Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost_uchashchihsya.docx | 47.66 КБ |
Тема:ПОГОВОРИМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Цел ь : Расширить представление родителей по вопросам воспитания самостоятельности в процессе самообслуживания и уч. Деяте-ти
3 ад ач и : Вооружить их приёмами конструктивного поведения по оказанию детям помощи в орг-ии уч. Д-ти
создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания; познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека; способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества; побудить родителей к деятельности по формирс ванию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Форма проведения: практическое занятие
Участники: родители, классный руководитель.
Орг. Момент
Разноцветие чувств
Кусок красный
Игра хорошо или плохо
Список самостояте-ти
Упр проктирования конструктивного паодхода действий по формированию учебной самостоятельности
Кусок зелёный
правила
УПРАЖНЕНИЕ «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО»
По очереди и по желанию закончите, пожалуйста, одно (или два) из высказываний:
Помогать ребенку –это хорошо
Помогать ребенку –это плохо
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая: то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание); правая: то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно.
Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать сам.
Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух.
Какие чувства у вас вызывает этот список?
Что вы чувствуете, слушая чужие списки?
Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.
Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с ошибками воспитания, например, недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека тоже может оказаться так же вредна, как и её недостаток.
Предлагаемый вашему вниманию тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.
Вот мнение Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Самостоятельность школьника - это "умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне" ("Делай вот это...", "Делай вот так..."). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению ("Я хочу это сделать...", "Мне нужно это сделать...", "Мне интересно это делать...").
То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.
О чем стоит задуматься?
- Не слишком ли часто мы даем понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не слишком ли часто оговариваем его ("Не лезь в разговоры взрослых", "Это не твоего ума дело")?
- Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребенка? К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого - мама не напомнила, бабушка не уследила...
Может, стоит спросить своего первоклассника: "Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?"; "У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?" (варианты: сделать то, что получается, позвонить однокласснику, отложить до прихода родителей и т.д.);
"У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?";
"Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?
" Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий.
Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.
Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.
Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов
Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом
Правило 6. Человек имеет право на ошибку. Главное ее исправить.
Ход собрания
Тема: ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Цели: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся.
Задачи: познакомить родителей с особенностями адаптации детей первого года обучения в школе; дать практические рекомендации по адаптации первоклассника.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители, педагог-пси- холог.
План проведения:
I. Психологический прием для родителей «Разноцветье чувств».
II. Выступление школьного врача. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
III. Выступление педагога-психолога. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
IV. Итоги собрания. Рефлексия.
V. Решение родительского собрания.
41
Предварительная подготовка:
Оформление выставки детских рисунков на тему «Теперь я первоклассник!»; фотовыставка на тему «Первый звонок», составление памяток для родителей; видеозапись «Впечатления детей о первых днях учебы в школе».
Оборудование: магнитная доска, комплекты разноцветных облаков для каждого родителя.
Интернет-ресурсы:
http://lib.znaimo.com.ua/docs/252/index-14877.html;
http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2037-trudnosti-adapta
cii-pervoklassnikov-k-shkole;
hltp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/rodite
lskoe-sobranie-trudnosti-adaptacii-pervoklassnikov-v
Ход собрании
I. Вступительное слово учителя.
- Ваши дети совсем недавно переступили порог школы, у них начался новый, очень серьезный и достаточно сложный период в жизни. Для Вас, родителей, этот период гак же сложен и ответственен. Что Вы ощутили, переступив со своим ребенком порог школы, какими эмоциями наполнены Ваши души после первой учебной недели? Давайте попробуем преобразить Ваши эмоции в цветовую гамму (проводится психологический прием «Разноцветье чувств»),
- У каждого на столе лежит набор разноцветных облачков (голубые - радостные, бодрые ощущения; зеленые - удивление и интерес; желтые - полное принятие нового; белые — настороженность. опаска; темно-синие - недовольство, возникшие трудноразрешимые проблемы; красные - тревога, граничащая со стрессовым состоянием), каждый родитель должен выбрать цвет облака, соответствующий его мироощущению после первых дней обучения ребенка к школе, и прикрепить свое облако на магнитной доске.
42
(Классный руководитель предлагает рассмотреть, каким получилось небо над головами родителей первоклассников радостным и безоблачным или настороженным. Если возникает необходимость, попросить родителей прокомментировать свои ощущения.)
- Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т. д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает ие только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберемся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Тру шость или легкость адаптации зависит от особенности нервной системы, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта.
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное, независимое поведение.
4.' Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во все сказанное ими.
43
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своем перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их Заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Школа тоже очень изменилась с того времени, когда Вы сами сидели за партой в качестве ученика. В условиях новых стандартов приоритетной целью образования стало личностно ориентированное обучение.
Главные задачи такого обучения:
1) сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование;
2) развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми;
3) сформировать учебную деятельность; научить ребенка учиться:
- уметь принимать учебную задачу;
- находить способы ее решения;
- отбирать нужные средства;
- контролировать свои шаги;
- самому оценивать полученные результаты.
II. Выступление школьного врача. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на три основных периода:
- ориентировочный, когда в ответ на комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением; эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели;
- неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит оптимальные или близкие к оптимальным варианты реакций на эти воздействия; /
- период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом неважно, какая это нагрузка: умственная, статическая (которую испытывает организм при вынужденной сидячей позе) или психологическая (общение в большом и разнородном коллективе).
Драматизирование школьных неудач, чрезмерные требования и моральное давление, как правило, оборачиваются неуравешенностыо ребенка, страхом несостоятельности, тревожности предчувствием новых неудач. Все это осложняет и без того
I. простую адаптацию ребенка к школе.
Продолжи тельность всех трех периодов адаптации - 5-6 недель, период относительно устойчивого приспособления длится до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели обучения (первый и второй периоды).
Чем же характеризуются эти первые недели обучения? Прежде всего низкой и неустойчивой работоспособностью, очень высоким уровнем напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом, последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.
На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
(Врач дает рекомендации по режиму дня первоклассника, организации правильного питания ребенка, процедурах закаливания и др.)
45
III. Выступление педагога-психолога. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением ФГОС проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-недагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, они безудержно носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.
Друг ие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезии носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переу гомлен- i ыми, так как школа для них является стрессогенным фактором; уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни даже не может идти в школу. У иных детей по утрам развивается рвота.
Ребенку необходимо помочь адаптироваться в школе. (Педа- гог-психолог дает рекомендации родителям.)
Рекомендации родителям
I. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку
о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Ученье - это нелегкий и ответственный груд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
48
IV. Итоги собрания. Рефлексия.
(Классный руководитель предлагает родителям посмотреть отрывок из видеозаписи, сделанной после нескольких дней обучения детей в школе, в которой они делятся своими впечатлениями о школе, о своем новом статусе ученика. Если возникает необходимость, то можно сделать сравнение между ощущениями родителей и их детьми.)
Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли Вы. У Вас много дел и без этого, поэтому:
- Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
- Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не Вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все эго теперь - его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
- Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
- Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
- Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
- Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят, то есть проявляйте уважение к школе как к самому важному делу Вашего ребенка.
- На первых порах просите ребенка «подсказать» Вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство, просто побыть в движении.
49
- Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа - не единственная.
- Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем Ваш ребенок дружил до школы.
- И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
- Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
- Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
Игра «Слово-эстафета».
Ведущая передает мяч одному из родителей и проговаривает фразу: «Мой ребенок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если...», родители должны продолжить начатое ведущим предложение и передать мяч следующему участнику игры.
V. Решение родительского собрания.
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, работоспособности, поддерживать связь с учителем.
2. Помогать детям в адаптационный период, оказывать поддержку.
3. Следить за режимом дня, постепенно приучая к нему ребенка.
4. Оборудовать уголок школьника.
В. Н. Гиревая
Тема: КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ
Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание.
П. Ф. Лесгафт
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
3 ад а ч и : расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми; выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся; выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, классный руководитель, учителя-пред- метники.
Предварительная подготовка:
1. При подготовке к собранию дети отвечают im следующие вопросы:
- Легко ли быть учеником?
- Что нужно делать, чтобы учение было успешным?
- Что обеспечивает успех урока?
- Почему мы хотим, чтобы ребенок хороню учился?
- Что способствует повышению успеваемости дома?
(Проводится видеосъемка ответов детей.)
2. Подготовка видеозаписи, на которой несколько учеников обучающихся на «отлично», рассказывают о том, что помогает им учиться на «5».
51
3. Заранее проводится анкетирование родителей по вопросам:
1) Поддерживаете ли Вы своего ребенка в учебной деятельности?
2) Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по своим проблемам?
3) Назовите самый любимый и самый сложный для Вашего ребенка учебные предметы.
4) Часто ли Вы обсуждаете с ребенком его учебу?
5) Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у Вас и у Вашего мужа (жены).
6) Назовите, что в течение последней недели читали Вы и Ваш муж (жена).
7) Назовите, что читал в течение последней недели Ваш ребенок.
8) Обсуждаете ли Вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
9) Наказываете ли Вы своего ребенка за промахи в учебе?
10) Любит ли Ваш ребенок учиться?
4. Подготовка памяток для родителей «Советы родителям: “психотерапия неуспеваемости”» (Приложение).
Ход проведении
I. Вступительное слово педагога.
Подводятся результаты анкетирования.
В детстве большинству детей кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие - нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие - материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей
неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.
Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объеме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учи тся, ведь учеба наших детей - это то, что сопровождает Вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем Вы (в разной степени, конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой и семьях!
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
II. Разыгрывание сценок детьми.
- Но прежде мы хотим, чтобы Вы улыбнулись, «вошли в проблему», для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем Вам шуточную сценку.
Дети разыгрывают сценку для родителей: диалог между мамой и ребенком.
- Когда ты собираешься делать уроки?
- После кино.
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно!
* * *
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!
III. Размышление на тему «Что значит хорошо учиться?».
Вопроскродителям:
- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (Ответы родителей па поставленный вопрос.)
- Стандартные ответы - чтобы был не хуже других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т. п. Но это - для нас. А как отвечали на этот вопрос дети?
(Просмотр видеозаписи с ответами детей.)
Вопрос к учителям:
- Что же, по Вашему мнению, обеспечивает успех урока? (Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.)
Исходя из вышесказанного, следует:
-для того чтобы повысить свою успеваемость, необходимо относиться к учебе ответственно;
- никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от Вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т. п.
-Давайте посмотрим видеосюжет, в котором успешные ученики делятся опытом секрета своего успеха в учебной деятельности. (Продолжение просмотра видеозаписи.)
-Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. (Классный руководитель предлагает родителям составить советы детям по повышению успеваемости.) Например:
1. Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
2. Составьте план изучения предметов.
3. Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
4. Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
54
Советы классною руководителя родителям учащихся:
1. Никогда не называйте ребенка бестолковым и т. п.
2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем Вы можете помочь.
4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
5. Не ругайте его, а учите!
- А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности.
IV. Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?»
- Разрешим школьные ситуации:
1. У ребенка конфликт на почве учебы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу.
2. Ребенок не любит какой-то предмет, или не выполняет заданий по нему вообще, или откладывает на потом и делает кое-как.
3. Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения.
V. Подведение итогов собрания.
- Сегодня мы убедились, что причин «неуспешной» учебной Деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и Вас, родителей. Каждый ребенок уникален. В заключение хочется пожелать, чтобы Ваши ребята не теряли времени даром и стара
лись изо всех сил хорошо учиться. Тогда Ваши старания увенчаются успехом в учебе ребенка, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение. Я подготовила для Вас буклеты «Психотерапия неуспеваемости» и с удовольствием предлагаю их Вам, завершая сегодняшний разговор (раздаются рекомендации родителям) (см. Приложение).
Приложение
Советы родителям:
«ПСИХОТЕРАПИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ»*
Правило первое: не бей лежачего.
«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту.
Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру! Иначе Ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к Вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для Вас особенно непереносим, который Вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься...
Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь Вы скорее встретите понимание и единодушие.
* По материалам О. В. Полянской, Т. И. Беляшкиной.
56
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В Ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой Вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то Вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
Не надо сравнивать успехи ребенка с успехами соседского мальчика. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу.
Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские «Не сделал, не старался, не учил!» порождает эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности.
Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
57
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели.
Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
О. В. Легедипа
IV. Решение родительского собрания.
1. Обсудить в семейном кругу вместе с детьми проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни класса.
Северное сияние
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Рыжие листья
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Машенька - ветреные косы