Люди не должны забывать исчезнувшие с карт деревни, ведь это чьи-то корни.
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_zabytyh_dereven.docx | 25.89 КБ |
Научно-практическая конференция «Прошлое и настоящее Елабуги»
Память забытых деревень
Поисково-исследовательская работа
Работу выполнил ученик 6 класса
МБОУ «Большешурнякская средняя школа» ЕМР РТ
Роев Денис Иванович
Руководитель: учитель истории первой квалификационной
категории Кузьмина Алевтина Дмитриевна
2016г.
Оглавление
Введение
Цель работы :изучение истории исчезнувших деревень Елабужского района.
Задачи:
1. Работа с архивными документами.
2. Поиск данных в Интернете
3. Встреча со старожилами, жильцами деревень.
4. Поиск старых фотографий .
Объект исследования: исчезнувшие деревни Елабужского района.
Pyccкaя дepeвня! Heocтывaющaя бoль, нeзaживaющaя paнa pyccкoгo нapoдa. Пepeжившaя гoлoд и мaccoвыe peпpeccии, oпycтoшeннaя вoйнaми, зaмopдoвaннaя «диpeктивaми» бюpoкpaтoв, oтлyчeннaя oт зeмли и пoд кoнeц oбъявлeннaя в бoлышинcтвe cвoeм «нeпepcпeктивнoй», –мнoгocтpaдaльнaя pyccкaя дepeвня нyждaeтcя ceгoдня в пoмoщи и защите.
Нельзя утверждать, что любишь Родину, не любя своей деревни. Именно с малого начинается большое. А знаем ли мы историю своего края, района, своего поселка – места, где мы родились, росли, где живем, где жили наши родители, бабушки и дедушки?
Жестокий ХХ век с его потрясениями и катаклизмами многое разрушил. Не пощадил он и крестьянскую деревню. Революции и войны, коллективизация «неперспективных деревень», не всегда продуманная аграрная политика, – все это привело к тому, что численность деревень сократилась.
Haш дoлг ceгoдня – сохранить нeтлeнныe дoбpыe тpaдиции ceлa, в тoм чиcлe и coxpaнившиecя oбщинныe, c coвpeмeннocтью, вoзpoдить poднyю дepeвню. B этoм cлyчae oнa, кaк и пpeждe, бyдeт нaдeжным oплoтoм нaшeгo oбщecтвa.
Мы без корней расти не сможем. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Нужны деревне молодые, сильные, умные, работящие, веселые.
Я думаю, Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Очень важно не быть Иванами, не помнящими родства.
Начиная свою работу я задался вопросом, а где найти материал об этих деревнях? Кто может о них рассказать? В первую очередь было решено изучить материалы Елабужского архива. Здесь нам предоставили материалы с 1939 по 1956 гг. В основном это была информация о создании сельхозартелей в деревнях, а затем их укрупнение. К сожалению ,этого было мало. Мы обратились к учителю географии нашей школы с просьбой предоставить карту-схему Елабужского района, где мы сами могли бы отметить эти деревни. Такая карта нашлась. Но и этого было недостаточно. Теперь нам предстояло найти карту, где когда-то эти деревни отмечались, с точным их расположением. Для этого мы изучили интернет-ресурсы, но нужной для нас карты мы не нашли. Поэтому мы обратились в музеи Елабуги. Такую карту нам предоставил музей-мастерская декоративно-прикладного искусства города Елабуги. Эта карта территории Елабужского уезда Вятской губернии 1886 г, где отмечены некоторые исчезнувшие деревни. Кроме того нам предстояла огромная работа по сбору материала у жителей сел. В связи с этим мы стали собирать информацию у старожилов сел Большое Елово, Татарский Дюм-Дюм, Большой Шурняк. Интересную информацию нам предоставили Кузьмина Мария Степановна (88 лет) , Машанов Геннадий Дмитриевич, Перминова Зинаида Александровна (79 лет) из Елово, Гатина Фания из Татарского Дюм-Дюма, которая нам предоставила фотографии; Абакаева Валентина Тимофеевна из Большого Шурняка, которая много лет проработала в школе.
Основная часть
В Елабужском районе безвозвратно исчезло много деревень. Для того, чтобы узнать о них мы отправились в Елабужский архив, где нам предоставили материал об исчезнувших деревнях. Изучать этот материал было интересно. Оказалось, во многих из них были школа, ферма, клуб. Люди каждый день работали, жили, отдыхали. А сейчас, к сожалению, остались одни воспоминания о них.
Наше изучение началось с деревни с необыкновенным названием Февраль.
Информация о деревне Февраль
Елабужского района Республики Татарстан
Сегодня этой деревни на карте нет.
По архивным данным, по переписи населения Елабужского района ТАССР 1939года в Феврале проживало 256 человек. (Приложение 1) Имелась начальная школа, на базе которой устраивали летние площадки для отдыха детей. Относился он к Большееловскому сельскому совету, находился в пяти километрах от Большого Елова. В 1936 году здесь был организован колхоз «Февраль». (Приложение 2) По материалам Елабужского архива, «Документа государственного акта на вечное пользование землей сельскохозяйственной артели «Февраль. Поселок Февральский», общее количество земель составляло 246,19 га, где выращивали ржи-120 га, овса- 40 га, гречихи- 4 га, просо-10 га, горох- 36 га, кроме того выращивали картофель, многолетние и однолетние травы. В 1956 году «Февраль. Поселок Февральский» был присоединен к колхозу «Красный луч» села Большое Елово. (Приложения 3,4) Жители Февраля стали переселяться в другие деревни, где в это время стали электрифицировать села. К сожалению, до Февраля свет так и не был проведен. Это послужило одной из причин развала деревни. В 1976 году последний житель деревни Бусыгин Анатолий Федорович со своей семьей переселился в село Большое Елово. Один из пустующих домов был перевезен в лесок возле деревни Айталан для охранника колхозной пасеки. Сегодня в этом доме проживает семья Гариповых. Мать- Гарипова (в девичестве Герасимова) Анна Ивановна и дочь Ирина вдвоем справляются с пасекой. (Приложения 5,6) Как и много десятилетий назад здесь и сегодня нет электричества, газо и водопровода, интернета и связи. Есть одинокий, покосившийся старый дом, керосиновая лампа, освещающая маленькую избушку, русская печь, которая занимает почти половину дома и удивительно чистый родник, который находится рядом с домом. Здесь же всегда наготове коромысло и ведра, топор, поленница дров. Кажется, этот уголок леса цивилизация обошла стороной. Здесь все пропитано патриархальностью, стариной. Как удается этим двум хрупким женщинам выживать сегодня?
По словам Анны Ивановны в Феврале проживали семьи Соловьевых, Перминовых, Федоровых, Герасимовых, Бусыгиных, Тихоновых, Балашовых. В 1959 году в деревне случился страшный пожар, в котором сгорели дома Перминовых, Федоровых (в семье было 10 детей). После пожара многие переселились в другие деревни.
Сегодня на месте этой деревни остались одни ямы. Сохранился единственный дом, перевезенный из Февраля в Айталанский лес для охраны пасеки, в котором по сей день проживают Гариповы.
Информация о деревне Черново
Елабужского района Республики Татарстан
Сегодня этой деревни на карте нет.
Черново было расположено в 2 километрах от села Большое Елово. По переписи населения Елабужского района ТАССР 1939 года здесь проживало 84 человека. По данным Елабужского архива (из «Государственного акта на вечное пользование землей сельскохозяйственной артели «Красная заря» деревни Черново»), с 1936 по 1956 гг в их земельном пользовании находилось 191,19 га земли. В деревне была начальная школа, но из-за отсутствия преподавателя несколько лет (с 1938- по 1940гг) она не работала, а во время войны была совсем закрыта. Дети учились в школе села Большое Елово.
Сельскохозяйственная артель «Красная заря» деревни Черново была создана 24 декабря 1935 года, а в 1956 году она была объединена с колхозом «Красный луч» села Большое Елово. (Приложения 7, 8, 9)
В газете «Сталинский путь» от 6 января 1939 года есть статья, где дана информация «Постановлением Совнаркома ТАССР назначено государственное пособие многодетной матери гражданке Панфиловой Акулине Романовне из деревни Черново Большееловского сельского совета». Дети и внуки Акулины Романовны проживают сегодня в селе Большое Елово.(Приложение 10)
В послевоенном Черново население сильно сократилось. В 1956 году не стало колхоза. Многие жители стали разъезжаться. Большинство переехали в Елово.
Сегодня на месте деревни стоит одинокий камень, напоминаюший о том, что здесь когда-то жили люди. (Приложение 11)
Информация о деревне Русский Дюм-Дюм
Елабужского района Республики Татарстан. Сегодня этой деревни на карте нет.
Русский Дюм-Дюм располагался в 1,5 километрах от Татарского Дюм-Дюма в сторону Вятки. (Приложение 12) По данным Елабужского архива в 1939 году в деревне было 32 дома, была начальная школа, в маленькой избушке сначала располагалась изба-читальня, а позже – клуб.
По словам жителя этой деревни Машанова Геннадия Дмитриевича, после окончания начальной школы дети учились в Большееловской восьмилетней школе. Жили в интернате при школе. Здесь жили семьи Чайниковых, Машановых, Перминовых, Панфиловых, Балашовых, Федоровых , Митрофановых и другие. Семьи были многодетными. Жили в основном натуральным хозяйством, об этом говорит фотография. (Приложение 13)
На другой фотографии виден дом с соломенной крышей.(Приложение 14) По словам Геннадия Дмитриевича, этот дом стоял в самом начале деревни. Фото примерно 1951 - 1953гг.
Информация о деревне Малое Елово, которого нет на карте.
По словам старожилов села Большое Елово Кузьминой Марии Степановны, Перминовой Зинаиды Александровны, деревня Малое Елово располагалась в 1,5 километрах от села Большое Елово в сторону Дюм-Дюма.(Приложение 15). По архивным данным, 28 декабря 1935 года в деревне Малое Елово была образована сельхозартель «Алга», которая просуществовала до 1956 года. (Приложение 16) Из документа похозяйственного списка переписи скота сельских местностей на 1 января 1938 года в Малом Елово насчитывалось 28 свиней, 56 овец, 12 лошадей, 13 коров. По данным переписи здесь проживало 98 человек. В этой деревне проживали как русские, кряшены, так и татарские семьи. По словам старожилов жили весело, дружно, работали все вместе. Работали за трудодни, денег не было, поэтому покупали только керосин, соль, спички. Жили натуральным хозяйством, все необходимое изготавливали сами. Дома здесь в основном были с соломенной крышей. Каждый раз после сильного ветра крышу приходилось перекрывать. Такие дома были очень опасны, особенно в летнюю жару, когда часто случались пожары.
Заключение
В заключении своей работы мне бы хотелось подчеркнуть, что где бы человек не жил, как далеко не уезжал, он будет всегда помнить свою малую Родину, друзей, родные просторы, школу, свой родной край. Очень плохо, что забываются и пропадают деревни, словно их не было. Я изучил историю всего нескольких деревень, а узнал очень много. Нельзя, чтобы человек забывал свои корни. Ведь это наша история, это – наша жизнь. Когда-то эти деревни отмечались на карте. (Приложение 17,18) Сегодня, к сожалению, их нет.
Самый главный и трудный вопрос
За чашкой чая
Осенняя паутина
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как нарисовать осеннее дерево акварелью