Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
ВЕДУЩИЙ 1: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!
Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.docx | 33.18 КБ |
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
ВЕДУЩИЙ 1: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!
Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
ВЕДУЩИЙ 2: Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война – история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войте мы посвящаем сегодняшний вечер.
ВЕДУЩИЙ 1: Стихи и песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
ВЕДУЩИЙ 2: Песни — как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие такие разные и непохожие, близкие и далекие песни.
О них у нас и пойдет речь сегодня.
ЧТЕЦ:
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывет над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали –
Так началась война.
Юрий Борисович Левитан. О начале войны 22 июня 1941 в 4:00
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!..
Ведущий 1: Стихи В.И.Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор М.И.Блантер. Она была первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. За считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу. Песня «Священная война».
ВЕДУЩИЙ 2: Шел третий день войны. Москва... настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога и боль затаились а глазах детей. Третий день... Каждую минуту смерть уносит молодые полные сил жизни сыновей, отцов, мужей...
Ведущий 1: Утром 24 июня 1941 г. на первой полосе газеты «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною.
С проклятой ордой...
Ведущий 2: Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня.
Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 г. Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню... Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».
Ведущий 1: Вновь и вновь — пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Звучит следующий куплет «Священной войны». Громко.
В 12 часов дня 22 июня 1941 г. все радиостанции страны передали обращение правительства к народу с призывом встать на защиту Отечества. В тот же день была объявлена мобилизация.
ЧТЕЦ:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
(А. Ахматова «Мужество»)
ЧТЕЦ:
На грозную битву вставайте!
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали!
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
Вы к нам приезжать — приезжайте,
Вот только не знаем куда.
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Последняя гаснет звезда...
И мы уезжаем далече,
Не знаю, увидимся ль мы.
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
До вечера после войны!
ВЕДУЩИЙ 2: «Многие из моих сочинений написаны в форме вальса, - вспоминал композитор Я.Френкель, - и это не случайно: форма вальса представляется мне наиболее доверительной. Всегда особое щемящее чувство вызывает духовой оркестр, играющий вальс. Кроме того, вальсу доступен большой образный диапазон - от невзыскательной, простодушной лирики до серьезного разговора на высокие темы о преданности и любви к Родине, о мужестве.
Ведущий 1: В 1966 году на экраны страны вышел художественный фильм «Женщины». Из песен, написанных Я.Френкелем для этого фильма, запомнились и стали известны две: «Любовь- кольцо», и «Кружится, кружится старый вальсок» - «Вальс расставания», - как его потом назвали авторы. «Песня эта сразу меня покорила, - рассказывает первая ее исполнительница Н.А.Сазонова, - «Мелодия вроде бы простая, не броская, но есть в ней что-то чудодейственное. Для меня это не просто песня, а песня-судьба - моя и такая же, как и женщин моего поколения. Нелёгкая им доля досталась. Но я знаю время, когда и они были счастливы, время, когда еще не было войны. После фильма, где бы в концертах или на встречах со зрителями я не выступала, не было случая, чтобы ее спеть не просили. Если даже забуду, обязательно напомнят, записки пишут или прямо из зала кричат: «Спойте пожалуйста, «Старый вальсок». Песня девочки.
Все мы любим милую «Катюшу».
Любим слушать, как она поет,
Из врага выматывает душу,
И друзьям отваги придает!
Ведущий 2: С такими словами пели мирную и ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 г., называя «катюшами» многоствольные реактивные минометы. Существовало множество военных вариантов «Катюши», которая была написана ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен Великой Отечественной.
Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».
Ведущий 1: Интересные сведения о "Катюше"
* Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.
* В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
* Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937.
* На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд.
* В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка».
* Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.
* В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
* Популярность как БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.
(Звучит песня «Катюша»
Ведущий 2: На защиту Отечества встал весь народ: и стар и млад, семнадцатилетние юноши и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт защитить Родину.
Поэтесса Юлия Друнина. Семнадцатилетняя юная девушка с 1941 г. окунулась в кровавый ужас войны. Она добровольно ушла в санитарный взвод медицинской сестрой, на своих хрупких девичьих плечах вытаскивала раненых бойцов с поля боя.
ЧТЕЦ: Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
(Ю. Друнина)
ЧТЕЦ: Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне!
(Ю. Друнина)
ЧТЕЦ: Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы —
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Ведущий 1: Зимой 1941-1942 гг. по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть о ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и окруженной легендами. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, а музыка — композитору Константину Листову. В том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно «родилась» в «белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.
Ведущий 2: Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта...
На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобрел десяток вариантов. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов, стала народной песней. Над лесами необъятными, Над полями перелетными, Над разрывами гранатными Песни-ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом, Шепчут травы тихим шорохом И о том, что сердцу дорого, Русским людям говорят.
(Звучит песня «Темная ночь», ел. В. Агапова, муз. Н. Богословского,
сначала громко, затем фоном)
Темная ночь,
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах.
Тускло звезды мерцают...
Ведущий 1: Трудно поверить, но эта песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совсем неожиданно в 1942 г. в далеком Ташкенте. Шли съемки фильма «Два бойца». По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», — признался режиссер композитору Никите Богословскому.
«Луков так зримо обрисовал ситуацию, — вспоминал композитор, — так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый...».
Ведущий 2: Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агапова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы.
Фильм «Два бойца» стал историей советской кинематографии. А песня живет и поныне, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
Сегодня у нас с вами есть счастливая возможность услышать снова эту песню...
(Песня «Темная ночь» звучит полностью).
ЧТЕЦ:Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(С К. Симонов «Жди меня»)
(Звучит песня «Землянка», ел. А. Суркова, муз. К. Листова)
Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни, согревающие души наших солдат 70 лет назад. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова песни:
На позицию девушка
Провожала бойца.
Темной ночью простилися
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Всё горел огонёк.
В годы войны эту песню знали и любили все — и на фронте, и в тылу. Достаточно сказать, что существовало до двадцати вариантов так называемых «ответов» на «Огонек», написанных самодеятельными поэтами. Чем объяснить ее славу? Прежде всего, великолепными стихами М. Исаковского.
(Звучит песня «Огонёк», ел. М. Исаковского, обр. Б. Мокроусова)
ВЕДУЩИЙ 2: Многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что на фронте, да и в тылу, «Огонёк» получил распространение на музыку неизвестного автора. Тщательное изучение показало, что песню поют на слегка изменённый мотив довоенного польского танго. Простая и немного сентиментальная мелодия как-то удивительно тесно слилась с задушевными словами большого мастера песни М. Исаковского. Его огромный талант дал мелодии новую силу.
(Далее звучит песня «Давай закурим», сл. И. Френкеля, муз. И. Табачникова)
ВЕДУЩИЙ 1: Нелегко приходилось бойцам Южного фронта в 1941 г. Необычайно рано для здешних мест наступила зима, уже в ноябре выпал снег. А потом вдруг потеплело, снег растаял, дороги «раскисли», покрылись непролазной грязью. В ней вязли машины, орудия, солдатские сапоги.
Именно в эти трудные дни родились стихи:
Теплый ветер дует.
Развезло дороги.
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге.
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Написал эти строчки старший батальонный комиссар Илья Френкель. «Какая строчка родилась первой? Вероятно, «будем вспоминать»... — говорил поэт. — Будет вспоминать — значит, будем живы, будет легче на душе, будет фашист разбит!».
ВЕДУЩИЙ 2: Военная служба свела поэта с композитором гвардии капитаном Модестом Табачниковым. «Давай закурим!» — моя первая и самая любимая песня. С неё началась моя творческая жизнь на фронте», — рассказывал композитор.
После её исполнения замечательной певицей Клавдией Шульженко песня стала известной всюду. Неоднократно записывалась на пластинки, звучала на радио.
ВЕДУЩИЙ 1: Много лет прошло с тех пор. Поэт не раз задумывался над тем, почему песенка с таким «легкомысленным» текстом осталась в памяти фронтовиков.
«Установил я только одно, — вспоминал он, — за моей спиной — годы встреч со множеством людей. И часто поводом к общению в эту военную пору служили заветные слова: «Нет ли закурить?» ...Чиркнет огонек, выдохнется колечко дыма, — и лед разбит, завязался разговор, иногда знакомство, иногда и больше, и дольше. А военному человеку — ещё и предметное ощущение связи с домой, кругом близких».
(Песня «Давай закурим»)
ВЕДУЩИЙ 1: В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры хроники, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города Орла 5 августа 1941г. Над развалинами города несется песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поёт: «Строчи, пулеметчик, за синий платочек, что был на плечах дорогих»... Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоустановкой...
Звучит песня «Синий платочек», сл. Я. Галицкого и М. Максимова,
муз. Е. Петербургского.
ВЕДУЩИЙ 2: «Синий платочек». Удивительная судьба у этой песни. История её начиналось её осенью 1939 г. В Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез много новых для столичного слушателя песен и среди них «Синий платочек». Москва буквально заболела «Синим платочком».
ВЕДУЩИЙ 1: Клавдия Шульженко, по её собственным словам, услышала «Синий платочек» ещё на концертах «Голубого джаза», но в свой репертуар не включила.
«Синий платочек» в том довоенном варианте, -писала певица, — мне понравился: легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся... Но текст меня не заинтересовал, показался банальным... Я пела для тех, кто днём и ночью дежурил на дороге жизни, ремонтировал её после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, и для тех, кто вел машины по льду».
ВЕДУЩИЙ 2: После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились К. Шульженко.
«В тот день после одной-единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей. «Приговор» был единодушным — повторить! И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы не звучало это требование...», — писала Шульженко.
(Песня «Синий платочек)
Война приближалась к завершению. Конец апреля и первые дни мая 1945 г. — время решительного штурма фашистской столицы. В воздухе пахло Победой. 29 апреля 1945 г. советские солдаты подошли к рейхстагу. Два дня продолжался его штурм. В ночь на 1 мая знамя победы, водруженное разведчиками Егоровым и Кантария, взметнулось над Берлином.
ЧТЕЦ: Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Там, где мы брали кровью, с бою
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.
Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идёт, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас.
И мир прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
(М. Дудин)
ВЕДУЩИЙ 2: В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков 9 мая считается праздником Победы — днём всенародного торжества.
ВЕДУЩИЙ 1: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «День Победы».
Цветущая сакура
Солдатская шинель
Рукавичка
Каргопольская игрушка
Петушок из русских сказок