Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_tank.docx | 40.96 КБ |
Оглавление
1.Введение
Никитин Владислав Алексеевич
Россия, Краснодарский край, станица Выселки, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. И. И. Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Краснодарского края, 6 б класс
Научный руководитель: Петухова Юлия Леонидовна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Краснодарского края «МБОУ СОШ № 2 станицы Выселки им. И. И. Тарасенко»
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
2.Цель и задачи проекта.
Цель проекта: Собрать материалы об истории всемирно известного танка Т-34 и разместить их на интернет-проекте для одарённых детей «Алые паруса»
Задачи:
1. Изучить документы, фотографии, схемы сборки моделей по теме проекта.
2. Изучить конструкторские особенности танка Т-34 и изготовить точную модель танка в масштабе 1:50 и разместить его на самостоятельно изготовленной диораме.
3. Систематизировать информацию, подготовить презентацию, представить проект своим одноклассникам и разместить на сайте социальной сети работников образования в проекте» Алые паруса»
3. История создания танка Т-34.
В 1937 году на Харьковском заводе в конструкторском отделе возглавляемом М. Кошкиным начались работы по созданию нового основного танка РККА (Красной Армии). Михаил Кошкин только-только сменил на этом посту своего предшественника, талантливого конструктора А.Фирсова, необоснованно репрессированного в 1937 году. Именно А.Фирсову и сложившемуся к тому времени коллективу конструкторов принадлежала предварительная проработка нового танка.
Громадный конструкторский опыт, приобретенный коллективом отдела при проектировании танков серии БТ, и опыт боевого применения этих машин в Испании привели к созданию такой машины (Т-34). На главном военном совете после сообщений, сделанных М.Кошкиным, было заслушано мнение танкистов прибывших из Испании, а также представителей ГАБТУ (главного артиллерийского бронетанкового управления), проект отвергли. Выступавший в заключении И.Сталин предложил сделать 2 опытных образца для сравнительных испытаний и только по их результатам принять окончательное решение.
Зима 1940 года выдалась сухой и снежной. Поэтому когда в конце февраля два опытных Т-34 (тридцатьчетверки) отправились в беспрецедентный тычячикилометровый пробег по маршруту Харьков – Москва, он стал самым строгим и беспристрастным экзаменатором для принципиально новой машины и для их конструкторов, и для производственников. Кстати один из танков вел сам М.И.Кошкин, возглавлявший в то время отдел проектирования Т-34.
Бездорожье, обилие снега, заносы все это не смогло остановить новые машины, с трудом пробивавшие себе дорогу. Не обошлось и без поломок. И все же оба танка дошли своим ходом до одного подмосковного завода, в котором машины подремонтировали заменив вышедшие из строя детали.
В ночь на 17 марта 1940 года машины двинулись в центр города, в Кремль. Разработчикам предстояло показать Тридцатьчетверки членам правительства и членам госкомиссии, Волнение водителей Н.Носика и В.Дюканова достигло предела: ведь от их мастерства и значительной мере зависела судьба новых танков. Однако им удалось показать высший класс езды. Танки получили похвальные отзывы всех присутствующих. Но окончательную судьбу Т-34 должны были определить полигонные испытания…
После показа машины в Кремле начались полигонные испытания. Т-34 заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, совершать головокружительные маневры. По нему стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. Ну а в завершении испытаний танки отправили на линию Манергейма, а затем через Минск и Киев на родной завод.
В июне 1940 года было принято решение о начале производства танка Т-34, причем к концу года предполагалось создание 600 экземпляров. В результате бюрократических ошибок к 15 сентября 1940 года было выпущено всего лишь 3 серийных экземпляра. Благодаря руководству Харьковского завода, наркома
среднего машиностроения В Малышева, начальника ГАБТУ И.Лебедева удалось
решить все бюрократические вопросы и удалось наладить нормальную работу по выпуску серийных машин и приемку новых танков. К 1 января 1941 года выпустили 115 из 600 заказанных машин.
К концу лета 1940 года здоровье М.Кошкина, сильно простудившегося во время пробега в Москву, резко ухудшилось. Не помогла операция, в результате которой пришлось удалить легкое. 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался.
Руководство конструкторским коллективом Харьковского завода поручили А .Морозову немало трудностей пришлось преодолеть и ему, и конструкторскому коллективу КБ, и производственникам, прежде чем тридцатьчетверка стала даже по оценкам и наших будущих союзников, и наших будущих врагов, шедевром мирового танкостроения. И одной из трудностей стало оснащение нового танка пушкой.
Первоначально для Т-34 была скомпонована пушка Л-11 (76,2 мм с длиной ствола 30,5 калибров), но ввиду всех ее недостатков вскоре ее заменили на гораздо более удачный вариант разработанный под руководством В.Грабина. Ф-34 (76,2 мм с длинной ствола 41 калибр) значительно превосходил Л-11, однако никто из руководителей Артиллерийского управления и Артиллериско Бронетанкового управления не решались санкционировать установку в танк нового орудия. И тогда директор завода А.Елян вместе с А.Грабиным совершили поступок большого гражданского мужества: начали производство не принятой на вооружение пушки. Серийный выпуск Ф-34 начался в январе 1941 года, а с февраля их уже устанавливали на серийные машины наряду с Л-11. Таким образом сложилась странная ситуация: завод выпускал пушки, тх принимали, устанавливали на танки, и танки уходили в войска. Однако ни ГАУ, ни ГАБТУ не только не представили пушку правительству для принятия на вооружение, но не удосужилось дать ей положительную оценку по результатам испытаний. И лишь в начале войны, когда от танкистов стали поступать похвальные отзывы о Ф-34, В.Грабин смог доложить на одном из совещаний ГКО (Государственный комитет обороны) о сложившемся положении. После соответствующих указаний орудие всего лишь за пять дней было испытано и уже официально принято на вооружение. А к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменили на всех тридцатьчетверках.
Еще в мае 1941 года было принято решение выпустить за 1941 год 2800 единиц Т-34. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии насчитывалось уже 1225 танков Т-34, из них в Западных округах 967 танков.
24-25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрев потребности танковой промышленности Постановлением ГКО №1 от 1 июля программу выпуска танков на Харьковском заводе была увеличена. К производству Т-34 подключились Сталинградский тракторный – СТЗ, а также завод «Красное Сормово» в городе Горьком.
Тем временем Харьковский завод наращивал темпы выпуска танков. В июле он собрал 225, августе 250 , сентябре, сдав 220… К 19 октября, выпустив последние 30 машин, производство остановили, началась эвакуация завода. Оборудование отправили на Урал, где на базе нескольких предприятий был создан танковый завод, ставший крупнейшим производителем Т-34 в годы Великой Отечественной войны.
4. Т-34 на поле боя в начале войны
Беспощадные и умелые действия танкистов на Т-34 в боях первых месяцев войны и особенно под Москвой повергли немецкое командование и рядовых танкистов в шок. С Т-34-76 могла успешно бороться только 88-ммилеметровая зенитная пушка, но таких орудий было не много. Основное противотанковое средство 37- миллиметровая пушка была просто бесполезна и получила у немцев прозвище «рождественская хлопушка», 50-миллиметровая PaK38 пробивало броню на дистанции 100 м Т-34 обладая высокой скоростью и маневренностью не давал шансов на прицельный выстрел, давя своими гусеницами и расчет. Грамотное применение и громадный опыт в управлении танковыми подразделениями при поддержке авиации были ключевыми в победах которые одерживали немецко-фашисткие войска.
Немецкие специалисты тщательно осматривали подбитые и захваченные советские Т-34, опрашивали танкистов, артиллеристов, солдат и их мнение не нравилось, от них требовали точно скопировать советскую тридцатьчетверку.
Весной 1942 года на немецких танках Т-IV произошла замена пушки 75-миллеметров с длиной ствола 48 калибров, увеличив толщину лобовой брони немецкие танкисты получили машину равную Т-34.
На Т-34 в большинстве танков отсутствовала радиостанция и команды подавались флажками которые в реальном бою никто не замечал. При этом был очень плохой обзор изнутри. Командирская башенка отсутствовала, поэтому экипаж мог только догадываться, что происходит вокруг. Открывать люк было смертельно опасно - не случайно гибель от ранения в голову было самым распространенны среди танкистов. Высовываться из люков все равно приходилось, потому что экипаж, особенно во время движения был глух и слеп. У немецких танкистов для таких случаев помимо командирской башенки были артиллерийские перископы - подставлять голову нужды не было. В полевых условиях советские танкисты срезали с подбитых немецких танков командирские башенки и приваривали на свои машины, устанавливали на свои машины немецкие переговорные устройства. Все недостатки нужно было решать конструкторам и производственникам в очень короткие сроки.
Несмотря на все недостатки неся большие потери в танках советские танкисты приобретали опыт в управлении большими танковыми
4
подразделениями. У немецких танкистов советское командование переняло опыт сводить танковые подразделения под общее управление в - танковые армии. Применение таковых армии и их эффективность была реализована в Сталинградском сражении.
К концу 1942 года на поле боя появились танки Т- «Тигр», его 88-миллеметрова пушка пробивала Т-34 на дистанции 1000 метров, а советский танк мог пробить броню Т- VI «Тигр» на дистанции 400-300 метров и это было самоубийство учитывая скорострельность немецких танков 6-8 выстрелов в минуту.
5. Т-34 реализация потенциалов
К 1943 году у немецких танкистов появились Т- VI «Тигр» и Т- V «Пантера», Тигр имел 88- миллиметровую пушку, Пантера имела 75-миллиметровую пушку и наклонную броню как Т-34 (ряд специалистов считаю его копией Т-34 в реализации немецких инженеров). Их превосходство на поле боя было бесспорным.
К лету 1943 года Т-34 серийно получил улучшенную башню шестигранной формы (прозванную гайкой) и командирскую башенку, танкистам Т-34 стало хоть что-то видно, но приэтом командир оставался наводчиком и это не позволяло эффективно управлять боем. Т-34 утратили свое превосходство 1941-1942 годов. Сражения под Курском и в целом сражения 1943 года показали имеющие недостатки, пример за 1943 год 3-танковая армия Рыбалко Павла Семеновича обновила парк боевых машин 90-100% 4 раза, Танковая армия генерала бронетанковых войск Ротмистрова Павла Алексеевича полностью потеряла все машины в боях под Прохоровкой. По результатам боев на Курской дуге летом 1943 года на танках Т-34 кардинально пришлось менять вооружение Ведь за 1 Т- VI «Тигр» или Т- V «Пантера» приходилось платить 10-15 Т-34-76. Военные успехи 1943 года танковых подразделений можно охарактеризовать «воевали числом», немецкие танкисты были строгими и жестокими учителями. Советские танкисты требовали от конструкторов и производственников машин способных на равных сражаться с немецкими танками.
На уральском заводе в январе 1944 года начался серийно выпуск Т-34-85 оснащенного пушкой Д-5Т калибром 85-миллиметров, расположенной в новой трехместной башне. Командир танка, наконец избавился от обязанностей наводчика и мог теперь сосредоточится на управлении боем. В марте произошла еще одна модернизация пушку Д-5Т сменила ЗиС-С-53 того же калибра 85-миллиметров, она не превосходила предшественницу, но занимала в башне меньше места и была проще в обслуживании. Скорострельность новых орудий достигала 10 выстрелов. Реальные боевые качества Д-5Ти ЗиС-С-53 почти не уступали немецкой 75-миллиметровой KwK-42, которой были оснащены
Т- V «Пантера» и модернизированные Т- IV (основные рабочие лошадки немецких танкистов). С 1944 года все серийные Т-34 оснащались радиостанциями, а находящиеся в войсках дооснощались радиостанциями. Установка на всех танках значительно улучшило управление на поле боя.
В течении 1944 года на новых машинах Т-34-85 и оставшихся на вооружении Т-34-76 советские танковые подразделения участвовали во всех наступательных операциях по освобождению нашей Родины.
Т-34-85 к маю 1945 года полностью заменил Т-34-76 в войсках, став символом освобождения Европы от нацизма. Т-34 сыграл свою роль и в разгроме Квантунской группировки, поставив точку в окончании 2 мировой войне.
6.Заключение
Масса плюсов и минусов имеет Т-34, но несомненно он является символом победы в Великой отечественной войне за время войны их было выпущено различными заводами 35467 единиц (Тридцать пять тысяч четыреста шестьдесят семь). Танк Т-34 стал самым массовым, для сравнения выпущено немецких танков: Т- V «Пантера» (выпущено 5967 единиц), Т- IV (8696 единиц), Т- VI «Тигр» (1354 единиц) итого 16017 единиц.
Боевая жизнь тридцатьчетверки насчитывает по крайней мере четыре десятилетия. На вооружениинекоторых армий Т-34 состоит в настоящее время.
И всюду он демонстрировал свои отличные боевыекачества. Его основные решения: дизельмотор, форма корпуса, широкие гусеницы сталиобщими элементами всех танков. Подражание нашему танку особенно в машинах первого послевоенного поколения бесспорно.
Да, тридцатьчетверка ушла в историю, стала легендой. В качестве памятников боевых побед советских танкистов и труда конструкторов и рабочих несколько сот тридцать четверок вознесены на пьедесталы Славы. На заводских дворах, на площадях городов, на местах боев, как на нашей земле, так и на землях многих других стран стоят они сейчас, 35ти тысячный танк, сошедший с конвейера завода №183 26 мая1945 г, так и не покинул завод он стал первым
танком-памятником. В Краснодарском крае регионе Т-34 в качестве памятника стоят в Динском районеИркутске – Иркутский Комсомолец, Черемхове – Черемховский шахтер.
Многие страны и сейчас хотят иметь их в качестве музейных экспонатов.
Невероятно, но один Т-34 представлен даже в экспозиции музея истребительной авиации США (Феникс, Аризона).
Цели и задачи проекта были достигнуты, результат нашей работы размещён на интернет-портале в проекте «Алые паруса» , что позволяет взрослым и детям познакомиться с историей танка , а юным конструкторам самостоятельно изготовить модель танка.
7.Приложения
7. Список использованных материалов
1. Моделист-Конструктор 1988 №5 Легендарная тридцатьчетверка М. Барятинский, А.Ферингер
2.Вокруг Света 2003 №3 Стальные Армады
Максим Моргунов
3.Вокруг Света 2003 №4 Железный Марш
Максим Моргунов
4.Википедия Интернет Энциклопедия
Для чего нужна астрономия?
Четыре художника. Осень
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как зима кончилась
Дымковский петушок