Данная работа раскрывает секрет получения радуги в домашних условиях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledov._raduga.docx | 825.22 КБ |
Введение
Прошлое лето выдалось дождливым. Очень часто после дождя на небе появлялось необыкновенное, завораживающее природное явление- радуга.
Глядя на неё, хочется верить в чудеса, волшебство.
Я решил выяснить происхождение радуги и возможность ее получения в домашних условиях.
Цель работы - выяснить, откуда берётся радуга и возможно ли её получить в домашних условиях.
Задачи:
Объект исследования – природное явление - радуга.
Предмет исследования – процесс появления радуги.
Гипотеза – я считаю, что радугу можно получить в домашних условиях.
В своей работе я использовал следующие методы:
Актуальность работы заключается в том, что ученики 2 класса многого не знают о самом красивом природном явлении – радуге.
Полученные знания будут полезны на уроках окружающего мира.
Сначала я решил узнать: что знают о радуге мои одноклассники. Вместе с классным руководителем мы разработали анкету и задали учащимся 2 класса следующие вопросы:
В опросе принимали участие 9 человек.
Результаты анкетирования можно увидеть на диаграмме (Приложение 1).
На первый вопрос правильно ответили 7 учащихся, или 77%.
Все 9 учащихся 2 класса знают цвета радуги, но только 2 ученика (22%) правильно расположили их. Все учащиеся моего класса знают, когда появляется радуга.
Исходя из анкетирования, я сделал вывод, что мои одноклассники знают цвета радуги и условия её появления. Однако они не смогли расположить цвета по порядку.
Поэтому у меня появилась ещё одна задача: результаты проделанной работы донести до своих одноклассников.
Мне стало интересно, почему самое красивое природное явление назвали радугой. Чтобы ответить на интересующий меня вопрос, я обратился к научной литературе.
Историки считают, что слово «радуга» произошло от слова «райдуга». «Рай» переводится как пёстрый, то есть получается, что радуга – это пёстрая дуга.
Другая группа учёных связывает происхождение этого слова с именем Бога Солнца Ра. Тогда «радуга»- это дуга Бога Ра.
Изучив толковые словари С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой и С.А. Кузнецова, я пришел к выводу, что радуга – это разноцветная дуга на небосводе, которая образуется при преломлении солнечных лучей в капельках дождя. Радугу можно увидеть, если во время дождя светит солнце.
В определении ученых мне стало непонятно слово преломление. В Википедии я узнал, что преломление - это искажение солнечного луча, который проходит через призму и разлагается на спектр.
Термин «спектр» ввел Исаак Ньютон. Это многоцветная полоса, которая похожа на радугу. Она получается в результате прохождения солнечного луча через призму.
Призма – это трёхгранное стёклышко, которое может разложить луч света на разноцветные лучи.
Исаак Ньютон выделил в радуге семь цветов.
Чтобы получить радугу достаточно, чтобы произошло преломление солнечного света. Тогда, что является призмой для солнечного света в небе во время дождя?
Я прочитал, что такой призмой стали капельки дождя. Лучи солнца проходят сквозь капельки дождя и разлагаются на спектр – полосу цветных линий. А так как капель дождя много, то и получается огромная радуга во всё небо.
На небе мы видим радугу как разноцветную дугу. Однако в действительности радуга имеет форму окружности. Почему? Всё очень просто. Потому что капелька дождя круглая. Она освещается пучками солнечного света и образует радугу в виде круга. Но такую радугу с земли мы не видим. Её можно увидеть только на большой высоте, например, с самолёта.
Чем крупнее капли дождя, тем ярче радуга. Если капли мелкие и редкие, радуга становится бледной и еле заметной.
Теперь мне стало понятно, как появляется радуга во время дождя.
А бывает ли радуга без дождя?
В Большой детской энциклопедии А. Брагина я прочитал, что такое явление в природе бывает зимой, когда падает снег. Снежинки тоже могут быть маленькими призмами, которые разлагают свет на цвета радуги.
Учёные доказали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что чёткой границы между цветами нет, и один цвет переходит в другой через все оттенки.
Основные цвета радуги – это красный, жёлтый и синий. Остальные цвета получаются при их смешении.
Цвета радуги расположены в строгой последовательности. Снаружи радуга отливает красным цветом, а изнутри - фиолетовым.
Разные народы выделяют разное количество цветов и разные оттенки. Например, африканские племена различают только два цвета - тёмный и светлый.
Русские видят в радуге семь цветов.
Американцы и англичане уверены, что в радуге шесть цветов.
У японцев в радуге нет зелёного цвета, так как в японском языке нет такого слова.
У англичан в языке нет слова, которое бы называло голубой цвет, поэтому и цвета такого нет.
Чтобы запомнить цвета радуги я еще из детского сада помню считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это название цвета радуги.
После изучения научной литературы я решил ответить на вопрос: а можно ли получить радугу в домашних условиях?
Эксперимент 1.
Сидя в своей комнате за уроками, я поймал луч света на своей ручке. А на моём пальце появилась радуга. Этот эксперимент мы повторили с мамой, и я сделал вывод, что пластмассовый прозрачный корпус ручки, отражая солнечный луч, способствует образованию радуги (Приложение 2).
Эксперимент 2.
Для следующего эксперимента мне потребовался противень, вода, зеркало. Я налил воду в противень, поставил на подоконник, опустил часть зеркала в воду и стал ловить солнечный луч. Поймав его, на потолке я увидел радугу (Приложение 3).
Первые два эксперимента доказывают, что радугу можно получить в домашних условиях с использованием лучей солнца.
Теперь я решил получить радугу, используя искусственный источник света - фонарик.
Эксперимент 3.
Для этого мне потребовалось следующее оборудование:
- противень, наполненный водой;
- зеркало;
- искусственный источник света - солнечный луч (фонарик).
Дождавшись вечера, я наполнил противень водой, поставил на пол. Затем опустил в него зеркало под углом так, чтобы часть его была в воде, а часть выступала из воды. Выключив свет, зеркальцем я стал ловить луч света.
Хотелось получить яркую, чёткую радугу (Приложение 4)
К сожалению, радуга получилась тусклой и размытой. Но всё-таки её можно рассмотреть (Приложение 5).
Из проведённого эксперимента я сделал вывод, что радугу можно получить, если использовать зеркало и фонарик.
Проделанная работа показала, что и в домашних условиях можно получить радугу.
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу, я сделал следующие выводы:
В ходе работы я пополнил свой словарный запас новыми терминами, расширил кругозор, учился проводить эксперимент, анализировать результаты.
С данной работой я выступил в своём классе. Вместе с одноклассниками мы ещё раз провели эксперименты и убедились в возможности получения радуги в домашних условиях.
Список использованной литературы
Приложение 1
Результаты анкетирования во 2 классе
Приложение 2
Радуга от шариковой ручки
Приложение 3
Получение радуги с использованием луча солнца и зеркала
Приложение 4
Радуга, полученная при помощи искусственного источника света (желаемый результат)
Приложение 5
Радуга, полученная при помощи искусственного источника света
(в действительности)
Дерево в снегу
Рыжие листья
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Простые летающие модели из бумаги
В поисках капитана Гранта