В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими положительными и отрицательными качествами. Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного из их жизни может взять каждый из нас для себя, для воспитания собственных своих детей. Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было по-другому.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_vospitanie_v_seme_romanovyh.docx | 454.18 КБ |
ДОКЛАД
«Детские годы Татьяны, Ольги, Анастасии и Марии Романовых. Воспитание девочек в царской семье»
Введение
Любому православному христианину часто приходится видеть иконы мучеников, которых немало в нашей Церкви, и слышать об их превышающих человеческое естество подвигах. Но часто ли мы знаем - а как жили эти люди? Как проходила их жизнь до их мученической кончины? Что наполняло их праздники и будни? Были ли они великие молитвенники и аскеты или простые обычные люди, как и все мы? Что наполняло и возогревало их души и сердца настолько, что в роковой момент они исповедали свою веру кровью и запечатлели её истинность потерей своей временной жизни. 17 июля Русская Православная церковь вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора
Эта семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Мне стало интересно, как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье, воспитать замечательных детей, потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.
В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими положительными и отрицательными качествами. Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного из их жизни может взять каждый из нас для себя, для воспитания собственных своих детей. Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было по-другому.
Основная часть
Для их матери (Александры) все они были «девочками». Сами сестры называли себя коллективным именем ОТМА (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия). Для внешнего мира они были четырьмя великими княжнами, всегда одними и теми же — «четыре легких платья, четыре летние шляпки». Мать с детства одевала своих дочерей «в своеобразную неофициальную „форму“ сочетающихся цветов, составляя из них две пары - „старшую пару“ и „младшую пару“. Получалось так не случайно. Старшая пара выглядела классическими принцессами - высокими, статными грациозными. Младшие были ниже, полнее, нескладнее, но это компенсировалось обаянием.
Сестры никогда не возражали против того, что их воспринимали как единое целое. Они проводили вместе все время и хотели, чтобы так и было дальше. Все и всегда считали их очаровательными, очень скромными, милыми. Со всеми они были просты, ласковы и никогда не выставляли напоказ своего царского происхождения.
Девочки росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей. В основу воспитания родители брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.
Особое внимание императрица уделяла устройству дома, считая, что в доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие.
Поэтому быт семьи не был роскошным в целях воспитания — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Все девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками. Стены украшали иконы и фотографии. Дети все умели самостоятельно делать по дому и обслуживать себя. У них был строгий распорядок дня. Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера — чай, в 8 — общий ужин. Каждый день дети перед сном вызывались на «ковер» в кабинет к отцу. Они должны были каждый без утайки выложить все хорошее и плохое, что случилось за прошедший день и дать оценку своим поступкам.
Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Девочки были талантливы, и поэтому учение давалось им легко. Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети много времени проводили на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом. Религиозность и послушание, милосердие и сострадание – вот чему учили детей с пеленок. При этом послушание не было навязано извне. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Дети в царской семье, как и в других семьях, ссорились и, безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке. Несмотря на то, что сёстры были очень похожи, каждая обладала своим характером, у каждой были свои индивидуальные особенности. Ольга больше других сестёр любила читать, лучше и быстрее сестёр усваивала французский язык. Это давалось ей легко, оттого она иногда ленилась. У Татьяны в детстве были любимыми занятия: серсо (игра в обруч), катание на пони и громоздком велосипеде - тандеме, неторопливый сбор цветов и ягод. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, вышивание. Она была самой близкой к матери, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её.
Мария была подвижной весёлой девочкой. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку. Вспоминают, что маленькая Мария была особенно привязана к отцу. Как и остальные сестры, Мария любила животных, у неё был сиамский котёнок, потом ей подарили белую мышку, уютно устроившуюся в комнате сестёр.
Анастасия не отличалась прилежанием к учебе, она терпеть не могла грамматику, писала с ужасающими ошибками, а арифметику с детской непосредственностью именовала «свинством». Говорила быстро, но четко, имела привычку громко смеяться и хохотать, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки, легко лазила по деревьям. Она была неистощима на выдумки, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь. Анастасия хорошо рисовала акварелью, играла в шахматы.
Дочерей воспитывали не как великих княжон, а как простых русских женщин. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня, сама очень скромная в одежде и выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Девочки не знали, что такое роскошь, сами чинили свои платья, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилеие. Каждый рубль, сэкономленный на роскошных нарядах, шел на благотворительность. Получалось точь - в - точь по апостолу Павлу: не плетением волос украшались царские дети, а добрым и смиренным нравом.
Жизнь княжон не была ни веселой, ни разнообразной. Воспитывались они в строгом патриархальном духе в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Государыня не позволяла княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в деле. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение священных книг, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки. Они умели находить счастье и радость в малом.
У них были самые простые развлечения: зимой строительство ледяных горок и снежных крепостей, катание на коньках, летом катание на лодках, сбор грибов и ягод, спортивные игры, печеная картошка на костре. Летом семья императора переезжала на полтора месяца в Петергоф, чтобы провести жаркое время года на берегу Финского залива. Детям разрешалось брать с собой домашних животных. Кого только не было в специальном вагоне: кролики, собаки, кошки. Сестры заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития.
«Дети должны любить и заботиться о братьях меньших, чтобы вырасти великодушными и сострадательными людьми» - говорила императрица Мария. Их также учили быть заботливыми. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя.
Хотя Александр III и Мария Федоровна и воспитывали детей в рамках строгого придворного этикета и, тем не менее, оставаясь с детьми наедине, сбрасывали с себя обычную маску строгости. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее совет. Император Николай каждый день пару часов проводил с детьми на прогулке, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота. Он строил с ними крепости и играл в войну, бегая с игрушечным пистолетом. Если дети с отцом оказывались в гатчинском лесу, отец учил их, как расчищать дорожки, срубить засохшее дерево, развести костер, печь картошку и яблоки. Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Государь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.
Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах.
Как и в большинстве православных семей, любимыми праздниками детей были Рождество и Пасха. Карманных денег царские дети никогда не имели, подарки близким они делали сами. К сочельнику все приготовления завершались, дети стояли у окна и высматривали первую рождественскую звезду. После вечерней службы начинался семейный ужин, пили чай, пели песни, любовались елочными украшениями. Три дня спустя полагалось разбирать елки, и это тоже был особый ритуал, в котором принимали участие царские дети. Пасхальных дней царские дети ожидали с особым чувством. В Великую субботу семейство не ложилось спать, готовилось к торжественной пасхальной заутрене. Все наряжались в парадные одежды в русском стиле, даже маленькие великие княжны облачались в парчовые сарафаны и расшитые жемчугом кокошники. Церковная служба длилась три с лишним часа, но никто не чувствовал усталости. После окончания службы по пути домой христосовались со всеми, кто попадался по пути, - это было незыблемой традицией.
Нельзя сказать, что в семье дома Романовых было все идеально, что родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине.
Заключение
Проанализировав литературу, посвящённую теме, рассмотрев, каковы были принципы воспитания в семье Романовых, я получила сама много знаний о прекрасной семье Императора Николая II и Императрицы Александры: царские дети росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере любви и дисциплины, порядка и простоты. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковы и просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала переделывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества перерождались в достоинства. Я даже чувствую, как у меня сердце чаще биться стало. Они такие красивые, светлые, воспитанные, сколько света и душевной теплоты несли. Всем девочкам я советую почитать их историю жизни. Это пример воспитания, эстетики, элегантности и вместе с тем человечности, благородства и доброты. Кто знает, какую роль могли бы сыграть эти дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательных наклонений. Жаль, что таких людей лишили жизни, не имея на то право и причину. Позор убийцам! В настоящее время часто приходится слышать жалобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни терпения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы можем быть им полезны». Принципы воспитания детей в доме Романовых и сейчас, на мой взгляд, не лишены смысла. Они, в какой-то мере, являются пособием по воспитанию для будущих поколений. Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!
Приложение
«Четыре легких платья, четыре летние шляпки».
Николай II с детьми на прогулке
Они умели находить счастье и радость в малом
царевны вышивали, шили рубашки,
Ни одной минуты без дела
Список литературы и информационных ресурсов.
В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «
По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней.
Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. осударыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния..
С одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей порока.
Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски.
«Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек. Она проявляла свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Она понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала их. Если они шалили и смеялись.
«В общем, трудноопределимая прелесть этих четырёх сестёр состояла в их большой простоте, естественности, прелести и врождённой доброте» (Пьер Жильяр)
«У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении» (А. Мосолов)
Девочки никогда ни перед кем не подчёркивали своего царского происхождения. Наоборот. Они страшно стеснялись и краснели, когда их называли по титулу или оказывали и особые знаки внимания. «Вы с ума сошли! Зачем вы меня так называете?!» - эти слова были обращены к старой баронессе Буксгевден, которой однажды пришлось назвать княжну Ольгу полным титулом.
Как уже говорились выше, сёстры обладали совершенно разными характерами. Несмотря на то, что Ольга была старшей, несомненным авторитетом обладала Татьяна. Именно она, обладая практическим умом, больше остальных помогала матери. Ухаживала за младшими сёстрами и братом, принимала большое участие организации дворцовых праздников и кроме того была очень хозяйственна. Ольга более была склонна к философским размышлениям, поражая окружающих глубиной своих мыслей.
Александра Фёдоровна также писала детям нежные, полные любви письма, которые, несомненно, укрепляли и поддерживали их нравственно.
«Моя милая, маленькая Ольга. <…> Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди». (Из переписки)
«Моя дорогая Машенька, твоё письмо меня очень опечалило, милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою голову пришла такая необычная мысль? Быстро прогони её оттуда. Мы все очень нежно любим тебя, и только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят; но бранить - не значит не любить. Наоборот, это делают для того, чтобы ты могла исправить свои недостатки и стать лучше».
И никакого раздражения, криков и упрёков. Царица сама была кроткая, как ягнёнок и этому учила и дочерей. И не только на словах, но и собственным примером прекрасно показывая это так сказать на «практике».
Дети с рождения были отделены от взрослой жизни
. Их игры и развлечения, способствуя жизнерадостности, нисколько не нарушали детской непосредственности, укрепляли дружбу детей с родителями. Эта тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении святое семейство явило даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплочения перед лицом смертельной опасности
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Снежная сказка
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой