Исследовательская работа «Креативность школьников», выполненная ученицей 3 класса ГБОУ гимназии № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области Секлетиной Ариной, посвящена проблеме креативности школьников.
Работа представляет собой обзор теоретического материала о креативности.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
Автором работы предложены методы исследованания креативности. После проведения простейших статистических методик, были сделаны выводы.
Автор работы приходит к выводу, что ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Но, хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Данная исследовательская работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения креативности детей.
Большое значение для развития креативности имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом.
Вложение | Размер |
---|---|
sekletina_arina_kreativnost_shkolnikov.docx | 164.22 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ”
Направление: педагогика
Тема: «Креативность школьников»
Секлетина Арина
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области
3 класс
Научный руководитель:
Баева Н.В.
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 1
г. Новокуйбышевска
Самарской области
г. Обнинск
2014/2015 учебный год
Аннотация
Исследовательская работа «Креативность школьников», выполненная ученицей 3 класса ГБОУ гимназии № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области Секлетиной Ариной, посвящена проблеме креативности школьников.
Работа представляет собой обзор теоретического материала о креативности.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
Автором работы предложены методы исследованания креативности. После проведения простейших статистических методик, были сделаны выводы.
Автор работы приходит к выводу, что ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Но, хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Данная исследовательская работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения креативности детей.
Большое значение для развития креативности имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….4
I. Подходы к исследованию и диагностике креативности………………………………….6
1.1. Понятие творческости (креативности)………………………………………………..6
1.2. Творческие способности младших школьников……………………………………..7
II. Исследование креативности у детей младшего школьного возраста…………………...7
2.1. Диагностика креативности с помощью теста Е. Торренса «Закончи рисунок»……7
2.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация…………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………………………... 16
Приложение …………………………………………………………………………………...17
Введение
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий.
Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики общей и специфической одаренности. Недостаточно изученным остается и дивергентное (творческое) мышление.
Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность ученого (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека), сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека).
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.
Цель исследования: изучение креативности у младших школьников.
Объект исследования: креативность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: диагностика креативности
Гипотеза исследования: при условии, что учащиеся младших классов, показавшие высокий уровень креативности не всегда отличаются высокой успеваемостью и примерным поведением.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены задачи.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретические, эмпирические, метод статистической обработки результатов исследования
Новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие креативность как устойчивой характеристики личности, реализуемая в процессе творчества, выявлены и систематизированы психолого-педагогические условия, влияющие на развитие креативности в учебно-воспитательном процессе, впервые установлена взаимосвязь между критерием креативности «оригинальность мышления».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель развития креативности с учетом организации учебно-воспитательного процесса, выделен фактор активность как базовый источник развития креативности, обеспечивающий творческое проявление в деятельности. Полученные данные позволяют расширить представления о характере, процессе формирования и специфике развития креативности учащихся.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
I. Подходы к исследованию и диагностике креативности
1.1 Понятие творческости (креативности)
Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
-вербальную креативность;
-образную креативность.
Критерии креативности по Торренсу.
Беглость отражает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей»;
Оригинальность отражает «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы»;
Разработанность отражает «способность детально разрабатывать придуманные идеи»;
Абстрактность названий отражает «способность» выделять главное, способность понимать суть проблемы»
Сопротивление замыканию отражает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи»
Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
1.2. Творческие способности младших школьников
Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.
II. Исследование креативности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика креативности с помощью теста Е. Торренса «Закончи рисунок»
Тест Е. Торренса по праву считается классическим в области психодиагностики креативности. Он представляет собой мощный психодиагностический инструмент, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных заданий предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е. Торренса, по сравнению с результатами других тестов на креативность.
В данном исследовании был выбран метод диагностики креативности у школьников младшего возраста на основе теста "Закончи рисунок" из образной батареи тестов Е. Торренса. Данный способ исследования можно отнести и к проективному методу.
С точки зрения Е. Торренса, деятельность креативности начинается с появления чувствительности к недостаткам, отсутствию элементов, дисгармонии, проблемам и так далее. Согласно терминологии Е. Торренса, "...происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков".
Материал данного метода, используемый в исследованиях и диагностике, позволяет активизировать деятельность воображения, не ограничивая его (воображения) свободу действий; выявляет одно из главных его качеств - видение целостности объекта (явления, проекта, ситуации) раньше его составляющих частей. Возможность реконструировать, моделировать объект, комбинировать его составные части, используя анализ и синтез воображения, уже изначально «заложена» природой в детей, в их психический процесс воображения.
Данный тест способствует многозначному нахождению решений поставленных задач, предложенных заданий, развитию видения перспективы. Предложенный вариант теста представляет собой набор картинок с изображением некоторых элементов, незаконченных линий, фигур, используя которые участникам нужно нарисовать каждую картинку - проявляя своё воображение, применяя свои идеи, - закончив рисунок так, чтобы получилось осмысленное изображение. Тест предполагает использование 10-ти картинок, которые не повторяются и не дублируются по своим исходным данным (составляющим элементам), что даёт наиболее продуктивные и надёжные результаты. Детям раздаются отдельные листы бумаги с изображением простых элементов отдельных предметов, линий. Затем им предлагается, на основе каждой из предложенных картинок, нарисовать как можно больше рисунков, причём создание каждого рисунка может производиться как внутри контура, так и за его пределами; при любом, удобном для ребёнка, развороте листка бумаги с изображенной на нём фигурой. Время исполнения рисунков не ограничивается во избежание торопливости, неуверенности, тревожности детей. Слева или справа от каждого рисунка нужно написать название законченного рисунка. В тесте использованы следующие оценочные показатели: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность, сопротивление замыканию.
Тестирование проводилось в октябре месяце, 2014 года; в групповом варианте; в естественных условиях. Возрастной контингент участников 8-9 лет. Количество человек в классе - 22. Принимали участие дети обоих полов. При выполнении данной методики были использованы: стимульный материал (см. Приложение 1) - листы бумаги формата А4 с незаконченными изображениями фигур, карандаши простые и цветные, ручки, фломастеры. Прежде, чем раздать листы с заданием, детям было объяснено, что именно они будут делать (такой шаг дает возможность вызвать у них заинтересованность и создать мотивацию к выполнению задания).
Перед началом выполнения теста школьникам была зачитана инструкция к проведению теста. Для этого был использован следующий текст: "Ребята! Девочки и мальчики! Мы думаем, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам творческой работы. Эта работа покажет всем нам, насколько хорошо вы можете придумывать новое, оригинальное и решать различные ситуации. Для этого вам потребуются и ваше воображение, и способность думать, и умение создавать новые образы.
Мы надеемся, что вы дадите свободу своему воображению, и ваши замечательные результаты порадуют всех нас. Вам это понравится!
Итак, перед вами лист с десятью незаконченными рисунками. Если вы дорисуете к ним свои дополнительные линии, изображения, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь применять новые идеи. Дорисовывать можно что хотите, чем хотите и как хотите; лист можно поворачивать. После завершения рисунка дайте ему название, которое следует написать в строке слева или справа от рисунка." Затем тестируемым были розданы листы с 10-ю незавершёнными фигурами и было предложено приступить к работе.
Целью применения этого метода было определение уровня развития образной креативности у детей младшего школьного возраста.
Сначала следует определить, стоит ли результат засчитывать, т. е, релевантен ли он заданию. Те варианты, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются результаты, в которых не выполнено основное условие задания: использование исходного элемента; это те результаты, в которых рисунок участника никак не связан с незавершёнными фигурами, изображениями.
Обработка ответов.
Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Для этого составляем списки тестируемых школьников, списки критериев, определяем баллы выполнения заданий теста. Записываем все данные в соответствующие им графы.
Определяем баллы за продуктивность (количественный показатель): его высчитываем по выполненному числу замыслов, композиций, идей с использованием исходного изображения. Максимальный балл - 10.
Определяем баллы за оригинальность: это результаты, в которых тестируемые:
- проявляют оригинальность, находчивость, пластичность, фантазии; здесь засчитывается максимально 2 балла, минимально - 0 баллов;
- объединяют несколько исходных фигур, элементов в единый рисунок. Такие результаты указывают на нестандартность воображения, творческого мышления и отхождение от общепринятого ограничения. Инструкция к тесту и раздельность исходных элементов рисунков никаким образом не указывает на возможность такого решения, но, вместе с тем, и не запрещает его. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
- за объединение двух рисунков - 2 балла;
- за объединение 3-5 рисунков - 5 баллов;
- за объединение 6-10 рисунков - 10 баллов (максимальная).
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность. Высокие значения этого показателя характеризуют высокую творческую и интеллектуальную активность, неконформность, устойчивость жизненных позиций. Оригинальность решения способствует умению конструировать.
Определяем баллы за разработанность: при оценке тщательности разработки ответов, баллы даются за каждую значительную деталь, идею, дополняющую исходный стимульный элемент, как в границах его контура, так и за его пределами. При этом, однако, добавленный элемент каждого рисунка должен быть значительным, иначе его разработанность не оценивается. Таким образом, по 1 баллу даётся за:
- каждую существенную добавленную деталь. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается;
- цвет (если он дополняет основную идею рисунка; создаёт фон);
- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею): тени, объём, тональность;
- украшение (если оно имеет смысл);
- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному изображению: так, одинаковые предметы, фигуры разного размера могут передавать идею пространства, перспективу;
- поворот рисунка на 90 градусов и более; необычность ракурса (например, вид изнутри); выход за рамки задания большей части рисунка;
- каждое дополнение в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, то подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - пояс, шарф и т. д., то она оценивается одним баллом.
Максимальное количество баллов равно 10-ти.
Таким образом, данный метод даёт возможность достаточно полного изучения креативности у детей младшего школьного возраста; её особенностей и диагностики.
2.2 Анализ результатов исследования и их интерпретация
В качестве шкальных значений в образной батарее используются Т-стандартные баллы (М=50 и σ=10).
Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по каждому показателю («Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность», «Сопротивление замыканию»)
Используется формула:
Т = 50+10 · Хi –М/σ, где
Хi - сырая оценка показателя (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность, замыкание) у данного обследуемого;
М – среднее арифметическое значение показателя (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность, замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (таблица 1);
σ – стандартное отклонение значений показателя (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность, замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (таблица 1).
Нормативные данные ( М и σ), необходимые для получения Т-баллов, представлены в
Таблице 1.
Таблица 1. Средне - арифметические значения (М) и стандартные отклонения (σ) показателей Образной креативности (Российская выборка).
Возраст | Беглость | Оригинальность | Разработанность названий | Абстрактность | Сопротивление замыканию | |||||
М | σ | М | σ | М | σ | М | σ | М | σ | |
8-9 лет | 6,7 | 2,2 | 4,2 | 2,5 | 1,5 | 0,6 | 1,3 | 1,3 | 7,7 | 3,3 |
Проведя анализ, мы получаем следующие диагностические данные, представленные в Таблице 2
Таблица 2.
Значения показателей теста (в баллах) учащихся 3-го класса
ФИ | беглость | оригинальность | разработанность | абстрактность | сопротивление замыканию |
Афонина Алиса | 65 | 65,2 | 75 | 78 | 65 |
Балашова Алина | 51,3 | 57,2 | 58,3 | 40 | 59,1 |
Бобровская Анна | 65 | 61,2 | 75 | 63 | 65 |
Гиниятуллина Эльза | 65 | 57,2 | 75 | 47,6 | 53,6 |
Грачев Григорий | 65 | 69,2 | 58,3 | 40 | 61,9 |
Евтюхина Елизавета | 37,7 | 41,2 | 41,6 | 40 | 48 |
Емельянова Полина | 46,8 | 53,2 | 58,3 | 40 | 59,1 |
Есакова София | 65 | 61,2 | 75 | 40 | 73 |
Жахьянов Азат | 60 | 49,2 | 75 | 40 | 65 |
Каргина Елена | 65 | 45,2 | 75 | 40 | 70,2 |
Колыханов Даниил | 51,3 | 57,2 | 58,3 | 47,6 | 53,6 |
Кондулуков Егор | 65 | 53,2 | 75 | 47,6 | 61,9 |
Кузнецов Артем | 56 | 57,2 | 58,3 | 70,7 | 61,9 |
Курова Ольга | 65 | 65,2 | 58,3 | 47,6 | 65 |
Лущаева Софья | 60 | 57,2 | 58,3 | 55 | 48 |
Мещерякова Диана | 65 | 57,2 | 58,3 | 40 | 73 |
Поташников Максим | 65 | 61,2 | 75 | 55,3 | 65 |
Пугачева Анна | 33,1 | 41,2 | 41,6 | 47,6 | 42,5 |
Пушкарев Иван | 42,2 | 49,2 | 58,3 | 40 | 45,2 |
Самойленко Роман | 60,4 | 65,2 | 58,3 | 40 | 73 |
Самсонов Андрей | 65 | 65,2 | 58,2 | 47,6 | 56,3 |
Секлетина Арина | 65 | 61,2 | 75 | 55,3 | 70,2 |
Для получения обобщенного показателя «Образная креативность» (ТОК) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (ТБ), Оригинальности (ТО), Разработанности (ТР), Абстрактности названий (ТН), Замыканию (ТЗ) и поделить эту сумму на пять:
Т ОК =( ТБ + ТО+ ТР+ ТН+ ТЗ) : 5
Результаты представлены в Таблице 3.
Таблица 3
ФИ | Образная креативность |
Афонина Алиса | 69 |
Балашова Алина | 53 |
Бобровская Анна | 65 |
Гиниятуллина Эльза | 59 |
Грачев Григорий | 58 |
Евтюхина Елизавета | 41 |
Емельянова Полина | 51 |
Есакова София | 62 |
Жахьянов Азат | 57 |
Каргина Елена | 59 |
Колыханов Даниил | 53 |
Кондулуков Егор | 60 |
Кузнецов Артем | 60 |
Курова Ольга | 60 |
Лущаева Софья | 55 |
Мещерякова Диана | 58 |
Поташников Максим | 64 |
Пугачева Анна | 41 |
Пушкарев Иван | 46 |
Самойленко Роман | 59 |
Самсонов Андрей | 58 |
Секлетина Арина | 65 |
Интерпретация основных показателей Образной креативности.
Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе «Образная креативность» (ТОК).
Для качественной характеристики количественных значений ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ и ТОК используется таблица:
Т - баллы | Характеристика |
>70 | Очень высоко(превосходно) |
66-70 | Выше нормы |
61-65 | Несколько выше нормы |
40-60 | Норма |
35-39 | Несколько ниже нормы |
30-34 | Ниже нормы |
<30 | Очень низко |
Качественное своеобразие Образной креативности по классу представлена на диаграмме. (Приложение 2)
Для изучения взаимосвязи между успешностью в учебе и творческостью были подсчитаны коэффициенты между средним школьным баллом, полученным в конце обучения во 2-м классе, и показателями творческости. Все полученные коэффициенты незначимы.
Не удалось получить никакой явной функциональной зависимости (графическим путем), что также свидетельствует об отсутствии функциональной связи между творческостью и успешностью в учебе. Наблюдался большой разброс данных по всей области определения, то есть одинаковому показателю творческости мог соответствовать как низкий (3,0), так и высокий школьный балл (4,9).
Правда, можно отметить наличие определенной закономерности. Ребенок, обладающий большим творческим потенциалом вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
Наши выводы об отсутствии однозначной связи между успешностью в учебе и творческостью согласуются с многочисленными данными зарубежных авторов.
Заключение
С давних времён учёные пытались разгадать загадку творческих способностей человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к творчеству исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила. Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д.
Это внимание ученых определяет важность проблемы учета креативности у детей.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность.
На наш взгляд, созданная в данном исследовании теоретическая и экспериментальная база позволяют продолжить исследование в этой области. Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Креативная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Учитель при правильном подходе может положительно влиять на развитие креативности у своих учеников.
Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности, мы предложили свои рекомендации:
- осознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;
- понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;
- обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;
- четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;
- по мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;
- уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;
- признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;
- делегирование ответственности за выполняемую работу между учениками и предоставление возможности принятия самостоятельных решений.
Известно, что развитие креативности младших школьников способствует формированию творческой позиции, что, в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию. Поэтому нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогического сопровождения. Включение педагогического сопровождения позволяет учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способную направлять собственное развитие.
Таким образом, можно подвести итог, что одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1
1 | 6 |
2 | 7 |
3 | 8 |
4 | 9 |
5 | 10 |
Приложение 2
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать ветку ели?
Свадьба в Малиновке
Растрёпанный воробей
Дерево в снегу