Для каждого человека родные места- это его малая Родина. Человек должен знать историю своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_kryashen_proshloe_nastoyashchee_budushchee.docx | 178.67 КБ |
Конкурс молодых историков "Наследие предков - молодым"
Исследовательская работа
Судьба кряшен: прошлое, настоящее, будущее
Работу выполнила ученица 10 класса
МБОУ «Большешурнякская средняя школа»
Елабужского Муниципального района
Республики Татарстан Рябова Ромина
Руководитель: учитель истории
Кузьмина Алевтина Дмитриевна
2015 г
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1.Кто такие кряшены…………………………………………4
1.2.История кряшен……………………………………… 4-8
1.3.Проблемы современного национального движения кряшен 9-11
Глава2.Кряшенские поселения, как средство сохранения
самобытности кряшен 11
2.1 Моя деревня как пример исчезновения поселений……….11-12
2.2 История Черкасовской волости……………………………..12-13
2.3.Настоящее моей деревни………………………………..........13
Заключение ...……………………………………………………14
Литература………………………………………………… .... 15
Приложения…………………………………………… 16
Введение
Родной край, родная земля- понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое личное. У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, что дают ему жизнь. Они уходят глубоко в родную землю. Поэтому при слове «Родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает прежде всего самое дорогое, заветное и родное. У каждого в душе теплится огонек любви к родной стране. У каждой реки есть исток, маленький источник, от которого все начинается. И чувство Родины (обратите внимание на корни: род- родник- родина) прорастает все больше, из маленького зернышка. Этим зернышком для меня является деревня, в которой я родилась и живу- Большой Шурняк. Большой Шурняк- обыкновенная деревня, каких много близ реки Вятки, но в ней отразились все события революции и гражданской войны. Села, как и люди , имеют свою судьбу. Исчезают деревни, забываются их названия, забываются люди, когда-то в этих местах создавшие колхозы, давшие новую жизнь родному краю, прославившиеся честным трудом, отдавшие силы и молодость для процветания своего края. Бесспорно теперь одно: села не возродить, жителей не вернуть. Но память о достойных людях следовало бы сохранить. Таких исчезающих и исчезнувших деревень в нашем районе много.
Тема моего исследования- «Судьба кряшен: прошлое, настоящее, будущее». Данная тема вызвала у меня интерес, потому что мне очень интересно по какой причине исчезают кряшенские поселения в Елабужском районе. Мне интересно, что было с кряшенами вчера, что происходит сегодня и что будет завтра. Хочется выяснить, почему до Октябрьской революции или как принято говорить, до государственного переворота и в первые годы советской власти кряшены были на равных с другими народами, населяющими Татарстан. Они имели право записи в паспортах о своей национальной принадлежности, имели свои театры, школы, а потом, в известные времена, росчерком пера кряшен «не стало».
Сегодня все разом заговорили о своих предках, о пройденном историческом пути, выявляют суть и причинность эпохальных обретений и трагических потерь. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года кряшенами записались всего 25 тысяч человек, а их в недавнем прошлом было более 120 тысяч.
Не претендуя на большие открытия, я выдвигаю перед собой задачи:на основе критического осмысления всего прочитанного по теме, увиденного, услышанного, исходя из собственных наблюдений за жизнью, эвристических догадок и озарений, изложить разрозненные, часто противоречивые исторические сведения о кряшенах- уникальной тюркоязычной этнической группе людей.
Глава 1.
Кряшены- это поволжские тюрки, близкие по языку и культуре татарам, но при этом обладающие рядом этнокультурных и антропологических особенностей. Они преимущественно православные. Ни этногенез, ни время крещения кряшен, ни многие другие аспекты истории этого народа неизвестны. Нет даже единого мнения кем же именно считать кряшен- этноконфессиональной, субъконфессиональной группой поволжско-приуральских татар или даже отдельным народом. Много публикаций в республиканской печати о кряшенах у А.Н Маслова(Ямаш Игэнэй), А.Филлипова, П.Ибаева, М.Глухова, Г.Ранина(Григория Родионова), Д.Исханова, Р.Ахметзянова, Ф.Баязитовой, А.Булатова, Р.Файзуллина, Е.Уткина, Г.Тавлика, И.Глухова, Г.Макарова, Н.Максимова, К.Булатовой, Г.Казанцквой, Г.Ибушева и других.
Вопрос о происхождении кряшен до сих пор остается тайной. Кто такие кряшены, откуда и в каком направлении движутся? Многие видные деятели из кряшен не согласны с официальным толкованием происхождения своего народа и заявляют о самобытности его развития, то есть в особом, одному ему принадлежащем, образе мыслей и жизни, в религии, языке, более всего в обычаях (М.Глухов, Г.Казанцева, Г.Ибушев, Н.Максимов,Г.Тавлин, А.Фокин и другие).
Сын А.Ахматовой, Лев Гумилев, о кряшенах писал: «Другая религия, другой народ….». Ко всеобщему стыду, не все знают, что легендарные герои Великой Отечественной войны генерал Д.М.Карбышев, майор П.М.Гаврилов, защитник Брестской крепости, летчица Таманской авиадивизии ночных бомбардировщиков О.А.Санфирова, генерал-лейтенант А.Е.Яковлев, олимпийский чемпион по лыжам Ф.Семашев- кряшены, а также Герои Советского Союза: летчик, дважды Герой Советского Союза Н.Г.Столяров, А.М.Якушин, В.Н.Гордов, И.Т.Максимов, М.К.Москвин, И.Т.Осипов, генералы из кряшен: Я.Емельянов, П.Акушев, В.Тарасов,Д.Григорьев, Г.Тавлин, Е.Уткин, Г.Родионов, ученые из кряшен: профессор П.в.Абрамов, кандидаты наук И.А.Алексеев, П.В.Ачаев, А.М. Архипов, В.М.Горохов, А.Н.Григорьев, доктор наук А.В.Нибяков, В.Н.Ковалев, В.А.Макюмов, М.К.Михайлов, И.З.Никитин, артисты- Р.Тимофеева, Н.Дунаев, Г.Ибушев, Г.Казанцева, А.Васильева, Е.Бичарина, З.Борисова.
Известный казанский этнограф Н.И.Воробьев писал: «Оторванные от татар и не приставшие к русским, кряшены жили своей жизнью, больше всего культурно соприкасаясь с теми, преимущественно финскими народностями (финны, балты, мордва, марийцы, удмурты) , с которыми жили бок о бок». Есть крещеные калмыки, буряты, якуты, мордва, удмурты, марийцы, но никто из них не принял слово «крещеный», как самоназвание своей нации. А вот «кряшеным татарам» это слово понравилось. Надо иметь в виду, что общепринятое слово «кряшен» в самоназвании народа буквально произносится и пишется «керэшен». А если предположить, что кряшены никогда не были мусульманами? Имею в виду старокряшен (возможно, оно восходит к татарскому «искенекелэр», принадлежащие к старым временам, а не новокряшен.
Кто же такие кряшены? Для начала немного истории.
С IX - Х веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками), стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства, христианской культуры. Наличие в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар между представителями большинства мусульманской и меньшинства христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди приводили к недовольству среди мусульман, которые однажды "расправились с земляком-вероотступником", то есть, попросту убили.
Православные христиане булгарской общины по церковной иерархии подчинялись тогда Владимирской епархии. Ввиду налаженных торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент замяли. Мощи Авраамия были переданы представителям Владимирской епархии, которого позднее причислили к лику святых.
После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) и присоединения Волго-Камского региона к России, условия изменились. В крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещеным татарам усиливалась. Самоназвание этноса - кряшены связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка.
В России и Западной Европе длительное время татарами называли все тюркские (иногда и не тюркские) народы ( за исключением турок), что создало историографическую традицию расширительного применения термина «татары». К началу 20 века этноним «татары» окончательно закрепился в качестве самоназвания тюркоязычного населения Волго-Уральского региона, Крыма, Западной Сибири и тюрко-мусульманского населения исторической Литвы.
Ученые высказывают отчетливое мнение о существовании нескольких народов с самоназванием «татары», считают возможным применять понятие «татарская нация» почти все группы татар: поволжские, сибирские, астраханские, крымские, литовские, буджанские (Румыния). Существует тенденция рассматривать большинство этих групп в качестве особых этносов. Есть и другая точка зрения- о консолидации некоторых из этих групп в единую общность. Однако, найти подход к решению поставленного вопроса далеко не просто. В этнической структуре ядра татарской нации выделяются основные этнические подразделения волго-уральских татар, которых предлагается назвать субэтносами. Их три: казанские татары,мишары, касимовские татары. В казанско- татарской подобласти выделяются четыре этнокультурных района: центральный, чепецкий, пермский, сарапульский. Конфессиональная общность кряшен целиком не укладывается в рамки ни одного из трех субэтносов. Поэтому кряшен следует считать особой субконфессиональной общностью. Именно такая постановка вопроса позволяет учесть «сквозной» характер данной группы, дающий возможность поставить ее на один уровень с субэтносами, так и наличие у нее выраженных черт субэтнического характера, особенно этноконфессионального самосознания. Наиболее важным отличием следует признать присутствие кряшен как самостоятельной единицы таксона при этнографической классификации. Таким образом, в составе этнокультурной общности волго-уральских татар выделяются следующие подобласти: казанско-татарская, мишарская, касимово-татарская, крещенотатарская и смешанная. Татар можно разделить на следующие этнографические группы:
Этнографические группы образуют внутреннюю структуру субэтнических общностей татар Волго-Уральского региона. Субконфессиональная общность кряшен имеет свои структурные подразделения, которые также целесообразно именовать этнографическими группами, хотя они и несколько отличаются от выделяемых в рамках субэтносов групп. Кряшены не имеют сплошной территории, образуют анклавы в пределах казанско- татарской и смешанной подобластей. В такой ситуации неизбежна определенная связь этнокультурных таксонов кряшен и татар- мусульман. Возможно, кряшены до христианизации являлись, в основном, частью татарского населения, образующего указанные подобласти. Даже если из-за особенностей этнической истории кряшены не входили в общие с соседними татарами- мусульманами этнокультурные структуры, в силу длительного проживания в их окружении они позже подверглись влиянию более многочисленных мусульманских групп. Вполне определенно можно говорить о наличии в культуре кряшен двух довольно локализованных этнокультурных традиций, одна из которых больше связана с субэтносом казанских татар, а другая- с мишарами. Хотя в последнем случае этнокультурные признаки, характерные для мишарского субэтноса, довольно стерты, что объясняется локализацией таких групп кряшен в смешанной подобласти. Всего в составе субконфессиональной общности четко можно выделить пять этнографических групп кряшен: казанско-татарская, елабужская, нагайбакская, молькеевская, чистопольская. С казанскими татарами имеют большую близость первые три, а с мишарами- последние две группы. Молькеевские кряшены и нагайбаки выделяются достаточно отчетливо по этнокультурным параметрам, им соответствуют самостоятельные культурные ареалы (районы). Нагайбаки имеют и специфическое групповое самосознание. Сохраняющееся до сих пор. Это объясняется этносословным характером данной группы до 1917 года- принадлежностью к Оренбургскому казачьему войску.
Более древней ( первичной) следует считать казанско-татарскую группу кряшен, имеющую самую сложную внутреннюю структуру из четырех подгрупп, одна из которых является переходной по отношению к елабужской группе. Аналогичные связи могут быть между молькеевскими кряшенами и чистопольской группой. Однако , у первых имеется значительный чувашский компонент, и эти группы сближаются, надо думать, за счет общего мишарского составного.
Доля кряшен в 1920 годы, когда их учли в последний раз в графе «кряшен», в составе волго-уральских татар составляла 4,8% (около 120 тысяч). В их числе особо были выделены нагайбаки, которых по переписи 1926 года насчитывалось 11,2 тысяч. Численность молькеевских кряшен, по той же переписи, была около 7,4 тысяч. Подсчитывать численность других групп очень сложно из-за определенной нечеткости их этнокультурных параметров. Во всяком случае, основную по демографическим параметрам группу составляет казанско-татарская группа кряшен. Следует учитывать и тот факт, что к астраханским татарам традиционно относят юртовских татар и карагашей. По одной историкографической традиции обе эти группы относятся по происхождению к нагайцам (Арсланов, Калмыков и др.), то есть они тоже являются одной из этнографических групп субконфессиональной общности кряшен…
Некоторые исследователи склонны рассматривать кряшен как особую по происхождению народность. Многие и в самом деле резко отличаются от татар-мусульман не только своей духовной культурой и образом жизни, но и чисто внешне. «По антропологическим данным кряшен можно соотнести только с коренными жителями юго-западных районов Подмосковья». Московская писательница Майя Ганина в своей книге «Камазонки дома и на работе» делает поразительные открытия в татарских селениях: «…На лавочках судачат старухи… Глаза у старух голубые, светлые волосы, лица длинные, тонконосые- прямо Псковщина или Вологодщина…».
Кряшены до сегодняшнего дня поклоняются солнцу, луне, огню. Довольно часто можно услышать от них и в наши дни заклинания, как «Кояштыр», «Жир жотсын!», распространено среди них и «нугыт карау» (гадание на веретене), обряд «тиябирсен» (преломление хлеба, отделение обрядовой пищи в память усопшим) и т.д. Пожилые люди и сейчас живут представлениями и верованиями своих предков. В этих национальных ритуалах мало чего от христианской религии, больше они сохранили некоторые традиции язычников: украшение деревьев, поклонение солнцу и др. Откуда же эти традиции, обычаи, мелодии, одежда, каких нет ни у татар, ни у русских? Посмотрите на светловолосых, синеглазых кряшен и на черноволосых, чуть раскосых татар. Разве они похожи? Их роднит только язык. За основу национальной идентификации, я считаю, нельзя брать языковой фактор. Босняки, хорваты, сербы говорят на одном языке. Однако, принадлежность к различным конфессиям делает их разными народами, со всеми вытекающими последствиями. На испанском языке говорит почти вся Латинская Америка, в том числе и Куба; на португальском говорят и бразильцы, а на арабском говорят около 150 миллионов человек.
Татары Польши, Литвы, Белоруссии давно утратили свой язык, но сохранили главное- мусульманский идентитет и остались татарами.
Многие татары сегодня против смешанных браков, они за чистоту татарской крови. Русские историки Н.Карамзин , Л.Г.Гумилев писали о преобладании татар над монголами в Золотой Орде. «Небольшой монгольский этнос в лице представителей имперской знати довольно быстро растворился среди местных тюркоязычных племен, родственных также с тюркоязычными татарами»,- пишет Р.Фахрутдинов.
К чему же я привожу эти факты? К тому, что процессы ассимиляции народов, «растворения» среди других- естественные процессы, их запретить не может никто. Наоборот, в результате смешения браков появились и прославились на весь мир Булгаков, Дашкова, Суворов, Ушаков, Голенищев-Кутузов, Тургенев, Аксаков, Тимирязев, Карамзин, Державин. А вот кряшены вполне могут раствориться среди братьев-мусульман, могут исчезнуть. «Как и все народы мира, кряшены, входящие ныне в качестве субэтноса в состав татарской нации, имеют многокомпонентное происхождение. Принадлежность их к индоевропейскому миру, имея в виду определенные периоды в их исторической судьбе, несомненна, как бесспорен и сложившийся в них мощный тюркский субстрат. Вопрос только в том, как удалось им пронести через века свое природное самоназвание?»- пишет М.Глухов, автор популярной книги о кряшенах «Судьбы гвардейцев Сююмбике».На мой взгляд, вопросы, поднятые М.Глуховым-Ногайбековым, звучат набатом, заставляя ответно звенеть все струны души кряшен.
1.3.Проблемы современного национального движения кряшен.
Накануне последней переписи населения России малые народы, исчезнувшие по приказу, вдруг напомнили о себе, заговорили о своей культуре, обрядах и т.д. Но тут же услышали грозный окрик: «Что вы делаете? Вносите раздор? Это же приведёт к расколу татарского народа!» В печати допускались непозволительные выпады, были и есть попытки усилить свои аргументы шельмованием инакомыслящих. Между прочим ,Президент Российской Федерации В.В.Путин 19 декабря 2013 года заявил: Россия-многонациональная, много конфессиональная страна, и её культурное многообразие является нашим достоянием, требует бережного отношения и, если нужно, защиты. В этом никто не должен сомневаться…Слова главы государства обнадеживают, вселяют веру в душах. Иногда я думаю, что сохранению самобытного лица кряшенам способствует некоторая обделенность судьбой, отсутствие государственного покровительства над их духовной жизнью.
Сами подумайте, в районе сегодня нет татарской деревни, где бы не было мечети. А где должны молиться христиане-кряшены? Где же паритет справидливость? А всем известно, что в святом деле нет ни чужой религии, ни нации. Перед Господом Богом все равны.
Общественное движение кряшен сосредоточено на работе по возрождению традиционных ценностей культуры и не выходит за рамки культурологической деятельности. Его основная задача-пробуждение социальной активности кряшенского населения, преодоление индифферентности, низкой самооценки и восстановление полноценного этнокультурного развития в современных условиях.
Интересы и уважение к своим ценностям у кряшен пока могут характеризоваться лишь как «вялотекущий культурный подъём». Этот процесс основывается пока лишь на инерционных силах механизма самовыживания. Сил Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана хватает не больше чем на проведение отдельных культурных мероприятий в городах и районах Республики и, вместе с тем, на общение с соплеменниками-кряшенами из соседних Республик.
Говоря о ценностях кряшенской культуры,я в первую очередь представляю фольклорное искусство. Надо отметить, что общий уровень развития культуры у кряшен сегодняшнего дня, в сравнении с современными стандартами культур российских народов, отличается некоторыми особенностями, проявляющимися в консервативности, ухода во внутренний мир своей общины, и их жизнь основана на ценностях, характерных для старых традиционных обществ народов Волго-Камья. Для Республиканского национально-культурного центра сверхзадачей является дальнейшее развитие общекряшенской культуры, и они нуждаются как и в духовной так и в финансовой. Ведь порой бывает стыдно, когда участники кряшенских фольклорных коллективов выходят на сцену в костюмах, которым очень много лет и они больше походят на музейные экспонаты.
В нашем городе свое творчество показывает Народный фольклорный ансамбль «Ак каз». Нынче ансамбль будет отмечать свой двадцатилетний юбилей. Руководителем этого ансамбля является Мироваев Владимир Алексеевич. Всего в коллективе 13 человек.
Кряшенские организации и учреждения на советской основе начали возникать после революции 1917 года. Назову лишь некоторые из них. Подотдел кряшен при Елабужском уездном Совдепе. Кряшенский советский передвижной театр, Центральное кряшенское издательство, учительская семинария,организация Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР.
Глава2.Кряшенские поселения, как средство сохранения самобытности кряшен.
2.1 Моя деревня как пример исчезновения поселений.
В родном краю все важно: и события общественной и культурной жизни, и благородные дела земляков, и окружающая природа, полная очарования. Но она полна очарования не только сама по себе. Она колыбель человеческих судеб и деяний. Материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны и выражены в тоннах, центнерах, рублях. Гораздо труднее подсчитать духовные потери… Еще вчера мы начисто отвергли и едва ли не оплевали всю нашу до- и послереволюционную историю-все, дескать, в ней было неправильно и не так. Сегодня осторожно и потихоньку мы начинаем вновь вглядываться в те непростые далекие годы. Наверное, ее величество история расставит все по своим местам, у нее нет правых и виновных. Она сухо констатирует : все было, как было…
Отрадно, что моя деревня Большой Шурняк сохранилась. С появлением в моей деревушке телефона, асфальтированной дороги, природного газа, не только старожилы не стали уезжать, но и новоселов прибавилось. Может быть, когда-нибудь мое село приобретет былую славу? А пока….
На грани исчезновения Атиаз-три двора, Нижний Куклюк-семь дворов, Айталан-пять дворов, Черкасово-тринадцать, верхний Шурняк-восемнадцать, Умяк-двадцать восемь.
2.2 История Черкасовской волости.
В Черкасовской волости были три земские школы и пять миссионерских школ. Черкасовская волость была образована в 1855 году и просуществовала до 1924 года. Она была расположена на западе Елабужского уезда, по левому берегу Вятки. Через волость согласно данным Кировского архива , куда было обращение за справками о бывшей Черкасовской волости и деревне Большой Шурняк, в ней проживало 13883 души обоего пола (6848 душ мужского пола, 7035 душ женского), сосредоточено 30 поселений с 2449 дворами, которые образовали 23 сельских общества.
Все поселения существуют уже так давно, что местные жители не помнят времени их возникновения. Населяет волость четыре народности: русские, татары, вотяки и черемисы. Преобладающая народность –татары-10050 душ, которые проживали в 20 селениях, русских-3178 душ, и проживали они в восьми селениях, черемис всего 412 душ, и жили они в двух селениях, вотяков 246 душ, жили в одном селении. Государственных крестьян – 13448 душ, бывших помещичьих 435 душ. Более древнее население- крещеные татары. Средний размер поселений в волости 82 двора.
Почва- серый суглинок. Во владениях крестьян находится 31895 десятин земли. Форма землевладения – общинная, частновладельческая крестьянская земля имелась только в деревне Нижний Куклюк-296,37 десятин. В проходил почтовый тракт Елабуга-Малмыж. В волости были две церкви : в селе Умяк святых Павла и Петра, в селе Елово-Архангельская. Леса на территории волости выкорчевывали из-за недостатка посевных площадей. Дома отапливали соломой и тальником. Крестьяне выращивали хлеб, но его было мало; ловили рыбу, занимались пчеловодством. Зимой мужчины уходили в города на заработки. Одним словом, люди жили бедно. Об истории возникновения всех 30 поселений, входивших в Черкасовкую волость, рассказать невозможно. Остановлюсь лишь на истории своего родного села. Почему мою деревню называют Большой Шурняк, никто не знает. Но есть некоторые версии. Исследователь Вертников пишет, что хан Улу-Мухаммед привел в наш край 2000 казаков. Родственные татарами по языку, они составили первую и самую надежную гвардию хана, несмотря на принадлежность их к православной вере. Писатель Максим Глухов- Ногайбек в своей книге «Судьба гвардейцев Сююмбики» пишет, что слово «черекусы» обозначает «казаки, бойцы, военные люди». В мирное время они несли пограничную службу. Существует легенда о переселении черкесов из Бештау (Пятигорск) и населении ими слобод «под именем казаков» . И поселились они на берегу реки Шурня. Возможно так и появилась моя деревня.(Приложение №1)
2.3.Настоящее моей деревни.
Интересных людей в Большом Шурняке много. Родом из нашей деревни является Любимов Владимир Яковлевич-участник Великой Отечественной войны, который награжден орденами и медалями. Он проработал 27 лет председателем колхозов в деревнях Елабужского района.
45 лет трудового стажа насчитывается у Елизаветы Ивановны Соловьёвой, библиотекаря сельской библиотеки,а запись в трудовой книжке одна-единственная, с печатью районного отдела культуры. Примечательно, что царством книг эта женщина не ограничивается:всегда в гуще всех событий села, сама нередко организует то или иное мероприятие, хотя живет не на центральной усадьбе .
В один прекрасный день в доме Соловьевых появились глава администрации города Елабуги и Елабужского района, его заместители.Это был особенный день для Ивана Григорьевича, проработавшего механизатором долгие годы, только за штурвалом К-700 просидел он изо дня в день 40 лет.
Добросовестный труд его государство оценило по достоинству,наградив орденами «Знак Почета»,Трудового Красного Знамени.До этого Иван Григорьевич имел удостоверение о награждении серебряной медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР, Почетную ленинскую грамоту. А ещё раньше,начиная с 1975 года, пять лет подряд ему вручались свидетельства о присвоении почетного звания «Лучший тракторист» и параллельно-десять лет-удостоверение «Победитель социалистического соревнования», «Ударник социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда». За всеми этими наградами-поистине самоотверженный труд. А досталось ему, как говорят, на полную катушку-начал он свою трудовую деятельность с восьми лет. Под стать себе выбрал он и жену. Елизавета Ивановна не только выполняла обязанности библиотекаря,а еще интересовалась историей края, собирала музейные экспонаты. Глава администрации вручил Ивану Григорьевичу высшую награду района-удостоверение «Почетный гражданин Елабужского района». По-моему, на таких, как супруги Соловьёвы, и держится мир-их трудом, энтузиазмом, человечностью и добротой.
Особо хочу отметить личность моего земляка Захарова Петра Ивановича, кавалера трех орденов Славы, которому поставлен бюст в городе Елабуга. Он участник Финской войны, Великой Отечественной войны, войны с Японией. (Приложение №2, презентация)
Его племянник генерал Тарасов Николай Степанович тоже проявил себя, как великая личность.Он был командующим авиационной дивизии.
Кстати, комиссаром Центрального кряшенского отдела при Наркомнаце РСФСР был наш земляк Георгий Иванович Зубков, легендарный герой гражданской войны, минер Балтийского Флота, член РСДРП с 1912 года, уроженец села Черкасово, его внук Сергей Зубков-участник афганских событий,за проявленный героизм награжден орденом Красной Звезды. Все они кряшены.
Заключение
Изучая родной край, мы чувствуем себя в рядах исследователей, занятых изучением истории своего края. Занятие краеведением способствует воспитанию высоких нравственных идеалов, будят в нас душу. Общение с природой способствует духовно-нравственному становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в осмысление себя как частицы всеобщего, как звена в длинной, нескончаемой цепи человеческих поколений. Я убеждена в том, что нужно с детских лет воспитывать привычки и навыки бережного отношения к людям, к природе, к животным, с дошкольного возраста формировать экологические знания. Тогда не придется говорить об исчезающих деревнях.
С гармонией и справедливостью во взаимоотношениях народов в России всегда были проблемы. Существовали богатые и бедные, униженные и оскорбленные, «лучшие люди» и «чернь», шла непрерывная борьба противоположностей, которую и тогда пытались затушевать небылицами. И все же законы саморазвития брали своё. Хотелось бы верить, что так будет и в будущем. Как бы не тернист и зигзагообразен ни был путь наших предков, они жили надеждой на лучшее.
Кряшены настаивают на своей особой этнической идентичности. И я думаю, никто не вправе им в этом отказывать. Иная религиозная ориентация этого народа сформировала иную ментальность, иную психологию, иной образ жизни и свою особую культуру, отличную от татарской и не только от татарской. Кряшены сохранили свои традиции, своеобразные мелодии, свою в некоторой степени отличительную от татар речь, своеобразную одежду, ритуалы.
Кряшен, как и других малых народов, необходимо поддерживать. Организовывать факультативные курсы в средних школах, оказывать финансовую помощь газетам о кряшенах, чтобы на радиотелевещании выходили радиопрограммы и т.д.
Список литературы:
Акварель + трафарет = ?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
О чем поет Шотландская волынка?
Пятёрки
Солдатская шинель