиждется на древних традициях и обычаях, уходящих корнями в глубокую древность, и осознание их необходимо каждому казаку.
Анализ трудов античных и средневековых историков, архивные документы и данные археологии, исследования этнографические и лингвистические категорически утверждают, что казачество, как народ духовный и уникальное явление, появилось в Северном Причерноморье задолго до Рождества Христова и, в ходе развития, подарило человечеству азбуку-глаголицу и т.н. старославянский язык, ставший стараниями святых Кирилла и Мефодия, языком Православной Церкви. Уже как Воинство Христово, казачество было основано, после крещения казаков, самим святым Апостолом Андреем Первозванным. И на протяжении почти 2-х тысячелетий с честью несет свой тяжкий крест, увитый терном…
В.А. Попов, г. Слуцк, 2007 год.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 397.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9
Приморско-Ахтарского района
Виртуальная экскурсия
по святым
источникам Кубани
Подготовили учащиеся 8 класса
казачьей направленности
МБОУ СОШ №9 ст. Бородинской
руководитель: Бакланова А.В.
2016г
Содержание
Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Весь казачий уклад зиждется на древних традициях и обычаях, уходящих корнями в глубокую древность, и осознание их необходимо каждому казаку.
Анализ трудов античных и средневековых историков, архивные документы и данные археологии, исследования этнографические и лингвистические категорически утверждают, что казачество, как народ духовный и уникальное явление, появилось в Северном Причерноморье задолго до Рождества Христова и, в ходе развития, подарило человечеству азбуку-глаголицу и т.н. старославянский язык, ставший стараниями святых Кирилла и Мефодия, языком Православной Церкви. Уже как Воинство Христово, казачество было основано, после крещения казаков, самим святым Апостолом Андреем Первозванным. И на протяжении почти 2-х тысячелетий с честью несет свой тяжкий крест, увитый терном…
В.А. Попов, г. Слуцк, 2007 год.
Как повелось с древних времен, казаки – народ православный. Ни один казак не уходил на службу без Божьего благословения. А нательный крестик и молитва всегда были при нем в бою, в мирное время. Стоит ли говорить, что казаки свято верили в чудодейственную силу святой воды.
Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира — есть вода, и начало Евангелия — Иордан».
От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество…».
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.
Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем.
Наша виртуальная экскурсия по святым источникам, которые находятся на территории Краснодарского края, поможет составить индивидуальные маршруты для паломников, а также групп и классов казачьей направленности, желающих посетить приглянувшиеся места.
В работе представлены десять источников с описанием места расположения, а также интересными историями, связанными с их появлением и чудесными исцелениями страждущих.
При написании работы нами была поставлена цель – рассказать о святых источниках, расположенных на территории Кубани и создать буклет с кратким описанием каждого из них.
Земная жизнь св. Пантелеимона была кратковременной. Он принял мученическую смерть, будучи еще совсем юным. Вот почему на иконах он и изображается в лике юноши. Но в памяти современников он остался как целитель, истинный христианин, принявший великое мучение, но не отказавшийся от своей веры, и, наконец, святой, то есть снискавший особую божественную благодать Святого Духа. Здесь построена часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, а слева от неё и расположен святой источник. Над родником, выбивающим из склона скалы, установлен камень, вода выведена в трубу, над которой лик святого угодника Божиего. Минеральные воды ключа богаты солями железа.
Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери находится у подножия Абадзехской (Ключевой) горы. Здесь в каменном гроте люди издавна заметили целебный источник, дав ему имя - Иверский. Родник дарил верующим и паломникам живоносную воду и благодать Божию, вплоть до двадцатых годов прошлого века. Но потом, в результате сдвижки горных пластов, воды в минеральном ключе не стало. В напоминание о благодатном роднике осталась только чаша в виде морской раковины и сама часовня.
В 1999 году все источники были объединены в комплекс «Святая Ручка» и переданы Русской Православной Церкви. Комплекс расположен в лощине и имеет храм и часовни, церковную лавку, бассейн для омываний, раздевалку. На невысоких обрывах желающие ставят зажженные свечи, внизу, из родника, набирают воду в емкости.
У названия «Святая Ручка» есть своя история. Раньше в святой источник Пресвятой Богородицы вода стекала по камню, который по своим очертаниям был похож на женскую руку. Многие, приходившие сюда, получали исцеление из источника Божией Матери и искренне считали, что это Матерь Божия посылает такую благодать. По прошествии многих бурных лет источник «Святая Ручка» был разорен. А в 1997-1998 годах при ремонте железнодорожных путей образовался оползень, в результате которого источник оказался под железной дорогой. Сейчас здесь только можно омыться из ведра.
Считается, что здешняя вода освятилась и стала целебной от того, что молились возле нее монахи, жившие в горах. Все источники целебны, имеют в своем составе катионы серебра. Родниковая вода на вкус мягкая, долго сохраняет свежесть. Многие подвизавшиеся в горах монахи молились у источников Иоанна Крестителя, Святителя Николая, Святой великомученицы Варвары, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и по их молитвам, эти источники освящались, а водой из них исцелялись от разных болезней люди, приходящие сюда.
Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя, пришедшего ранее Иисуса Христа и предсказавшего приход мессии. Он крестил Иисуса, и, выйдя из воды и крестившись, «отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него». Он совершил много чудесных дел и смертью своей (ему была отрублена голова) погубил своих губителей.
Источник Николая Угодника назван в честь Святителя Николая, который родился в III веке в городе Патары, что на юге Малой Азии. Имел он дар являться людям «яко по воздуху» для избавления их от смертельной опасности. Так он помогал терпящим бедствие на водах путникам. После своей кончины Святитель сотворил много чудес. Заступник во всех бедах, он помогал и по великому милосердию своему и малое моление приносящим подавал им «великих недугов исцеление». Мощи святого покоятся ныне в итальянском городе Бари.
Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан прекрасными фресками с изображением православных святых, в честь которых названы источники. Фрески писали греческие художники. Из многих районов края и регионов России приезжают сюда люди, чтобы соприкоснуться с таинством лечения водами святых источников Неберджая.
Здесь в начале прошлого столетия была его пустынька. Когда батюшка только перебрался в эти места, он семь дней и ночей не сходил с камня, молился, чтобы Господь вразумил его, где возводить церковь. Наконец Пречистая указала место для храма и просфорни. По мановению Её чудной десницы на камнях зазеленел барвинок. Склон горы доныне покрыт этим вечнозеленым цветком, больше его нет во всём ущелье.
И Феодосий приступил к строительству церкви. Ему помогали крестьяне из близлежащих сел. Когда церковь была выстроена, вокруг нее появились келии в виде куреней. Это тихое пустынное место привлекло сюда сестер из монастыря Темные буки. Монахини хлопотали по хозяйству, ухаживали за огородом, который разбили на пустынном холме.
В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась очень быстро. К нему стали приходить за благословением и советом, поскольку он обладал даром духовного прозрения. Отец Феодосии до последних дней своей жизни творил людям добро. Умер он в 107 лет.
Сейчас на этом святом месте построили храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Ежедневно туда приезжает множество людей за помощью и утешением в своих болезнях и скорбях. Особенно много паломников съезжается в день памяти преподобного - 8 августа.
Святая великомученица Параскева Пятница является одной из наиболее почитаемых святых на Руси, ей молились от засухи и наводнения, она помогала при различных заболеваниях, женщины просили ее о семейном счастье, а девушки о хороших женихах. К ней обращались с просьбами о хорошем урожае, о сохранности домашних животных.
Параскева представляет очень древний языческий культ Пятницы, связанный с главным женским божеством – Макошью. Пятница, Параська, Параскева, у болгар – святая Петка – связаны с водой и помогают, в основном, женщинам. По легенде Параскева, украденная турками, бежала из гарема и по дороге, спасаясь от преследователей, обернулась криницей – колодцем.
Когда родник был обнаружен уж никто и не вспомнит, но известно, что в XIX веке про источник уже знали и пользовались его водой. Согласно преданию в начале XX века в роднике была явлена икона мученицы Параскевы Пятницы. Воспоминания старожил были записаны и вот что они пересказывали, услышанное от своих родителей, об истории Криницы: в 1901 году пастухи, на луге около родника, пасли овец, подошедши к нему, они увидели в нем лик Параскевы Пятницы. Они поспешили в станицу и рассказали всё священнику Свято-Вознесенского храма. С обретенной, в десятую пятницу по Пасхе - светлого Христова Воскресения, иконы мученицы Параскевы, стараниями некоторых благочестивых станичников, был заказан и написан список, который до сегодняшнего дня хранится в Свято-Вознесенском храме станицы. На обратной стороне иконы сохранилась надпись: «1904 год - жертва от граждан...» и «Обещаем носить ежегодно до Криницы». Со списком иконы, верующие, ежегодно, в десятую пятницу по Пасхе шли Крестным ходом к Кринице - святому источнику, где совершались богослужение и водоосвящение. Этот светлый день стал праздничным для станицы и всей округи - многочисленные паломники стекались к святому роднику, и так продолжалось до 1930 года. Тогда началось богоборчество, а образованный в станице колхоз имени Молотова решил использовать воду святого источника, чтобы поить скот. Для этого построили колодец и вывели воду в трубу. Но почему-то в это сооружение два раза била молния и частично разрушала колодец.
С возрождением духовности в России в начале 1990-х годов про некогда почитаемый источник вспомнили и занялись его восстановлением. Сначала источник очистили и из кирпича выложили колодец. В октябре 1999 года насыпным грунтом было отделено от пруда место, где расположена Криница - и вода перестала её затапливать. Был очищен колодец от ила, накопившегося за многие годы, и в глубине его с новой силой забили ключи чистой родниковой воды.
Над источником святой Параскевы Пятницы была воздвигнута надкладезная часовня, благоустроена прилегающая площадка. Красивая восьмигранная часовня построена из красного кирпича, с главкой и крестом. Под куполом нарисован голубь, на восточной стене иконы и лампады. Проемы защищены кованными металлическими решетками с крестами.
С тех пор и по настоящее время, каждую десятую пятницу по Пасхе совершается Крестный ход от храма к святому источнику, также со дня празднования иконе Божией Матери «Живописный Источник» (первая пятница после Пасхи) и по 10 ноября - день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы каждую пятницу на Кринице совершаются водосвятные молебны.
Известно, что в селе на въезде, есть еще один родник и видимо в сравнении с ним многоводность Красного родника была обозначена в названии - Большой. Белоглинский родник к концу XIX века стал основой для производства пива и других напитков. Ежедневно несколько бочек воды забиралось для «Парового пивоваренного и искусственных, минеральных и фруктовых вод завода», основанного австрийцем Францом Груббе в 1886 году. Завод производил 5 сортов пива и будучи представленным на парижской выставке завоевало 5 золотых медалей.
Ныне родник является памятником природы и считается "жемчужиной" из всех родников, ключей и источников Кубани. Расположен он у истока реки Рассыпной на территории бывшей «Коммуны» в местечке под названием «Глинища» - здесь добывали и добывают кустарным способом белую глину. Попробовав ключевую воду на вкус можно с уверенностью сказать что она чиста, прохладна и вкусна. Проведенные исследования зафиксировали небольшую минерализацию что отразилось на сладости вкуса.
Родник Святой расположен на Ромашковой поляне, примерно в 1 километре от станицы Шапсугская. До революции станичные казаки в его водах крестили детей. Но потом источник стал не таким полноводным, в настоящее время, сильно засушливым летом, источник иногда пересыхает. У выхода источника установлен крест.
Источник Живой и Мертвой воды находится на краю Большой Ромашковой поляны, ближе к дороге, ведущей в станицу. У выхода источника установлен крест. Этот родник примечателен тем, что ручей, исходящий от него чуть дальше разделяется на два.
Согласно поверьям, один образовавший ручей с Живой водой другой с Мертвой. Считается, что и состав воды и температура в ручьях разные. Также говорят, что много людей исцелили свои болезни, мертвая вода излечивает даже рак, а живая болезни желудочно-кишечного тракта и др.
Родник Серебряный расположен у дороги, если двигаться от Шапсугской в сторону станицы Эриванской, в трехстах метрах от Казачьего брода через реку Абин. Благодаря содержащимся в роднике ионам серебра, вода из него может долго хранится, не портясь. Местные утверждают, что, как минимум, в течение года ключевая вода сохраняет свежесть и приятный вкус. Несколько лет назад родник был освящен. Теперь в водах источника крестят взрослых и детей.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.
Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем.
Наша виртуальная экскурсия по святым источникам, которые находятся на территории Краснодарского края, состоялась. Благодаря ей можно составить индивидуальные маршруты для паломников, а также групп и классов казачьей направленности, желающих посетить приглянувшиеся места.
В работе были рассмотрены десять источников с описанием места расположения, а также интересными историями, связанными с их появлением и чудесными исцелениями страждущих.
При написании работы была достигнута поставленая цель – рассказать о святых источниках, расположенных на территории Кубани и создать буклет с кратким описанием каждого из них.
Буклет
Источники:
При создании буклета использованы авторские фотографии Роменко О.А учителя начальных классов МБОУ СОШ №9 и фотографии из сети Интернет
Рисуем пшеничное поле гуашью
Кто чем богат, тот тем и делится!
Знакомые следы
Рисуем тыкву
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?